Сборник Дидактических игр по развитию речи
картотека по развитию речи

Минина Александра Валериевна

Мы с коллегой систематизировали свои знания и создали небольшой сборник Дидактических игр для развития речи по возрастам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл d.i._dlya_r.r.docx25.62 КБ

Предварительный просмотр:

Сборник дидактических игр для развития речи

составили воспитатели:

Минина Александра Валериевна

Кудряшова Ирина Александровна

Группа раннего возраста:

Игра «Позови»

Цель: Совершенствовать понимание речи; побуждать к обращению и активным ответным действиям.

Материал: игрушки (собака, заяц, кошка и др.)

Ход: Взрослый ставит игрушки на стол, дает возможность детям полюбоваться ими. Предлагает поиграть с ними: «Петя, позови собачку, скажи- «Иди, иди ко мне». Педагог манит игрушку рукой, зовет, побуждая ребенка подражать жесту и словам. Когда собачка «подходит», гладит ее, «кормит» спрашивает: «Что делает собачка?» (ест)

Затем обращается к другому ребенку и предлагает позвать другое животное.

Если кто-то из детей не подражает действиям взрослого, следует вместе с ним позвать игрушку, поманить ее рукой. Одновременно подвинуть игрушку к ребенку и сказать: «Иди, зайка, к Васе. На Вася, возьми зайку. Скажи: Дай, дай» (Жест рукой)

Такие же действия повторяются с другими игрушками, главное – вызвать у детей желание звать, гладить, кормить и т.д.

Игра «Медвежата мед едят»

Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей.

Ход: Взрослый говорит детям, что они будут медвежатами, а медвежата очень любят мед. Предлагает поднести ладонь поближе ко рту (пальцами от себя) и «слизывать» мед –дети высовывают язык и, не дотрагиваясь до ладошки, имитируют, что едят мед. Затем, поднимая кончик языка, убирают его. (обязательный показ всех действий взролым.) Игра повторяется 3-4раза. Потом взрослый говорит: «Медвежата наелись. Они облизывают верхнюю губу (показ), нижнюю губу (показ). Гладят животики, говоря: «У-у-у» (2-3 раза).

 Игра «Самолёты»

Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука «У».

Ход: Взрослый читает стихотворение про самолёт:

По земле разбежался,

В небо поднялся!

Летит самолет

Прямо вперед.

Предлагает поиграть в самолётики: «Полетели в небе самолёты, загудели: «У-У-У!»

Прямые руки в стороны, передвигаются по комнате, сопровождая движения произнесением длительного непрерывного звука «У». Необходимо следить за тем, чтобы дети бегали аккуратно, не сталкивались друг с другом.

Игра «Машины»

Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого - повторение звука «Ж»; слова-звукоподражания «БИ-БИ».

Ход: Взрослый читает стихотворение про машину:

«Би-би-би», – гудит машина:

Не поеду без бензина!

Предлагает поиграть в машинки. - Поехали машины: «Ж-Ж-Ж!» Сигналит машина: «БИ-БИ! Освободите дорогу!»

Дети передвигаются по комнате, имитируя при помощи движений рук управление машиной – крутим руль. Движения сопровождаются произнесением звука «Ж» и слова-звукоподражания «БИ-БИ».

Младшая группа:

  • Игра «Громко — тихо»

Цель: Учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Воспитание умения менять силу голоса.

Подготовительная работа. Педагог подбирает парные игрушки разных размеров: большую и маленькую машины, большой и маленький барабаны, большую и маленькую дудочки.

Ход: Взрослый показывает 2 машины и говорит: «Когда едет большая машина, она подает сигнал громко: «би-би». Как подает сигнал большая машина?» Дети громко произносят: «би-би». Педагог продолжает: «А маленькая машина сигналит тихо: «би-би». Как сигналит маленькая машина?» Дети тихо произносят: «би-би». Педагог убирает обе машины и говорит: «Сейчас будьте внимательны. Как только поедет машина, вы должны дать сигнал, не ошибитесь, большая машина сигналит громко, а маленькая - тихо».

Аналогично обыгрываются остальные игрушки.

Методические указания: В зависимости от количества детей в группе на занятии можно использовать одну пару игрушек или 2-3. Следить, чтобы при тихом произнесении звукоподражаний дети не переходили на шепот.

Игра "Лошадки цокают копытцами"

Цель: Развивать фонематический слух, развивать речевое внимание детей.

Оборудование: Картинки с изображением лошадки, медведя, поросят, ёжика.

Ход: Взрослый показывает картинки, дети произносят звуки, которые издают животные, когда идут или бегут. (Лошадки - цок, цок, цок. Медведь - топ-топ-топ. Поросята чух- чух -чух. Ёжих пых-пых-пых и т.д.

