Презентация на тему "Развитие познавательной деятельности через инновационные технологии в развитии речи дошкольников""
учебно-методический материал по развитию речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_dmitrieva_kl.pptx | 2.02 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Одним из основных показателе й уровня развития умственных и п ознавательных способностей ребёнка, считается богатство его речи.
Согласно Федеральному Государ ственному Образовательному Стандарту Дошколь ного Образования "речевое развитие" включает: владению речью как средством обще ния и культуры; обогащение активного слова ря; развитие связной , грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творч ества ; развитие звуковой и интона ционной культуры речи, развитие фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование зву ковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Выбирая педагогические технологии для развития речи детей дошкольного возраста, важно, чтобы технология была не только адекватна воз растным возможностям детей, но и обеспечивала гарантированный результат развития речи в разных формах работы. Организация речевого развития детей в дошкольном образовательном учреждении в современных условиях предусматривает поиск эффек тивных технологий развития детской речи.
Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, маст ерстве, искусстве . Инновационные технологии - это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на дост ижение позитивного результата за счет динамичных изменений в личностном развитии ребенка в современных социокультур ных условиях . Технологии развития речи Традиционные (образец рассказа педагога, п острочное заучивание стихотворения, поэтапное рассматривание и оп исание) Инновационные - формирующие творческие способности, развивающие нестандартное видения мира, новое мышление .
Технология обучения детей сост авлению сравнений; Технология обучения детей соста влению загадок; Технологияразвити яречи и мышления посредством мнемотехники; Технология обучения детей составлени ю метафор; Игры и творческие задания; Обучение дет ей составлению творческихрассказов по картине . ; Рассмотрим не которые из технологий:
Обучение детей дошкольного возраста составлению срав нений необходимо начинать с трёхл етнего возраста . Упражнения проводятся не только на зан ятиях по развитию речи, но и в свободное время . Модель составления сравнений: - воспитатель назы вает какой-либо объект ; - обозначает его признак ; - определяет значение этого призна ка ; - сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте . Технология обучения детей составлению сравнений.
Технология обучения детей составлению сравнений. В младшем дошкольном возрас те дети сравнивают по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и др . (Мячи к по форме круглый, такой же круглый по форме, как яблоко . Далее предлагается детям назвать круглые объекты). В средней группе дается больше самостоятельн ости при составлении сравнений, поощряется инициатива в выборе признака, подлежащего ср авнению . В старшем возрасте дети учатся самостоятельно делать сравнения по заданном у воспитателем признаку. Технология обучения детей составлению сравнений развивает у дошкольников наблюдательность, любознательность, умение сопоставля ть признаки предметов, обогащает речь, способствует мотивации развития речевой и мыслительной деятельности .
В дошкольном детстве работа с загадками основывает ся на их отгадывании . Причем, методика не дает кон кретных рекомендаций, как и каким образом, учить детей отгадывать загаданные объекты . Наблюдения за де тьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразит ельных дошкольников как бы само собой или путем перебора вариантов . При этом большая часть детей группы явл яются пассивными наблюдателями . Воспитатель вы ступает в роли эксперта . Верный ответ одарённого ребёнка на конкретную загадку очень быстро запоминаетс я другими детьми . Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы про сто вспоминает ответ. Развивая умственные спосо бности ребёнка, важнее научить его составлять собственные загадки , чем просто отгадывать знакомые . Воспитатель показ ывает модель составления загадки и предлагает составить загадку п ро какой-либо объект. Технология обучения детей составлению загадок.
Такая сложная мыслительная деятел ьность позволяет развить в детях способность созд авать художественные образы, которые они употребляют в речи в качестве выразительных средств языка . Что позволяет выявить детей, несомненно, способных к творчеству, и способствовать развитию в них талан та . Метафора – это перене сение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых объектов . обучения детей составлению цель педагога: созд ание условий для усвоения составления метафор . Технология метафор. Основная алгоритма детьми
Игры и творчески е задания для развития выразительности речи направлены на: развитие умений детей выд елять признаки объектов, учат детей по описанию определять объект, выделять хара ктерные специфические значения объекта, подбирать раз ные значения одному признаку, выявлять признаки объект а, составлять загадки по моделям . Развитие речи в игро вой форме деятельности дает большой активизирует мыслительную дея тельность, обогащает словарный запас детей, развивает умение наблюдать, выделять главное, конкретизировать информацию , сопоставлять предметы, признаки и явления, с истематизироват ь накопленные знания . Игры и творческие за дания. результат:
Для детей в речевом пла не характерно стремление сочинять рассказы на определённую тему . Больши м подспорьем для педагога в этой работе могут стать картины . Обучение детей сос тавлению двух типов рассказов по картине . 1- ый тип : «текст ре алистического характера» 2- ой тип : «т екст фантастического характера» Обучение детей составлению творческ их рассказов по картине . Обучение ребёнка о существляется в процессе его совместной деятельно сти с педагогом посредством системы игровых упражнений .
развития всех видов памяти (зрительной, с луховой, ассоциативной, логической, обработки различных приемов запоминания); развитие образного мышления ; развития логического мышления (умения а нализировать, систематизировать); развитие различных общеобразовательных дидактических зада ч, ознакомление с разл ичной информацией ; развитие смекалки , тренировка внимания ; развитие умения устанавливать Мнемотехника – это система мето дов и приемов, обеспечивающих запоминание, сохранение и воспроизведение информации и разви тие речи . Мнемотаблицы – схемы служат дидактическим материалом пр и работе : по развитию связной речи детей, для обогащения словарного запас а, при обучении составления рассказов , при пересказе художественной литературы, Технология разв ития речи и мышления посредством мнемотехники. при отгадывании и загадыва нии загадок, при заучивании стихов . Технологии мнемотехники позволяют решать задачи: причинно -следственные связи в события х, рассказах . эффективное словесно -
Приоритетными технологиями речевого развития дошкольника также являются: 1. ТРИЗ . (Теория Решения И зобретательских Задач) 2. Логоритмика. ( Речевые упражнения с движениями) 3. Сочинительств о. 4. Сказкотерапия. ( Сочинение детьми сказок) 5. Экспериментировани е . 6. Пальчиковая гимн астика. 7. Артикуляцион ная гимнастика.
