Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление описательно-сравнительного рассказа по плану. «Два чайника»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Гладкина Марина Анатольевна

Учить детей составлять рассказы-описания и рассказы-сравнения предметов посуды по опорному картинному плану.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.

Составление описательно-сравнительного рассказа по плану.

 «Два чайника»

Выполнила воспитатель

МБДОУ Д/сад № 8 г.Коркино

Гладкина М.А.

Цель: Составлять рассказы-описания и рассказы-сравнения предметов посуды по опорному картинному плану.

Задачи:

Активизировать словарь по теме «Посуда»; словарь антонимов;

Учить детей правильно образовывать имена существительные с помощью суффикса-«ниц»- со значением вместилища (посуды);

Учить детей правильно согласовывать имена существительные с именами числительными один, два, три, пять;

Учить детей составлять рассказы-описания и рассказы-сравнения предметов посуды с опорой на картинный план;

Развивать у детей произвольное внимание, логическое мышление.

Оборудование: картинки с изображением предметов посуды, картинки с изображением двух чайников:  чайник большой (для кипячения воды) и заварочный чайник.

Ход занятия:

1.Организационный момент:

Скачет сито по полям,

А корыто по лугам

За лопатою метла

Вдоль по улице пошла.

Топоры –то, топоры

Так и сыплются с горы.

Испугалася коза,

Растопырила глаза:

Что такое, почему?

Ничего я не пойму!

-Ребята, про кого это стихотворение написал Корней Чуковский?  (про Федору)

-Скажите, что случилось с ней? (от неё ушла вся посуда)

И помчалися по улице ножи:

Эй, держи, держи, держи.

И кастрюля на бегу

Закричала утюгу:

-Я бегу, бегу, бегу

Удержаться не могу.

-А почему от Федоры ушла вся посуда? (она за ней не ухаживала)

-Давайте поможем Федоре вернуть всю её посуду?

 2.  Игра «Скажи наоборот»

 Дети стоят полукругом перед воспитателем. Воспитатель называет словосочетание и бросает мяч кому-то из детей.

Ребёнок ловит мяч, называет словосочетание «наоборот» (антоним) и возвращает мяч воспитателю.

  • Полная чашка-пустая чашка                    
  • Большая кастрюля-маленькая кастрюля
  • Острый нож-тупой нож                            
  • Тяжёлая сковородка-лёгкая сковородка
  • Глубокая тарелка-мелкая тарелка            
  • Длинный нож-короткий нож

  1. Упражнение «Поможем Федоре». 

Федора попросила помочь её разложить продукты в соответствующую посуду. Поможем?

Назовите посуду, в которой эти продукты должны храниться и подаваться к столу.

  • Сахар насыпаем в сахарницу      
  • Сухари кладём в сухарницу      
  • Конфеты- в конфетницу.
  • Хлеб уберём в хлебницу                
  • Масло кладём в маслёнку            
  • Соль-в солонку
  1. Физ. Минутка

Я-чайник, ворчун, хлопотун, сумасброд.   Дети стоят, изогнув одну руку, как носик чайника, другую  держа на поясе.

Я вам напоказ выставляю живот.                Живот надут

Я чай кипячу, клокочу и кричу:                    топаем обеими ногами

-Эй, люди, я с вами напиться чаю хочу!     Делаем призывные движения правой рукой.

  1. Составление рассказов- описаний и рассказов сравнений предметов посуды по опорному картинному плану.

Skhema_opisaniia_posudy.jpg

Воспитатель предлагает описать два чайника.

 «Это чайник. Он большой, серый, блестящий. Чайник круглый формы. Сделан этот чайник из металла. У чайника есть дно, стенки, носик, крышка, ещё ручка на чайнике и ручка на крышке. В чайник наливают воду и ставят на плиту, чтоб вода вскипела, потом льют кипяток и разливают в чашки гостям».

 «А этот чайник маленький, круглый, весь белый.  Сделан этот чайник из глины, а потом покрашен краской. У чайника есть носик, стенки, крышка, ещё ручка сбоку и ручка на крышке. В чайник насыпают чай, потом льют кипяток и заваривают чай. Этот чайник называют заварочный чайник. С этим чайником надо аккуратно, а то можно разбить».

Воспитатель предлагает сравнить два чайника.

Чем одинаковы чайники? (ответы детей)

Чем отличаются чайники? (ответы детей)

3.Итог занятия. О какой посуде говорили. Кому загадывали загадки?

Какую посуду сравнивали?

Picture background            Picture background


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Составление описательного рассказа о диких животных с использованием схемы"

Программное содержание:  учить детей составлять описательные рассказы о   диких животных, используя при этом план - схему; продолжать учить связности, развёрнутости, непрерывности выск...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа по картине «Зимние забавы».

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа по картине "Зимние забавы"....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа по картине «Кошка с котятами»

обучение детей составить небольшой рассказ по картине с опорой на схему...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа по картине "Зимние забавы"

Обучение детей старшей группы составлению рассказа по серии картин "Зимние забавы". Целью является развитие речи дошкольников....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Составление рассказов на тему "Школьные принадлежности"

Материал направлен на развитие умений детей логично, связно  составлять описания школьных предметов.Воспитывает интерес к школе, бережное отношение к книге....