Конспект занятия по речевому развитию В старшей группе Тема: Составление описательного рассказа на тему «Весна»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Зыкова Галина Геннадьевна

Цель: развитие у детей умения составлять описательный рассказ, опираясь на мнемотаблицу.

Задачи:

1. Сформировать умение строить текст-описание, используя мнемотаблицу; развивать у дошкольников умение логически мыслить, рассуждать, объяснять, доказывать; учить  делать выводы, обобщать высказанное.

2. Развивать связную речь при помощи составления описательного рассказа о весне, обогащать и активизировать словарь по теме «Весна»: весна, оттепель, солнце, облако, сосулька, проталинка, ручей, птички, набухать; формировать грамматическую правильную речь, совершенствовать речевой слух, голосовой аппарат и умение четко произносить слова и фразы (работа над дикцией).

 3. Воспитание того, чтобы дети применяли все приобретенные умения в построении связной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_na_kontrol.docx21.36 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по речевому развитию

В старшей группе

Тема: Составление описательного рассказа на тему «Весна»

Цель: развитие у детей умения составлять описательный рассказ, опираясь на мнемотаблицу.

Задачи:

1. Сформировать умение строить текст-описание, используя мнемотаблицу; развивать у дошкольников умение логически мыслить, рассуждать, объяснять, доказывать; учить  делать выводы, обобщать высказанное.

2. Развивать связную речь при помощи составления описательного рассказа о весне, обогащать и активизировать словарь по теме «Весна»: весна, оттепель, солнце, облако, сосулька, проталинка, ручей, птички, набухать; формировать грамматическую правильную речь, совершенствовать речевой слух, голосовой аппарат и умение четко произносить слова и фразы (работа над дикцией).

 3. Воспитание того, чтобы дети применяли все приобретенные умения в построении связной речи.

Ход НОД:

Встаём с детьми в круг и проговариваем:  

Здравствуй правая рука-протягиваем вперёд,

Здравствуй левая рука- протягиваем вперёд,

Ты мой друг - берёмся одной рукой с соседом,

И ты мой друг - берёмся другой рукой,

Здравствуй, здравствуй дружный круг- качаем руками.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

В: Ребята, когда я сегодня пришла в детский сад, увидела в нашей группе на столе письмо. Интересно, от кого же оно? Давайте я вам его прочитаю, и мы поймем, кто его написал.

«Здравствуйте дорогие ребята. Пишет вам ученый Иван Иванович. Я живу и работаю на северном полюсе. Мне поручили написать статью в научный журнал о весне. А так как я живу в том месте, где всегда зима, снег и морозы, даже не знаю, смогу ли я справиться с этой задачей. Я много думал, кто мне может помочь, и вот решил обратиться к вам за помощью. Прошу вас, расскажите мне всё, что знаете  о весне, и это мне поможет написать статью в журнал»

В: Ну что ребята, сможем мы помочь ученому Ивану Ивановичу?

Д: Да

В: А как мы можем это сделать?

Д: Рассказать, написать в письме о весне…

В: Правильно. Я вам предлагаю составить альбом, который будет называться «Весна». В этот альбом вы поместите картинки и, глядя на них, нашему  новому другу будет не сложно написать статью в научный журнал. Ну, что готовы?

Д: Да

В: Тогда начинаем.

Словесная игра «Сравни и назови»

Воспитатель: А что вы скажете о весеннем солнышке? С чем можно сравнить его? Я начну предложение, а вы его закончите:

Солнце желтое, как … одуванчик, цыпленок.

Солнце круглое, как …мячик, колесо, блюдце, блинчик.

Солнце ласковое, как …мама, котенок, бабушка.

Солнце золотое, как …огонь, печка.

Солнце яркое, как …фонарик, лампочка, люстра.

В: Молодцы ребята. Справились с первым заданием. Предлагаю разместить картинки – сравнения в журнале (дети размещают в журнале картинки – сравнения)

В: Следующее задание. Игра с мячом «Назови ласково». 

Солнце – солнышко,

ветка – веточка,

трава – травка,

гнездо – гнёздышко,

лист – листочек,

птица – птичка,

ручей – ручеек,

облако – облачко,

лужа – лужица,

цветок – цветочек,

туча – тучка,

вода – водичка

сосулька – сосулечка.

В: Молодцы ребята и со вторым заданием вы справились. А у нас ещё одно задание есть.

«Отгадай загадку»

Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Прыг да скок по полю вскачь,

А зовётся птица – …

(Грач).

Я проворна, легкокрылая,

Хвост раздвоен, словно вилы.

Если я летаю низко,

Значит дождик где-то близко.

