Конспект непосредственной образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию детей подготовительной к школе группы «Я и моя дружная семья»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Закреплять представления о родственных отношениях, формировать элементарные представления о том, что такое род и родословие, воспитывать любовь и уважение к членам семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_semya.docx | 27.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 43 »
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
по нравственно-патриотическому воспитанию детей подготовительной к школе группы
«Я и моя дружная семья»
Автор: Бойцова Елена Рудольфовна
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Тема: «Я и моя дружная семья»
Цель: Закреплять представления о родственных отношениях, формировать элементарные представления о том, что такое род и родословие, воспитывать любовь и уважение к членам семьи.
Целевые ориентиры: проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности, любознателен, задаёт вопросы, пытается самостоятельно объяснить поступки людей, интересуется причинно-следственными связями(как? Зачем? Почему?)Обладает начальными знаниями о себе ,природном и социальном мире, в котором он живёт.
Основное содержание образовательных областей: «Социально –коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие»
Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, речевая.
Средства реализации: стенд с фотографиями, пальчиковый театр «Семья», указка, клубок ниток, мольберт, фланелеграф, картинки с изображением мамы, папы, дочки, сыночка, бабушки, дедушки; посылка для семьи: клубок ниток, газета, помада, молоток, кукла, машинка; корзинка с клубками; комплект карточек с улыбкой и огорчением (по 2 штуки на каждого ребенка); мячик.
Предварительная работа: 1. Беседы о членах семьи, семейных праздниках, семейных традициях.
2. Чтение сказок Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди».
3. Рисование на тему: «Мой дом», «Моя семья», «Моя мама.
4. Дидактические игры: «Я люблю», «Какая моя мама», «На кого я похож», «Давайте познакомимся» и другие.
5.Фотовыставка «Я дома», «Моя семья», «Наши защитники».
Организационная структура игрового занятия .
В-ль: - Дорогие ребята! Я рада приветствовать вас и наших уважаемых гостей. Давайте улыбнёмся друг другу, поздороваемся с гостями, и пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!
- А чтобы узнать, о чём у нас сегодня пойдёт речь, попробуйте отгадать загадку-ребус
(СЛАЙД 1):
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная... (СЕМЬЯ)
В-ль: - Правильно, ребята.
22 ноября 2023 года Президент РФ Владимир Путин подписал Указ, согласно которому 2024 год объявлен Годом семьи в целях популяризации государственной политики в сфере защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей.
Слово «семья», как и слова «хлеб и вода», не требует расшифровки, оно впитывается нами с первых мгновений жизни. Семья - это муж и жена, это дом, родители и дети, бабушки и дедушки. Это заботы и радость, несчастья и печали, это привычки и традиции, это - любовь. Создать семью нелегко, а сохранить еще труднее.
- Известно ли вам, как возникла первая семья?
(СЛАЙД 2)
«Раскопки древних пещер показывают, что раньше древние люди жили все вместе небольшими группами. Вместе люди хранили огонь, защищались от диких зверей, добывали пищу. Эти первобытные "семьи" не были похожи на современные».
В-ль: - А что же было дальше?
(СЛАЙД 3).
«Постепенно образ жизни людей менялся и со временем появились семьи, похожие на те, что мы видим сейчас. В них отец приносил пищу, а мать заботилась о доме, муже и детях. Вдвоём было легче оберегать и воспитывать потомство, вести хозяйство. Подрастая, дети начинали помогать родителям».
В-ль: - Какими теперь стали современные семьи? Узнать это и многое другое нам поможет квест-игра «В поисках семейных ценностей».
Я предлагаю вам отправиться в путешествие. Останавливаясь на разных станциях, мы будем узнавать что-то новое, интересное. Хотите? Тогда в путь!
(СЛАЙД 4). (Звучит музыка, на экране схема пути).
1-ая остановка «РОЖДЕНИЕ СЕМЬИ».
(СЛАЙД 5).
В-ль: - Ребята, знаете ли вы, как образовалась ваша семья?
