инновационные технологии по развитию речи дошкольников
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа)

Соколова Анна Геннадьевна

Речевое развитие в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности: в игре, труде, бытовой, образовательной деятельности и выступает как одна из сторон каждого вида. Поэтому очень важно уметь использовать для развития речи любую деятельность. Для повышения речевой активности дошкольников использование традиционных методов и приемов уже не дает нужных результатов. Поэтому в работе над развитием речи у дошкольников необходимо применять современные образовательные технологии – это мнемотехнология, проектная деятельность, здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникативные технологии, Лего- техника. Использование этих технологий повышает мотивацию детей к образовательной деятельности, что предотвращает утомление детей, поддерживает познавательную активность, повышает эффективность работы над развитием речи

Мнемотехника для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы, приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи. Сначала мнемоквадраты, потом мнемодорожки и мнемотаблицы. Мнемотаблицы помогают при составлении рассказов о животных, птицах и насекомых. Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях используются модельные схемы, мнемотаблицы по блокам "Зима", "Весна", "Лето", "Осень". Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.

 

В практической деятельности воспитателя можно применять различные методы и приемы здоровьесберегающих технологий, которые помогут в образовательно-развивающей работе на разных этапах занятия по развитию речи детей дошкольного возраста. Например артикуляционная гимнастика. Это неотъемлемая и очень важная часть работы по развитию речи. Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков

Дыхательная гимнастика. Она является необходимой частью оздоровительного режима, так как ее упражнения направлены на развитие и закрепление навыков речевого и физиологического дыхания.

Пальчиковая гимнастика. Этот метод применяется для развития мелкой моторики рук, способствует устранению проблем в речи в связи. Внедрение данных методов в деятельность воспитателя, с нашей точки зрения, позволяет повысить эффективность образовательного процесса, способствуя сохранению и укреплению здоровья, с одной стороны, и оказывая положительное влияние на активизацию и коррекцию речи детей, с другой.

 

В процессе НОД по развитию речи, художественной литературе отрабатываются грамматические конструкции. Например, согласование числительных с существительными – «Сколько в домике окошек»,словообразование – добавление приставок к глаголам: «Придумайте новые слова от слова «Летать» и продемонстрируйте действие.При составлении пересказов очень большую помощь детям оказывают модели-иллюстрации к литературному произведению, созданные самими детьми. Пересказ не по сюжетной картинке, а по объѐмному изображению декораций из конструктора, помогают ребѐнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развѐрнутым и логичным.

 

Огромную роль в развитии речевых навыков играет инновационный образовательный конструктор LEGO «Построй свою историю». С помощью данного конструктора дети придумывают свои уникальные истории, пересказывают литературные произведения, составляют рассказы, описывающие реальные ситуации из окружающей действительности. С использованием LEGO работа над рассказом, пересказом, диалогом становится более эффективной. Применение LEGO-технологий, ориентированных на развитие мелкой моторики, являются незаменимыми в речевом развитии дошкольников.

 

Информационно-коммуникативные технологии.

Компьютерные игровые комплексы – одна из современных форм работы, в которой взаимоотношения взрослого и ребенка выстраиваются посредством технических видов коммуникации, позволяющих не только общаться в равных условиях, но и систематизировать знания, закреплять умения, свободно их использовать в самостоятельной жизнедеятельности. На занятиях по развитию речи используются мультимедийные компьютерные презентации, что повышает интерес детей к изучаемому материалу.

При сравнении с традиционными формами воспитания и обучения дошкольников информационно-коммуникативные технологии обладают рядом преимуществ:

• предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности;

• компьютер несет в себе образный тип информации, понятный детям,

которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма;

• движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;

• постановка проблемных задач, поощрение ребенка при их правильном

решении самим компьютером, является стимулом познавательной

активности детей;

• компьютер предоставляет возможность реализации индивидуального

подхода в работе с детьми дошкольного возраста.

С помощью мультимедийных презентаций разучиваются с детьми комплексы гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления (на экране монитора появляются картинки – символы различных упражнений), дидактические игры («Четвёртый лишний», «Кто спрятался?», «Узнай по голосу»), создаются и решаются проблемные ситуации.

Именно дошкольникам, с их наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. В работе можно использовать мультимедийные презентации, фотографии, рисунки, слайд-шоу, звуковое оформление и дикторское сопровождение, видеофрагменты и анимацию. Использование презентационных инструментальных средств позволяет, привнести эффект наглядности в занятия и помогает детям усвоить материал быстрее и в полном объеме.

Использование метода проектов в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности, способствует обогащению и активизации словаря детей, развитию связной речи, , работая над проектом, дети учатся общаться между собой, вести диалог, задавать вопросы и отвечать на них полными, сложными предложениями.

А так же делает образовательную систему дошкольного образовательного учреждения открытой для активного участия родителей.

 

 Подводя итоги, можно сказать, что выше перечисленные технологии

оказывают существенное влияние на развитие речи детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnye_tehnologii_po_rr.pptx1.43 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование инновационных форм и методов в работе с детьми старшей группы по речевому развитию Подготовили воспитатели: Бисерова Л. И. Соколова А. Г.

Слайд 2

мнемотехника

Слайд 3

Здоровьесберегающие технологии

Слайд 4

LEGO- технология

Слайд 5

Информационно-коммуникативные технологии.

Слайд 6

Метод проектов

Слайд 7

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных технологий в развитии речи дошкольников

Использование инновационных технологий в развитии речи дошкольников...

Инновационные технологии по развитию речи дошкольников.

Федеральный  государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, среди которых речь занимает одно из центральных мест. В условиях реализации нового стан...

Презентация на тему: "Инновационные технологии в развитии речи дошкольников"

Инновационные технологии в развитии речи дошкольников...

«Инновационные технологии для развития речи дошкольников».

laquo;Инновационные технологии для развития речи дошкольников»в детском саду....

Применение инновационных технологий для развития речи дошкольников в логопедической работе

Применение инновационных технологий для развития речи дошкольников в логопедической работеНаходясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия использует в своей практике, ...

Инновационные технологии для развития речи дошкольников

Проблема формирования правильной речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, та...

Презентация на тему "Развитие познавательной деятельности через инновационные технологии в развитии речи дошкольников""

Одним из основных показателей уровня развития умственных и познавательных способностей ребенка считается богатство его речи. Организация речевого развития детей в дошкольном образовательном учреждении...