Конспект занятия по речевому развитию В старшей группе Тема: Составление описательного рассказа на тему «Весна»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель: развитие у детей умения составлять описательный рассказ, опираясь на мнемотаблицу.
Задачи:
1. Сформировать умение строить текст-описание, используя мнемотаблицу; развивать у дошкольников умение логически мыслить, рассуждать, объяснять, доказывать; учить делать выводы, обобщать высказанное.
2. Развивать связную речь при помощи составления описательного рассказа о весне, обогащать и активизировать словарь по теме «Весна»: весна, оттепель, солнце, облако, сосулька, проталинка, ручей, птички, набухать; формировать грамматическую правильную речь, совершенствовать речевой слух, голосовой аппарат и умение четко произносить слова и фразы (работа над дикцией).
3. Воспитание того, чтобы дети применяли все приобретенные умения в построении связной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по речевому развитию
В старшей группе
Тема: Составление описательного рассказа на тему «Весна»
Цель: развитие у детей умения составлять описательный рассказ, опираясь на мнемотаблицу.
Задачи:
1. Сформировать умение строить текст-описание, используя мнемотаблицу; развивать у дошкольников умение логически мыслить, рассуждать, объяснять, доказывать; учить делать выводы, обобщать высказанное.
2. Развивать связную речь при помощи составления описательного рассказа о весне, обогащать и активизировать словарь по теме «Весна»: весна, оттепель, солнце, облако, сосулька, проталинка, ручей, птички, набухать; формировать грамматическую правильную речь, совершенствовать речевой слух, голосовой аппарат и умение четко произносить слова и фразы (работа над дикцией).
3. Воспитание того, чтобы дети применяли все приобретенные умения в построении связной речи.
Ход НОД:
Встаём с детьми в круг и проговариваем:
Здравствуй правая рука-протягиваем вперёд,
Здравствуй левая рука- протягиваем вперёд,
Ты мой друг - берёмся одной рукой с соседом,
И ты мой друг - берёмся другой рукой,
Здравствуй, здравствуй дружный круг- качаем руками.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
В: Ребята, когда я сегодня пришла в детский сад, увидела в нашей группе на столе письмо. Интересно, от кого же оно? Давайте я вам его прочитаю, и мы поймем, кто его написал.
«Здравствуйте дорогие ребята. Пишет вам ученый Иван Иванович. Я живу и работаю на северном полюсе. Мне поручили написать статью в научный журнал о весне. А так как я живу в том месте, где всегда зима, снег и морозы, даже не знаю, смогу ли я справиться с этой задачей. Я много думал, кто мне может помочь, и вот решил обратиться к вам за помощью. Прошу вас, расскажите мне всё, что знаете о весне, и это мне поможет написать статью в журнал»
В: Ну что ребята, сможем мы помочь ученому Ивану Ивановичу?
Д: Да
В: А как мы можем это сделать?
Д: Рассказать, написать в письме о весне…
В: Правильно. Я вам предлагаю составить альбом, который будет называться «Весна». В этот альбом вы поместите картинки и, глядя на них, нашему новому другу будет не сложно написать статью в научный журнал. Ну, что готовы?
Д: Да
В: Тогда начинаем.
Словесная игра «Сравни и назови»
Воспитатель: А что вы скажете о весеннем солнышке? С чем можно сравнить его? Я начну предложение, а вы его закончите:
Солнце желтое, как … одуванчик, цыпленок.
Солнце круглое, как …мячик, колесо, блюдце, блинчик.
Солнце ласковое, как …мама, котенок, бабушка.
Солнце золотое, как …огонь, печка.
Солнце яркое, как …фонарик, лампочка, люстра.
В: Молодцы ребята. Справились с первым заданием. Предлагаю разместить картинки – сравнения в журнале (дети размещают в журнале картинки – сравнения)
В: Следующее задание. Игра с мячом «Назови ласково».
Солнце – солнышко,
ветка – веточка,
трава – травка,
гнездо – гнёздышко,
лист – листочек,
птица – птичка,
ручей – ручеек,
облако – облачко,
лужа – лужица,
цветок – цветочек,
туча – тучка,
вода – водичка
сосулька – сосулечка.
В: Молодцы ребята и со вторым заданием вы справились. А у нас ещё одно задание есть.
«Отгадай загадку»
Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Прыг да скок по полю вскачь,
А зовётся птица – …
(Грач).
Я проворна, легкокрылая,
Хвост раздвоен, словно вилы.
Если я летаю низко,
Значит дождик где-то близко.
(Ласточка)
Во дворе стоит дворец,
Там живёт один певец.
Очень ловкий молодец
И зовут его…
(Скворец)
Гнездо не строит никогда,
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает.
(Кукушка)
В: Молодцы, все загадки отгадали правильно. Скажите, пожалуйста, как можно назвать этих птиц одним словом?
