Консультация - практикум для педагогов
методическая разработка по развитию речи

Ткаченко Кристина Сергеевна

Развитие грамматического строя речи – залог успешной общеречевой подготовки, обеспечивающей практическое владение фонетическим, морфологическим и лексическим уровнями языковой системы. Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка родному языку в ДОУ и семье. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Федеральная программа определяет содержательные линии образовательной деятельности, реализуемые ДОО по основным направлениям развития детей дошкольного возраста (социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического, физического развития). В каждой образовательной области сформулированы задачи и содержание образовательной деятельности, предусмотренное для освоения в каждой возрастной группе детей в возрасте от двух месяцев до семи - восьми лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация – практикум для педагогов

«Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

в соответствии с ФОП ДО»

      Развитие грамматического строя речи – залог успешной общеречевой подготовки, обеспечивающей практическое владение фонетическим, морфологическим и лексическим уровнями языковой системы.

     Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка родному языку в ДОУ и семье. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

     Федеральная программа определяет содержательные линии образовательной деятельности, реализуемые ДОО по основным направлениям развития детей дошкольного возраста (социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического, физического развития).

     В каждой образовательной области сформулированы задачи и содержание образовательной деятельности, предусмотренное для освоения в каждой возрастной группе детей в возрасте от двух месяцев до семи - восьми лет.

     Рассмотрим формирование грамматического строя в соответствии с ФОП ДО.

        

 От 2 лет до 3 лет (младшая группа)

      В области речевого развития основными задачами образовательной деятельности являются:

      Грамматический строй речи:

  • формировать у детей умение согласовывать существительные и местоимения с глаголами, составлять фразы из 3 - 4 слов.

      Содержание образовательной деятельности.

     Педагог помогает детям овладеть умением правильно использовать большинство основных грамматических категорий: окончаний существительных; уменьшительно-ласкательных суффиксов; поощряет словотворчество, формирует умение детей выражать свои мысли посредством трех-, четырехсловных предложений.

    Учить детей по словесному указанию педагога находить предметы по цвету, размеру («Принеси красный кубик», различать их местоположение («Поставь рядом»). 

   Упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов (кто, что, где) и несложных фраз, состоящих из 2-4 слов («Кисонька-мурысонька, куда пошла?»)

    Чтобы помочь ребенку быстрее овладеть необходимыми и доступными ему грамматическими навыками, нужно использовать разнообразные приемы. Один из ведущих приемов – беседа по сюжетной картине. Взрослый задает ребенку вопросы, отвечая на которые ребенок должен употребить ту или иную грамматическую форму. Прекрасный дидактический материал в виде сюжетных картинок – это, прежде всего, иллюстрации к сказкам. Малыши в этом возрасте очень любят рассматривать картинки в любимых книжках. Если не предоставлять малыша самому себе в данном занятии, а сесть с ним вместе и ненавязчиво спрашивать, кого и что он там видит, к кому или к чему пришел главный герой, с кем или с чем он изображен рядом, то время рассматривания картинки пройдет с большой пользой для малыша.

 

    Какие вопросы нужно задавать, чтобы закрепить появляющиеся в речи двух-трехлетних детей грамматические формы?

 

     В первую очередь, надо начинать с имен существительных, поскольку они составляют больше половины слов детской речи, а также и потому, что с изменением существительных изменяются и другие части речи: прилагательные (по числам, родам и падежам), глаголы прошедшего времени (по родам и числам).

 

     Имена существительные уточняются в такой последовательности:

 

- сопоставление форм винительного и именительного падежей;

- дательный и творительный падежи;

- родительный падеж;

- предложный падеж;

- сопоставление форм предложного, винительного и родительного падежей (где? куда? откуда?)

Беседы по картинкам при рассматривании иллюстраций к сказкам

 

     По картинкам к сказке «Репка» удобно обратить внимание на формы винительного падежа без предлога. Для этого задают вопросы:

 

- Что посадил дед?

- Кого позвал дед?

- Кого позвала бабка?

- Кого позвала внучка?

- Кого позвала жучка?

- Кого позвала кошка?

 

    Картинки к сказке «Колобок» - отличный материал для уточнения родительного падежа с предлогом С, дательного падежа с предлогом ПО, творительного падежа с предлогом С:

 

- Откуда скатился колобок?

- Почему покатился колобок?

- С кем сначала встретился колобок?

- А еще с кем встречался колобок?

 

     Рассматривая картинки из сказки «Маша и медведь», обязательно надо спросить:

 

- Куда залезла Маша?

- Где спряталась Маша?

- Откуда вынули Машу дедушка с бабушкой?

 От 3 лет до 4 лет (вторая младшая группа).

 В области речевого развития основными задачами образовательной деятельности являются:

         Грамматический строй речи:

  • продолжать формировать у детей умения согласовывать слова в роде, числе, падеже;
  • употреблять существительные с предлогами,
  • использовать в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей;
  • существительных в форме множественного числа в родительном падеже;
  • составлять предложения с однородными членами.
  • закреплять у детей умения образовывать повелительную форму глаголов, использовать приставочный способ для образования глаголов,
  • знакомить детей с образованием звукоподражательных глаголов.
  • совершенствовать у детей умение пользоваться в речи разными способами словообразования.

         Содержание образовательной деятельности.

       Педагог формирует у детей умения использовать в речи и правильно согласовывать прилагательные и существительные в роде, падеже, употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за), использовать в речи названия животных и их детенышей в единственном и множественном числе (кошка - котенок, котята); составлять простое распространенное предложение и с помощью педагога строить сложные предложения;

       Педагог закрепляет овладение детьми разными способами словообразования (наименования предметов посуды с помощью суффиксов), формирует умение образовывать повелительную форму глаголов (беги, лови), использовать приставочный способ для образования глаголов (вошел - вышел), образовывать звукоподражательные глаголы (чирикает).

1. Игра «Курочка и цыплятки»

Цель: словообразование слов в сочетании со знакомыми.

Оборудование: игрушки - курочка и цыплятки, зёрнышки.