Алиса:
«Когда мои папа и мама встретились, они полюбили друг друга и решили пожениться. До свадьбы их называли женихом и невестой, а после свадьбы – мужем и женой. День их свадьбы является днем рождения нашей семьи, и мы его празднуем каждый год. Мои родители поженились не только для того, чтобы быть всегда вместе, а ещё и для того, чтобы продолжить свой род».
(СЛАЙД 6). (под мелодию)
В-ль: - Ребята, представьте, что вы маленькое семечко. (Дети садятся на корточки и сжимаются в комочек, голова опущена, закрыта руками).
- Весеннее солнышко начинает пригревать, и семечко медленно начинает расти. (Дети начинают медленно подниматься, руки опущены).
- Растет стебелек, появляются веточки, на веточках появляются листочки. (Дети выпрямляют тело. Руки поднимают, на голове кулачки).
- Наступает момент, когда бутоны лопаются и раскрываются цветы. (Руки в стороны, резко разжимают кулачки и тянутся вверх).
- И наш росточек превратился в цветущее дерево. Растёт дерево, поднимаясь все выше и выше, обрастает новыми ветвями, большими и маленькими, так растет и каждая семья.
В-ль: А мы с вами оказались на необычной аллее, которая является
2-ой остановкой «РОДОСЛОВНОЙ».
(СЛАЙД 7).
В-ль: - Кто догадался, чем она необычна?
(Дети: - На аллее растут деревья ,а у нас Алексей с родителями сделал тоже дерево).
В-ль: Да, это генеалогическое древо каждого из вас, где листочки и ветки изображают поколения и членов семьи.
- И сейчас Алёша нам расскажет о своём генеалогическом древе?
Алексей
«Мой род начинается с моих прабабушек и прадедушек. Я их правнук. Я уважаю их за то, что они дали жизнь моим бабушкам и дедушкам, которым я внук. Мои бабушки и дедушки дали жизнь моим родителям - маме и папе, для которых я любимая сын».
В-ль: - Так и образуется родословная, так образовывается семья.
В-ль: - Ребята, как вы считаете, какие слова являются родственными слову «РОД»? («родители», «родственники», «родословная», «родные», «родня»).
В-ль: А теперь, подумайте и скажите:
- Если папа Артёма радуется жизни, то он какой? (Жизнерадостный).
- Если дедушка Артура желает всем добра, то он какой? (Доброжелательный).
- Если бабушка Тани исполняет всё, то она какая? (Исполнительная).
- Если у мамы Леры длинные волосы, то она какая? (Длинноволосая).
- Если у сестры Жени И. белое лицо, то она какая? (Белолицая).
- Если у сестры Вани чёрные брови, то она какая? (Чернобровая).
- Если у папы Василисы круглое лицо, то он какой? (Круглолиций).
- Если у мамы Паши большие глаза, то она какая? (Большеглазая).
В-ль: - Молодцы, ребята, справились и с этим заданием!
В-ль: 3-я остановка «СЕМЕЙНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ» (круги Луллия).
(СЛАЙД 8).
(На верхнем круге лежат карточки со схемами предложений, на среднем круге лежат картинки с изображением папы, мамы, бабушки, дедушки, дочки и сыночка. На нижнем круге – набор карточек с изображением семейных обязанностей).
В-ль: Вам нужно составить предложения об обязанностях членов семьи, опираясь на схему. (Ответы детей).
В-ль: Молодцы, ребята. Вы правильно составили предложения, значит, в ваших семьях правильно распределены обязанности.
-Давайте теперь разомнёмся и проведём пальчиковую гимнастику «В одном лесу дремучем».
«В одном лесу дремучем (покачать руками над головой)
Жила семья могучая (сложить ладони в «замок»)
У них был дом огромный (соединить пальцы «крыша»)
И крыша с трубой тёмной (поднять указательные пальцы)
Из трубы в колечки дым («колечки» из пальцев)
Плим, Плим, Плим». (пощёлкать пальцами )
4. Следующая станция «СЕМЕЙНЫЕ ГЕРБЫ»
(СЛАЙД 9).
В-ль: - Раньше почти каждая семья имела свой герб. На нём были зашифрованы: ремесло семьи, интересы, увлечения. Вы, ребята, вместе с родителями, тоже сделали гербы своих семей. Расскажите историю своего герба.
