Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Зимующие птицы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Зимующие птицы" | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятие по развитию речи для детей подготовительной группы “Зимующие птицы”.
Цели:
Образовательные.
- Учить образовывать слова приставочным способом.
- Учить употреблять числительные один, два, пять, девять с существительными в Тв. п., В.п.
Развивающие.
- Употребление существительных в Тв. п.
- Упражнять в подборе существительного по предложенным прилагательным.
- Употребление существительных мн. ч. в Д.п. и Р.п.
- Составлять и проговаривать предложения с предлогами С и На по опорным предметным картинкам.
- Развивать зрительную память. Формировать умение составлять сложносочиненные предложения с противопоставительным союзом а. Упражнять в употреблении существительных Тв. п.
- Договаривание предложений с предлогом С.
- Упражнять в подборе существительного в правильной грамматической форме.
- Учить составлять предложения из заданных слов.
- Учить подбирать родственные слова.
- Упражнять в подборе относительных прилагательных и действий к существительным.
- Упражнять в подборе синонимов (глаголы).
Воспитательные.
- Воспитывать заботливое отношение к тем, кто в этом нуждается.
Материалы: картинки птиц, фланелеграф с изображением забора, дома с крышей, дерева, пня, скамейки; д/и “Солнышко” .
Ход.
- Педагог читает стихотворение
Покормите птиц зимой! Не богаты их корма,
Пусть со всех концов Горсть зерна нужна,
К вам слетятся, как домой, Горсть одна –
стайки на крыльцо. И не страшна будет им зима. (А. Яшин)
Д/у “Чем покормим птиц зимой?”
Ц: употребление существительных в Тв. п.
Чем можно покормить птиц? (Крошками, семечками, орешками, зёрнышками).
- Д/у “Узнай по описанию”
Ц: упражнять в подборе существительного по предложенным прилагательным.
Драчливый, весёлый, удалой, шустрый – воробей. (Выставляется картинка).
Желтогрудая, весёлая, юркая – синица. (Выставляется картинка).
Красногрудый, ленивый, малоподвижный – снегирь. (Выставляется картинка).
Белобокая стрекотунья и воровка – сорока. (Выставляется картинка).
Красноголовый, в чёрном фраке, лекарь деревьев – дятел. (Выставляется картинка).
Чёрная, с мощным клювом, глянцевыми перьями, каркает – ворона. (Выставляется картинка).
Д/у “ Кого угостим?”
Ц: употребление существительных мн. ч. в Д.п. и Р.п.
Дадим зёрнышки снегирям. Пожалеем снегирей.
Дадим семечки воробьям. Пожалеем воробьёв.
Дадим крошки синицам. Пожалеем синиц.
Дадим гречку голубям. Пожалеем голубей. (Выставляется картинка).
- Послушайте, какие слова я сейчас скажу: кормить, подкормить.
Д/у “Объясни слово”
Ц: формировать глагольный словарь, учить образовывать слова приставочным способом.
Что значит кормить? (Доставлять пропитание, давать корм).
К слову кормить добавьте звук [С] – какое слово получится? (Скормить). Что значит это слово? (Покормить так, чтобы еды не осталось).
Добавьте к слову кормить слог НА – получится (накормить). Это значит (дать кому-то еды вдоволь).
Добавьте к этому слову предлог ЗА – получится … (закормить). Это значит (дать столько еды, что птица уже не хочет больше есть).
А если я к слову кормить добавлю слог ПОД? Получится слово подкормить. Это значит (поддержать кого-то едой, дать немного еды).
- Д/у “Сколько птиц – сосчитай”
Ц: упражнять в употреблении числительных один, два, пять, девять с существительными в Тв. п., В.п.
Прилетело к нам много птиц. Смотрите, сколько гостей пожаловало.
Вместе с двумя голубями – пять синиц. С девятью воробьями – два снегиря.
С одним голубем – девять воробьёв. С пятью синицами – одна ворона.
- Д/у “Прилетели птицы в парк”.
Ц: Составлять и проговаривать предложения с предлогами С и На по опорным
предметным картинкам. Дети по очереди берут со стола у воспитателя картинки с изображением птиц и выставляют на фланелеграфе.
Воробей прилетел в парк и сел на снег.
Д/у “Кто с кем поменялся местами?”
Ц: Развитие зрительной памяти. Составление сложносочиненных предложений с противопоставительным союзом а. Упражнение в употреблении существительных Тв. п. с предлогами С и НА.
Педагог предлагает детям закрыть глаза и меняет местами птиц.
Голубь с вороной поменялись местами.
Голубь сидел на крыше, а ворона на заборе.
- Д/у “Полетели”
Ц: договаривание предложений с предлогом С.
