Конспект занятия "Новогодние традиции"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Цель: Формирование представлений детей о новогодних традициях в России.
Задачи:
1.Образовательные:
- Расширять представления старших дошкольников о традициях празднования Нового года в России;
- Способствовать развитию связной речи, обогащению словаря, умению выстраивать причинно-следственные связи;
- Систематизировать знания детей о сказках и сказочных героях, мультипликационных фильмов отечественного производства.
2.Развивающие:
- Развивать познавательную активность, умение логически и творчески мыслить;
- Развивать двигательные качества: быстроту движений, ловкость, выносливость.
3.Воспитательные:
- Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.
- Прививать гражданско-патриотические и духовно-нравственные чувства.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Предварительная работа:беседы о зиме, зимних праздниках в России. Разучивание стихов, песен, пословиц и поговорок о зиме и новогоднем празднике. Пение новогодних и хороводных песен, просмотр отечественных мультфильмов про Новый год. Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением новогоднего праздника и наряженной елки, а также сказочных героев: Деда Мороза, Снегурочки, снеговика.
Словарная работа:
Методические приемы:
Словесные – беседа, рассказ, вопросы воспитателя;
наглядные – показ картинок «Дед Мороз, Снегурочка, Снеговик, елка»
практические – интерактивная игра «Викторина по сказкам».
Оборудование и материалы: магнитная доска, конверт с письмом, новогодняя открытка, инструкция по спасению Нового года, картинки Деда Мороза, ёлки, снеговика, Снегурочки.
Ход занятия:
Воспитатель читает стихотворение:
Гуляет русская зима,
Останови ее, попробуй!
Махнет рукой — бела земля.
Махнет другой - растут сугробы.
Белит деревья и дома.
Морозит устали не зная!
Гуляет русская зима,
Морозная, не злая!
В. Пашов
Воспитатель: Ребята, я сегодняшла как обычно в детский сад, и вдруг налетел сильный ветер, бросил мне письмо прямо в руки и улетел. Но на нем не написано от кого это письмо. Давайте заглянем в него, может там что-то проясниться.
Воспитатель достает письмо и читает его детям.
Воспитатель: Дорогие ребята! В нашей огромной стране случилась беда: взрослые перестали верить в сказки и чудеса. Только вы можете помочь вернуть им чувство волшебства и веры, устроив для них настоящий праздник. Но если вы не справитесь, то из нашего мира навсегда уйдут сказки и чудеса. А как спасти наш мир вы узнаете из инструкции.
Воспитатель: Ребят, кто мог прислать нам это письмо? Давайте разбираться. Здесь еще какая-то открытка «С Новым годом!», а в ней инструкция по спасению праздника. Странная открытка, я знаю «С 8 МАРТА», «С Днем рождения», «С Юбилеем», а это какой-то год, да еще и новый. Вы знаете, что это за праздник?
Дети: Новый год – это, кода приходит Дед Мороз.
Воспитатель:Что-то начинаю припоминать. Наши пра-пра-прадедушки и пра-пра-прабабушки встречали Новый год в марте и отмечали его, как праздник весны, солнца, тепла. Затем Новый год стали встречать 1 сентября, и только по указу Петра 1, началом Нового года стали считать 1 января. Значит нам с вами для спасения чудес и волшебства надо устроить празднование Нового года, нашего Российского. Ребят, как вы думаете, справимся мы с вами с этим сложным заданием?
Дети: да.
Воспитатель: С чего же нам начать спасать праздник? Посмотрим, что написано в инструкции… 1. Украсить новогоднее дерево. Я знаю, что в далеком прошлом, наши предки поклонялись дубу и березе. Был обычай выращивать в горшках или бочках вишни. Зацветет вишня – быть Новому году цветущим, счастливым. А какое сейчас дерево украшают на Новый год?
Дети: елку.
Воспитатель: Молодцы, правильно! Давным-давно елки наряжали в лесу, а затем стали приносить в дом и подвешивать их к потолку, украшая разными вкусностями. Сейчас ель украшают разноцветными… Ой опять не помню…Но у меня есть загадки, с помощью которых мы сможем с вами нарядить нашу ёлочку.
Хоть не шишки, не иголки,
А висят на ветках ёлки…(Елочные игрушки)
Круглый, словно мячик
Светит как фонарик.
Только он не скачет –
Очень хрупкий… (шарик)
Льется он с макушки,
Намочить не может.
Трогает игрушки
Новогодний…(дождик)
Высоко висят на ветке
Будто яркие конфетки.
Очень громкие игрушки
Новогодние…(хлопушки)
Есть у елочки макушка,
Там красавица – игрушка
Наверху она всегда
Пятиконечная…(звезда)
Эта змейка в Новый год
К нам на елку заползет,
Подмигнет сто тысяч раз
Сотней разноцветных глаз. (Гирлянда)
Вся сверкает, серебрится
Эта чудо-крошка.
Но в дождинку превратиться,
На твоей ладошке.(снежинка)
На нитку шарики собрали
И в украшение собрали.
Теперь блестят они на елке
Сквозь изумрудные иголки. (Бусы)
На магнитную доску выставляется изображение ёлочки, по мере отгадывания загадок, украшается новогодними игрушками.
Воспитатель: Елку мы поставили, празднично нарядили. Что же дальше? Посмотрим в инструкцию. Под пунктом 2 написано, что мы должны ждать дорогого гостя. Кого нам в гости ждать? Что за гость такой дорогой?
