Статья "Устное народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"
статья (младшая группа)
В данной статье представлена информация о малых формах фольклора и их влиянии на становлении речи детей младшего дошкольного возраста, описаны примеры фольклорных форм, которые педагог может использовать в своей работе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Устное народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста
Автор статьи: Карих Ольга Олеговна, МК ДОУ д/с №329, воспитатель.
В данной статье представлена информация о малых формах фольклора и их влиянии на становлении речи детей младшего дошкольного возраста, описаны примеры фольклорных форм, которые педагог может использовать в своей работе.
Ключевые слова: речь, младший дошкольный возраст, сказки, потешки, загадки, пословицы, фольклор, устное народное творчество.
В младшем дошкольном возрасте устное народное творчество является одним из главных средств воспитания. Содержание произведений устного народного творчества несет в себе огромный воспитательный заряд. В них отражаются и исторически сохраняются присущие народу черты характера, мышления. Через устный фольклор, овладевая родным языком, обычаями, ребенок дошкольного возраста получает первые представления о культуре своего народа. Устное народное творчество изучали многие педагоги, в том числе Т.С. Комарова, А. П. Усова которые считают, что в устном народном творчестве заключен богатейший воспитательный материал, используя который мы вводим ребенка в более широкий мир деятельности человека.
За многовековую историю создано множество песен, прибауток, потешек, дающих возможность в приятной и доступной ребенку форме обучать его. Произведения устного фольклора можно использовать на занятиях, в режимных моментах, в различных играх. Они способствуют воспитанию дружелюбия и доброжелательности к взрослому и сверстникам, помогают в установлении эмоционального контакта, а в дальнейшем эмоционального общения взрослого с малышом. [5, с. 23]
Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Дошкольное детство – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей. Ребёнок пользуется речью для того, чтобы выразить свои мысли, чувства, т.е. воздействовать на окружающий мир. В процессе общения проявляются его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает психику малыша, позволяет воспринимать ему явления более осознанно и произвольно.
Младший дошкольный возраст имеет особое значение для речевого развития ребенка. Ребенок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учиться говорить — овладевает умением выговаривать определенные звукосочетания. По мере того как возрастают произносительные способности ребенка, увеличивается и его умение понимать речь окружающих. И через некоторое время, произнося слова, а затем, связывая их между собой в предложения и фразы, ребенок овладевает особенностью ясно и последовательно выражать свои мысли. [3, с.15]
Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.
Важнейшим источником развития детской речи и ее выразительности являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, сказки, прибаутки).
Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
В теории дошкольного воспитания вопросы восприятия фольклора в разных аспектах рассматривались исследователями и практиками (К.Д.Ушинский, О.И.Капица, Г.С.Виноградов, А.П.Усова, Е.А.Флерина, Г.Гучене, М.Ю.Новицкая, Р.П.Боша, А.Е.Шибицкая, Н.Ф.Самсонюк и другие).
Эти исследователи отмечают большой интерес детей к произведениям устного народного творчества. Определено влияние произведений словесного творчества народа на образность и выразительность речи детей дошкольного возраста (Р.П.Боша, Н.Н.Насруллаева).
Исследования педагогов (например, Л.С.Выготский, Д.Б. Богоявленская, А.В. Запорожец, О.С.Ушакова) показывают, что младший дошкольный возраст является периодом особой восприимчивости к звуковой стороне речи, к языку. [5, с.38]
Загадки
Загадкой называют образное описание какого- то предмета/явления, по которому нужно понять о чем именно идет речь. Педагоги широко используют в своей работе загадки. Они стимулируют ребенка к размышлению, наблюдению, познанию. В работе педагога загадка занимает важное место. Загадки можно использовать как в образовательной деятельности, так и в индивидуальной работе с детьми. [1, с.123-124]
Ку-ка-ре-ку кричит он звонко,
Хлопает крыльями громко-громко,
Курочек верный пастух,
Как зовут его? (петух).
Пословицы
Русские народные пословицы простыми словами объясняют ребенку смысл этих выражений, обогащают словарный запас, знакомят его с такими важными темами, как отношения в семье, дружба, труд. [2, с.16-20]
Когда я ем, я глух и нем.
Поспешишь — людей насмешишь.
Друга за деньги не купишь.
Потешки
Потешка – это весёлая народная песенка. Слово потешка происходит от слова потешаться (беззлобно подсмеиваться; подшучивать над кем-либо, чем-либо). Когда детей убаюкивали или веселили, чтобы они не плакали, им рассказывали или пели такие потешки. Несмотря на то, что потешки представляют собой самую коротенькую форму стишка складного, они быстро запоминаются, и оставляют свой отпечаток на восприятии малыша. Потешки способствуют быстрому развитию речи и ребенка, в том числе и развитию памяти, логики, мышления. Потешки быстро запоминаются малышом, благодаря их четкому ритму, и своеобразной напевности. [5, с.205]
А коток, коток, коток,
Кучерявенький лобок,
Украл у бабушки клубок,
И запрятал в уголок,
А бабушка догнала
За чубочек подрала.
Сказки
Сказка – это повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях. Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите. Сам процесс игры в сказку тесно связано со развитием речи детей дошкольного возраста.
Игра в сказку способствует активизации разных сторон речи детей: словаря; грамматического строя; диалогической и монологической речи; совершенствованию звуковой стороны речи. [4, с. 18-28]
Подведя итоги, можно сказать, что устное народное творчество благотворно влияет на развитие речи в младшем дошкольном возрасте. Малые формы фольклора, представленные в статье, отобраны с учетом возрастных возможностей детей, легко запоминаются и воспроизводятся ребёнком. Воспитатель в ходе своей работы должен постоянно пользоваться устным народным творчеством, использование малых форм фольклора в развитии речи оправдывает себя.
Библиографический список:
- Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор: пособие для учителя. М.: Учпедгиз, 1957.- 240с.
- Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошкольное воспитание. – 1991. - №9. – С.16-20.
- Гербова В.В. Занятия по развитию речи в младшей группе детского сада : планы и конспекты занятий. Москва : Мозаика-Синтез, 2007. - 95с.
- Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2005. - №1. – С.18-28.
- Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение к истокам русской народной культуры. Программа. Учебно-методическое пособие. СПб.: Издательство «Детство – Пресс», 2010. – 304с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/24/picture-657077-1440425543.jpg)
Статья "Устное народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"
В статье раскрывается роль устного народного творчества в развитии детей младшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/21/picture-738888-1453366831.jpg)
Устное народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Консультация для педагогов....
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/19/picture-868286-1482134911.jpg)
Обобщение опыта работы по теме: «Устное народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Использование произведение русского народного фольклора, как средства развития речи детей младшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/08/picture-420486-1507476218.jpg)
Презентация "Народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"
Презентация "Народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/08/picture-420486-1507476218.jpg)
Консультация: "Народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста".
Консультация....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-588347-1516786286.jpg)
Консультация для родителей "Устное народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"
Раннее детство – это фундамент общего развития ребёнка. Именно в ранние годы закладываются основы здоровья, интеллекта. Главным событием в интеллектуальном развитии ребёнка считается овладение р...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/15/picture-790962-1463330739.jpg)
Консультация для педагогов «Устное народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Консультация для педагогов«Устное народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста» В младшем дошкольном воз...