Ход игры: педагог на столе насыпает зёрнышки, приглашает детей посмотреть на курочку, которая вышла с цыплятками погулять.

«Курочка с цыплятками вышли погулять. У курочки большой клюв. А у цыплят маленькие клювики. Курочка клюёт. И цыплятки клюют. Курочка клюёт быстро. И цыплятки стараются клевать быстро».

Далее повторить с детьми предложения с использованием новых слов, сначала всем вместе, затем с каждым ребёнком индивидуально.

В завершении предложить детям поиграть с курочкой и цыплятами – покормить их воображаемыми зёрнышками.

      2. Игра «Дикие звери и их детёныши»

                   Цель: тренировка детей в словообразовании, составлении словосочетаний, предложений, определении размера, путём сравнения.

     Оборудование: фланелеграф, изображения животных и их детёнышей, деревьев.

                   Ход игры: «Сегодня мы отправимся с вами в лес и узнаем, кто же живёт в лесу». Педагог прикрепляет на фланелеграф изображение медведя и просит детей назвать, кто это. (медведь) «Правильно, это медведь. А теперь посмотрите сюда и скажите, кто это?» - прикрепляет изображение медвежонка (медвежонок). «Правильно, это медвежонок». «Медведь какой?» (большой). «А медвежонок какой?» (маленький). Правильно. Давайте скажем вместе «Медведь большой», «А медвежонок маленький» «Где живут медведи?» (в лесу, скажем вместе: «Медведи живут в лесу».

                  Таким же образом проводим дальше упражнение, используя картинки с изображением других            животных (волк, заяц, лиса).

       3. Игра «Кого нет?»

                     Цель: упражнение детей в употреблении родительного падежа имён существительных в единственном числе, составлении словосочетаний и предложений.

       Оборудование: игрушки – кошка, собака, уточка, курочка, корова, лошадь.

                     Ход игры: «К нам в гости пришли разные животные. Посмотрите, какие» (по одной показывает детям, просит назвать животных). «Это кошка. Давайте скажем – это кошка. (дети повторяют). Но кошка захотела кушать и убежала домой» (убирает кошку, «кого нет?» (кошки). «Нет кошки, давайте скажем вместе – нет кошки». Тоже самое повторяем с другими игрушками.

4. Игра «Непослушный колобок»

   Цель: ознакомление детей с дикими животными, упражнять детей в изменении существительных по падежам (родительный падеж с предлогом и без), употреблении имён прилагательных в именительном падеже.

   Оборудование: картинки с изображением медведя, волка, лисы, зайца, настольный театр по сказке «Колобок».

   Предварительная работа: чтение сказки «Колобок».

   Ход игры: В группу вкатывается Колобок. Дети здороваются с ним, усаживаются на ковре. Педагог помогает малышам вспомнить сказку, затем просит детей ответить на вопрос: «Кого встретил Колобок в лесу?»

Педагог показывает картинку с изображением зайца. Дети рассматривают её, называют части тела, отмечая характерные признаки: длинные уши, короткий хвост, имитируют движения зайца.

Аналогичная работа проводится с картинками волка, медведя и лисы.

В конце занятия педагог поясняет, что Колобок поступил плохо – без разрешения ушёл из дома и поэтому попал в беду – его скушала хитрая Лиса.

5. Игра «Наши игрушки».

        Цель: согласование существительного и местоимения в роде и числе.

        Оборудование: любимые домашние игрушки детей.

                    Ход игры: Накануне воспитатель просит родителей принести любимые игрушки детей. Дети играют с воспитателем. В группу входит помощник воспитателя и вносит игрушки, которые она «встретила» в коридоре. Дети подбегают к ним. Каждый из детей узнаёт свою любимую игрушку.

                     Воспитатель: «Дети, чья это кукла?» («Это моя кукла» - отвечает Маша). «Саша, чья это кукла?» («Это Анина кукла»).

                    Аналогично дети рассматривают и разбирают остальные игрушки. Во время беседы необходимо следить, чтобы в своих ответах дети использовали местоимения.

     6. Игра «Кто как говорит»

                 Цель: формирование у детей правильного согласования слов в предложении, звукоподражания, употребления  глаголов.

                 Оборудование: картинки, изображающие разных животных и птиц (собака, кошка, корова, свинья, гусь, утка)

     Ход игры: воспитатель показывает поочерёдно картинки с изображением животных, спрашивает, как разговаривает каждое животное. Необходимо обращать внимание на правильность построения предложений детьми: «Как разговаривает кошка?» (мяукает)

«Кошка мяукает, давайте повторим – кошка мяукает» «А как кошка мяукает?» (мяу-мяу). «Кошка мяукает вот так – мяу» (дети повторяют)

     Аналогично продолжаем упражнение, используя изображение других животных и птиц.

     6. «Чудесный мешочек»

      Цель: ориентироваться на род имени существительного при определении предмета по его признакам. Материалы: заяц, морковь, огурец, яблоко, помидор, мешочек. Скажем детям примерно следующее: «К нам в детский сад пришел заяц. Зайка-побегайка, что у тебя в мешке? Можно посмотреть? Что это? (Морковка.) Какая морковка? (Длинная, красная.) Кладем морковь на стол. А это что? (Огурец.) Какой огурец? (Аналогичным образом достаем помидор, яблоко и др.) Теперь заяц с вами хочет поиграть. Он спрятал все овощи, и фрукты в мешочек. Зайка опустит лапу в мешочек, возьмет овощ или фрукт и расскажет вам про него, а вы должны догадаться, что у зайки в лапе. Слушайте внимательно. Она длинная, красная. Что это? (Морковь.) Он зеленый, длинный. Что это? (Огурец.) Оно круглое, красное. Что это? (Яблоко.) Он круглый, красный. Что это? (Помидор.)» Если дети неправильно ответят на последние два вопроса, повторим, выделяя голосом местоимение: «Послушайте еще раз. Оно круглое, красное. Он круглый, красный. Теперь найдите и положите в мешочек овощи. Что осталось? (Яблоко.) Яблоки – это фрукты. Спасибо, заяц, что пришел к нам. До свидания».

