План по самообразованию «Использование театрализованной деятельности в развитии речи младших дошкольников
материал по развитию речи (младшая группа)

Минина Александра Валериевна

Знакомство детей с различными видами театра необходимо начинать в младшей группе. Я заметила, что встреча с театральной куклой помогает малышам расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу, воспитывает доброту. Разыгрывая перед детьми небольшие спектакли, изменяя голос и интонацию в соответствии с изображаемым героем, позволило мне в наблюдениях отметить, что малыши, играя с мелкими игрушками, могут разыгрывать хорошо знакомые им русские народные сказки («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка» и др.). Поэтому решила показывать маленькие спектакли, приглашая желающих детей в них играть. С ранних лет каждый малыш стремится проявить творчество, и поэтому важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, важно поощрять желание ребенка быть непохожим на других, важно разбудить его фантазию и попытаться максимально реализовать его способности. Театрализованные игры помогают детям закрепить коммуникативные навыки, развить внимание, речь, память, творческое воображение. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2ml.docx31.47 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность:

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.

Знакомство детей с различными видами театра необходимо начинать в младшей группе. Я заметила, что встреча с театральной куклой помогает малышам расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу, воспитывает доброту. Разыгрывая перед детьми небольшие спектакли, изменяя голос и интонацию в соответствии с изображаемым героем, позволило мне в наблюдениях отметить, что малыши, играя с мелкими игрушками, могут разыгрывать хорошо знакомые им русские народные сказки («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка» и др.). Поэтому решила показывать маленькие спектакли, приглашая желающих детей в них играть. С ранних лет каждый малыш стремится проявить творчество, и поэтому важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, важно поощрять желание ребенка быть непохожим на других, важно разбудить его фантазию и попытаться максимально реализовать его способности. Театрализованные игры помогают детям закрепить коммуникативные навыки, развить внимание, речь, память, творческое воображение. Очень важно с раннего возраста показывать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путём привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. Такие игры помогают преодолевать робость, неуверенность в себе застенчивость.

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребёнку хочется выложить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение.

Поэтому, я считаю, что данная работа позволяет сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Цель – Повышение своего профессионального мастерства, теоретического уровня и компетентности по данной теме.— создать условия для развития речи детей через творческую активность в театрализованной деятельности.

Задачи:

1. Повысить собственный уровень знаний по методике речевого развития путём самообразования.Определение и содержание методов, технологий эффективного использования театрализованной деятельности для речевого развития детей

2. Оформить в группе центр «Мы играем в театр».

3. Подготовить консультацию для родителей по теме самообразования.Оптимизировать работу с родителями по вопросу организации театрализованной деятельности с детьми с помощью разнообразных методов и приёмов.

Методы и приемы проведения:

— Наглядный метод: демонстрация и иллюстрация картин, показ способов действий.

— Словесный метод: коллективное чтение, заучивание наизусть с детьми младшего возраста.

— Игровой метод: игры-драматизации, игры-инсценировки, словесные игры.

План по самообразованию

Этапы работы

Содержание работы

Сроки выполнения

Информационно-ознакомительный

1. Изучение научной, методической литературы.

2. Работа с интернет - ресурсами. Изучение передового опыта педагогов, просмотр мастер-классов.

3. Анализ и обобщение теоретических знаний

сентябрь

в течение года

Практический

1. Подбор   методической литературы по теме;

2. Изучение методической литературы.

Октябрь

1. Изучение темы: «Роль потешек в развитии речи ребенка»; «Пальчиковая гимнастика для развития речи младших дошкольников»

2. Создание    картотеки потешек/ пальчиковых игр для работы с детьми;

Ноябрь

1.Изучение темы: «Театрализованные игры как средство развития речи детей».

Декабрь

1. Изучение темы: «Использование фольклора в работе с детьми»

Январь

1. Изучение темы: «Роль сказки в воспитании детей»;

2. Пополнить книжный уголок детскими книгамисогласно возрастным особенностям.

Февраль

1. Изучение темы: Настольно-печатные игры по русским народным сказкам;

2. Ремонт настольно – печатных игр по сказкам.