Ульяна
«Герб нашей семьи показывает, что моя мама работает в салоне красоты. Она любит (выращивать комнатные цветы и заниматься огородом.) Мой папа любит водить машину. Сестра Соня учится в школе и занимается танцами. А я люблю рисовать и обожаю домашних животных».
Лера.
«Флаг и сердце на гербе нашей семьи означает, что мы любим нашу Родину. А ещё мы любим отдыхать на море и ездить на пикники. Самый любимый праздник нашей семьи – Новый год».
Паша
«Герб нашей семьи – это солнце из наших ладошек. Это значит, что наша дружная семья – любовью сильна. Наш девиз: «Ни шагу назад, ни шагу на месте, а только вперёд и только все вместе!».
5. В-ль: Мы добрались до станции «СЕМЕЙНЫЕ ИГРЫ»
(СЛАЙД 10).
В-ль: - В каждой семье есть свои забавы, свои игры. Кто хочет ими поделиться?
– А нашей семье нравится игра «Бабушка Маланья».
Нужно всем взяться за руки и сделать круг.
«У Маланьи, у старушки
Жили в маленькой избушке
Семь сыновей, все без бровей,
Вот с такими глазами,
Вот с такими ушами,
Вот с такими носами,
С такой головой,
С такой бородой…
Ничего не ели,
Целый день сидели,
На неё глядели,
Делали вот так…»
(Под эти слова дети сначала идут по кругу, держась за руки. Потом останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то, о чём говорится в тексте: закрывают руками брови, делают «круглые глаза». «большой нос», большую голову, бороду и т.п. Присаживаются на корточки и одной рукой подпирают подбородок. В конце они повторяют за ведущим любое движение: сделать рожки, помахать рукой, попрыгать, покружиться, поклониться, покачаться из стороны в сторону и т.д.)
6. Следующая станция «ЗНАТОКОВ».
(СЛАЙД 11).
В-ль: - Ребята, пословицы и поговорки учат нас ценить свою семью, а как вы их знаете, сейчас проверим. Я начну, а вы закончите. (Дети говорят конец пословицы, поговорки).
- В гостях хорошо, … а дома лучше.
- Не нужен клад, … когда в семье лад.
- Вся семья вместе, …так и душа на месте.
- Семья сильна, … когда над ней крыша одна.
- Дети не в тягость, …а в радость.
- Уважай отца и мать …будет в жизни благодать.
- Жалей отца с матерью –… других не найдешь.
- Яблоко от яблони … недалеко падает.
- Какие корешки -… такие и вершки.
- В гостях хорошо, … а дома лучше.
- Родители трудолюбивы – … дети не ленивы.
- В хорошей семье, … хорошие дети растут.
В-ль. – Молодцы ребята, много пословиц и поговорок знаете.
- А можете ли вы составить Синквейн к слову «СЕМЬЯ»?
(СЛАЙД 12).
СЕМЬЯ
СЧАСТЛИВАЯ, ДРУЖНАЯ (крепкая, сплочённая)
ЛЮБИТЬ, ПОНИМАТЬ, ПОМОГАТЬ (заботиться, оберегать, поддерживать, уступать, воспитывать, советовать)
В СЕМЬЕ ПОМОГАЮТ ДРУГ ДРУГУ
МОЯ СЕМЬЯ – МОЁ БОГАТСТВО (Быть одним целым всегда. Каждый рад, если в семье лад)
РОДСТВЕННИКИ (Опора)
7. В-ль: Новая станция «СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ»
(СЛАЙД 13).
В-ль: - Я предлагаю вам рассказать о традициях вашей семьи.
«В моей семье традиция - каждый вечер все вместе собираться за чаем и обсуждать события прошедшего дня, делиться впечатлениями, советоваться друг с другом, радоваться успехам друг друга. Эта традиция сближает нашу семью».
«А в моей семье традиция - каждый год на Пасху мы ходим на службу в церковь, святим куличи, а потом всей семьёй дома садимся за праздничный стол и празднуем этот светлый праздник».
«В моей семье тоже есть традиция – мы каждое лето ездим отдыхать на море в Крым к моей бабушке. Там мы купаемся, загораем, веселимся, а потом весь год вспоминаем очередное замечательное лето и строим планы на будущий летний отпуск».
