Занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему «Зимушка - зима»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Муравьева Екатерина Валериевна

план-конспект занятия по обучению грамоте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_fevral.docx20.86 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе

на тему «Зимушка - зима»

  

Цель: Совершенствовать грамматический строй речи.

Задачи:

-Обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы; упражнять

-в образовании качественных прилагательных; закреплять умение подбирать

прилагательные, существительные, согласуя их в роде, числе, падеже;

-продолжать формировать умения составлять предложения по сюжетным картинкам;

-активизировать словарь по теме «Зима»;

-развивать слуховую память, зрительное восприятие, логическое мышление, произвольное внимание,

-мелкую моторику;

-воспитывать умение слушать, не перебивая и справедливо оценивать других детей;

-работать и играть в коллективе.

Словарная работа

Существительные: игра, сосульки, снег, снеговик, снежинка, снегопад, снег; мороз, вьюга,

метель, узоры.

Прилагательные: зимний, зимняя, зимние, зимнее; морозный, морозная, морозные,

морозное, снежная, снежные, снежное; ледяные, ледяное, ледяная.

Глаголы: ударили, метут, хрустит, падает, висят, замёрзли.

Предварительная работа:

Беседа с детьми о зиме, зимних явлениях в природе; прогулки в зимний парк, лес; чтение и рассматривание иллюстраций о зиме.

Материал к занятию

Мультимедийное оборудование;

Демонстрационный материал: слайды на тему «Зима»

Предметные картинки (21х14,8)

руки, снегопад, сосульки, скворечник, карандаш, нос.

Раздаточный материал:

1. Разрезная картинка: сюжетная картинка по теме «Зима», 1 часть этой картинки

соответствует другому времени года «Весна», Лето», «Осень».

2. Полоски для составления схемы предложения.

3. Горка-подставка для снеговиков.

4. Снеговики двух видов (3х4) (для оценивания ответов детей).

5. Коробочки на всех детей для символов схем предложения, снеговиков.

Ход занятия

1. Организационный момент

Дети заходят в зал:

- Здравствуйте, ребята, вы любите песни? (Да) Сейчас песенка вам подскажет, о каком времени года мы будем говорить на занятии.

Исполняется 1 куплет из песни «Ка бы не было зимы» муз.Е.Крылатова

- Ребята,  вы догадались? (О зиме)

- Какая же зима (морозная, снежная, белоснежная, холодная…)

- Чтобы ваш язычок на занятии чётко проговаривал слова и звук «Р» мы вспомним чистоговорку «Гора».

- Ра –ра-ра, ра –ра-ра,

  На дворе у нас гора.

  Ру-ру-ру, ру-ру-ру,

  Собирайте детвору.

  Ры-ры-ры, ры- ры-ры,

  Покатаемся с горы.

 Ра –ра-ра, ра-ра-ра,

 Очень рада детвора.

- Назовите зимние месяцы (Декабрь, январь, февраль)

-. Дуют ветры в феврале

 Воют в трубах громко

 Змейкой мчится по земле

 Легкая поземка…

- Ребята, а вы знаете, что такое позёмка?

Это снег, переносимый ветром низко над землёй без снегопада.

 - Про какое зимнее явление говорят: метёт? ( Метель)

- Мете́ль  (буран, вьюга) — ветер  со снегопадом.

Ветер зимой какой? (Колючий, сильный, холодный)

- А если зимой очень морозно, метут метели, какая тогда зима (студёная, лютая)

Раздаются звуки метели.

Слайд 1. В это время на экране появляется Снежная королева.

- Здравствуйте, ребята! Как вы знаете, я очень люблю зиму. И мне бы хотелось, чтобы вы подарили красивый рассказ об этом чудесном времени года.

Слайд 2. На экране заставка зимнего пейзажа  и изображение снега

- А  начнём мы его с составления  предложений о снеге.

- Можете начать предложение со слова «Зимой …»

- Зимой белый снег укрыл дома и  землю.

- А каким ещё снег может быть? (Пушистым, искристым, блестящим, липким, хрустящим)

Подумайте и скажите, почему снег в морозы бывает хрустящим?

Выслушиваю ответы детей, затем обращаю внимание на снежинку, сделанную из пенопропелена.

- Снежинки состоят из множества кристалликов льда. На морозе снежинки, становятся тверже и более хрупкими. Когда мы наступаем на снег, кристаллики льда, начинают ломаться и слышится хруст.

Слайд 3. Появляется заставка зимнего пейзажа  и  изображение солнца.