Игра «Потерялись»

Цель: Соотносить название животного с названием  детеныша

Материал: Игрушечный домик, животные (игрушки): утка и утенок, курица и цыпленок, коза и козленок, корова и теленок, лошадь и жеребенок.

Ход: Расставить по комнате взрослых животных. На ковре в домике находятся их детеныши. Взрослый предлагает детям узнать, кто живет в домике: «Давайте посмотрим. Кря-кря-кря — кто это? Утка?» Достаем игрушку из домика. «Утка большая или маленькая? Маленькая? Это, ребята, утенок. Маленький утенок. А утка — его мама. Помогите утенку найти его маму-утку. Вася, возьми утенка. Поищи утку.»

-   А это чей голос — пи-пи-пи? Кто это? (Достаем цыпленка.) Кто мама у цыпленка? Как кудахчет курица? Как отзывается цыпленок? Поищи, Оля, курицу, маму цыпленка.

Аналогичным образом обыгрываются остальные персонажи. Когда у всех малышей найдутся мамы, взрослых и детенышей сажают вместе. Пусть дети рассмотрят их, произнесут слова: утка— утенок, курица — цыпленок и др.

Игра «Дождик»

Цели: учить различать скорость произнесения слов, в данном случае звукоподражания «кап-кап-кап», а также произносить отчетливо в разном темпе: медленно, умеренно, быстро.

Ход: Взрослый: «Капельки стучат по крыше.» (Произносит кап- кап-кап в умеренном темпе.)

Дети повторяют.

«Когда дождь только начинается, капли его падают редко и стучат по-другому» (произносит «кап... кап...» медленно и слегка растягивая, с паузами).

Дети повторяют.

«Если идет сильный дождь, то капли стучат по крыше так -….» (Произносит в ускоренном темпе).

Когда малыши научатся различать скорость произнесения и произносить это звукосочетание в заданном темпе, взрослый предлагает им на слух определить, какой идет дождь и произносит «кап-кап-кап» в различном темпе. Это повторяется 3—4 раза.

Средняя группа:

Игра «Подбери нужное слово»

Цель: развивать образное мышление, речь.

Взрослый начинает произносить фразу, а детям предлагает ее закончить, подобрав соответствующее слово.

Ход: 

Взрослый: В аквариуме плавают... Кто плавает?

Дети. Рыбки.

Рекомендуемые предложения:

Высоко на дубу сидит и каркает... Кто? (Ворона.)

На лугу пасется ... (корова).

На огороде вырос большой зеленый ... (огурец).

У Вовы лопнул красный ... (шар).

Хорошо водит машину ... (шофер).

Сначала Взрослый переспрашивает детей, потом они отвечают без дополнительного вопроса. Взрослый обращает внимание на то, чтобы они точно подбирали слова, правильно произносили звук [р], [р'] в словах. Ответы должны быть индивидуальные.

Занятие проводится в быстром темпе.

Игра «Найди ошибку»

Цели: учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.

Ход игры: Взрослый показывает игрушку и называет заведомо неправильное действие, которое якобы производит это животное. Дети должны ответить, правильно это или нет, а потом перечислить те действия, которые на самом деле может совершать данное животное. 

Например: «Собака читает. Может собака читать?» Дети отвечают: «Нет». А что может делать собака? Дети перечисляют. Затем называются другие животные.

Игра «Какая, какой, какое?»

Цели: учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.

Ход игры: Взрослый называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету.

Белка — рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая.

Пальто — теплое, зимнее, новое, старое ….

Мама — добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая …

Дом — деревянный, каменный, новый, панельный …

Игра «Какое что бывает?»

Цели: учить классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу, сравнивать, сопоставлять, подбирать как можно больше наименований, подходящих под это определение; развивать внимание.

Ход: Расскажите, что бывает:

зеленым — огурец, крокодил, листик, яблоко, платье, елка ….

Широким — река, дорога, лента, улица …

Выигрывает тот, кто больше назовет слов.

Старшая группа:

Игра «Измени слово»

Цель: Упражнять в образовании существительных уменьшительно – ласкательного значения. Отрабатывать дикцию.

Ход:  Дети должны так изменить слова, чтобы в них появился звук [ж]:

друг — дружок,

пирог — пирожок,

сапог — сапожок,

снег — снежок,

рог — рожок,

луг — лужок,

творог — творожок,

флаг — флажок.

Игра «Магазин»

Цель: Учить подбирать однородные определения.

Ход :

«Покупатель» описывает вещь, которую он хочет купить:

— Мне нужен длинный, теплый, полосатый ... (шарф).

— Мне нужно голубое, кружевное, нарядное ... (платье).

— Мне нужна меховая, зимняя, черная ... (шапка).

Игра «Великан и гномик»
Цель:
упражнять в образовании увеличительно, уменьшительно-ласкательных имен существительных.

 Ход: Предложить назвать предмет для великана – большой, для гномика – маленький.