    7. Игра «Я даю тебе…»

    Цель: согласование слов в предложении, правильный подбор прилагательных к существительным, называние предметов, определение цвета.

    Оборудование: карточки с изображением предметов разных цветов (ведёрки красного, зелёного, жёлтого, синего цветов). Ход игры: дети обмениваются выбранными картинками: «Катя, я даю тебе красное ведёрко». «Спасибо, Света, а я даю тебе жёлтое». Подобным образом можно использовать карточки с изображением других предметов, при выборе можно ориентироваться на тематику занятия в целом (Тематические недели, например, «фрукты», «овощи», «зима» и т. п.).

    8. Игра «Правильно или неправильно»

    Цель: учить детей согласовывать слова в предложении, правильно подбирать прилагательные к существительным, узнавать предметы и правильно называть их, определять их цвет.

    Оборудование: игрушка – котёнок, игрушечные блюдце и кувшин, мячик, кукла.

    Ход игры: воспитатель предлагает детям решить ситуацию: «Помогите мне, пожалуйста, разобраться. Правильно ли поступает кукла Маша?». «Почему котёнок не хочет есть мячик? Что предпочитают есть кошки?» (молоко).

«Вы правильно ответили на вопрос, что любят кушать кошки. Кукла Маша «убирает» мячик и «наливает» молоко из кувшина в блюдце».

«Правильно ли поступает кукла Маша теперь?» (да). Совершенно верно, кукла Маша поступает правильно, она налила котёнку молока».

Воспитатель берёт игрушечного котёнка и предлагает детям самим покормить его молоком (воображаемая ситуация).

   9. Игра «Наша любимая посуда»

    Цель: тренировать детей в словообразовании (использование уменьшительно-ласкательных форм существительных, обобщении предметов.

    Оборудование: предметы игрушечной посуды (ложка, тарелка, кастрюля, вилка, чашка, блюдце).

    Ход игры: «Посмотрите, ребята, что это у меня на столе?» (на столе стоит посуда) (дети называют все предметы по очереди). «А как одним словом назвать все эти предметы?» (если вариантов ответа нет, то подсказываем) «Все эти предметы – посуда». «Посмотрите, какая красивая посуда» (показывает) «Вот ложка. А как ласково можно её назвать?» (ложечка) «Красивая ложечка» (дети повторяют).

    Аналогично продолжаем игру с другой посудой.

    В завершении игры можно предложить детям самостоятельную игру с посудой. Например, предложить приготовить куклам обед.

  10. Игра «У зайки день рождения»

Цель: словоизменение существительных единственного и множественного числа в родительском падеже.

Наглядный материал: картинки.

Ход игры: Воспитатель говорит: - У зайки день рождения. Разные угощения приготовил зайка (Показывает предметные картинки: орехи, грибы, мед, рыбку)

Угадайте: кому зайка приготовил орехи? (перечисляет)

Дети отвечают: орехи – белке; яблоки – ежику; мед – мишке; лисе – рыбку.

  11.  Игра «Чего не стало»

 Наглядный материал: игрушки.

 Цель: словоизменение существительных единственного и множественного числа в родительском падеже.

 Ход игры. Воспитатель предлагает детям посмотреть 3-4 игрушки, запомнить их. Дети закрывают глаза, воспитатель убирает 1-2 игрушки и спрашивает: «Чего не стало» Дети отвечают: «Не стало мишки, куклы, машинки и. т. д.

  12. Игра «Угадай дерево по листочку»

Цель: словоизменение существительных единственного и множественного числа в родительском падеже.

Наглядный материал: карточки с листьями знакомых деревьев.

Ход игры: Воспитатель показывает карточку одну за другой и спрашивает: «Какому дереву этот листочек принадлежит. Дает образец ответа. – Это лист березы. - Это лист липы и. т. д.

  13. Игра «Кого кормит девочка»

Цель: словоизменение существительных единственного и множественного числа в родительском падеже.

Наглядный материал: магнитный театр, (девочка, куры, гуси, утки)

Ход игры: Воспитатель задает вопросы в соответствии с ситуацией: «Кого кормит девочка?» «Девочка кормит кур, и. т. д.»

  14. Игра «Где Петрушка?»

Цель: согласование имени существительного с прилагательными, числительными, местоимениями в роде, числе, падеже., с глаголами – в числе, роде.

Наглядный материал: кукольная мебель, игрушечный Петрушка.

Ход игры: Воспитатель передвигает Петрушку в кукольной комнате: сажает его на стол, прячет под стол, за шкаф, ставит около кровати и т. д. Дети объясняют, где Петрушка.

  15. Игра «Картинки»

Цель: Упражнять детей в родовой принадлежности существительных.

Какой? Какая? Какое?

Наглядный материал: набор картинок: стул шапочка колесо, карандаш, кукла, ведро, апельсин кастрюля, дерево, котенок, груш, блюдце.

Ход игры: воспитатель говорит детям: - У меня в коробке много картинок. Вы будите мне показывать картинки и правильно называть. Например: голубое платье, большое колесо и. т. д. Названные картинки воспитатель откладывает на стол. Игра заканчивается тогда, когда все картинки будут названы.

  16. Игра «С мишкой»

Наглядный материал: медвежонок, кровать.

Цель: Учить детей использовать глагол «лежать» в повелительном наклонении.

Ход игры: Воспитатель рассказывает: - Этот мишка охотно ложится на бочок, спину, живот. Надо только его об этом попросить. Дети просят мишку употребляя глагол «ляг» Усложняя задание, воспитатель создает новую игровую ситуацию с любой игрушкой.

 17. Игра «Ласковые имена»

Цель: Практическое усвоение словообразования при помощи суффиксов уменьшительно-ласкательного значения.

Ход игры: Дети водят хоровод, поют:

                   Хоровод водили, ласковыми были

                   В кружок вызывали, имя называли.

                  Выйди Настенька в кружок,

                  Возьми Настенька флажок.

Потом поочередно передают флажок друг другу, называя каждого ласковым именем.

