Методическая разработка "Традиции русского народа. Чаепитие на Руси"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
Данная разработка может использоваться как в старших группах ДОУ, так в начальных классах школы. В конспекте я продолжаю знакомить детей с традициями и обычаями старой Руси. Вместе с детьми учимся заваривать травяные чаи, вспоминаем стихи, пословицы, загадки о самоваре, учимся придумывать двух и трехслоговые слова.
Прививаем любовь к Родине, развиваем патриотизм!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 186.78 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Михневская СОШ (дошкольное отделение д/сад «Осинка»)
Конспект ООД
«Традиции русского народа. Чаепитие на Руси»
Подготовила и провела:
воспитатель Колесина Н.А.
Цель:
Продолжать прививать детям интерес к традициям и обычаям русского народа.
Задачи:
Образовательные:
Учить детей использовать в речи шутки, небылицы, пословицы, стихи;
учить отгадывать загадки, отвечать на вопросы педагога сложными предложениями;
учить придумывать двух и трех слоговые слова,
определять растение по листочку, запаху, его внешнему виду.
Развивающие:
Развивать желание узнавать новое о традициях и обычаях русского народа, запоминать их и применять в современной жизни,
развивать связную речь детей.
Воспитательные:
Воспитывать патриотизм, умение сохранять традиции и обычаи нашей Родины
Ход ООД
В центре группы на столе - самовар, угощение к чаю, заварочные чайники, пакетики с засушенной травой, столы и стулья для гостей и детей.
Девочка (встречает гостей хлебом-солью)
«Хлебом - солью привечаем
Самовар на стол несем
Мы за чаем не скучаем
Говорим о том, о сем.»
Приглашаем вас на чаепитие.
Гости проходят, рассаживаются за столами. Дети садятся на стульчики.
Воспитатель:
«Есть на Руси множество обычаев, не связанных с праздничными и торжественными датами, но эти обычаи определяют образ жизни нашего народа и всей страны. Один из этих обычаев - русское чаепитие. Чай - один из самых любимых напитков в мире, но в каждой стране его пьют по-разному. Сегодня мы поговорим с вами о том, как пьют чай в России. Трудно поверить, но чай на Руси
пьют совсем недавно, с 17 века. А задолго до того, да и сейчас, мы пили и пьем травяные чаи и фруктовые напитки.
Воспитатель:
- В чем кипятили воду наши предки? Дети:
- В самоваре, в чугунке, в чайнике, в котелке.
Воспитатель:
-Ребята, а в чем мы сейчас кипятим воду?
Дети:
- В простом чайнике, в электрическом чайнике, в кастрюле.
Воспитатель:
- А в чем заваривают чай?
Дети:
- Чай заваривают в маленьком чайнике, он называется заварочным
Воспитатель:
- Молодцы, ребята. А из чего можно пить чай?
Дети:
- Чай можно пить из чашек, из чайных блюдец, из стаканов, из бокалов.
Воспитатель:
- Умники мальчики, умницы девочки. Вы правильно ответили на все вопросы. Скорее всего, когда на Руси чай стал любимым напитком и был изобретен самовар. Что это такое, вы уже знаете. Родиной самовара считается город Тула. Самовары есть и сейчас, но они, в основном, электрические или просто для красоты, сувенирные. А сейчас дети загадают вам загадки, а вы их попытайтесь отгадать.
Дети загадывают загадки о самоваре
Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит
Всем пить чай он велит (самовар)
У носатого, у Фоки,
Постоянно руки в боки,
Фока воду кипятит
И как зеркало блестит (самовар)
Сверху дыра, снизу дыра
А посередине огонь да вода (самовар)
Затем воспитатель вместе с детьми рассматривает иллюстрации с изображением русского чаепития, обсуждают многообразие русских самоваров.
Игра «Назови вкусное слово к чаю»
Дети называют слова, состоящие из 2 – х, 3 – х слогов
Появляются скоморохи (дети), поют чайные частушки
Частушки чайные.
На столе у нас пирог,
Пышки и ватрушки,
Так споем же под чаек
Чайные частушки.
Чай душистый мы попьем,
С вкусным сладким пирогом,
Как всем весело кругом,
Топай крепко каблуком
Самовар гудит, сопит,
Сразу видно, он не спит,
Варит чай душистый,
Без чаинок, чистый.
В чае я души не чаю,
Силу в нем приобретаю,
Подавайте чашку чая,
В дружбе я не подкачаю
Воспитатель:
Сверху пар - снизу пар
Шипит наш русский самовар
Вот так мы и живем
Пряники жуем, чаем запиваем,
Всех в гости приглашаем
Кстати, в г. Туле и стали печь пряники с медом, с повидлом внутри. Такой пряник называется печатным, делают его при помощи деревянных трафаретов, с различными надписями, например: «Хочешь чаю хлебнуть, про меня не забудь», или «Родом я из Тулы - самовару брат» (показать тульский пряник)
Воспитатель:
- Ребята, а сейчас мне, да и нашим гостям будет интересно узнать, а с чем любите пить чай вы?
Дети отвечают загадками.
Я сладкая, я сдобная, я гладкая
Вкусное творенье
В середине у меня варенье! (ватрушка)
Мы сестрички – круглянки,
Испеклись спозаранку.
К чаю торопились.
Вот и прикатились (баранки)
На припеке у пеньков,
Много тонких стебельков,
Каждый тонкий стебелек,
Держит алый огонек,
Разгибаем стебельки
Собираем огоньки (земляника)
Черных ягод пышный куст
Хороши они на вкус (смородина)
Цвета желтого всегда
Очень всем полезен,
Хоть и кислый он на вкус
Зато от всех болезней (лимон)
Бусы красные висят
Из кустов на нас глядят
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи (малина)
Я бел, как снег,
В чести у всех,
Я нравлюсь вам
Во вред зубам (сахар)
С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед
А меня все обижают
Шкурку тонкую сдирают (липа)
Воспитатель спрашивает детей о том, какой чай пьют они дома. Дети показывают рисунки, рассказывают о том, какой чай любят пить в их семье (домашнее задание 3 – 4 детям)
Воспитатель: ( обобщает ответы детей)
«Да, ребята, чай может быть разным: липовым, малиновым и т.д., чаев очень много, все зависит от фантазии и вкуса того человека, который пьет чай. А сейчас мы с вами попробуем заварить чай самостоятельно. Для этого используем те травы, которые мы с вами засушили летом».
Дети стоят вокруг стола, на котором расположены заварочные чайники. В бумажных пакетах высушенные травы: ягоды, листья, заготовленные детьми с воспитателем летом. Это липа, земляника, вишня, малина, мята, смородина. Воспитатель предлагает по запаху листьев, по ягодам, по внешнему виду определить их название.
Игра: «Узнай по запаху и листочку».
Затем дети раскладывают траву в заварочные чайники, на чайниках – картинки с изображением травы.
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель заливает травы в чайниках кипятком. Дает настояться.
Воспитатель:
-Ребята, а вы знаете о том, что во время чаепития, которое могло продолжаться очень долго, благодаря тому, что вода в самоваре долго не остывала, люди вели задушевную беседу, вспоминали интересные события из своей жизни, шутили. И проводили за чаем иногда по несколько часов. Выпить 5-6 чашек этого ароматного напитка, заедая его конфетами, расписными пряниками и баранками было в порядке вещей. Вообще-то это просто так говорится «чашек», а на самом деле, в основном, по русской традиции, чай пили из блюдечек. Сыпать в чай сахар было не принято. Им пользовались, как правило, вприкуску. Когда кто-то заканчивал чаепитие, то переворачивал блюдечко или чашку вверх дном и клал сверху остатки сахара.
А мы сейчас с вами послушаем небылицы - перевертыши
Дети рассказывают небылицы
Лошадь ела сало, а мужик овес.
Лошадь села в сани
А мужик повез
Крыши испугались,
Сели на ворон
Лошадь погоняла
Мужика кнутом.
Ехала деревня мимо мужика
Вдруг из-под собаки лают ворота
Выскочила палка с бабкой в руке
И давай дубасить коня на мужике.
Как петух в печи пироги печет
А кошка на окошке рубаху шьет
Поросенок в ступе горох топчет
Конь у крыльца в три копыта бьет
Уточка в сережках избу метет
Воспитатель:
- Отшумели посиделки.
Это вовсе не безделки
Отдыхать надо уметь
Чтоб покой души иметь
А сейчас настало время и чайку испить. Милости просим к нашему столу.
Дети вместе с гостями пьют чай из самовара.
Литература:
- Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. М.: ЦГЛ, 2005г
- Н. Леонова: Чаепитие. Знакомство дошкольников с русскими народными традициями
Ресурсы интернет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Русский самовар и чаепитие на Руси"
Тема: «Русский самовар и чаепитие на Руси»Цель: приобщение детей к русской народной культуре: ознакомить с традицией чаепития на Руси.Образовательные задачи: расширить общий кругозор ребенка; ознакоми...

Проектная деятельность "История чаепития на Руси. Русский самовар"
Проектная деятельность "История чаепития на Руси. Русский самовар"...

Проект "Русский самовар и чаепитие на Руси"
Краткая аннотация.Целью данного проекта является формирование у детей первоначальных представлений об уникальности русского чаепития, сохранения русских народных традиций.Проект необходим взрослым и д...
Конспект НОД с детьми подготовительной группы. Тема: «Русский самовар и чаепитие на Руси»
Приобщение детей к русской народной культуре, ознакомление с традицией чаепития на Руси....

«Русский самовар и чаепитие на Руси»
Занятие в мини-музее "Русская изба"по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре, к ее традициям....