Дети:Дед Мороз.
Воспитатель: В далекие временаДеда Мороза всегда представляли как белобородого старика в шубе, который был хозяином стужи и зимнего холода. Его еще называли Трескунец, Морозко, Карачун, Студенец, Зюзя. Со временем Дед Мороз начал сопоставляться с новогодними праздниками. Так он стал исполнять роль «рождественского деда», который подобно Николаю Угоднику, дарил подарки послушным русским детям.
Воспитатель: Давайте-ка разберёмся, как должен выглядеть именно русский новогодний Дед. Составим фоторобот этого старика-добряка. (Дети на столе выкладывают фоторобот Деда Мороза и объясняют значение каждого атрибута)
Борода белая, очень длинная и густая, указывает на мудрость и возраст Деда Мороза, а также обозначает достаток и богатство.
Шуба длинная красного цвета, расшита серебряными узорами в виде звезд и морозных узоров. Края шубы обшиты лебединым пухом.
Шапка красная полуовальной формы, как и шуба, имеет красный окрас и серебряные узоры. Подворот впереди имеет треугольный вырез и так же обшит лебединым пухом.
Обут Дед Мороз в расшитые узорами валенки или сапоги. Пояс и варежки должны быть белыми с красным узором, но в наше время все больше используют красный пояс и варежки с серебряным узором.
Посох хрустальный или посеребрённый, нужен Дедушке для создания волшебного холода и мороза.
Мешок с подарками тоже красного цвета, он волшебный, потому что подарков в нем хватит для всех детей на земле.
Характер Деда Мороза: веселый, добрый, но может быть справедливо-суровым. Любит детей и их творчество, поэтому с удовольствием слушает стихотворения, песни, пляшет возле елки. (Эмоциональными карточками обозначают характер Деда Мороза)
На магнитную доску выставляется изображение Деда мороза.
Воспитатель: А кто же поможет нашему Деду Морозу найти к нам дорогу?
Дети:Снеговик.
Воспитатель: А давайте поручим это дело Снеговику, как в мультфильме «Снеговик-почтовик»
Музыкальная физкультминутка на ускорение «Снеговик».На магнитную доску выставляется изображение Снеговика.
Воспитатель: Что же дальше в нашей инструкции написано… 3. Помогите внучке для Деда Мороза. А кто внучка у нашего Дедушки Мороза?
Дети:Снегурочка.
Воспитатель:Правильно, его внучка Снегурочка. Снегурочка еще совсем ребенок, а всем известно, что дети любят слушать сказки и смотреть мультфильмы. А вы любите сказки и мультфильмы? Давайте поможем Снегурочке пройти интерактивную игру «Викторина по сказкам».
Дети присаживаются на стульчики и проходят интерактивную игру «Викторина по сказкам».На магнитную доску выставляется изображение Снегурочки.
Воспитатель: Ну вот, у нас почти все готово для празднования, но в инструкции есть еще 4 пункт, по которому нам с вами надо создать праздничное настроение. Как можно создать праздничное настроение?
Дети:спеть песни, потанцевать.
Воспитатель: Новогодние песни и танцы помогают создать атмосферу праздника и хорошего настроения. А вы знаете Новогодние песни? Давайте сыграем в «Угадай, где слышали?».
Дети слушают песни и называют, из какого мультфильма это музыкальное произведение.
Воспитатель: «Когда зажигаются ёлки», «Умка», «Новогодняя сказка», «Зима в Простоквашино», «Ну погоди», правильно ответили, молодцы! Вот и атмосферу праздничную создали.
Воспитатель: Вот мы и дошли до последнего пятого пункта нашей инструкции. Здесь сказано, что нам надо загадать самое заветное желание. В 12 часов ночи все жители нашей огромной страны слушают поздравление президента. Под бой самых главных часов России (куранты) загадывают самое заветное желание. Давайте и мы сейчас под бой Курантов загадаем самое-самое заветное желание.
Под бой Курантов дети закрывают глаза и загадывают желание.
Воспитатель: Новый год это семейный праздник, с традициями и обычаями. Всегда помните, что самый ценный, самый дорогой и самый лучший подарок – это семья!
Звучит голос Деда Мороза: Спасибо вам, ребята! С Новым годом!
Воспитатель: Так вот кто письмо нам передал!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект "Русские традиции"
" Русские традиции ." Приобщение детей к русской народной культуре ....
Конспект занятия "Традиции празднования Нового года в России".
Конспект занятия "Традиции празднования Нового года в России".Автор: Хоронжак Юлия Владимировна, воспитатель МБДОУ "Детский сад №81"Лесная полянка", города Прокопьевска.Тема ООД: "Традиции праздновани...
Конспект занятия "Традиции народа"
Традиция – слово не русское, а латинское и в переводе оно означает передача, т.е. традиция – это то, что передается от одного поколения людей другому.Традиции бывают семейные. Например, по...
конспект НОД-"Традиции и фольклор".
конспект НОД по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста....
Конспект НОД "Традиции мордовского народа"
Любой народ по-своему велик,...
Конспект занятия «Традиции Бурятии»
Конспект занятия «Традиции Бурятии»...
Конспект занятия: "Традиции чувашского народа"
Познакомить детей с традициями и бытом чувашского народа....