- Что вы можете сказать о зимнем солнце?

- Зимой солнце светит, но не греет.

- Если светит солнце, то погода какая? (Солнечная, ясная)

Слайд 4. Заставка зимнего пейзажа  и  изображение дерева

- Чем покрыты ветки деревьев зимой?

- Зимой ветки деревьев покрыты инеем.

Слайд 5 Заставка зимнего пейзажа  и  изображение реки и озера.

- Расскажите о реках и озёрах зимой.

- Зимой реки и озёра покрыты льдом.

- Льдом каким? (Толстым, блестящим, хрупким)

- Если лёд похож на зеркало, он какой? (Зеркальный)

Слайд 6. Заставка с изображением птиц.

- Зимой птицам холодно и голодно. Как люди заботятся о птицах? (Мастерят кормушки)

- Какие птицы остаются зимовать? (Снегири, синицы, совы, голуби…)

- У снегиря красная грудка, снегирь какой? ( Красногрудый)

- У синички жёлтая грудка, синичка какая? (Желтогрудая)

-  У глухаря пышный хвост, глухарь какой? (Пышнохвостый)

Слайд 7. Заставка с изображением зверей.

- А как же зимуют звери в лесу?

- Кто о них заботится? (Лесники)

- О ком заботятся лесники? (О лосях, кабанах..)

Слайд 8. Сюжетные картинки с изображением зимних забав.

- Послушайте, как я скажу о зиме, можете использовать это предложение в своих рассказах. Мне очень нравится озорная, весёлая зима.

- Почему я назвала зимушку озорной и игривой?

- Молодцы, интересные предложения составили. А теперь давайте расскажем и покажем руками стихи о снеговике.

                   Давай, дружок, смелей, дружок!

                   Кати по снегу свой снежок.

                   Он превратится в толстый ком,

                   И станет ком снеговиком.

                   Его  улыбка, так, светла.,

Два глаза…шляпа…нос…метла…

Но солнце припечёт слегка –

Увы! – и нет снеговика.

- Ребята, подойдите к столу и возьмите по одной карточке. Внимание! Рассмотрите картинки (клюшка, коньки, санки)

- Саша, кому нужен этот предмет?  (Этот предмет нужен хоккеисту. Фигуристу, саночнику…)

Помощь по ходу ответов детей.

- А эта картинка нужна,  чтобы поиграть в игру «Волшебная цепочка»

Раз..два…три… повернись игра на экране появись.

Слайд 9. Изображение схемы.    

Игра со схемой «Волшебная цепочка»

- Молодцы, ребята! Каждый из вас придумывал свои красивые зимние слова и предложения. А сейчас я вам предлагаю  с помощью знаков – символов составить  рассказ о зиме для Снежной королевы.

         Дети по желанию составляют рассказ о зиме.

Спасибо! Вам интересна была сегодняшняя наша встреча? Что понравилось больше всего?

Слайд 10. На экране появляется Снежная королева.

- Какие же вы молодцы! Как много интересного вы знаете о зиме! Я приготовила вам сюрприз – «листочки – льдинки». На занятии по рисованию вы расскажите о зиме красками и составите из льдинок зимнюю книгу! Спасибо, ребята, до новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе "Приметы матушки-зимы"

Занятие позволяет: -учить понимать смысл образных выражений, сравнений, загадок; -развивать связную речь детей, формировать навыки творческого рассказа по картине; -закреплять приметы зимы; -воспи...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе. Тема «Белый медведь»

Программное содержание: - На основе базовой модели описания объекта (метод ТРИЗ-РТВ) формировать системность мышления; умение выдерживать структуру рассказа. - Развивать стремление грамматич...

Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе. Тема: « Волшебное слово»

Программное содержание: Закрепить умения составлять и читать слова, слоги. Продолжать формировать умения проводить анализ слов различной звуковой структуры. Качественно характеризовать выделяемы...

Конспект по развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: «Зимушка-зима»

Конспект по развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: «Зимушка-зима»...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе. Тема: пересказ сказки «У страха глаза велики»

Цель: Учить детей пересказывать  сказку выразительно, последовательно, без пропусков и повторений....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе. Тема: «Лексические игры и упражнения»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе.Тема: «Лексические игры и упражнения»  Цель: обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое воспр...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе. Тема:Лексико – грамматические упражнения.

Программное содержание:Познакомить детей с понятием СИНОНИМЫ.Закреплять умение детей строить предложения из двух, трёх, пяти слов, уметь называть второе, третье слово в предложении.Продолжать учить де...