Воробей слетел с … Снегирь улетел … Сова спустилась … Дятел улетел …
Сорока спрыгнула … Синица вспорхнула … Голубь взвился … Ворона взлетела …
- Смотрите, дети - воробьи, на, чирикать, дорожка. Ой, как-то я не так говорю. Помогите мне. Составьте предложение правильно.
Д/у “Путаница”
Ц: учить составлять предложения из заданных слов.
воробьи, на, чирикать, дорожка – Воробьи чирикают на дорожке.
пень, скакать, на, дорожка – крыша, воркуют, на, голуби –
сосна, сова, ухать, на – дерево, клюв, стучит, на, дятел –
кормушка, синица, на, клевать, зёрна – ягоды, снегирь, клевать, на рябина –
улицы, вороны, на каркают –
- Д/у “Подбери родственное слово”
Ц: учить подбирать родственные слова.
Какого цвета ворона? (Чёрного). Правильно. Она такая чёрная, что от неё пошли названия новых слов: вороное – т.е. очень чёрное, конь вороной – очень чёрный, вороний глаз – лесной цветок у которого серединка чёрного цвета.
Ворона – воронёнок, вороний, вороньё, вороново.
Послушайте, ребята, какое интересное слово снегирь. Интересно, от какого слова произошло название этой птицы?
Снегирь – снег, снежок, снежки, снежинки, снеговик, подснежник, заснеженный, Снегурочка, снежный, снегиринный…
Куда можно положить корм, чтобы его не сдуло ветром? (В кормушку).
От какого слова произошло это название – кормушка? (От слова “корм”).Подумайте и образуйте другие слова от слова корм – кормить, кормёжка, кормилец, корма.
- Д/у “Синичка”.
Ц: развивать координацию речи с движением, ритм и темп речи.
Скачет шустрая синица, - Прыгают врассыпную по залу на двух ногах.
Ей на месте не сидится,
Прыг-скок, прыг – скок,
Завертелась, как волчок. Кружатся.
Вот присела на минутку, Приседают.
Почесала клювом грудку, Почёсывают пальчиками грудь.
И с дорожки – на плетень, Убегают с места.
Тири-тири, тень-тень-тень. Сидя, взмахивают кистями рук.
- Теперь расскажем, про птиц:
Д/и “Солнышко”
Ц: упражнять в подборе относительных прилагательных и действий к существительным.
Много зимующих птиц мы с вами вспомнили.
быстрые, проворные, зимующие, голосистые, трудолюбивые, весёлые, дружные, звонкие, заботливые, дикие.
Что могут делать птицы:
летать, зимовать, кормить птенцов, выводить птенцов, щебетать, чирикать, заливаться, ворковать, курлыкать.
- В основном все птицы умеют летать. Не летают лишь некоторые из них: страусы, пингвины. Как ешё можно сказать об этом исключительном умении пернатых.
Д/у “Скажи иначе” (Использовать д/и “Солнышко”).
Ц: упражнять в подборе синонимов (глаголы).
Летать – порхать, носиться, мчаться, виться, парить, реять.
- Люди должны думать о братьях наших меньших, особенно в лютые холода.
Мы обязаны заботиться о птичках, оставшихся с нами на зиму. О ком я говорю?
Д/ у “Позаботимся о птицах”.
Ц: упражнять в образовании уменьшительно-ласкательной формы существительных в П.п.
Мы должны заботиться о воробушках.
Мы должны заботиться о голубках, о голубочках. (О синичках, о снегирёчках (снегирьках), о воронушках и т.д).
- Итог. Воспитатель хвалит детей за хорошие знания. Кратко перечисляет, что повторили и чему научились дети. А сейчас вы пойдёте на прогулку и не забудьте взять с собой корм для птиц.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в логопедической группе «Зимующие птицы» Пересказ рассказа «Синичка».
Цели занятия: расширять словарь по теме; учить образовывать сложные слова;учить правильно строить предложения; согласовывать слова в предложении;учить отвечать полными ответами; учить пересказыв...
Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной группе: "Зимующие птицы. Звук и буква Б"
Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной группе (образовательные области: здоровье, физическая культура, безопасность, социализация, познание) Тема: Зимующие пти...
Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
Педагогический замысел :Образовательная область: Речевое развитиеЗадачи:совершенствовать грамматический строй речи (образование и использование существительных в форме множественного числа родительног...
Конспект занятия по развитию речи, Вторая младшая группа, «Зимующие птицы»
Задача воспитателя рассказать детям о жизни птиц в зимний период.....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»
Конспект занятия...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Зимующие птицы»
Цели: Уточнить и расширить представления детей о зимующих птицах, их внешнем виде.Образовательные.-Активизировать словарь по теме (зимующие птицы, снегирь, синица, кормушка, корм для птиц, з...