Конспект занятия "Составление описательного рассказа о диких животных с использованием схемы".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Программное содержание: - учить детей составлять описательные рассказы о диких животных, используя при этом план - схему; продолжать учить связности, развёрнутости, непрерывности высказывания; активизировать словарь по теме; развивать память, внимание, словесно- логическое мышление. закреплять навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи; закреплять употребление существительных в родительном падеже; воспитывать доброжелательные отношения к разным животным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_dikie_zhivotnye_.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи
для детей старшего дошкольного возраста
Тема: Составление описательного рассказа о диких животных с использованием схемы.
Программное содержание: - учить детей составлять описательные рассказы о диких животных, используя при этом план - схему; продолжать учить связности, развёрнутости, непрерывности высказывания; активизировать словарь по теме; развивать память, внимание, словесно- логическое мышление. закреплять навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи; закреплять употребление существительных в родительном падеже; воспитывать доброжелательные отношения к разным животным.
Материал: план - схема, картинки с изображением диких животных, их жилищ (нора, логово, берлога, дупло) игрушки-перчатки, или мягкие игрушки (заяц, белка, ёж, волк, медведь, лиса), ёлка, письмо в конверте (звуковое или видео письмо на кассете), картинка с изображением инопланетян.
Предварительная работа: рассматривание картинок, игрушек, чтение художественных произведений о животных, аппликация «Медведь», лепка диких животных, заучивание загадок.
Методы и приёмы: сюрпризный момент – пришло письмо, рассматривание схемы, игры: «Кого не стало», «Какой, какая?», «Четвёртый лишний», «Кто где живёт?», объяснение воспитателя, самостоятельные рассказы детей, итог.
Ход занятия
Дети входят в группу. Воспитатель предлагает поиграть в игру.
Игра «Четвёртый лишний»
Воспитатель называет четыре слова, дети должны на слух определить лишнее слово и объяснить свой выбор.
- волк, белка, лиса, кошка;
- слон, лось, заяц, барсук;
- ёж, комар, олень, белка;
- лиса, медведь, заяц, дятел;
- заяц, корова, собака, лошадь.
- бельчонок, лисёнок, медведица, зайчонок;
- сорока, белка, синица, воробей.
Отвечает тот ребёнок, кому воспитатель кидает шарик или мячик.
После игры раздаётся стук в дверь. Пришло письмо от инопланетян. Воспитатель читает письмо и показывает портрет инопланетян детям:
«Мы слышали, что в ваших лесах живут дикие звери. К сожалению, мы ни разу их не видели и не знаем, как они выглядят. Поэтому мы просим вашей помощи. Не могли бы вы рассказать об этих животных и отправить нам свои рассказы. Мы будем очень рады, если вы сможете выполнить нашу просьбу. Большое спасибо. До свидания».
- Ребята, поможем инопланетянам, выполним их просьбу? Давайте придумаем рассказы про диких зверей, которые водятся в наших лесах. Ваши рассказы я запишу на плёнку, а плёнку отправим инопланетянам.
- А чтобы вам легче было рассказывать, я приготовила картинки – подсказки. Давайте посмотрим их (рассматривают картинки и определяют, что и как нужно рассказывать).
План рассказа
- Как называется животное (его внешний вид, части тела, чем покрыто тело)?
- Где живёт (берлога, нора, логово, дупло)?
- Чем питается (на кого охотится)?
- Как зовут детёныша?
1. Рассказ по цепочке, воспитатель задаёт вопрос по каждому пункту схемы и вызывает детей ответить на вопросы.
Затем один ребёнок рассказывает по этой же картинке рассказ от начала до конца.
После этого воспитатель предлагает детям выбрать картинку и составить по ней рассказ о диком звере, следуя пунктам схемы. (Рассказывают 3 - 4 человека)
Физкультминутка (музыкальная)
(дети ходят по кругу и пантомимой изображают, как передвигаются звери: лиса, заяц, волк, медведь, олень)
- Обрадовались звери, что вы составили про них такие замечательные рассказы и появились под нашей волшебной ёлочкой. Они предлагают поиграть в игру «Кого не стало?» (воспитатель объясняет правила игры).
- Ребята, а давайте представим, что вы теперь не дети, а лесные звери и каждый расскажет про себя.
Проводится игра «Какой? Какая?». (Каждый ребёнок называет по три слова определения)
Я медведь – мохнатый, косолапый, сильный, неуклюжий, большой;
Я лиса – хитрая, рыжая, пушистая, красивая, длиннохвостая, острозубая;
Я волк – злой, голодный, хищный, серый, зубастый;
Я заяц – трусливый, длинноухий, травоядный, короткохвостый, пугливый, быстроногий;
Я ёж – колючий, проворный, маленький, коротконогий, остроносый.
Я белка – ловкая, проворная, прыгучая, запасливая, быстрая, шустрая, резвая.
Я лось – рогатый, большой, длинноногий, травоядный.
Я рысь – хитрая, хищная, ловкая, сильная, прыгучая, быстрая.
Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке»
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
(Поочередно хлопают кулачками и ладонями)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому,
(Поочередно, загибают в кулачок все пальчики, начиная с большого)
Кому в зобок,
Кому в платок,
Кому в лапочку.
(Поочередно хлопают кулачками и ладонями)
- Наигрались звери, про себя рассказали, пора и по домам. Давайте мы поможем нашим лесным друзьям найти свои дома.
Проводится игра «Кто где живёт?» (дети по сигналу воспитателя подбегают к тем картинкам, на которых изображено нужное им жилище и рассказывают: «Я волк – живу в логове, здесь рождаются волчата и т. д.).
Итог: Что понравилось?
- Давайте нарисуем в подарок инопланетянам диких животных, чтобы они не только послушали ваши рассказы, но и увидели какие дикие звери обитают на планете Земля.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Составление описательного рассказа о диких животных с использованием схемы"
Программное содержание: учить детей составлять описательные рассказы о диких животных, используя при этом план - схему; продолжать учить связности, развёрнутости, непрерывности выск...
Конспект занятия в средней группе по ФКЦМ "Описательный рассказ о диких животных с использованием схемы"
Данный конспект дает обогащение представлений об изменениях в жизни диких животных весной, развитие познавательных интересов.Задачи приоритетной образовательной области: Познакомить детей с ...
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи на тему: «Составление описательного рассказа о диких животных с использованием схемы».
Составление описательного рассказа о диких животных с использованием схемы....
Конспект непосредственной ообразовательной деятельности по речевому развитию "Составление описательного рассказа о диких животных с использование мнемотаблицы"
составление описательного рассказа о диком животном с использованием мнемотехники...
Конспект НОД по ОО "Познавательное развитие". Тема: "Составление описательного рассказа о диких животных с использованием современных технологий".
Данная деятельность помогает развить в дошкольниках умение поддерживать беседу о животных, высказывать свою точку зрения, проявлять любознательность, интерес к исследовательской деятельности, са...
Конспект занятия по развитию речи (коммуникации) «Как дикие животные готовятся к зиме. Составление описательного рассказа о диких животных с использованием схем для детей подготовительной группы»
В конспекте дети обогащают свои знания о диких животных :зайце, лисице, волке, лосе и др., учатся составлять описательный рассказ по цепочке, играют в различные речевые игры....