Основная задача использования ТРИЗ - техноло гии в дошкольном возрасте – это при вить ребенку радость творческих открытий . Основной критерий в работе с д етьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации . Приемы Триз : фантазирование, оживление неживых объектов, увеличение, уменьше ние . В результате свободной деятельности с использованием элементов ТРИЗ у детей снимается чувств о скованности, преодолевается застенчивость, развиваетс я речь и логика , мышление . Методики ТРИЗ высокоэффективны, имеют чёткий алгоритм к действию, которое всегда переходит в ожидаемый результат. Игры : «Наоборот» , «Эхо» , «По кругу» , «Что – то часть чего то» , «Да- нет» . Триз - технология
Эксперементирование На занятиях по эксперементаль ной и исследовательской деятельности ребенок начинает рассуждать, спорить оп ровергать, доказывать свою точку зрения . Происходит фор мирование и закрепление грамматической речи: согласование существительных с прилагательными, местоимениями, числительными и предлогами ; формирование синтаксических конструкций и падежных ф орм . Сказкотерапия Сказкотерапия метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодейс твия через речь с окружающим миром .
Пальчиковые гимнастика - исценировка стихов и потешек, сказок при помощи пальцев, "пальчиковый театр", развитие мелкой моторики стимулирует развитие речевых центров . Логоритмика - метод развития двигательной сферы ребенк а в сочетании со словом и музыкой . Артикуляционная гимнастика - направлена на развитие органов речи, помогает укрепить речевые мышцы и подготавливае т базу для чистого звукопроизношения . Здоровьесберегающие тех нологии
В последние годы, отмечается увеличение количества детей, имеющих различные рече вые нарушения и традиционные методы не всегда бывают эффективны . Поэтому педагоги дошкольных учреждений используют в работе нетрадиционные методы и техн ологии развития речи . Одна из таких технологий – э то ЛЕГО -технология . Эта технология объединяет элементы игры с эксперим ентированием, а, следовательно, активизирует мыслительно - речевую деятельност ь дошкольников . ЛЕГО – технология – это средство развивающего обучения, стимулирует познавательную деятельность детей дошкольного во зраста, способствует воспитанию социально активной личности с высокой с тепенью свободы мышления, развития самостоятельн ости, способности решать любые задачи творчески . ЛЕГО – это не просто игрушка, это замечательный инструмент, помогающий увидеть и понять внутренний мир ребёнка, его особенности, желания, возмож ности, позволяющий более полно раскрыть его личностные качества, понять имеющиеся у него трудности . ЛЕГО - технология
Синквейн (от французского слова « cinq »-пять) - это стихотворение, со стоящее из пяти строк. У него есть свои правила написания и нет рифмы. Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленя ть, объединять и кратко излагать. « Синквейн» позволяет решить задач: придаёт лексическим единицам эмоциональную окрас ку и обеспечивает непроизвольное запоминание материала; закрепляет знания о частях речи, о предложении; значительно акти визирует словарный запас; совершенствует навык использования в речи синонимов; активизирует мыслите льную деятельность; совершенствует умение высказы вать собственное отношение к чему-либо; стимулирует развитие творческого потенциала . Один из методо в новой образовательной технологии «РКМЧП» (развитие критического мышления через чтение и пис ьмо) - СИНКВЕЙН
Последовательность работы: Подбор слов-предметов . Подбор слов-действий, которые производит данный объект. Дифференциация понятий «слов а – предметы» и «слова – действия» . Подбор слов – признаков к объекту. Дифференциация понятий «слова – предметы», «слова – дей ствия» и «слова - признаки» . Работа над структуро й и грамматическим оформлением предложения . способствует обогащению и актуализации словаря . Носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, в нимание, мышление) Является игровым прием ом Актуальность синквейна : открывает творческие интеллектуальные и речевые возможности . Используется для за крепления изученной темы .
Формирование речи у дошкольни ков является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Поэтому целенаправленная разнообразная работа воспитателя с детьми с помощью различных инновационных и развивающи х технологий приведет к положительной динамике показателей разв ития речи дошкольников.
СПАСИБО ЗА ВНИМА НИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование инновационных технологий в развитии речи дошкольников
Использование инновационных технологий в развитии речи дошкольников...
Инновационные технологии по развитию речи дошкольников.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, среди которых речь занимает одно из центральных мест. В условиях реализации нового стан...
Презентация на тему: "Инновационные технологии в развитии речи дошкольников"
Инновационные технологии в развитии речи дошкольников...
Презентация "Инновационные технологии в развитии речи дошкольников"
Использование аква-гимнастики, биоэнергопластики и кинезеологических упражнений в развивающей работе с детьми дошкольного возраста...
Презентация "Использование здоровьесберегающих и инновационных технологий в развитии речи дошкольника"
Презентация«Использование инновационных издоровьесберегающих технологийв развитии речи дошкольника»Средняя группа«Смешарики»20021 – 2022 уч. Год Воспитатель: С...
Консультация «Развитие познавательной деятельности через инновационные технологии в развитии речи дошкольников»
Консультация «Развитие познавательной деятельности через инновационные технологии в развитии речи дошкольников»...
Презентация на тему: "Инновационные технологии в развитии речи дошкольников"
Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задач...