Лэпбук «Играем, речь развиваем» с применением элементов ТРИЗ-технологии
материал по развитию речи (старшая группа)

Никишина Ирина Юрьевна

В лэпбуке представлены игры и речевой материал по развитию речи. Лэпбук имеет обучающее, познавательное и воспитательное значение. Данное дидактическое пособие позволяет воспитателю творчески подойти к процессу развития речи у дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактическое пособие

Лэпбук по развитию речи «Играем, речь развиваем»

с применением элементов ТРИЗ-технологии

                                                                                                                                                           

Не так давно начала свое знакомство с ТРИЗ - технологией. Стала использовать игры в своей практике, применяя их во время совместной деятельности, в процессе индивидуальной работы, в свободное время. Эти игры полюбились моим детям.

Собрав игры воедино получилось дидактическое пособие лэпбук по развитию речи «Играем, речь развиваем».

C:\Users\1\Downloads\5321061526368543775.jpg

Лэпбук представляет собой тематическую папку с множеством кармашков, карточек, которые ребенок может доставать, перекладывать, рассматривать по своему усмотрению, зеркальце для артикуляционной гимнастики и веселая бабочка для дыхательной гимнастики.

Вместе с этим лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО, поскольку он:

1. Информативен.

2. Полифункционален (способствует развитию творчества и воображения).

3. Пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера).

4. Обладает дидактическими свойствами.

5. Вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части).

6. Его структура и содержание доступны детям старшего дошкольного возраста.

7. Обеспечивает игровую, познавательную, творческую активность всех воспитанников.

Цель лэпбука «Играем, речь развиваем»: активизировать творческое мышление и речевую активность детей, применяя методы и приёмы ТРИЗ.

Задачи:

  • способствовать речевому развитию детей;
  • расширить, обогатить и активизировать словарный запас детей;
  • формировать правильный лексико – грамматический строй речи;
  • развивать у детей умение нестандартно мыслить, рассуждать, объяснять, доказывать;
  • развивать психические процессы: внимание, память, воображение, мышление.

В лэпбуке представлены игры и речевой материал по развитию речи. Лэпбук имеет обучающее, познавательное и воспитательное значение. Исходя из вышеизложенного, данное дидактическое пособие позволяет воспитателю творчески подойти к процессу развития речи у дошкольников.

Актуальность:

К сожалению, наша практика показывает, что большинство поступающих в школу детей не владеют и навыками связной речи в достаточном объёме. На сегодняшний день ребёнок – дошкольник,  обладающий хорошей речью – явление очень редкое.

В речи детей существуют множество проблем.

  • Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
  • Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
  • Употребление нелитературных слов и выражений.
  • Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
  • Неспособность выстроить монолог: например, описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
  • Отсутствие умения  обосновать свои утверждения.
  • Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
  • Плохая дикция

Принимая во внимание и  учитывая возникающие трудности в процессе обучения дошкольников, решила использовать дидактические игры с элементами ТРИЗ.

Лэпбук содержит следующие дидактичекие игры:

C:\Users\1\Downloads\5321061526368543774.jpg

  • «Давай подружимся»

Цель: развивать умения классифицировать предметы по признакам; развивать мышление, воображение.

  • «Наоборот»

Цель: учить подбирать анонимы, слова противоположные по значению (это и свойства предмета, и его признаки, и действия)

Усложнение: к каждой паре найти объект, в котором сочетались бы оба свойства.

C:\Users\1\Downloads\5321061526368543773.jpg

  • «Теремок»

 Цель: развивать воображение ребенка, его связную и образную речь.

  • «Паровоз вопросник»

Цель: способствовать формированию умений задавать различные типы вопросов к объектам; развивать связную речь.

  • «Дорожка признаков C:\Users\1\Downloads\5321061526368543771.jpg

Цель: учить детей описывать объект, используя в речи имена признаков; соотносить значение имени признака с его графическим обозначением.

  • Наглядный материал: опорные схемы, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок, картинки героев сказок

Цель: способствовать составлению описательных рассказов по опорным схемам; развивать связную речь.

Таким образом, лэпбук «Играем, речь развиваем» – способ организации образовательной деятельности дошкольников старшего дошкольного возраста по развитию речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение элементов ТРИЗ технологии в развитии навыков актерского мастерства дошкольников.

“Творческий ребенок, творческаяличность – это результат всего образажизни дошкольника, результат его общения и совместной деятельности со взрослым, результат его собственной активности”...

«Применение элементов ТРИЗ-технологий в развитии речи дошкольников»

В настоящее время существует множество инновационных программ, технологий и методик в области речевого развития дошкольников. В своей работе я использую ТРИЗ-технологию....

Применение элементов ТРИЗ-технологий в развитии речи дошкольников

Технология ТРИЗ направлена на развитие мышления, воображения, творческих способностей детей и, конечно, речи дошкольников....

Применение элементов ТРИЗ – технологий в развитии речи дошкольников.

Цель ТРИЗ - научить детей мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способ...

Применение элементов ТРИЗ – технологий в развитии речи дошкольников.

В настоящее время актуальность развития коммуникативных способностей дошкольников не вызывает сомнений и приобретает первостепенное значение, как один из основных показателей уровня развития умственны...

Конспект квест - игры для детей старшей группы по правилам дорожного движения, с применением элементов ТРИЗ - технологии на тему «Починим светофор»

1. Закрепить знания детей о сигналах светофора, соотносить сигналы светофора с действиями пешехода и движением транспорта2. Уточнить, имеющиеся у детей представления о дорожных знаках3. Развивать умен...