Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе Тема: «Рогатая корова и другие животные. Составление рассказа по картинкам»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Зеленская Ольга Николаевна

Образовательные задачи:

связная речь: упражнять в составлении рассказа по одной з картин, придумывать предшествовавшие и последующие события; учить оценивать содержание рассказа, правильность построения предложений;

словарь и грамматика: формировать умение употреблять существительные в родительном падеже множественного числа, подбирать определения; образовывать относительные прилагательные; сравнивать;

звуковая культура речи: упражнять в подборе слов, сходных по звучанию и ритму, произнесение их в разном темпе и с разной силой голоса.

Материалы: картины из серии «Домашние животные»: «Лошадь с жеребенком», «Корова с теленком», «Коза с козленком», «Свинья с поросенком»; куклы (девочка и мальчик), мяч, музыкальная колонка с записью звуков скотного двора.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе

Тема: «Рогатая корова и другие животные. Составление рассказа по картинкам»

Воспитатель: Зеленская О.Н.

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе

Тема: «Рогатая корова и другие животные. Составление рассказа по картинкам»

Образовательные задачи:

связная речь: упражнять в составлении рассказа по одной з картин, придумывать предшествовавшие и последующие события; учить оценивать содержание рассказа, правильность построения предложений;

словарь и грамматика: формировать умение употреблять существительные в родительном падеже множественного числа, подбирать определения; образовывать относительные прилагательные; сравнивать;

звуковая культура речи: упражнять в подборе слов, сходных по звучанию и ритму, произнесение их в разном темпе и с разной силой голоса.

Материалы: картины из серии «Домашние животные»: «Лошадь с жеребенком», «Корова с теленком», «Коза с козленком», «Свинья с поросенком»; куклы (девочка и мальчик), мяч, музыкальная колонка с записью звуков скотного двора.

Ход занятия

- Ребята, сегодня к нам пришли гости. Посмотрите, кто это? (куклы Аня и Дима)

1. Проблемная ситуация.

- Аня и Дима рассказали мне, что летом они гостили в деревне у бабушки и дедушки, и видели там много разных животных, а некоторых из них, они даже сфотографировали на память, и принесли сегодня вам показать. Ане и Диме очень понравилось время, проведенное в деревне, особенно их заинтересовали животные, и, теперь, когда им задали в школе рассказать о любимых животных, они захотели рассказать о животных, которых видели в деревне. Но вот беда! Некоторых из них они забыли, как называются животные и их детеныши, чем похожи и чем отличаются друг от друга. Аня и Дима вспомнили, что у них есть такие друзья, как вы и решили попросить у вас помощи: помочь вспомнить, как называются животные и их детеныши и составить про них интересные рассказы. Поможете им, ребята?

2. Игра с мячом «Животные и их детеныши»

- Тогда, для начала давайте вспомним, как называются детеныши животных. Становитесь полукругом, я буду бросать мяч, а вы отвечайте и бросаете мне обратно. Я называю взрослое животное, а вы детенышей.

У лошади 1 (жеребенок), много (жеребят),

У коровы 1 (теленок), много (телят),

У свиньи 1 (поросенок), много (поросят),

У козы 1 (козленок), много (козлят),

У овцы 1 (ягненок), много (ягнят),

У крольчихи 1 (крольчонок), много (крольчат).

3. Беседа

- Отлично, ребята, детенышей вспомнили, а теперь давайте присядем и продолжим беседу.

- Как можно назвать этих животных одним словом? (домашние)

- Почему они называются домашние? (они живут рядом с человеком и человек за ними ухаживает)

- Каких еще домашних животных вы знаете? (кошка, собака)

- Как называются детеныши кошки? (1 – котенок, много - котят)

- Как называются детеныши собаки? (1 – щенок, много – щенят, щенков)

- Можно говорить по-разному, много щенков или много щенят: и так, и так будет правильно.

- А теперь давайте, ребята, посмотрим на фотографии, которые принесли нам Аня и Дима и придумаем название каждой из них. (Сообща отбираем наиболее удачные.)

- Если у теленка большие глаза, как можно назвать его одним словом? Какой он? (большеглазый)

-У коровы есть рога, значит корова какая? (рогатая)

- А у теленка нет рожек, значит теленок какой? (безрогий)

- У лошади длинные ноги, значит лошадь какая? (длинноногая)

- У козы длинные рога, значит она какая? (длиннорогая)

- У свиньи с поросятами короткие ноги, значит они какие? (коротконогие)

4. Игра «Опиши домашнее животное»

- Давайте поиграем, опишите кого-нибудь из домашних животных, но не называйте его, а мы угадаем, кто это.

