Комплексный подход к решению речевых проблем у дошкольников.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Развитие полноценной правильной речи процесс комплексный. Надо использовать все аспекты и в детском учреждении, и дома. Ведь развитие полноценной личности ребёнка невозможно без грамотной благозвучной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksnyy_podhod_k_resheniyu_rechevyh_problem_u_doshkolnikov.docx | 18.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплексный подход к решению речевых проблем у дошкольников.
РЕЧЬ - такое важное слово и понятие в жизни каждого человека. Оно простое и сложное одновременно. Правильная и красивая речь, сродни науки или искусства. Она сопровождает нас от внутриутробного состояния (мы слышим мамин голос: её слова, песни, сказки ещё в животе) до самых последних дней жизни. Становление речи приходится на дошкольный период, особенно, начиная с 3-х летнего возраста. На педагогах в дошкольных учреждениях лежит большая ответственность.
Очень горько осознавать, что с каждым годом, процент проблем в овладении красивой и грамотной речью, всё больше возрастает. Воспитатели всё серьёзнее озабочены этой проблемой и подходят к ней всё серьёзнее, тщательнее подбирая методы для её решения.
По своему характеру, эта работа педагога – дошкольника приобретает коррекционно- развивающую направленность. В дошкольный период, в зависимости от возраста, потребность в общении, увеличивается. Возрастает стимуляция к накоплению речевых навыков и умений. К 7 годам, к школе, будущий первоклассник уже должен чётко высказываться, с структурно-смысловым оформлением. В этом случае ребёнок чувствует себя уверенно. Что же происходит с детьми, у которых имеются нарушения в тех или иных звеньях речевой системы? Во-первых – это дефицит общения, вследствие чего снижаются коммуникативные возможности. Во-вторых, задерживается развитие познавательных способностей. В – третьих угасают мыслительные процессы, что ведёт к отставанию словесно- логического мышления. В- четвёртых, если человек неправильно говорит, то он не сможет правильно, то есть грамотно писать. Это приводит к орфографическим ошибкам. Дальше к плохой успеваемости, и самое главное – неуверенности в себе и в будущем – к низкому качеству жизни. Неприятная цепочка негативных событий.
Посмотрим на обратную сторону медали. Если ребёнок правильно, чётко, красиво говорит, значит и мыслить будет логически, будет успешнее усваивать информацию, хорошо учиться, чувствовать себя личностью.
Получается, что невольно педагоги становятся «вершителями судеб». Воспитатели озабочены речевыми проблемами детей и ищут пути их решения. Обращаются к классической методике, к трудам педагогов-новаторов, перенимают опыт у современный, порой совсем молодых воспитателей. Не нужно воспринимать и доверять только регалиям, опыту, заслугам. Иногда молодой, «не замыленный взгляд» может подметить какую-то мелочь и найти нестандартный выход из сложившейся ситуации. Важно быть гибким педагогом, пробовать, находить, советовать другим, если есть хороший результат – транслировать его, делиться. Ведь, все мы заинтересованы прежде всего в конечном результате – грамотной красивой речи наших детей.
По моим наблюдениям, именно в возрасте 4-5 лет, ребёнок обладает высокой пластичностью мозга. В этом возрасте пик подражательности речи взрослых. Этим надо пользоваться воспитателям и, как можно чаще: проводить упражнения со звуками, в виде игры, что позволит ускорить результат. Дети с интересом принимают и повторяют фонетические нормы, а значит, смогут овладеть ими. Занятия важны, как групповые, так и подгрупповые, ну, и, конечно, индивидуальные. Понятно, что занятия один на один с педагогом, дают более конкретный результат, но и когда дети работают, занимаются вместе, они невольно следят друг за другом, подмечают, подсказывают, иногда исправляют или пытаются не отставать, соответствовать, подтянуться. Проявляется больше стимула стремиться делать хорошо. Педагог может продумать систему поощрений, избегая стресса от неудач.