  18. Игра «Доскажи слово»

Цель: научить ребенка договаривать слово, развивать наглядно - образное мышление.

Ход игры: произносите вместе с ребенком:
Ко-ко-ко - на плите сбежало моло... (ко).
Ща-ща-ща - зеленая ро... (ща).
Чу-чу-ну - педаль кру... (чу).
Меняйтесь ролями. Ребенок говорит слоги, вы досказываете слово. Например, ребенок говорит: 
«Ло-», — вы досказываете: «-шадь».
Закрепляем: продолжаем играть: лу-жа, сту-лья, ок-но, маши-на. Если ребенок справляется, предложите ему на один слог досказать несколько окончаний: но-жницы, -ги, -ски. Кто больше подберет слогов, тот и победил.

  19. Игра «Что у нас получится?»

Цель: Упражнять детей в согласовании прилагательных с родом и числом существительных.

Наглядный материал: Цветные прямоугольники из картона и карточки такого же размера с прорезями силуэтов предметов быта: посуды, одежды, игрушек.

Ход игры: Воспитатель кладет на середину стола прямоугольники цветной стороной вниз. Для детей младшей группы — красного, синего, желтого и зеленого цветов, а для детей средней группы — оранжевого, розового, голубого, серого. Показывает игровые действия. На цветной прямоугольник накладывает карточку с прорезью предмета: «Что же у меня получилось? — «У меня получился зеленый чайник» (образец ответа). Затем раздает детям по 2 карточки с предметами, обозначающимися существительными разного рода (флажок и пирамидка; ведро и лопатка и т.п.) и предлагает детям наложить их на цветные прямоугольники, а потом рассказать, что у них получилось. Далее дети получают карточки с предметами, при описании которых в ответе нужно согласовывать прилагательные с тремя родами существительных, а также с множественным числом. (У меня получились желтые носки, красные туфли, зеленые брюки...)

  20. Игра «Где бабочка?

  Цель: формирование понимания предлогов.

   Наглядный материал: бумажная бабочка, искусственный или настоящий цветок.

  Ход игры: Взрослый выполняет различные действия с бабочкой (сажает ее на цветок, под цветок, на листик, держит над цветком, около, рядом и пр). В это время спрашивает у ребенка, где бабочка и контролирует правильность его ответов. Затем предлагает ребенку поиграть с бабочкой, активизируя его речь вопросами.

  21. Игра «Что растет в лесу?»
 Цель: образование формы множественного числа существительного с окончанием -ы.
 
Наглядный материал: предметные картинки и сюжетная картинка.
 
Ход игры: на доску вывешивается сюжетная картинка «Лес», дети рассматривают картинку, а экспериментатор постепенно вывешивает вокруг этой картинки карточки предметов в единственном числе (дуб, сосна, береза, гриб, цветок, куст, ягода).
Речевой материал: - В лесу растет один дуб? (В лесу растут дубы); - В лесу растет одна сосна? - В лесу растет один гриб?

  22. Игра «Измени слово».

Цель: закрепление  знаний формы множественного числа именительного падежа существительных с разными окончаниями.

Оборудование: мяч.

Ход игры: детям называются слова в единственном числе, поймав мяч, он должен назвать слово во множественном числе.

От 4 лет до 5 лет. (средняя группа)

  В области речевого развития основными задачами образовательной деятельности являются:

Грамматический строй речи:

  • продолжать формировать у детей умение правильно согласовывать слова в предложении.
  •  совершенствовать умения: правильно использовать предлоги в речи;
  • образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных, употреблять эти существительные в именительном и родительном падежах;
  • правильно использовать форму множественного числа родительного падежа существительных;
  • употреблять формы повелительного наклонения глаголов;
  • использовать простые сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;
  • правильно понимать и употреблять предлоги с пространственным значением (в, под, между, около);
  • правильно образовывать названия предметов посуды.

Содержание образовательной деятельности.

     Педагог формирует у детей умение использовать полные, распространенные простые с однородными членами и сложноподчиненные предложения для передачи временных, пространственных, причинно-следственных связей; правильно употреблять суффиксы и приставки при словообразовании; использовать систему окончаний существительных.

1. Игра «Кукла, спи»

Цель: употребление в речи глаголов повелительного наклонения единственного числа.

Оборудование: кукла или мягкая игрушка

Описание игры:

     Педагог берет куклу и играет с ней, приговаривая: «Раздевайся» (снимает одежду), «Спи» (укладывает), «Вставай» (поднимает куклу), «Умывайся» и т.д.

    По ходу игры привлекайте своего ребенка к повторению ваших действий с куклой, а, главное, стремитесь, чтобы ребенок повторял слова.

2. Игра «Иди – стой».

Цель: учить детей понимать и говорить глаголы повелительного  наклонения.

Ход  игры: 

Взрослый предлагает ребенку выполнить  различные, часто противоположные действия, следующие тотчас же друг за другом:

иди - стой              иди - прыгай   

сядь - встань        беги - иди

ложись - садись    беги - стой  и т.д.       

 

возьми мяч                возьми обруч

подними мяч              подними вверх

опусти мяч                 пролезь через

3. Упражнение

Цель: развивать умение детей образовывать формы повелительного наклонения глаголов.

Предлагаем сделать это по образцу. Можно провести упражнение в виде игры с мячом:

сидеть – сиди, ходить – ходи, бегать – бегай, спать – спи, петь – пой, пить – пей, бить – бей, лить – лей, рисовать – рисуй, читать – читай, танцевать – танцуй, стоять – стой, вырезать - вырезай

 3. Игра «Все умеем мы считать»

Цель: формирование грамматической категории множественного числа

существительных.

Ход:

Дети стоят по кругу и хором проговаривают слова:

"Раз, два, три, четыре, пять.

Все умеем мы считать,

Принесли из магазина мы огромную корзину.

В ней много разных овощей, посчитать их ты сумей".

     В центре круга с корзиной, заполненной муляжами овощей и фруктов, стоит ведущий. По окончанию чтения стихотворения ведущий дает одному из детей любой овощ или фрукт (огурец). Ребенок передает овощ стоящему рядом со словами: "Один огурец" Второй ребенок передает стоящему рядом со словами: " Два огурца" (счет ведется до десяти).