«А в нашей семье есть такие правила: открытое – закрыть, грязное – помыть, голодного – покормить, грустного – обнять».
В-ль: - Ребята, какие замечательные семейные традиции в ваших семьях, но помимо семейных традиций существуют ещё и семейные ценности.
8. Вот мы и добрались с вами до Станции «СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ»
(СЛАЙД 14).
В-ль: - Благодаря вашим правильным ответам из волшебных брёвен с названием семейных ценностей мы построили дом для крепкой и счастливой семьи.
« Любовь», «Уважение», «Мир и лад», «Понимание и терпение», «Гостеприимство», «Верность и Забота», «Прощение», «Взаимопомощь», «Доброта», «Защита».
В-ль:. - Мы построили с вами прекрасный, крепкий дом, с добрыми традициями. Каждая семья должна стараться, чтобы такими ценностями был наполнен их дом.
В-ль: - Так что же такое семья?
ЛЕНА
- Что такое семья?
Вы спросили меня.
Я отвечу вам с удовольствием,
Что семья - это дом,
Садик мой за окном
Семья - это малая Родина!
В мир идем из семьи,
Там и корни твои,
Твоя долгая жизнь начинается
И основа основ - наш родительский дом,
И семьей в мире жизнь продолжается.
9. В-ль: - Вот и подошло к концу наше путешествие. И конечная Станция «СЮРПРИЗНАЯ»
(СЛАЙД 15).
В. – Я предлагаю каждому из вас по очереди достать из сундука по одной картинке и сказать, кому он принадлежит и для чего.
-Это мамина помада, чтобы быть красивой.
-Это мамины бусы, чтобы быть модной.
-Это папина дрель, чтобы делать ремонт.
-Это папина отвёртка, чтобы всё чинить.
-Это бабушкин клубок со спицами, чтобы вязать тёплые красивые вещи свои детям и внукам.
-Это бабушкина сковородка, чтобы печь блины.
-Это дедушкина газета, чтобы знать все новости.
-Это дедушкин молоток, чтобы мастерить.
-Это кукла девочки, чтобы играть в «Дочки-матери».
-Это машинка мальчика, чтобы играть в шофёра.
-Это мыльные пузыри для детей, чтобы было весело.
В-ль: - А эта коробочка для кого? (Угощения для детей, потому что они большие сладкоежки.)
Рефлексия.
(СЛАЙД 16).
Воспитатель: - Ребята, что понравилось вам больше всего на занятии? (Ответы детей.)
- Желаю, чтобы в ваших семьях всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.
- Что такое семья?
Дети читают стихи и поют песню Семья
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности"Мастера и рукодельницы" для детей подготовительной к школе группы.
В конспекте раскрываются такие понятия как, "мастер", "рукодельница". Использовались поговорки о труде, о людях- мастерах своего дела. На занятии использовались схемы парных картин( изобра...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в ОО "Социализация" для детей подготовительной к школе группы
Конспект нопосредственно-образовательной деятельности в оо " Социализация" , для детей подготовительной к школе группы " Кубанский быт"...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности "Моя малая Родина" (для детей подготовительной к школе группы)
Данный конспект НОД поможет совершенствовать и закрепить знания детей о своей малой Родине....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию для детей подготовительной к школе группе «Переполох в осеннем лесу»
В ходе НОД дети помогают персоонажу и с помощью речевых игр развивают грамматический строй речи....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группе "Играем с Машей и Медведем"
Нод по познавательному развитию (ФЭМП) проводится в игровой форме с любимыми героями детей машей и Медведем....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по физической культуре для детей подготовительной к школе группы. Тема: «ДЕНЬ ЗНАНИЙ»
Задачи:-повторить упражнения в ходьбе в колонне по одному, в построении в пары; в метании мешочков на дальность, в ползании, в равновесии. («Физическое развитие»)-воспитывать желание получ...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по сенсорному развитию для детей подготовительной к школе группы комбинированной направленности Тема: «Играем с Машей».
Конспект непосредственной образовательной деятельности по сенсорному развитиюдля детей подготовительной к школе группыкомбинированной направленностиТема: «Играем с Машей»....