План по самообразованию «Использование театрализованной деятельности в развитии речи младших дошкольников
материал по развитию речи (младшая группа)
Знакомство детей с различными видами театра необходимо начинать в младшей группе. Я заметила, что встреча с театральной куклой помогает малышам расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу, воспитывает доброту. Разыгрывая перед детьми небольшие спектакли, изменяя голос и интонацию в соответствии с изображаемым героем, позволило мне в наблюдениях отметить, что малыши, играя с мелкими игрушками, могут разыгрывать хорошо знакомые им русские народные сказки («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка» и др.). Поэтому решила показывать маленькие спектакли, приглашая желающих детей в них играть. С ранних лет каждый малыш стремится проявить творчество, и поэтому важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, важно поощрять желание ребенка быть непохожим на других, важно разбудить его фантазию и попытаться максимально реализовать его способности. Театрализованные игры помогают детям закрепить коммуникативные навыки, развить внимание, речь, память, творческое воображение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_2ml.docx | 31.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность:
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.
Знакомство детей с различными видами театра необходимо начинать в младшей группе. Я заметила, что встреча с театральной куклой помогает малышам расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу, воспитывает доброту. Разыгрывая перед детьми небольшие спектакли, изменяя голос и интонацию в соответствии с изображаемым героем, позволило мне в наблюдениях отметить, что малыши, играя с мелкими игрушками, могут разыгрывать хорошо знакомые им русские народные сказки («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка» и др.). Поэтому решила показывать маленькие спектакли, приглашая желающих детей в них играть. С ранних лет каждый малыш стремится проявить творчество, и поэтому важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, важно поощрять желание ребенка быть непохожим на других, важно разбудить его фантазию и попытаться максимально реализовать его способности. Театрализованные игры помогают детям закрепить коммуникативные навыки, развить внимание, речь, память, творческое воображение. Очень важно с раннего возраста показывать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путём привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. Такие игры помогают преодолевать робость, неуверенность в себе застенчивость.
Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребёнку хочется выложить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение.
Поэтому, я считаю, что данная работа позволяет сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Цель – Повышение своего профессионального мастерства, теоретического уровня и компетентности по данной теме.— создать условия для развития речи детей через творческую активность в театрализованной деятельности.
Задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний по методике речевого развития путём самообразования.Определение и содержание методов, технологий эффективного использования театрализованной деятельности для речевого развития детей
2. Оформить в группе центр «Мы играем в театр».
3. Подготовить консультацию для родителей по теме самообразования.Оптимизировать работу с родителями по вопросу организации театрализованной деятельности с детьми с помощью разнообразных методов и приёмов.
Методы и приемы проведения:
— Наглядный метод: демонстрация и иллюстрация картин, показ способов действий.
— Словесный метод: коллективное чтение, заучивание наизусть с детьми младшего возраста.
— Игровой метод: игры-драматизации, игры-инсценировки, словесные игры.
План по самообразованию
Этапы работы | Содержание работы | Сроки выполнения |
Информационно-ознакомительный | 1. Изучение научной, методической литературы. 2. Работа с интернет - ресурсами. Изучение передового опыта педагогов, просмотр мастер-классов. 3. Анализ и обобщение теоретических знаний | сентябрь в течение года |
Практический | 1. Подбор методической литературы по теме; 2. Изучение методической литературы. | Октябрь |