4. Игра «Животные и детёныши».

Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования.

Ход: бросая мяч ребёнку, взрослый называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, называет детёныша этого животного. Группа 1. У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок. Группа 2. У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок. Группа 3. У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок.

 4. Игра с мячом «Есть - нет»

Цель:  развитие умения детей в использовании имен существительных в родительном падеже.

Педагог говорит, что у вас есть, и бросаете ребенку мяч; ребенок ловит мяч, говорит, чего у него нет, и возвращает мяч вам.

У меня есть помидор. - А у меня нет помидора.

У меня есть стакан. -. У меня нет стакана.

У меня есть мяч. -. У меня нет мяча.

У меня есть кукла. - А у меня нет куклы.

У меня есть кофта. -. У меня нет кофты.

У меня есть коляска. -. У меня нет коляски.

У меня есть ведро. - А у меня нет ведра.

5. Игра «Кто где живёт?»

Цель: закрепление формы предложного падежа существительных с предлогом В .

Дети подбирают пары картинок, отвечая на вопрос логопеда: «Кто где живёт?».

- Лиса живёт в норе.

- Медведь живёт в берлоге.

- Белка живет в дупле.

- Волк живет в логове.

- Собака живет в конуре.

6. Игра «Что в чём?» на тему посуда.

Цель: закрепление формы предложного падежа существительных с предлогом В.

На доске выставляются картинки с изображением посуды. Логопед задает вопросы. Дети отвечают, выбирая нужную картинку.

- В чём варят суп?

- Суп варят в кастрюле.

- В чем носят воду из колодца?

- Воду носят в ведре.

- В чем кипятят воду?

- В чем хранят сахар?

- Сахар хранят в сахарнице.

7. Игра.

Цель: умение правильно употреблять предлоги.

Предложите ребенку послушать предложения и найти в них «маленькие слова» (предлоги). Акцентируйте внимание ребенка на предлогах, выделяя их голосом.

Чашка стоит на столе.

Цветок стоит в голубой вазе.

Стул стоит у стены.

Мяч закатился под стол.

Лампа висит над крыльцом.

Котенок спрятался за кресло.

Книга упала со стола.

8. Игра.

Предложите ребенку вставить в предложения «маленькие слова» (предлоги).

Дедушка сидит в кресле.

Книги лежат… полке.

Дерево растет… забора.

Щенок залез… кровать.

Солнце поднялось…морем

Розы цветут…высоким забором

Листья облетают…деревьев.

От 5 лет до 6 лет (Старшая группа).

      В области речевого развития основными задачами образовательной деятельности являются:

Грамматический строй речи:

  • совершенствовать умение детей согласовывать в предложении существительные с числительными, существительные с прилагательным,
  • образовывать множественное число существительных, обозначающих детенышей животных.
  • развивать умения пользоваться несклоняемыми существительными (метро); образовывать по образцу однокоренные слова (кот-котенок-котище), образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами и улавливать оттенки в значении слов;
  • познакомить с разными способами образования слов.
  • продолжать совершенствовать у детей умение составлять по образцу простые и сложные предложения; при инсценировках пользоваться прямой и косвенной речью.

      Содержание образовательной деятельности.

      Педагог формирует у детей умение грамматически правильно использовать в речи: несклоняемые существительные, слова, имеющие только множественное или только единственное число, глаголы "одеть" и "надеть", существительные множественного числа в родительном падеже; образовывать слова, пользуясь суффиксами, приставками.

      Используются такие игры и упражнения такие как:

1. Игра «Кто у кого»

   Цель: образование множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных.

у лисы — лисята,

у ежа — ежата

у кошки – котята и т.д.

2. Игра «Один – много»

Цель: упражнять детей в образовании множественного числа существительных в родительном падежах.
Оборудование.  Набор парных картинок, с изображением одного и нескольких предметов.

Ход игры: Педагог показывает ребенку одну пару картинок и говорит: Один стол, а много …столов, дом - … домов;  дерево - … деревьев; цыпленок - … цыплят; стул - … стульев).
3. Игра «Чего нет?»

Цель: закрепление употребления в речи существительных в родительном падеже множественного числа.
Оборудование:
Картинки, на которых изображены стулья, ведра, дома, ключи, шишки.
Ход игры.  Педагог показывает картинки, просит назвать, то, что на них изображено. Затем закрывает одну из картинок и спрашивает: «Чего нет?»
Ребенок отвечает: «Нет стульев (ведер, домов и т.д.)».

4. Игра «Скажи, чего много» 

Цель: закрепление употребления в речи существительных множественного числа родительного падежа.

 Варежки (много варежек), валенки, носки, платки, колготки, телефоны, кепки,  мухи, одеяла ,иголки,  яблоки, куклы ,вилки, платья, петухи, кубики, арбузы, паровозы, водолазы,  перья, крылья, деревья, воробьи.

5. Игра «Назови ласково».

Цель: закреплять умение детей образовывать слова при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов.

Оборудование: мяч

Ход игры: педагог произносит фразу и бросает мяч ребенку. Предложите ребенку вернуть вам мяч и изменить фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково.

Шуба теплая - шубка тепленькая

Лиса хитрая - лисичка хитренькая

Заяц белый - зайчик беленький

Сапоги чистые - сапожки чистенькие

Ветка короткая - веточка коротенькая

Шишка длинная - шишечка длинненькая

Ворона черная - вороненок черненький

Снег белый - снежок беленький.

6.  Упражнение: «Закончи фразу»

Цель: образование глаголов с помощью приставок

Ваня вышел из дома, сел в машину и (что сделал?) …поехал.

До моста …. доехал.

Через мост…. переехал.

До озера Ваня…доехал.

Озеро…объехал.

И в аэропорт …приехал.

В аэропорту сел в самолет и …полетел.

Лес он…пролетел, горы…перелетел, летел, летел и …прилетел.