Д: Перелетные
В: А почему их называют перелётным?
Д: Потому, что они осенью улетают в теплые края, а весной, когда становится тепло, возвращаются к нам.
В: Совершенно верно. Нам пора картинки с изображением перелетных птиц наклеить в наш журнал, чтобы наш новый друг – ученый не забыл написать о них в своей статье.
(дети наклеивают в журнал картинки с изображением перелетных птиц)
В: Мы с вами проделали большую работу и устали. Я предлагаю немного отдохнуть и набраться сил.
Физкульминутка «Подснежники».
Вот подснежники проснулись (встают, протирают глаза),
Улыбнулись (улыбаются),
Потянулись (тянутся),
Раз – росой умылись (умываются),
Два – изящно покружились (кружатся),
Три – нагнулись и присели (наклоняются и приседают),
А четыре – полетели (бегают),
Пять – они остановились (останавливаются)
И тихонько опустились (приседают).
(Дети проходят на стульчики. На экране мнемотаблица для составления рассказа о весне)
Составление рассказа о весне с помощью мнемотаблицы-презентация.
Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня так много рассказали о весне, а теперь давайте побудем писателями и составим интересный рассказ о весне, а помогут нам в этом схемы-картинки.
Цель: упражнять детей в умении составлять рассказ-описание о весне с использованием мнемосхем; развивать высшие психические функции: память, внимание, образное мышление.
На экране схема первого предложения.
Воспитатель: Ребята, составьте предложение по схеме. Отвечать нужно полным предложением, начиная его со слова «Весной».
Примеры составления предложений по мнемотаблице:
Весной…
- Ярко светит солнце.
- Тают сосульки.
- Бегут ручьи, дети пускают кораблики.
- Тает снег и появляется трава
- Весной появляются первые цветы – подснежники.
- На деревьях набухают почки, появляется трава.
- Из теплых краев возвращаются перелетные птицы.
- Просыпаются животные после зимней спячки(медведь,ёж,барсук)
- Появляются насекомые
В: Молодцы, и с этим заданием вы справились успешно. Теперь давайте наши картинки с признаками весны поместим в наш журнал.
Рефлексия: Ребята посмотрите, какой красивый журнал у нас получился. А для кого мы его делали? Зачем ученому нужен это журнал? Какие картинки мы с вами разместили в журнале? Молодцы. Я сегодня пойду с работы домой, зайду на почту и отправлю журнал на северный полюс. Думаю, что нашему другу ученому будет легче написать статью о весне с помощью нашего журнала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно-образовательная деятельность по образовательной области "Речевое развитие" в старшей группе в соответствии с ФГОС ДО .Тема"Составление описательного рассказа о посуде"
Конспект разработан для детей старшего дошкольного возраста по образовательной области "Речевое развитие".В конспекте интеграция образовательных областей "Познавательное развитие","Социально-ком...
Конспект открытого занятия по НОД в старшей группе для детей с ОНР на тему: "Овощи. Описательный рассказ."
ЦЕЛЬ: закрепить словарь и обобщающее понятие; учить составлять описательный рассказ с опорой на картинно-графический план; формировать навыки диалогической речи; развивать внимание, память, мышление.О...

Речевое развитие . Подготовительная группа. Тема: "Составление описательного рассказа на тему "Увидел скворца - знай : весна у крыльца".
КТема : Составление описательного рассказа на тему «Увидел скворца - знай : весна у крыльца»Обучающие задачи: - закрепить знания детей о весне, о перелетных птицах; ...

Образовательная деятельность в старшей группе по развитию речи Тема «Составление описательного рассказа по картине Весна»
Создать условия для успешного составления рассказа по сюжетной картине «Весна»...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию связной речи с использованием мнемотаблиц в старшей группе для детей с нарушением зрения. Тема: «Составление описательного рассказа «Зима»».
Цель: учить составлять детей с нарушением зрения описательный рассказ, используя мнемотаблицу; расширить словарь детей на тему «Зима»; развивать монологическую речь, умение детей составлят...
Конспект занятия по речевому развитию В старшей группе Тема: Составление описательного рассказа на тему «Весна»
Конспект занятия по речевому развитию В старшей группеТема: Составление описательного рассказа на тему «Весна»...

Конспект занятия по развитию речи старшая группа «Домашние животные. Описательный рассказ»
Цели:- Закрепить обобщающее понятие «домашние животные».- Учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных.- Учить образовывать составные прилагательные.- Формирова...