1. Изучение темы: «Роль потешек в развитии речи ребенка»; «Пальчиковая гимнастика для развития речи младших дошкольников» 2. Создание картотеки потешек/ пальчиковых игр для работы с детьми; | Ноябрь | |
1.Изучение темы: «Театрализованные игры как средство развития речи детей». | Декабрь | |
1. Изучение темы: «Использование фольклора в работе с детьми» | Январь | |
1. Изучение темы: «Роль сказки в воспитании детей»; 2. Пополнить книжный уголок детскими книгамисогласно возрастным особенностям. | Февраль | |
1. Изучение темы: Настольно-печатные игры по русским народным сказкам; 2. Ремонт настольно – печатных игр по сказкам. | Март | |
1.Изучение темы: «Использование хороводных игр»; | Апрель | |
1.Отчет по проделанным работам. | Май | |
Заключительный этап | 1. Подведение итогов. 2. Оформление результатов работы по теме самообразования. | Май |
Перспективный план по самообразованию
Тема занятия | Программное содержание | Оборудование | |
СЕНТЯБРЬ | |||
Работа с детьми | «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба» | - Чтение русских народных сказок; стихотворений, потешек, загадок о героях сказок; | Детские книги |
«Колобок», «Курочка Ряба» | - Просмотр мультфильмов | Интернет – ресурсы | |
«Репка» | - Прослушивание аудиозаписи сказки | ||
«Колобок» | - Рассматривание игрушек и иллюстраций к сказкам. - Показ кукольного театра | Игрушки сказочных героев и картинки | |
Игрушкиби – ба - бо | |||
Работа с родителями | -«Любите ли вы театр?» -«О необходимости водить детей на театральные представления, кино, цирк» | - Опрос родителей - Индивидуальные беседа с родителями; | Анкеты |
«Игры – драматизации как один из видов театрализованной деятельности» | Информация для родителей | ||
ОКТЯБРЬ | |||
Работа с детьми | «Волк и семеро козлят», «Теремок». | Чтение русских народных сказок: | Детские книги |
«Теремок» | Просмотр мультфильма | Интернет – ресурсы | |
«Теремок» | Показ настольного театра | Настольный театр | |
«Лисичка и зайчики», «Волк зубастый», «Солнышко и дождик», «Кошка и мышки». | Театрализованные игры | Картотека, Интернет – ресурсы | |
Работа с родителями | «Значение театрализованной деятельности в воспитании и развитии детей дошкольного возраста» | Информация для родителей | |
Выставка «Театр своими руками» | Поручения родителям по изготовлению пальчиковых театров | ||
НОЯБРЬ | |||
Работа с детьми Работа с детьми | «Три поросёнка». | Чтение сказки | Детские книги |
«Три поросёнка». | Просмотр мультфильма | Интернет – ресурсы, картотеки | |
Например: Ша-ша-ша, ша-ша-ша Наша каша хороша. Ры-ры-ры, ры-ры-ры Ох, и яркие шары | Чтение и заучивание чистоговорок, | Картотека | |
«Три поросёнка» | Пересказ сказки | По картинкам | |
«Огуречик, огуречик…», «На улице три курицы». | Разучивание стихов | ||
Работа с родителями | «Роль скороговорок в развитии речи». | Консультация для родителей | |
«О пользе введения элементов театральной игры в сюжетно-ролевые игры ребёнка» | Информация для родителей | ||
ДЕКАБРЬ | |||
Работа с детьми | Эмоциональное состояние персонажа: Нам грустно Нам весело Мы сердимся Мы испугались Мы устали Не хотим, не надо Мы удивлены Мы любим покушать | Мимические этюды с жестами: Вытирает слёзы Грустное лицо Вздыхает, пожимает плечами - Смех Хлопает в ладоши, прыгает - Нахмуренные брови Кулачки сжаты, топаем ногами - Присесть, руки в кулачки перед собой и дрожать - Сесть на стул, руки и ноги расслаблены - Ладошками как бы отодвигать от себя - Развести руки, посмотреть и удивлённо сказать: «Ах» - Покачать головой и правой рукой погладить по животу круговыми движениями | Картинки |
-Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца длинные уши косые глаза короткий хвост»; -Л. Воронковой «Снег идёт», «Маша растеряша» -Е. Пермяк «Как Маша стала большой». | Чтение сказок | Детские книги | |
Работа с родителями | «Мимическая гимнастика для детей» | Консультация для родителей | Памятка |
Напомнить родителям дома повторять стихи и песни. | Индивидуально | ||
ЯНВАРЬ | |||
Работа с детьми | Название этюда: Важный петушок Котята «Руки-лапки» Котик царапается Котик умывается Собачки «Руки-лапки» Собачки роют землю Куклы | Двигательные этюды: - Руки на пояс, идти медленно, высоко поднимая колени - Руки перед собой пальчиками вперёд - Круговые движения кистями - Движения кистью руки по щеке - Также как у котят. - Дети, присев, роют «лапками» Руки полукругом перед собой внизу «пальчики к пальчикам» Поднять руки вперёд-вверх, вперёд-вниз. - Качать головой вправо-влево, опустить вперёд голову, поднять. Удары правым носком Идти на носочках, руки за платье. | Картинки |