Например: стул – стулище – стульчик,

дом – домище – домик,

тарелка – тарелище – тарелочка и т.д.

Игра «Испорченный телефон»

Цель: развивать у детей слуховое внимание.

Игровые правила. Передавать слово надо так, чтобы рядом сидящие дети не слышали. Кто неправильно передал слово, т.е. испортил телефон, пересаживается на последний стул.: шепотом передавать слово на ухо рядом сидящему игроку.

Ход: Дети выбирают ведущего при помощи считалочки. Все садятся на стулья, поставленные в ряд. Ведущий тихо (на ухо) говорит какое-либо слово рядом сидящему, тот передает его следующему и т.д. Слово должно дойти до последнего ребёнка. Ведущий спрашивает у последнего: «Какое ты услышал слово?» Если тот скажет слово, предложенное ведущим, значит, телефон исправен. Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди (начиная с последнего) какое они услышали слово. Так узнают, кто напутал, «испортил телефон». Провинившийся занимает место последнего в ряду.

Подготовительная группа:

Игра «Сплетем венок из предложений»

Цель: Упражнять детей в составлении предложений, объединенных тематически, воспитывать речевое внимание.

Ход: Взрослый произносит предложение. Дети называют последнее слово и с ним же придумывают новое предложение. Например: Сережа читает книгу. Книга лежит на столе.

Игра «Много-мало»

Цель: Упражнять в образовании множественного числа существительных с окончанием –и.

Ход:

Звук ы – очень зажиточный звук. У его соседей  только один сад, а у звука ы – сады.

Пример говорит Взрослый. Далее множественное число образуют дети.

У соседей выросла груша, а у звука ы - …(груши).

У соседей ягода, а у звука ы - … (ягоды).

У соседей перед домом клумба, а у звука ы - … (клумбы).

У соседей на клумбе цветок, а у звука ы - … (цветы).

На скотном дворе не корова, а …(коровы);  не курица, а …(курица);  не овца, а …(овцы); не коза, а …(козы).

И дома у звука ы не комната, а … (комнаты); не диван, а …(диваны) и т.д.

Игра «Кто это? Чье это?»

Цель: Упражнять в образовании прилагательных от существительных.

Ход.

Педагог показывает картинки с изображением лисы, волка, белки, мышки, поросёнка, петуха. Спрашивает: «Кто это?». Дети отвечают полным ответом: «Это лиса». И т.д.

Затем Взрослый показывает другие картинки с изображением хвостов. Просит назвать, чьи это хвосты. Дети отвечают: «Это лисий хвост» и т.д.

Игра «Кто что делает?»

Цель: Учить детей подбирать глаголы действия к предложенным существительным.

Ход: Взрослый показывает детям разные картинки – дети подбирают к ним глаголы действия.

Муха – летала, жужжала, надоедала.

Машина – ехала, остановилась, везла.

Морковь – росла, зеленела.

Макароны – варились, лежали, жарились.

Мышка - бежала, пищала.

Мальчик – прыгал, бегал, рисовал, лежал, играл.

Игра «Узнай настроение»

Цель: развить выразительность речи, мимику, подражательность, зрительное и слуховое внимание. Ход:. Каждый ребенок водит по очереди, изображает человека с разным настроением: больного, веселого, огорченного, злого, удивленного, придумывая для этого соответствующую мимику и произнося короткие слова с необходимой интонацией: «ай-ай-ай; ох-ох-ох; ой-ой-ой; э-эх; о-го-го, у-ух» и т. д. Остальные дети должны отгадать по выражению лица, мимике и интонации, кого хотел изобразить водящий, стараясь назвать настроение подходящим словом, попробовать объяснить (или придумать) причину такого его настроения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник дидактических игр по развитию речи в старшей группе

Дидактические игры по развитию речи  рекомендую воспитателям, работающим в старшей группе....

Сборник дидактических игр на развитие речи для детей старшего дошкольного возраста

В данном сборнике подобраны игры для детей старшего дошкольного возраста. Игры направлены на развитие связной речи, грамматического и лексического строя речи, фонетико-фонематического строя речи...

Сборник дидактических игр на развитие речи, чтения и грамотности для детей дошкольного возраста (5-7 лет)

Сборник дидактических игр на развитие речи, чтения и грамотности для детей дошкольного возраста (5-7 лет) Базовая цель:совершенствование речи, чтения и грамотности у детей дошкольного возраста 5-...

Сборник дидактических игр для развития речи детей дошкольного возраста

Сборник предназначен для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, так же материал сборника может быть полезен для родителей воспитанников детского сада. ...

Сборник дидактических игр по развитию речи (по мотивам сказок К.И. Чуковского

в сборнике представлены д/и по развитию речи детей с ОВЗ...

Сборник дидактических игр для развития речи

Развитие речи-это сложный процесс, протекающий у детей неодинаково.          В этом помогают речевые игры для детей ....