«Применение элементов ТРИЗ-технологий в развитии речи дошкольников»
методическая разработка (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области начальная школа с. Красноармейское муниципального района Красноармейский Самарской области детский сад «Огонек»
семинар-практикум
«Использование игровых технологий
по речевому развитию дошкольников»
«Применение элементов
ТРИЗ-технологий в развитии речи дошкольников»
Мастер-класс
Воспитатель: Головкина М.В.
«Применение элементов
ТРИЗ-технологий в развитии речи дошкольников»
Мастер-класс
В настоящее время существует множество инновационных программ, технологий и методик в области речевого развития дошкольников. В своей работе я использую ТРИЗ-технологию.
Эта технология направлена на развитие мышления, воображения, творческих способностей детей и, конечно, речи дошкольников, так как во время обучения используются диалоги, живое общение и дискуссии.
ТРИЗ-игры используют в работе с детьми разного возраста.
Предлагаю Вам поиграть в ТРИЗ-игры.
1. Для младшего дошкольного возраста можно использовать игру «Поиграем с признаками».
Цель: формировать умение задавать вопрос объекту, используя картинки символы.
Для начала педагог учит детей задавать вопрос объекту, используя картинки символы.
Выберем объект - ЯБЛОКО
2. Игра «Да-Нет-ка» или «Угадай, что я загадала»
Цель: самостоятельное структурирование информации, отбрасывание лишних параметров, или сужение поля поиска.
Правило игры звучит: «Найди серединку, убери половинку».
Например: воспитатель загадывает слово "Слон”. Дети задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это слон?), воспитатель отвечает только " да” или "нет”, пока дети не угадают задуманное.
Когда дети научатся играть в эту игру, они начинают загадывать слова друг другу. Это могут быть объекты: "Шорты”, "Машина”, "Роза”, "Гриб”, "Береза”, "Вода”, "Радуга” и т.д.
Игра «Черно-белое».
Цель: формирование умения называть положительные и отрицательные качества объекта.
Воспитатель поднимает карточку с изображением белого домика, и дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением черного домика и дети перечисляют отрицательные качества. Пример: "Книга”. Хорошо – из книг узнаешь много интересного. Плохо – они быстро рвутся…и т.д.
Можно разбирать в качестве объектов: "Гусеница”, "Волк”, "Цветок”, "Стульчик”, "Таблетка”, "Конфетка”, "Мама”, "Птичка”, "Укол”, "Драка”, "Наказание” и т.д.
«Коллаж из сказок».
Цель: придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок. Обучение рассказыванию, развитие связной речи. Вот что приключилось с нашей книгой сказок. В ней все страницы перепутались и Буратино, Красную Шапочку и Колобка злой волшебник превратил в мышек. Горевали они, горевали и решили искать спасение. Встретили старика Хоттабыча, а он забыл заклинание…” Дальше начинается творческая совместная работа детей и воспитателя.
Знакомые герои в новых обстоятельствах. Этот метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства, которые могут быть фантастическими и невероятными.
Сказка "Гуси – лебеди”. Новая ситуация: на пути девочки встречается серый волк…
«Цепочка слов».
Цель: объяснить логику составленной цепочки.
Дети составляют логическую цепочку слов из картинок, объясняя, чем они связаны.
Пример: книга – дерево – липа – чай – стакан – вода – река – камень – башня – принцесса и т.д.
«Маша растеряша».
Цель: Умение находить выход из сложной ситуации, высказывать свое предположение.
Для игры понадобятся карточки с изображением различных предметов. Выбирается "Маша". Она вытягивает карточку и говорит: "Ой!" Один из игроков задает ей вопрос: "Что с тобой?" Она смотрит на изображение на карточке и отвечает: "Я потеряла то, что изображено (например, ножницы). Как же я теперь буду аппликацию делать?" Остальные должны предложить разные варианты выхода из этой ситуации. "Маша-растеряша" выбирает лучший ответ и дает монетку. В конце игры подсчитывается количество монеток и определяется победитель.
Таким образом, использование ТРИЗ-игр позволяет активно развивать у детей все компоненты устной речи (обогащение словарного запаса, развитие грамматического строя речи и связной речи).
Спасибо за внимание и сотрудничество!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ТРИЗ -технологий в процессе развития речи дошкольников
ТРИЗ -педагогика как одна из инновационных технологий при развитии речи дошкольников...

Применение элементов ТРИЗ-технологий в развитии речи дошкольников
Технология ТРИЗ направлена на развитие мышления, воображения, творческих способностей детей и, конечно, речи дошкольников....

«Использование ТРИЗ – технологий в процессе развития речи дошкольников»
laquo;Использование ТРИЗ – технологий в процессе развития речи дошкольников»...

Применение элементов ТРИЗ – технологий в развитии речи дошкольников.
Цель ТРИЗ - научить детей мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способ...

Применение элементов ТРИЗ – технологий в развитии речи дошкольников.
В настоящее время актуальность развития коммуникативных способностей дошкольников не вызывает сомнений и приобретает первостепенное значение, как один из основных показателей уровня развития умственны...
Педагогические возможности ТРИЗ-технологий, как средство развития речи дошкольников.
Считаю, работа по ТРИЗ технологиям способствует тому, что ребенок из пассивного слушателя становится активным собеседником, так как во время обучения используются диалоги, дискуссии, живое общен...

Статья использование "ТРИЗ-технологий в процессе развития речи дошкольников ".
В статье описаны особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста и практика использования ТРИЗ-технологии для развития речи в ДОУ....