Методическая разработка "Традиции русского народа. Чаепитие на Руси"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Колесина Надежда Алексеевна

Данная разработка может использоваться как в старших группах ДОУ, так в начальных классах школы. В конспекте я продолжаю знакомить детей с традициями и обычаями старой Руси. Вместе с детьми учимся заваривать травяные чаи, вспоминаем стихи, пословицы, загадки о самоваре, учимся придумывать двух и трехслоговые слова.

Прививаем любовь к Родине, развиваем патриотизм!

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ Михневская СОШ (дошкольное отделение д/сад «Осинка»)

Конспект ООД

«Традиции русского народа. Чаепитие на Руси»

Подготовила и провела:

воспитатель Колесина Н.А.

Цель:

Продолжать прививать детям интерес к традициям и обычаям русского народа.

Задачи:

Образовательные:

Учить детей использовать в речи шутки, небылицы, пословицы, стихи;

учить отгадывать загадки, отвечать на вопросы педагога сложными предложениями;

учить придумывать двух и трех слоговые слова,

определять растение по листочку, запаху, его внешнему виду.

Развивающие:

Развивать желание узнавать новое о традициях и обычаях русского народа, запоминать их и применять в современной жизни,

развивать связную речь детей.

Воспитательные:

Воспитывать патриотизм, умение сохранять традиции и обычаи нашей Родины

Ход ООД

В центре группы на столе - самовар, угощение к чаю, заварочные чайники, пакетики с засушенной травой, столы и стулья для гостей и детей.

Девочка (встречает гостей хлебом-солью)

«Хлебом - солью привечаем

Самовар на стол несем

Мы за чаем не скучаем

Говорим о том, о сем.»

Приглашаем вас на чаепитие.

Гости проходят, рассаживаются за столами. Дети садятся на стульчики.

Воспитатель:

«Есть на Руси множество обычаев, не связанных с праздничными и торжественными датами, но эти обычаи определяют образ жизни нашего народа и всей страны. Один из этих обычаев - русское чаепитие. Чай - один из самых любимых напитков в мире, но в каждой стране его пьют по-разному. Сегодня мы поговорим с вами о том, как пьют чай в России. Трудно поверить, но чай на Руси

пьют совсем недавно, с 17 века. А задолго до того, да и сейчас, мы пили и пьем травяные чаи и фруктовые напитки.

Воспитатель:

- В чем кипятили воду наши предки? Дети:

- В самоваре, в чугунке, в чайнике, в котелке.

Воспитатель:

-Ребята, а в чем мы сейчас кипятим воду?

Дети:

- В простом чайнике, в электрическом чайнике, в кастрюле.

Воспитатель:

- А в чем заваривают чай?

Дети:

- Чай заваривают в маленьком чайнике, он называется заварочным

Воспитатель:

- Молодцы, ребята. А из чего можно пить чай?

Дети:

- Чай можно пить из чашек, из чайных блюдец, из стаканов, из бокалов.

Воспитатель:

- Умники мальчики, умницы девочки. Вы правильно ответили на все вопросы. Скорее всего, когда на Руси чай стал любимым напитком и был изобретен самовар. Что это такое, вы уже знаете. Родиной самовара считается город Тула. Самовары есть и сейчас, но они, в основном, электрические или просто для красоты, сувенирные. А сейчас дети загадают вам загадки, а вы их попытайтесь отгадать.

Дети загадывают загадки о самоваре

Стоит толстячок,

Подбоченивши бочок,

Шипит и кипит

Всем пить чай он велит (самовар)

У носатого, у Фоки,

Постоянно руки в боки,

Фока воду кипятит

И как зеркало блестит (самовар)

Сверху дыра, снизу дыра

А посередине огонь да вода (самовар)

Затем воспитатель вместе с детьми рассматривает иллюстрации с изображением русского чаепития, обсуждают многообразие русских самоваров.

Игра «Назови вкусное слово к чаю»

Дети называют слова, состоящие из 2 – х, 3 – х слогов

Появляются скоморохи (дети), поют чайные частушки

Частушки чайные.

На столе у нас пирог,

Пышки и ватрушки,

Так споем же под чаек

Чайные частушки.

Чай душистый мы попьем,

С вкусным сладким пирогом,

Как всем весело кругом,

Топай крепко каблуком

Самовар гудит, сопит,

Сразу видно, он не спит,

Варит чай душистый,

Без чаинок, чистый.

В чае я души не чаю,

Силу в нем приобретаю,

Подавайте чашку чая,

В дружбе я не подкачаю

Воспитатель:

Сверху пар - снизу пар

Шипит наш русский самовар

Вот так мы и живем

Пряники жуем, чаем запиваем,

Всех в гости приглашаем

Кстати, в г. Туле и стали печь пряники с медом, с повидлом внутри. Такой пряник называется печатным, делают его при помощи деревянных трафаретов, с различными надписями, например: «Хочешь чаю хлебнуть, про меня не забудь», или «Родом я из Тулы - самовару брат» (показать тульский пряник)

Воспитатель:

- Ребята, а сейчас мне, да и нашим гостям будет интересно узнать, а с чем любите пить чай вы?