(Ласточка)

Во дворе стоит дворец,

Там живёт один певец.

Очень ловкий молодец

И зовут его…

(Скворец)

Гнездо не строит никогда,

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает.

(Кукушка)

В: Молодцы, все загадки отгадали правильно. Скажите, пожалуйста, как можно назвать этих птиц одним словом?

Д: Перелетные

В: А почему их называют перелётным?

Д: Потому, что они осенью улетают в теплые края, а весной, когда становится тепло, возвращаются к нам.

В: Совершенно верно. Нам пора картинки с изображением перелетных птиц наклеить в наш журнал, чтобы наш новый друг – ученый не забыл написать о них в своей статье.

(дети наклеивают в журнал картинки с изображением перелетных птиц)

В: Мы с вами проделали большую работу и устали. Я предлагаю немного отдохнуть и набраться сил.

Физкульминутка «Подснежники».

Вот подснежники проснулись (встают, протирают глаза),

Улыбнулись (улыбаются),

Потянулись (тянутся),

Раз – росой умылись (умываются),

Два – изящно покружились (кружатся),

Три – нагнулись и присели (наклоняются и приседают),

А четыре – полетели (бегают),

Пять – они остановились (останавливаются)

И тихонько опустились (приседают).

(Дети проходят на стульчики. На экране мнемотаблица для составления рассказа о весне)

Составление рассказа о весне с помощью мнемотаблицы-презентация.

Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня так много рассказали о весне, а теперь давайте побудем писателями и составим интересный рассказ о весне, а помогут нам в этом схемы-картинки.

Цель: упражнять детей в умении составлять рассказ-описание о весне с использованием мнемосхем; развивать высшие психические функции: память, внимание, образное мышление.

На экране схема первого предложения.

Воспитатель: Ребята, составьте предложение по схеме. Отвечать нужно полным  предложением, начиная его со слова «Весной».  

Примеры составления предложений по мнемотаблице:

Весной…

  • Ярко светит солнце.
  • Тают сосульки.
  • Бегут ручьи, дети пускают кораблики.
  • Тает снег и появляется трава
  • Весной появляются первые цветы – подснежники.
  • На деревьях набухают почки, появляется трава.
  • Из теплых краев возвращаются перелетные птицы.
  • Просыпаются животные после зимней спячки(медведь,ёж,барсук)
  • Появляются насекомые 

В: Молодцы, и с этим заданием вы справились успешно. Теперь давайте наши картинки с признаками весны поместим в наш журнал.

Рефлексия: Ребята посмотрите, какой красивый журнал у нас получился. А для кого мы его делали? Зачем ученому нужен это журнал? Какие картинки мы с вами разместили в журнале? Молодцы. Я сегодня пойду с работы домой, зайду на почту и отправлю журнал на северный полюс. Думаю, что нашему другу ученому будет легче написать статью о весне с помощью нашего журнала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно-образовательная деятельность по образовательной области "Речевое развитие" в старшей группе в соответствии с ФГОС ДО .Тема"Составление описательного рассказа о посуде"

Конспект  разработан для детей старшего дошкольного возраста по образовательной области "Речевое развитие".В конспекте интеграция образовательных областей "Познавательное развитие","Социально-ком...

Конспект открытого занятия по НОД в старшей группе для детей с ОНР на тему: "Овощи. Описательный рассказ."

ЦЕЛЬ: закрепить словарь и обобщающее понятие; учить составлять описательный рассказ с опорой на картинно-графический план; формировать навыки диалогической речи; развивать внимание, память, мышление.О...

Речевое развитие . Подготовительная группа. Тема: "Составление описательного рассказа на тему "Увидел скворца - знай : весна у крыльца".

КТема : Составление описательного рассказа на тему «Увидел скворца - знай : весна у крыльца»Обучающие задачи: - закрепить знания детей о весне, о перелетных птицах;   ...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию связной речи с использованием мнемотаблиц в старшей группе для детей с нарушением зрения. Тема: «Составление описательного рассказа «Зима»».

Цель: учить составлять детей с нарушением зрения описательный рассказ, используя мнемотаблицу; расширить словарь детей на тему «Зима»; развивать монологическую речь, умение детей составлят...

Конспект занятия по речевому развитию В старшей группе Тема: Составление описательного рассказа на тему «Весна»

Конспект занятия по речевому развитию В старшей группеТема: Составление описательного рассказа на тему «Весна»...

Конспект занятия по развитию речи старшая группа «Домашние животные. Описательный рассказ»

Цели:- Закрепить обобщающее понятие «домашние животные».- Учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму су­ществительных.- Учить образовывать составные прилагательные.- Формирова...