Март

1.Изучение темы: «Использование хороводных игр»;

Апрель

1.Отчет по проделанным работам.

Май

Заключительный этап

1. Подведение итогов.

2. Оформление результатов работы по теме самообразования.

Май

Перспективный план по самообразованию

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

СЕНТЯБРЬ

Работа с детьми

«Репка», «Колобок», «Курочка Ряба»

- Чтение русских народных сказок; стихотворений, потешек, загадок о героях сказок;

Детские книги

«Колобок», «Курочка Ряба»

- Просмотр мультфильмов

Интернет – ресурсы

«Репка»

Прослушивание аудиозаписи сказки

«Колобок»

- Рассматривание игрушек и иллюстраций к сказкам.

- Показ кукольного театра

Игрушки сказочных героев и картинки

Игрушкиби – ба - бо

Работа с родителями

-«Любите ли вы театр?» 

-«О необходимости водить детей на театральные представления, кино, цирк»

Опрос родителей

- Индивидуальные беседа с родителями;

Анкеты

«Игры – драматизации как один из видов театрализованной деятельности»

Информация для родителей

ОКТЯБРЬ

Работа с детьми

«Волк и семеро козлят», «Теремок».

Чтение русских народных сказок:

Детские книги

«Теремок»

Просмотр мультфильма

Интернет – ресурсы

«Теремок»

Показ настольного театра

Настольный театр

«Лисичка и зайчики»,

«Волк зубастый»,

«Солнышко и дождик»,

«Кошка и мышки».

Театрализованные игры

Картотека,

Интернет – ресурсы

Работа с родителями

«Значение театрализованной деятельности в воспитании и развитии детей дошкольного возраста»

Информация для родителей 

Выставка «Театр своими руками»

Поручения родителям по изготовлению пальчиковых театров

НОЯБРЬ

Работа с детьми

Работа с детьми

«Три поросёнка».

Чтение сказки

Детские книги

«Три поросёнка».

Просмотр мультфильма

Интернет – ресурсы, картотеки

Например: Ша-ша-ша, ша-ша-ша Наша каша хороша.

Ры-ры-ры, ры-ры-ры Ох, и яркие шары

Чтение и заучивание чистоговорок, 

Картотека

«Три поросёнка»

Пересказ сказки

По картинкам

«Огуречик, огуречик…»,

«На улице три курицы».

Разучивание стихов

Работа с родителями

«Роль скороговорок в развитии речи».

Консультация для родителей

«О пользе введения элементов театральной игры в сюжетно-ролевые игры ребёнка»

Информация для родителей

ДЕКАБРЬ

Работа с детьми

Эмоциональное состояние персонажа:

Нам грустно

Нам весело

Мы сердимся

Мы испугались

Мы устали

Не хотим, не надо

Мы удивлены

Мы любим покушать

Мимические этюды с жестами:

Вытирает слёзы

Грустное лицо

Вздыхает, пожимает плечами

- Смех

Хлопает в ладоши, прыгает

- Нахмуренные брови

Кулачки сжаты, топаем ногами

- Присесть, руки в кулачки перед собой и дрожать

- Сесть на стул, руки и ноги расслаблены

- Ладошками как бы отодвигать от себя

- Развести руки, посмотреть и удивлённо сказать: «Ах»

- Покачать головой и правой рукой погладить по животу круговыми движениями

Картинки

-Д. Мамина-Сибиряка

«Сказка про храброго зайца длинные уши косые глаза короткий хвост»;

-Л. Воронковой

«Снег идёт», «Маша растеряша»

-Е. Пермяк

«Как Маша стала большой».

Чтение сказок

Детские книги

Работа с родителями

«Мимическая гимнастика для детей»

Консультация для родителей

Памятка

Напомнить родителям дома повторять стихи и песни.

Индивидуально

ЯНВАРЬ

Работа с детьми

Название этюда:

Важный петушок

Котята «Руки-лапки»

Котик царапается

Котик умывается

Собачки «Руки-лапки» Собачки роют землю

Куклы

Двигательные этюды:

- Руки на пояс, идти медленно, высоко поднимая колени

- Руки перед собой пальчиками вперёд

- Круговые движения кистями

- Движения кистью руки по щеке

- Также как у котят.