Ваня с аэродрома отправился в порт.

Он сел  на катер и от берега…отплыл.

К пляжу …приплыл и стал отдыхать.

7. «Доскажи словечко»

Цель: закрепление употребления в речи существительных в родительном падеже множественного числа.

Ход игры: детям читают вслух знакомые стихотворные строчки, не договаривая последнего слова. (Это слово стоит в родительном падеже множественного числа). Дети добавляют недостающее слово и получают за каждый правильный ответ фишку. Выигрывает тот, кто получит больше фишек.

 ***                                                             ***

Даю вам честное слово:                       Он сказал: «Ты злодей,

Вчера в половине шестого.                  Пожираешь людей,

Я видел двух свинок.                            Так, за это мой меч –

Без шляп и … (ботинок)                       Твою голову с … (плеч)

  ***                                                               ***

Постой, не тебе ли                                    Муравей, муравей

На прошлой неделе.                                  Не жалеет … (лаптей)

Я выслал две пары

Отличных … (калош)

  ***                                                                  ***

Робин Бобин Барабек.                              Где убийца, где злодей?

Скушал сорок … (человек)                      Не боюсь его … (когтей)

8. «Распутай слова»
Цель: учить составлять предложения, используя данные слова.
Ход игры: Слова в предложении перепутались. Попробуйте расставить их на свои места. Что получится?
Предложения для игры:
1. Дымок, идёт, трубы, из.
2. Любит, медвежонок, мёд.
3. Стоят, вазе, цветы, в.

Употребление несклоняемых имен существительных (перечисляются в последовательности ознакомления с ними детей): пальто, кофе, какао, пюре, пианино, кино, радио, желе.

8.  «Стойкие слова» 

Цель: употребление несклоняемых существительных в предложении.

 Посмотрите на картинку и закончите предложение: 

 Мальчику купили новое... (пальто).

 Девочка играет на ... (пианино).

 (Дети заканчивают предложения словами пальто, пианино, кофе, какао, кино).

От 6 лет до 7 лет (Подготовительная группа)

     В области речевого развития основными задачами образовательной деятельности являются:

Грамматический строй речи:

  • закреплять умение согласовывать существительные с числительными, существительные с прилагательными,
  • образовывать по образцу существительные с суффиксами, глаголы с приставками,

сравнительную и превосходную степени имен прилагательных.

  • совершенствовать умение детей образовывать однокоренные слова,
  • использовать в речи сложные предложения разных видов.

Содержание образовательной деятельности.

Педагог развивает у детей умения образовывать сложные слова посредством слияния основ, самостоятельно использовать в речи разные типы предложений в соответствии с содержанием высказывания, с помощью игр и упражнений закрепляет умения согласовывать существительные с числительными, существительные с прилагательными, образовывать по образцу существительные с суффиксами, глаголы с приставками, сравнительную и превосходную степени имен прилагательных.

         Используются такие игры и упражнения такие как:

1. Игра «Посчитай».

Цель:  согласование существительных с числительными 1-2-5.

Ход игры: воспитатель называет один предмет, дети отвечают, как будет звучать 1-2-5 предметов.

Один мяч, два мяча, пять мячей.

Одна кукла, две куклы, пять кукол.

Одно облако, два облака, пять облаков.

2. Упражнение «Слова-родственники».

Цель: упражнять в подборе однокоренных слов.

Медведь – медведица, медвежонок, медвежий,  медведушка …

Волк - волчица, волчонок, волчище, волчий, волчишко…

Лиса – лис, лисичка, лисёнок, лисонька, лисушка….

3. Закончи предложение.

Цель:  умение подбирать родственные слова, образованные от слова гриб, в соответствии со смыслом стихотворения.

Материал: текст стихотворения.

Как-то раннею порой вдруг полился дождь…грибной.

И из дома в тот же миг в лес отправился … грибник.

Чтобы принести улов, взял корзину для… грибов.

Долго шёл он в глушь лесную - поляну там искал… грибную.

Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький… грибочек.

И обрадовался вмиг наш удачливый… грибник.

Как ему не веселиться, если здесь в земле… грибница!

Стал заглядывать под ёлки, под берёзы и дубы,

Собирать в свою корзину все съедобные…грибы.

А когда собрал их много, то отправился домой,

И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп… грибной.

Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков,

А тому, кто долго ищет, попадётся и… грибище!

4. Добавь слова

Цель: составление распространенных предложений.

 Ход игры: «Сейчас я скажу предложение.  Например, «Мама шьёт платье». Как ты думаешь, что можно сказать о платье, какое оно? (шёлковое, летнее, легкое, оранжевое).  Если мы добавим эти слова, как изменится фраза?» Мама шьёт шёлковое платье. Мама шьёт летнее платье. Мама шьёт лёгкое платье. Мама шьёт оранжевое платье.

 Предложения для игры:

Девочка кормит собаку.

Пилот управляет самолётом.

Мальчик пьёт сок.

5. Упражнение «Скажи одним словом»

Цель: упражнять в образовании сложных прилагательных.

У сороки белые бока, поэтому ее называют … (белобокая).

У синицы желтая грудь,  поэтому ее называют … (желтогрудая).

У снегиря красная грудь, поэтому его называют … (…).

У дятла красная голова, поэтому его называют … (…).

У вороны черные крылья, поэтому ее называют … (…).

У дятла острый клюв, поэтому его называют … (…).

6. «Составь предложение»

Цель: закрепить умение образовывать предложения из слов.

Ход игры: предложить детям придумать предложения, используя следующие слова:

забавный щенок                         полная корзина

спелая ягода                               веселая песня

колючий куст                             лесное озеро

7. «Составь описание»

Цель: учить детей описывать предмет, называя его признаки, качества, действия.

— Опиши ягоду или фрукт, который ты больше всего любишь, а мы отгадаем. («Он круглый, красный, сочный, вкусный — это мой любимый... помидор»; «Он темно-бордового цвета, а внутри у него много-много разных зернышек, сладких и спелых, это мой любимый фрукт... гранат».)

8. Игра «Добавь частичку к слову»

Цель: образование глаголов с помощью приставок.

