Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Царица Зима"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи : "Царица Зима."
Программное содержание: Закрепить представление детей о временах года, признаках зимы, народных приметах.
Развивать любознательность, желание исследовать правильность своих предположений.
Уточнить представление о свойствах снега: холодный, мягкий, белый.
Совершенствовать диалогическую речь: учить активно участвовать в беседе, понятно отвечать на вопросы, доказывать свою точку зрения.
Развивать образность речи, эмоциональность речи, учить использовать сравнения.
Воспитывать культуру ведения диалога: умение внимательно слушать собеседника, не отвлекаться и не перебивать.
Обогащать и активизировать словарь: студеная, зимующие, белокожа, светлолица.
Предварительная работа; знакомство с пословицами о зиме, беседы о зиме, наблюдения за снегом, опыты :"Превращение воды в лед", "Снега в воду", "Цветные льдинки", игры с льдинками.
Материал к занятию: посылка от царицы зимы, весы 2 блюдца со снегом, фонограмма песни " Три белых коня" (муз. Е. Крылатова, сл. Л. Дербенева), картины о временах года.
Ход НОД: Раздается стук в дверь и в группу вноситься посылка от Царицы Зимы ( серебристая коробка с загадками-снежинками, заданиями детям)
Воспитатель: Ребята, нам прислали необычную посылку, ,в ней снежинки с загадками. Вот и первая, если мы ее отгадаем, то узнаем кто нам ее прислал.
Тройка, тройка пролетела Белокожа, светлолица
Скакуны в той тройке белы, Как махнула рукавом,
А в санях сидит царица Все покрыла серебром.
Как вы думаете о какой царице говориться в этой загадке ? ( о царице Зиме)
Правильно это царица Зима прислала нам посылку.
Ребята, а почему зиму можно сравнить с царицей? (ответы детей)
Действительно ребята! Зима, как царица очень нарядна, красива. Одета в белоснежный, сверкающий наряд.
А как вы думаете , подходят ли зиме такие слова : "белокожа", "светлолица"? Почему? ( Какого цвета больше зимой в природе, о ком можно сказать "белокожий","светлолицый" )
Правильно, ребята. Можно сказать о зиме белокожа, светлолица. Потому что зимой от снега кругом бело и светло.
Ребята , зима царица 3 зимних месяцев. Кто вспомнил их название? ( ответы детей )
Давайте послушаем о них песню и потанцуем ( динамическая пауза . дети танцуют , садятся )
Ребята в посылке я нашла еще одну снежинку загадку.
Запорошила дорожки Радость детям подарила
Разукрасила окошки, И на санках прокатила
Кто же это? (зима) Правильно! Как же она разукрасила окошки? Какую радость подарила детям? (ответы детей).
Ребята, в этой снежинке есть еще оно задание от царицы Зимы. Она просит вас среди этих картин найти картины о зиме ( среди картин о весне , поздней осени дети выбирают нужные ).
Давайте мы их внимательно рассмотрим. Все ли согласны , что на картинах зима? Почему вы так думаете? (снежные шапки на деревьях, на крышах, Заснеженные поля, лед на реке...).Какое небо, опишите его , пожалуйста .(облачное, со снежными тучами...).Какие деревья вы видите, что еще изображено?(ответы детей)
Ребята , давайте вспомним с помощью каких слов можно рассказать о зиме(снежная, холодная, морозная, красивая, белоснежная ......).
Молодцы, столько красивых слов вспомнили о зиме! А еще можно сказать "студеная". Кто знает что означает это слово? "Ответы)
Правильно , значит очень -очень холодная. Давайте повторим и запомним это слово.
А сейчас приглашаю вас поиграть в игру "Бывает , не бывает"( если ответ положительный, дети хлопают). Бывает снегопад зимой, зеленые листья осенью? Ручьи журчат зимой? Можно ли встретить медведя зимой в лесу? Белого зайца летом? Сосульки летом?.........
Молодцы , вы были очень внимательны!
Ребята. что вы любите делать на прогулке зимой? (ответы) Давайте покажем как мы это делаем.
Физкультминутка
Морозы детям не беда не страшны нам холода( идут по кругу)
ходим в шубах и ушанках, и катаемся на санках.( показывают как одевают)
А потом на лыжи встали и с горы кататься стали.( идут лыжным шагом)
Снег пушистый все летает, а метель все завывает.( поднимают и опускают руки)
Сколько снегу намело! Все тропинки занесло!(показывают)
Мы дорожки разгребем и в снежки играть пойдем!( разгребают снег, шагают)
Весело в снежки играем в цель мы метко попадаем. ( лепят снежки и бросают)
Вот как весело мы проводим время зимой. Сейчас присядьте нас ждет еще одна снежинка с загадкой. Читаю " К двери тихо подойдите и заданье там найдите" ( Вношу 2 тарелочки со снегом. На одной горка , на другой комок.). На какой тарелочке больше снега? (предположения детей)
Ребята наши мнения разделились. Как же нам проверить? (ответы детей)
Что ж давайте взвесим ! (взвешивают) Где же больше снега? (одинаково)
Как вы думаете, почему кажется, что здесь снега больше? (плотно сжат в комок, а тут рыхлый. Занимает больше места.).
Ой откуда же вода появилась? Почему это произошло? А если мы воду на мороз вынесем? Что получится? Как можно сделать лед цветным? Как играть с льдинками? ( ответы детей)
Ребята, давайте вспомним свойства снега и придумаем про него загадку.
-Какой снег на ощупь? Как что? (вата). Какой по весу? Как что? (как пух). Какой по цвету? Как что? ( как сахар)
Теперь посмотрим получилась ли у нас загадка.
Белый но не сахар . Легкий, но не вата
Холодный, но не лед Что это? ( снег)
Сейчас ребята выполним последнее задание царицы Зимы. Она просит закончить приметы о зиме. Я начну, а тот кто поймает мяч закончит(игра с мячом " Закончи примету."
Зима морозная -лето.... Иней на деревьях- быть.....
Много снега - много ... Белее земля - зеленее
Молодцы ребята. Вы все загадки отгадали, задания выполнили, тут в посылке под снежинками что то для вас спрятано. Да это же разноцветные льдинки (сладкие леденцы) от волшебницы Зимы вам в награду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Тема: Зимушка-зима
Занятие учит детей составлять рассказ о зиме по картине, используя полученные ранее знания и представления; рассказывать связно, полно и выразительно; использовать для описания зимы образные сло...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Рассматривание репродукции картины Исаака Ильича Левитана « Деревня. Зима» и «Лес зимой»
Вызвать эмоциональное отношениме к природе. Подвести детей к пониманию того, как художник передал свое настроение с помощью цвета. Учить самостоятельно придумывать сюжет использовать выразительные сре...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»
Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Зима"
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Зима"...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Зимующие птицы"
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Зимующие птицы"...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»
Конспект занятия...