(Большая, рогатая, пятнистая, ласковая – корова; сильная, длинноногая, грациозная -  лошадь; толстая, розовая, коротконогая – свинья и т.д.)

5. Составление рассказа по одной из фотографий.

- А теперь, кто хочет выйти составить рассказ по одной из фотографий?

- Составлять рассказ необходимо по плану:

1)Кто изображен на фотографии?

2)Описание внешнего вида взрослого животного.

3)Описание внешнего вида детеныша.

4)Чем похожи и чем они отличаются друг от друга?

5)Что они любят делать?

6)Какую приносят пользу?

Можно еще придумать предшествовавшие и последующие события.

- А вы, ребята, внимательно слушайте, следите за развитие сюжета, правильным его построением. После рассказа будете оценивать.

Пример рассказа.

«Корова с теленком»

«Наступило лето, кругом зеленая трава, цветы, зеленеют деревья.  На зеленый луг вышли пастись корова с теленком. Корова большая, рыжего цвета с белыми пятнами, пятнистая. У коровы большое туловище, четыре ноги с копытами, вымя из которого она дает молоко, длинный хвост для того чтобы отмахиваться от мух и комаров. На голове у коровы большие рога. Корова ест траву и следит за своим детенышем теленком, чтобы он не убежал. А теленок еще маленький, он очень похож на свою маму. Он такой же пятнистый. У него тоже есть голова, маленькие ушки, небольшое туловище, коротенький хвостик с кисточкой, ножки-тоненькие с копытами, вот только рожки еще не выросли, ему нечем бодаться. Теленок любит гулять и резвиться, прыгать около своей мамы, нюхать травку, бегать за бабочками и пьет мамино молоко. К нему даже  хочется подойти поближе и погладить его.»

Оценивание ребятами: все ли было правильно, что больше всего понравилось или не понравилось.

6. Физкультминутка (фоном звучит спокойная музыка со звуками скотного двора)

Мы пришли на скотный двор,

(ходьба на месте)

Для животных здесь простор.

(взяться за руки, сделать широкий круг)

Рядом луг с густой травой

(руки вверх)

И прекрасный водопой.

(присесть)

Превратимся мы в коней-

Грациозных, стройных.

И гуляем по лугам

Светлым и привольным.

Цок-цок-цок.

(Ходьба по кругу с высоким подниманием колен)

А теперь табун галопом

Быстро скачет по лужку.

- Иго-го, - кричим мы громко

Молодому пастушку.

(Бег по кругу вприпрыжку)

Мух корова отгоняет,

Бьет хвостом туда-сюда.

Больно оводы кусаю.

Мошек столько, что беда.

(Стоя на месте повороты туловища вправо-влево

 с отведением руки назад)

На пригорках и в канавках,

(встать на носочки, присесть)

Овцы мирно щиплют травку,

Наклоняются к земле,

(сидя на корточках руками имитировать щипание травки)

Звонко блеют они: «Бе-э-э».

Скачут козлики по лугу,

(Бег по кругу вприпрыжку)

Рожками бодаются.

(стоя в кругу руками сделать рожки)

«Ме-э-э», - кричат они друг другу,

Весело играются.

Ну, а нам пора уже

В деток превращаться,

Тихо и спокойно

Продолжим заниматься.

7. Составление рассказов по всем фотографиям.

 Организуется группа из четырех человек. Каждый выбирает себе фотографию, о которой будет рассказывать. Составляется общий рассказ по четырем фотографиям

Варианты рассказов.

«Лошадь с жеребенком»

В деревне живет помощница-лошадь. Она большая, коричневая и красивая. У лошади красивая длинная голова, стоячие уши, между ушами челка, большие глаза, туловище и длинный хвост. На длинной вытянутой шее – густая грива. Ноги у лошади прямые, сильные, с крепкими копытами. Рядом с лошадью подпрыгивает ее детеныш – жеребенок. Он копия мамы, но только еще маленький. У него небольшая грива и короткий хвост. Ноги у жеребенка тоненькие, длинные, но резвые, с белыми пятнышками возле самых копыт. Шерсть у лошади с жеребенком гладкая, блестящая, короткая. Жеребенок веселый, озорной, любит побегать, поиграть, порезвиться. Живет лошадь с жеребенком в конюшне. Лошадь помогает человеку по хозяйству перевозить грузы. Сейчас она отдыхает. После пастбища лошадь с жеребенком пришли на водопой к реке.