Работа с родителями | «Театр как средство развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста». | Консультация для родителей | Папка передвижка |
ФЕВРАЛЬ | |||
Работа с детьми | «Два весёлых гуся». | Пение детской песенки | Интернет - ресурсы |
«Колобок», «Репка». | Показ и пересказ сказки | Настольно - пальчиковый театр | |
Домика для животных. | Конструирование | Крупный строительный материал | |
«Паровозик из Ромашкино», «Антошка», «Песня Бременских музыкантов» | Слушание музыкальных произведений: | Интернет - ресурсы | |
А. Барто «Кораблик». | Заучивание стихотворения | Детская книга | |
Работа с родителями | Пополнение Пространственной Среды «Уголок ряжения» | Привлечение родителей | |
МАРТ | |||
Работа с детьми | «Песня крокодила Гены», «Песенка мамонтёнка», «Песня бабок Ёжек» | Прослушивание музыкальных произведений: | Интернет – ресурсы |
Например: Ша-ша-ша, ша-ша-ша Наша каша хороша. Ры-ры-ры, ры-ры-ры Ох, и яркие шары | Чтение и заучивание чистоговорок, | Картотека | |
«Лиса и зайцы», «Самолёты», «Воробушки». | Подвижные игры с элементами театральной игры | Картотека | |
«Лиса и заяц». | Просмотр мультфильма | Интернет – ресурсы | |
«Курочка ряба» | Показ и пересказ сказки | Настольно - пальчиковый театр | |
Работа с родителями | «Что читать дошкольникам» «Почему дети рвут книги» «Игрушка в жизни ребенка» | Консультация для родителей Консультация для родителей | Папка передвижка |
АПРЕЛЬ | |||
Работа с детьми | К. Чуковского «Путаница» «Лесной Мишка и проказница мышка» | Чтение и пересказ сказок Латышская сказка | Детские книги |
«У страха глаза велики…» «Трусливому зайке и пенёк волк» | Русская народная сказка | Детские книги | |
С. Черного «Приставалка». | Заучивание стихотворения | Детские книги | |
«Теремок» | Дети самостоятельно показывают представление. | Настольно - пальчиковый театр | |
«Изобрази какое-нибудь животное». | Игры с детьми | ||
Разгадывание загадок | О русских народных сказках | Иллюстрационные картинки | |
Работа с родителями | «Ум на кончиках пальцев» | Консультация для родителей | Папка передвижка |
МАЙ | |||
Показ презентации на родительском собрании | Презентация о проделанной работе. |
План по самообразованию
«Использование театрализованной деятельности в развитии речи младших дошкольников»
выполнила: Минина А.В.
2023г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет по самообразованию "Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей"
Отчет по самообразованию за 2012 – 2013г.г.Тема: «Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей 3 - 4 лет»...
Самообразование «Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей 3-4 лет».
Дошкольное образовательное учреждение первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детст...
План работы по самообразованию: "Использование театрализованной игры в развитии речи младших дошкольников".
Важным аспектом деятельности воспитателя является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей игры-драматизации. Реализация данной задачи достигается последовательным усложне...
Индивидуальный план работы по самообразованию «Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей 4-5 лет»
Индивидуальный план работы по самообразованию «Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей 4-5 лет»...
МАСТЕР – КЛАСС «Использование театрализованной деятельности в развитии речи младших дошкольников»
Представление опыта работы по развитию речи младших дошкольников средствами театрализованной деятельности....
Отчет по самообразованию. Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей
Основная трудность в работе с детьми 3 -4 лет, это слабое развитие речи детей, нарушение звукопроизношения .Как через театрализованную деятельность научить ребенка самовыражаться? Я нашла выход...
Методическая разработка "Педагогическая гостиная" по теме самообразования : Использование театрализованной игры в развитии речи младших дошкольников.
Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо.В результате сюжетно-ролевых игр и театрализованной деятельности ребенок познает мир умом и сердцем....