 Ход игры. К началу слов, которые я буду называть, вы должны прибавить частичку «ПЕРЕ-».

  • читать - перечитать
  • писать - переписать
  • ходить - переходить
  • шить – перешить
  • строить - перестроить
  • клеить - переклеить

А теперь к началу слов, которые я назову, вы должны добавить частичку «ПРИ-».

лететь-  прилететь

бежать – прибежать

строить – пристроить

клеить – приклеить

носить - приносить

ходить - приходить

ехать - приехать

бить - прибить

9. Обучаем ребенка образованию сравнительной степени прилагательных. 

Игра «Подскажи словечко».

Цель: закончить предложения по данному образцу:

Небо синее, а море еще синее.

Тропинка длинная, а дорога еще...

Вечер темный, а ночь еще...

Я сильный, а папа еще...

 Дуб высокий, а сосна еще выше.

Березка тонкая, а рябина еще... Африка большая, а Америка еще...

Река глубокая, а море еще...

Литература:

1. Алексеева, М. М., Яшина В. И. Изучение грамматической стороны речи детей дошкольного возраста / [Текст] М. М. Алекссев - М. «Век», 2015 – 159 с.

2. Алиева, Т. И. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника / [Текст] Т. И. Алиева, Т. В. Антонова, Е. П. Анаутова и др. Научн. ред. Л. А. Парамонова, Н. Н. Давидчук, К. В. Тарасова и др. - М. :Карапуз, 2017. – 240 с.

3. Бойкова, С. В. Развитие лексики и грамматического строя речи у дошкольников / [Текст] С. В. Байкова – М. ,2015. – 153 с.

4. Бородич, А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. / [Текст] А. М. Бородич - 2-е изд. М. : Просвещение, 2016. - 255 с.

5. Бородич, А. М. Задачи и содержание работы по формированию грамматического строя речи //[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.detskiysad.ru/rech/metodika25.html



Предварительный просмотр:

Формирование грамматически правильной речи осуществляется двумя путями:

1) Обучение проводится на занятиях: 

занятия во всех группах носят характер дидактических игр и упражнений с наглядным материалом и без него;

игры и упражнения занимают 5-10 минут;

для занятия выбирается только одна задача; узкое содержание позволит сконцентрировать внимание детей на нужном материале.

2) Следить за речью детей нужно и в процессе их повседневной жизни.

образец правильной речи играет важную роль на первоначальных этапах обучения;

для ребёнка образцом должна быть РЕЧЬ ВОСПИТАТЕЛЯ;

речь воспитателя должна быть грамматически правильной, богатой, содержательной, образной.

               scale_1200.png

Методы формирования грамматически правильной речи.

• дидактические игры;

• компьютерные игры;

• игры-драматизации;

• словесные упражнения;

• рассматривание картин;

• пересказ коротких рассказов и сказок.

Своевременное умственное

воспитание

+

речевое воспитание

+

правильное сочетание

различных форм работы

=

успешное формирование

грамматической стороны

речи у детей

            maxresdefault.jpg

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №14»

Памятка для педагогов ДОУ

Формирование грамматического строя речи у детей среднего (4-5 лет) возраста

imgonline-com-ua-CompressBySize-cUU6r2ooyexe8.jpg

г. Зима, 2024 г.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития

детей. Для формирования правильной речи большое значение имеет ГРАМАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ.

Грамматический строй речи — это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологическую и синтаксическую системы грамматического строя.

Морфологическая система  это умение владеть приёмами словоизменения и словообразования, а синтаксическая система — умение составлять предложения, грамматически верно сочетать слова в предложении.

Грамматический строй в процессе становления детской речи усваивается

самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. Основой для его формирования является повседневное общение ребёнка не только с близкими взрослыми, но и с педагогами в ДОУ, совместная деятельность

с ними.

Педагогам ДОУ необходимо соблюдать принципы в работе:

1) учитывать детский возраст в своей группе;

2) соблюдать все требования образовательной программы;

3) владеть навыками и технологиями обучения грамотной речи;

4) иметь методическую копилку и дидактический развивающий материал.

Разные стороны грамматического строя языка ребёнок дошкольного

возраста усваивает по-разному:

  • Младший возраст: СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ
  • Средний возраст: СЛОВООБРАЗОВАНИЕ; СЛОВОТВОРЧЕСТВО

  • Старший возраст: ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ АНАЛИЗ; СТРУКТУРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  • Подготовительный возраст: ОСОЗНАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ПРОИЗВОДНЫМИ СЛОВАМИ, ПРОИЗВОЛЬНОЕ ПОСТРОЕНИЕ СЛОЖНЫХ СИНТАКСИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ

Формирование грамматического строя языка на каждом возрастном этапе жизни ребёнка:

Третий год жизни

  • освоение морфологических категорий (изменение его по родам, числам, падежам);
  • словоизменение и освоение диалогической формы речи, инициативных высказываний;
  • активное использование грамматических категорий: род, число, время, лицо;
  • умение говорить простыми распространёнными предложениями.

Четвёртый год жизни

  • словообразование и словотворчество в тесной связи с расширением словаря;
  • формирование высказываний;
  • формирование умения изменять слова по падежам, согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе, употреблять предлоги (в, на, за, под, около) и глаголы;
  • последовательность работы над формированием синтаксических умений у детей 3-4 лет: учить детей односложно отвечать на вопросы; учить строить простое предложение; учить оформлять и распространять простое предложение (с помощью воспитателя) за счёт однородных членов, а

затем – употреблять обобщающие слова перед однородными членами;

обучение составлению сложных предложений.

                   ч.jpg  IMG_6329.jpg

Пятый год жизни

  • Развивать умение употреблять формы родительного падежа единственного

и множественного числа существительных;

  • обучать согласованию существительных и прилагательных в роде, числе и падеже;
  • обучать использованию разных форм глаголов, формирование умения

правильно спрягать глаголы по лицам и числам, осознанно употреблять предлоги с пространственным значением.