К среднему дошкольному возрасту, ребёнок, как правило, уже осваивает соотнесение предмета и слова, обладает уже обобщающей функцией. Может соотносить предмет, его действия, его свойства, признаки. Таким образом мыслительная деятельность совмещается с речевой. Это должно подкрепляться взрослыми: как педагогами, так и родителями, постоянными разговорами, беседами, вопросами, анализом. Когда уже этот этап пройден, можно переходить к формированию грамматического строя. По моим наблюдениям, со 2 полугодия средней группы можно уже подходить вплотную. Мы закладываем детям основы грамотности на всю жизнь. При этом важно не только обучать, но и подавать пример грамотной красивой полноценной речи. Разговор с дошкольником не обязательно строится на односложных предложениях. Можно разбивать сложное предложение интонационно, в замедленном темпе, но речь воспитателя должна «словно реченька журчать». Конечно, дети не сразу начнут все изъясняться сложно сочинёнными, сложно подчинёнными предложениями, изобилующими эпитетами, метафорами, сравнениями, олицетворениями, аллегориями и т.д. Но положительный эффект обязательно будет. Педагог должен следить за грамотностью своей речи. Когда мы составляем свою монологическую или диалогическую речь, мы должны обращать внимание на словоформы, использовать правильную связь между словами, безупречно строить предлога- падежные сочетания, структурные конструкции. Помимо грамматическо-лексической стороны важна эмоциональна- интонационная окраска. В речи с детьми я часто использую поэтическую форму. Конечно, это классики детской литературы, но иногда использую стихи собственного сочинения.
Заметила, что даже когда сложная информация даётся в стихотворной форме, дети воспринимают её легче и с большим удовольствием. Часто на занятиях, на прогулках, в режимных моментах, мы с детьми играем в рифмы, подбираем близкие по смыслу слова или наоборот, противоположные по смыслу. Много игр делаем своими руками с детьми, с родителями. Например: «Поезд из слов», «Подбери словечко», «Я знаю пять имён ( 5 названий), «Найди лишнее», «Какой, какая, какое?» «Где спрятался звук?», «Скажи ласково» и многие другие. Надо не забывать про игры с использованием дыхательной, пальчиковой и артикуляционной гимнастики. Специалистами доказано, что с помощью пальчиковых упражнений не только концентрируется внимание, но и усиливается работа тех отделов мозга, которые отвечают за речь. Ещё великий педагог Сухомлинский сказал, что речь ребёнка находится на кончиках его пальцев. Дети любят, когда используется нетрадиционный материал, оборудование. Например: пёрышки, вата, нитки, верёвочки с узелками, губки, крышки, прищепки, щётки. Для каждого упражнения придумываю четверостишия, которые дети быстро начинают повторять, и игра становится интереснее и веселее. Ещё одно моё наблюдение и убеждение: речь хорошо развивается при постоянном использовании музыкальных приёмов: это и игра на музыкальных инструментах, игры на чувство ритма, голосовое пение, музыкальные фонограммы и т.п. Были случаи, когда в раннем возрасте ребёнок испытывал трудности и с чувством ритма, и с ладо- высотным слухом, а к выпуску пел, как соловей, да ещё и с чётким произношением. Речевые навыки тесно связаны с музыкальными. Но не стоит забывать и о физической культуре. Даже укрепление мышечного корсета влияет на речевую активность. Прослеживается взаимосвязь между правильной координацией на занятиях физкультурой и чёткой речью. Поэтому важно развивать физическую активность: зарядка, занятия физкультурой и в спортивном зале, и на свежем воздухе, подвижные игры.
Таким образом, все эти наблюдения, позволяют сделать вывод, что развитие полноценной правильной речи процесс комплексный. Надо использовать все аспекты и в детском учреждении, и дома. Ведь развитие полноценной личности ребёнка невозможно без грамотной благозвучной речи.
Садекова С. С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
отчет учителя - логопеда на педсовете "Решение речевых проблем современных дошкольников в условиях ДОУ" 2017 год.
Динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями. И наш детский сад - не исключение. В связи с...
Консультация для воспитателей: «Решение речевых проблем современных детей в условиях детского сада»
Современные дети – какие они? Почему они отличаются от детей – их сверстников, которые были несколько десятилетий тому назад. Причины этого – изменения в окружающем мире, как предмет...
«Решение речевых проблем современных детей в условиях детского сада»
Современные дети – какие они? Почему они отличаются от детей – их сверстников, которые были несколько десятилетий тому назад. Причины этого – изменения в окружающем мире, как предмет...
Статья на тему "О важности участия семьи в решении речевых проблем"
В статье освещается роль участия семьи для речевого развития ребенка....
Статья на тему "Взаимодействие родителей и педагогов в решении речевых проблем"
В данной статье говориться о важности взаимодействия родителей и педагогов для помощи детям с ОНР...
Решение речевых проблем детей через взаимодействие педагогов и родителей
Цель:Вступительное слово логопеда о специфике речевой группы и роли семьи в преодолении речевых нарушений.расширить контакт между педагогами-специалистами и родителями, выяснить проблемы родителе...