Речевой материал для работы с дошкольниками по теме «Зима»
картотека по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Колпакова Оксана Юрьевна

Предлагаю Вашему вниманию речевой материал для работы с детьми дошкольного возраста по теме "Зима" на расширение и закрепление словарного запаса, развитие слухового восприятия, памяти и мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoy_material_po_teme_zima.docx15.34 КБ

Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика

«Форточка» – ураганный ветер открывает и закрывает форточку. Рот открыт, язык высунуть изо рта. Поднимать и опускать кончик языка.

«Сосулька» – высунуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счёт до 8-10).

«Санки-ледянки» – сделать язык в форме «чашечки».

«Саночки» – рот открыт, губы в улыбке. Движения языком вперёд-назад, боковые края скользят по коренным зубам.

«Горка» – открыть рот, опустить язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка «горочкой».

«Снеговики» – радуются зиме – надуть щёки и весёлое выражение глаз.

Речевая зарядка «Мороз колдует»

Дети четко повторяют текст за логопедом:

Разыграйтесь-ка, метели!

Гнитесь ниже, сосны, ели!

Все, что есть в моем лесу,

Я засыплю, занесу!

Упражнение «Мороз»

А мороз зимой – ой, ой!  – обхватывают плечи руками, ёжатся;

Но нам не хочется домой – вертят головой;

Ручки трите, трите, трите – трут руку об руку;

Ручками похлопайте – хлопают;

И на ручки подышите – дышат на руки, сделав длительный выдох.

Игра «Доскажи словечко» (дети договаривают фразу)

Ма-ма-ма – в гости к нам пришла … (зима)

Ели-ели-ели – метут зимой … (метели)

Розу-розу-розу – не рады мы … (морозу)

Ужу-ужу-ужу – сидите дома в … (стужу)

Мой-мой-мой – ходим в шубе мы … (зимой)

Ме-ме-ме – рада детвора … (зиме).

Упражнение на развитие дыхания «Вьюга» 

Старая, седая, с ледяной клюкой,

Вьюга ковыляет Бабою-Ягой.

Воет вьюга: [з-з-з-з-л-а-а!] – произносят с усилением звука

Застонал зимний лес от вьюги [м-м-м-м] – произносят звук [м] тихо, высоким голосом

Тяжело стонут дубы [м-м-м-м-м] – произносят громко звук [м], низким голосом

Стонут белоствольные берёзы [м-м-м-м] – произносят звук [м] тихо, высоким голосом

Шумят ели [ш-ш-ш-ш]

Стихает вьюга [с-с-с-с-с]

Игра «Снеговик»

Раз – рука, два – рука – выставляют правую, затем левую руки вперёд

Лепим мы снеговика – в воздухе «рисуют снеговика»

Три-четыре, три-четыре, нарисуем рот пошире – хлопки, «рисуют рот»

Пять – найдем морковь для носа – хлопок, «изображают нос»

Угольки найдем для глаз – «изображают глаза»

Шесть – наденем шляпу косо  – хлопок, «надевают шляпу»

Семь-восемь, семь-восемь, мы плясать его попросим – хлопки, пружинка

(дети садятся)

Логопед: Ох, пока лепили снеговика – замёрзли, давайте согреем наши руки и лицо.

Самомассаж «Наступили холода»

Ехать в поезде тепло               хлопки

Поглядим-ка мы в окно        в ладоши

А на улице зима,               трут ладони друг

Наступили холода                    о друга

Да-да-да – наступили холода – приставляют ладони ко лбу, энергично его растирают

Да-да-да – превратилась в лед вода – кулачки массируют нос

Ду-ду-ду – поскользнусь я на льду – растирают указательным и средним пальцами уши

Ду-ду-ду – я на лыжах иду – растирают щёки круговыми движениями рук

Ды-ды-ды – на снегу следы – мягко проводят по шее вверх-вниз

Ди-ди-ди – Ну, заяц, погоди! – хлопают в ладоши, грозят.

Игра «Закончи предложение»

Вам нужно добавить в конце предложения слово «зима» в правильной форме.

Наступила холодная … (зима)

Давно не было такой холодной … (зимы)

Мы рады снежной … (зиме)

Художник нарисовал на картине красивую … (зиму)

Мы катаемся на коньках … (зимой)

Много сегодня было игр и упражнений о … (зиме)

Взрослый: Положите мне на ладошку любое слово, относящееся к зиме.

Дети вспоминают слова на тему «Зима» и называют их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы по теме "Воздушный шар, как нетрадиционный дидактический материал в работе с дошкольниками"

Коллеги, в данной работе я делюсь своим опытом по включению во многие виды деятельности такого простого, но многофункционального предмета, как воздушный шар....

Речевые игры с дошкольниками на тему «Зима».

Подборка простых речевых игр с дошкольниками на тему "Зима"....

Консультация "Использование эколого-речевого материала в работе с детьми с речевыми нарушениями в условиях логопункта"

Использование эколого-речевого материала в работе учителя-логопеда позволяет эффективнее осуществлять коррекционно-развивающее обучение дошкольников, приобщая их к окружающему миру....

Конкурс исследовательских работ старших дошкольников «Почемучка» Тема: «Почему глаза не мерзнут зимой»

Конкурс исследовательских работстарших дошкольников«Почемучка»в номинации «Мое исследование»...

РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ МАЛОПОДВИЖНЫХ ИГР ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ (согласование речи с движением) для детей старшей группы с ТНР на основе методики Т. Л. Зуевой «Коррекционно-речевое направление в физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками»

РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ МАЛОПОДВИЖНЫХ ИГР ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ(согласование речи с движением)для детей старшей группы с ТНРна основе методики Т. Л. Зуевой«Коррекционно-речевое направление в фи...