Дети отвечают загадками.

Я сладкая, я сдобная, я гладкая

Вкусное творенье

В середине у меня варенье! (ватрушка)

Мы сестрички – круглянки,

Испеклись спозаранку.

К чаю торопились.

Вот и прикатились (баранки)

На припеке у пеньков,

Много тонких стебельков,

Каждый тонкий стебелек,

Держит алый огонек,

Разгибаем стебельки

Собираем огоньки (земляника)

Черных ягод пышный куст

Хороши они на вкус (смородина)

Цвета желтого всегда

Очень всем полезен,

Хоть и кислый он на вкус

Зато от всех болезней (лимон)

Бусы красные висят

Из кустов на нас глядят

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи (малина)

Я бел, как снег,

В чести у всех,

Я нравлюсь вам

Во вред зубам (сахар)

С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед

А меня все обижают

Шкурку тонкую сдирают (липа)

Воспитатель спрашивает детей о том, какой чай пьют они дома. Дети показывают рисунки, рассказывают о том, какой чай любят пить в их семье (домашнее задание 3 – 4 детям)

Воспитатель: ( обобщает ответы детей)

«Да, ребята, чай может быть разным: липовым, малиновым и т.д., чаев очень много, все зависит от фантазии и вкуса того человека, который пьет чай. А сейчас мы с вами попробуем заварить чай самостоятельно. Для этого используем те травы, которые мы с вами засушили летом».

Дети стоят вокруг стола, на котором расположены заварочные чайники. В бумажных пакетах высушенные травы: ягоды, листья, заготовленные детьми с воспитателем летом. Это липа, земляника, вишня, малина, мята, смородина. Воспитатель предлагает по запаху листьев, по ягодам, по внешнему виду определить их название.

Игра: «Узнай по запаху и листочку».

Затем дети раскладывают траву в заварочные чайники, на чайниках – картинки с изображением травы.

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель заливает травы в чайниках кипятком. Дает настояться.

Воспитатель:

-Ребята, а вы знаете о том, что во время чаепития, которое могло продолжаться очень долго, благодаря тому, что вода в самоваре долго не остывала, люди вели задушевную беседу, вспоминали интересные события из своей жизни, шутили. И проводили за чаем иногда по несколько часов. Выпить 5-6 чашек этого ароматного напитка, заедая его конфетами, расписными пряниками и баранками было в порядке вещей. Вообще-то это просто так говорится «чашек», а на самом деле, в основном, по русской традиции, чай пили из блюдечек. Сыпать в чай сахар было не принято. Им пользовались, как правило, вприкуску. Когда кто-то заканчивал чаепитие, то переворачивал блюдечко или чашку вверх дном и клал сверху остатки сахара.

А мы сейчас с вами послушаем небылицы - перевертыши

Дети рассказывают небылицы

Лошадь ела сало, а мужик овес.

Лошадь села в сани

А мужик повез

Крыши испугались,

Сели на ворон

Лошадь погоняла

Мужика кнутом.

Ехала деревня мимо мужика

Вдруг из-под собаки лают ворота

Выскочила палка с бабкой в руке

И давай дубасить коня на мужике.

Как петух в печи пироги печет

А кошка на окошке рубаху шьет

Поросенок в ступе горох топчет

Конь у крыльца в три копыта бьет

Уточка в сережках избу метет

Воспитатель:

- Отшумели посиделки.

Это вовсе не безделки

Отдыхать надо уметь

Чтоб покой души иметь

А сейчас настало время и чайку испить. Милости просим к нашему столу.

Дети вместе с гостями пьют чай из самовара.

Литература:

  • Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. М.: ЦГЛ, 2005г
  • Н. Леонова: Чаепитие. Знакомство дошкольников с русскими народными традициями

Ресурсы интернет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Русский самовар и чаепитие на Руси"

Тема: «Русский самовар и чаепитие на Руси»Цель: приобщение детей к русской народной культуре: ознакомить с традицией чаепития на Руси.Образовательные задачи: расширить общий кругозор ребенка; ознакоми...

Русский самовар и чаепитие на Руси

Русский самовар и чаепитие на Руси...

Проектная деятельность "История чаепития на Руси. Русский самовар"

Проектная деятельность "История чаепития на Руси. Русский самовар"...

Проект "Русский самовар и чаепитие на Руси"

Краткая аннотация.Целью данного проекта является формирование у детей первоначальных представлений об уникальности русского чаепития, сохранения русских народных традиций.Проект необходим взрослым и д...

Конспект НОД с детьми подготовительной группы. Тема: «Русский самовар и чаепитие на Руси»

Приобщение детей к русской народной культуре, ознакомление с традицией чаепития на Руси....

«Русский самовар и чаепитие на Руси»

Занятие в мини-музее "Русская изба"по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре, к ее традициям....