- Дети, присев, роют «лапками»

Руки полукругом перед собой внизу «пальчики к пальчикам»

Поднять руки вперёд-вверх, вперёд-вниз.

- Качать головой вправо-влево, опустить вперёд голову, поднять.

Удары правым носком

Идти на носочках, руки за платье.

Картинки

Работа с родителями

«Театр как средство развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста».

Консультация для родителей

Папка передвижка

ФЕВРАЛЬ

Работа с детьми

«Два весёлых гуся».

Пение детской песенки

Интернет - ресурсы

«Колобок», «Репка».

Показ и пересказ сказки

Настольно - пальчиковый театр

Домика для животных.

Конструирование

Крупный строительный материал

«Паровозик из Ромашкино», «Антошка»,

«Песня Бременских музыкантов»

Слушание музыкальных произведений:

Интернет - ресурсы

А. Барто «Кораблик».

Заучивание стихотворения

Детская книга

Работа с родителями

Пополнение Пространственной Среды «Уголок ряжения»

Привлечение родителей 

МАРТ

Работа с детьми

«Песня крокодила Гены», «Песенка мамонтёнка»,

«Песня бабок Ёжек»

Прослушивание музыкальных

произведений:

Интернет – ресурсы

Например: Ша-ша-ша, ша-ша-ша Наша каша хороша.

Ры-ры-ры, ры-ры-ры Ох, и яркие шары

Чтение и заучивание чистоговорок, 

Картотека

«Лиса и зайцы», «Самолёты», «Воробушки».

Подвижные игры с элементами театральной игры

Картотека

«Лиса и заяц».

Просмотр мультфильма

Интернет – ресурсы

 «Курочка ряба»

Показ и пересказ сказки

Настольно - пальчиковый театр

Работа с родителями

«Что читать дошкольникам»

«Почему дети рвут книги»

«Игрушка в жизни ребенка»

Консультация для родителей

Консультация для родителей

Папка передвижка

АПРЕЛЬ

Работа с детьми

К. Чуковского «Путаница»

«Лесной Мишка и проказница мышка»

Чтение и пересказ сказок

Латышская сказка

Детские книги

«У страха глаза велики…»

«Трусливому зайке и пенёк волк»

Русская народная сказка

Детские книги

С. Черного «Приставалка».

Заучивание стихотворения

Детские книги

«Теремок»

Дети самостоятельно показывают представление.

Настольно - пальчиковый театр

«Изобрази какое-нибудь животное».

Игры с детьми

Разгадывание загадок

О русских народных сказках

Иллюстрационные картинки

Работа с родителями

«Ум на кончиках пальцев»

Консультация для родителей

Папка передвижка

МАЙ

Показ презентации на родительском собрании

Презентация о проделанной работе.

План по самообразованию

«Использование театрализованной деятельности в развитии речи младших дошкольников»

       

выполнила: Минина А.В.

2023г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по самообразованию "Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей"

Отчет по самообразованию за 2012 – 2013г.г.Тема: «Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей 3 - 4 лет»...

Самообразование «Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей 3-4 лет».

Дошкольное образовательное учреждение первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детст...

План работы по самообразованию: "Использование театрализованной игры в развитии речи младших дошкольников".

Важным аспектом деятельности воспитателя является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей игры-драматизации. Реализация данной задачи достигается последовательным усложне...

Индивидуальный план работы по самообразованию «Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей 4-5 лет»

Индивидуальный план работы по самообразованию  «Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей 4-5 лет»...

МАСТЕР – КЛАСС «Использование театрализованной деятельности в развитии речи младших дошкольников»

Представление опыта работы по развитию речи младших дошкольников средствами театрализованной деятельности....

Отчет по самообразованию. Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей

Основная трудность в работе с детьми 3 -4 лет, это слабое развитие речи детей, нарушение звукопроизношения .Как через театрализованную деятельность научить ребенка самовыражаться? Я нашла выход...

Методическая разработка "Педагогическая гостиная" по теме самообразования : Использование театрализованной игры в развитии речи младших дошкольников.

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо.В результате сюжетно-ролевых игр и театрализованной деятельности ребенок познает мир умом и сердцем....