«Коза с козлятами»

На зеленый луг вышла мама коза с козлятами поесть вкусной сочной травы. У козы небольшая голова с длинными рогами и свисающими длинными ушами. Небольшое туловище, четыре коротких ноги с копытцами, маленький короткий хвост. У козы белоснежная длинная, густая шерсть. Коза стоит и жует листья, показывая своим малышам-козлятам, как это делать. Козлята маленькие, тоже, белые, пушистые, с забавными мордочками. У них тонкие ноги, совсем крошечный хвостик. У козлят еще маленькие рожки, а на шее у них висят колокольчики, чтобы не потерялись. Козлята наклоняют голову и колокольчик звенит. Выйдет хозяйка из дома, прислушается и сразу определит, где гуляет коза с козлятами, далеко ли ушла.

«Свинья с поросятами»

В деревне, в хлеву, живет свинья с поросятами. Свинья большая, розовая, толстая. У нее крупная голова, толстое туловище, короткие ноги с копытами. На голове небольшие уши, маленькие глаза, розовый пятак, маленький хвост крючком. Все тело свиньи с поросятами покрыто короткой белой щетиной. По обе стороны от свиньи стоят поросята. Они маленькие, но, тоже, толстенькие. На голове у них маленькие свисающие уши, маленькие глаза, небольшой розовый пятачок. У них короткие толстые ноги с копытцами и маленький хвост крючком. Свинья с поросятами очень любит есть зерно, кашу, похлебку. Они вышли во двор к корыту с едой, чтобы подкрепиться, а потом пойдут кувыркаться в луже.

Дети оценивают рассказ и придумывают ему название.

8. Игра «Добавь складную строчку»

- А теперь давайте составим вместе двустишья об этих животных. Я буду говорить первую строчку, а вы придумывайте вторую, чтобы получилось созвучно.

- Жеребенок, где гулял? (Я по улице скакал.)

- Ты, теленок, где гулял? (Я за мамою бежал.)

- Эй, козленок, где ты был? (Из ведра водичку пил.)

Выбираем любое понравившееся двустишье и повторяем его медленно и быстро, громко и шепотом.

9. Итог занятия.

- Ребята, скажите, а какое вас из этих животных заинтересовало больше всего?

- Чем оно тебе понравилось?

- С каким животным вы хотели бы поближе познакомиться?

- Почему?

- Ребята, я по взгляду вижу, что Аня и Дима хотят мне что-то сказать на ушко. (Беру кукол)

- Аня и Дима говорят вам большое спасибо за то, что вы помогли им вспомнить животных и их детенышей и составили такие интересные рассказы о них. Им не терпится побыстрее пойти в школу и рассказать их учительнице и одноклассникам. И в благодарность они решили подарить вам фотографии с животными.

(Ребята прощаются с Аней и Димой).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по речевому развитию в подготовительной группе. Тема: Составление картины «Как Листопадничек у бобров зимовал», по произведению Соколова – Микитова « Листопадничек» с последующим пересказом, по опорным картинкам.

Данный материал будет полезен воспитателям ДОУ при изучении и закреплении с детьми приспособленческих особенностей диких животных к зимнему периоду. А так же в нестандартной форме учить детей составля...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе тема:"Составление описательного рассказа по картине «Зимующие птицы»."

Цель: Учить составлять рассказ - описание по картине. Закрепить представление о зимующих птицах. Учить детей узнавать птиц на картине, иметь представление о том, чем питаются знакомые детям...

Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы. Тема «Составление коротких рассказов по скороговоркам», 2021

Конспект занятия по речевому развитию детей старшей  группы. Тема «Составление коротких рассказов по скороговоркам», 2021...

Конспект занятия по речевому развитию В старшей группе Тема: Составление описательного рассказа на тему «Весна»

Конспект занятия по речевому развитию В старшей группеТема: Составление описательного рассказа на тему «Весна»...

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе Тема: «Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется»

Интеграция образовательной деятельности: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Познание», «Социализация».Виды детской деятельности: комму...

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе. Тема: «Составление описательного рассказа об игрушке»

Конспект занятияпо развитию речи в средней группеТема: «Составление описательного рассказа об игрушке»                        ...

Конспект занятия по речевому развитию детей подготовительной группы Тема: "Рассказ по картине « Ежи»"

Цель: Составление описательного рассказа по картине « Ежи» с детьми подготовительной группы.Детская цель: Открыть коробочку с сюрпризом.Задачи:Воспитательные:- воспитывать культуру об...