Шестой/седьмой год жизни

  • овладение способами грамматически правильного построения развернутых

связных высказываний;

  • формировании умения правильно пользоваться существительными;
  • закрепление умения согласовывать существительные с прилагательными

и числительными;

  • совершенствование разных форм словоизменения и словообразования,

осознанного употребления предлогов.

                      1676427316_gas-kvas-com-p-risunok-detskii-kollektiv-30.png



Предварительный просмотр:

У ребенка все в порядке, если он:

- в речи часто использует союзы и предлоги, почти не допускает грамматических ошибок;

- может связно рассказать о том, что изображено на картинке или серии картинок; при пересказах появляются эпизоды, которых в действительности не было;
- употребляет суффиксы, обозначающие людей по их профессии;
- может подбирать к словам антонимы (большой - маленький; твердый - мягкий);
- определяет наличие звука в слове, находит место звука в слове по трем позициям (начало, середина, конец);
- может составить рассказ по картинке или серии картинок;
- использует прошедшее, настоящее и будущее время;

d44b719a-a086-5cc3-9401-de838818fe63.jpg didakticheskaya-igra.jpg

- знает назначение предметов и может сказать, из чего они сделаны;
- продолжает задавать вопросы, при этом до конца выслушивает ответы;
- пытается понять смысл слов, обозначающих абстрактные понятия (счастье, нежность, справедливость, любовь);
- все чаще с удовольствием играет с ровесниками;

        1695905633_gas-kvas-com-p-kartinki-rebenok-48.jpg

«Речь ребёнка от 4 до 5 лет»
- при правильной и разумной организации обучения грамоте способен легко и быстро научиться;
- правильно произносит практически все звуки, в том числе [ш, ж, р, д), но не всегда правильно произносит звуки в трудных, многосложных словах;


- словарный запас - около 3000 слов.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №14»

Памятка для родителей

Формирование грамматического строя речи у детей среднего (4-5 лет) возраста

imgonline-com-ua-CompressBySize-cUU6r2ooyexe8.jpg

г. Зима, 2024 г.

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.

В 4-5- лет – формируется умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных, употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах (лисята – лисят, медвежата - медвежат); правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных (вилок, туфель).

Напоминать правильные формы повелительного наклонения некоторых глаголов (Ляг! Лежи! Поезжай! Беги! и т.п.), несклоняемых существительных (пальто, пианино, кофе, какао).

Ниже представлены рекомендации по развитию грамматического строя речи ребенка в семье:

  • Обращать внимание ребенка на правильное употребление предлогов, выражающие пространственные отношения.
  •  Упражнять в образовании формы родительского падежа множественного числа существительных (чего нет?).
  • Учить пользоваться глаголами в повелительном наклонении и спрягать глагол  хотеть.
  • Упражнять ребенка в образовании существительных при помощи суффиксов. Закреплять приемы словообразования существительных по теме «Животные и их детеныши».
  • Закреплять умение образовывать глаголы с помощью приставок. Использовать наблюдения за действиями игрушечных персонажей, других людей (шел–зашел–вышел–перешел–ушел; лез–залез–вылез–перелез);

Игры, которые будут способствовать развитию

грамматического строя речи у детей:

  1. Игра «Один – много»

Я бросаю вам мяч и называю овощ в единственном числе, вы называете его во множественном числе и возвращаете мяч мне.

Огурец-…Баклажан - ...Редька - ...Помидор - ...Кабачок - ...Редиска - ...Боб - ...Тыква - ...Патиссон - ...

  1. Игра « Есть – нет»

Эта игра позволяет совершенствовать навык употребления существительных в родительном падеже. 

- У меня есть свежая капуста.

- У меня нет свежей капусты.

(Красный помидор, зелёный огурец, синий баклажан, спелые бананы, кислые лимоны, сладкое яблоко, горькая редька).

  1. Игра «Большой – маленький»

Игра позволит вам упражнять детей в умении правильно образовывать окончания существительных.

Стол-столик…Булка - ...Стул - ...Чашка - ...Салфетка - ...Тарелка - ...Огурец - ...Конфета - ...Диван - ...

hello_html_m7c9a73d5.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация-практикум для педагогов "Организация деятельности воспитателя по освоению дошкольниками основных движений"

Даннный материал представляет консультацию-практикум с педагогами ДОУ , включающую теоретический и практический материал для успешного решения задач физического развития дошкольников.Содержание данной...

Консультация -практикум для педагогов "Музыкальная игра, как средство преодоления застенчивости"

Музыкальная игра как средство преодоления застенчивости Среди психологических проблем 21 века особое место занимает проблема живого общения, развитию которого препятствует, в том числе и застенчи...

Консультация-практикум для педагогов : "Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей"

Наш семинар-практикум посвящен вопросу взаимодействия семьи и ДОУ в условиях введения ФГОС ДО.ЦЕЛЬ: раскрыть актуальные формы и методы работы с родителями в дошкольном  учреждении, необходимых дл...

Консультация – практикум для педагогов ДОУ "Всемирный день Земли и Всемирный день водных ресурсов"

Воспитание осознанного, бережного отношения к земле и воде как источникам жизни и здоровья человека С наступлением астрономической весны отмечается Всемирный день Земли, посвященный «мирным и рад...

Консультация – практикум для педагогов на тему «ТРИЗ: Технология обучения детей составлению загадок, работа с кругами Луллия»

Цель: развитие творческого мышления у педагогов.Программное содержание:Ø  Познакомить педагогов с технологией ТРИЗ: обучение детей составлению загадок; кругами Луллия.Ø  Повысить их компетен...

Консультация-практикум для педагогов "Имидж педагога"

Продолжить работу по повышению  эффективности имиджевой политики дошкольного учреждения, расширению  способов формирования имиджа ДОУ, как ресурса его развития. - Способствовать соверше...

Консультация - практикум для педагогов "Грамотная речь педагога -важное условие для развития речи дошкольника"

Материал содержит теоретическое обоснование проблемы повышения культуры речи воспитателя, требования к качеству профессиональной речи педагога и практикум для педагогов "Проверьте свою грамотност...