Конспект занятия для детей подготовительной группы (6-7 лет). Образовательная область: «Речевое развитие». Тема: рассказ по картине «Поздняя осень».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Брух Галина Витальевна

«Речевое развитие».

Тема: рассказ по картине «Поздняя осень».

Цели:

Образовательные.

-Продолжить обучение детей составлению рассказа по картинке;

-Продолжить учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками-символами, создавать образ-картинку предметов и явлений природы;

- Использовать мнемотаблицу, как план пересказа;

 -Закреплять изученный материал путем неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему- модель.

 

 Развивающие цели.

-Развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи;                          - Уточнение и расширение словаря по теме «Поздняя осень».                                            -Продолжить формировать понятие причинно-следственных связей и закономерностей в явлениях природы;                                                                                                          -Упражнять детей в умении составлять связный рассказ по мнемотаблице;                        - Развитие логического мышления, зрительного внимания, творческого воображения, активности и самостоятельности.

Воспитательные цели.

Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВСЕВОЛОЖСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН» ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

«ЯНИНСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»

188689, Ленинградская область, Всеволожский район, гп. Янино-1, ул. Новая, д. 17 ynino@vsevobr.ru Тел. (81370)78-310

структурное подразделение Дошкольное отделение № 4

гп. Янино-1, улица Ясная, д. 6, Всеволожский район, Ленинградская область, 188689, Тел. 8(81370)38-200 e-mail: yninodo4@mail.ru

Конспект НОД

для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет).

Образовательная область: «Речевое развитие».

Тема: рассказ по картине «Поздняя осень».

Воспитатель: Баринова Галина Ивановна

                                                   

2022-2023 учебный год

Цели:

Образовательные. 

-Продолжить обучение детей составлению рассказа по картинке;

-Продолжить учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками-символами, создавать образ-картинку предметов и явлений природы;

- Использовать мнемотаблицу, как план пересказа;

 -Закреплять изученный материал путем неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему- модель.

 Развивающие цели.

-Развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи;

- Уточнение и расширение словаря по теме «Поздняя осень».

-Продолжить формировать понятие причинно-следственных связей и закономерностей в явлениях природы;

-Упражнять детей в умении составлять связный рассказ по мнемотаблице;

- Развитие логического мышления, зрительного внимания, творческого воображения, активности и самостоятельности.

Воспитательные цели.

Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование и материалы:

 Картина Е. М. Бородачевой «Поздняя осень», заготовка сетки мнемотаблицы для работы над картиной, фломастеры и карандаши, музыкальный центр, прослушивание отрывка из цикла концертов Антонио Вивальди «Времена года», «Ноябрь».

Словарная работа: пожухли, сень, обнажалась, караван

.

Предварительная работа.

Прогулка, наблюдение за природой, выявление примет поздней осени. Работа с поэтапным заполнением мнемотаблиц на занятиях по развитию речи по заучиванию стихотворений.

Методы обучения: 

Наглядно-демонстрационный –работа с картиной.

Практический –поэтапное составление и заполнение мнемотаблицы.

Словесный – вопросы, объяснения, рассказы детей, объяснение «значков-символов» в мнемотаблице.

Ход занятия:

1.Организационный момент, объявление темы занятия.

(Звучит отрывок из циклов концерта А. Вивальди «Времена года» «Ноябрь». Свет в группе приглушен, шторы открыты.)

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Вы слышите музыку? Давайте посмотрим в окно и попробуем рассказать, что мы там увидим: о природе, о сегодняшней погоде. Какое настроение вызывает такая погода?

Дети: На дворе –осень. Деревья стоят без листьев, дует холодный ветер, на небе тучи. Нам очень грустно, так же, как и природе.

(Дети описывают природу и погоду, рассказывают о своем настроении. Воспитатель уточняет, задает наводящие вопросы, дополняет их ответы, помогает подобрать правильные определения, сравнительные метафоры, синонимы.)

Воспитатель: Совсем недавно мы с вами видели совсем другую осень: золотую, теплую, цветочную. Что с ней стало? Что вы заметили на прогулке?

Дети: Все изменилось: стало холоднее, птицы улетели на юг, листья опали, часто идут дожди, день стал короче, а ночь длиннее.

Воспитатель: Все верно, пришло время «поздней осени». Такой день мы видим сейчас за окном. Похожий день на своей картине изобразила художница Елена Михайловна Бородачева. Сегодня мы с вами рассмотрим ее картину «Поздняя осень» и составим по ней рассказ.

 

2.Основная часть НОД

Рассматривание картины Е.М. Бородачевой «Поздняя осень», составление рассказа по ней.

Воспитатель: Повнимательней рассмотрите картину. Опишите природу, изображенную на ней. Расскажите, какое настроение вызывает картина.

Дети: На картине-поздняя осень. Небо затянуто тучами. Моросит дождик. Лес стоит голый. Вода в реке стала темней и холодней. Трава пожелтела и засохла.  

Воспитатель: Такую засохшую траву называют «жухлой», говорят- трава «пожухла».

А какое настроение передает картина?

Дети: В такие дни бывает грустно и печально.

Воспитатель: Да, действительно стало немного грустно. Совсем, как в произведении А. Вивальди «Времена года» «Ноябрь». А что вы можете сказать о ребятах на картине? Чем они заняты? Какое у них настроение?

Дети: Дети пришли в лес. У них кормушки для птиц. Они собираются их повесить на деревья, чтобы подкормить птиц зимой. Мальчик в синем комбинезоне поставил кормушку на пенек, а второй-в зеленом комбинезоне- держит кормушку в руках. Одна из девочек-собрала букет из последних осенних листьев, а вторая –печально смотрит в лужу, где отражается небо в тучах.

Воспитатель: Вы хорошо рассказали о том, что увидели на картине. Послушайте стихотворение А. С. Пушкина, которое отражает наше осеннее настроение.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу:

Приближалась довольно грустная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

-Какие слова в этом стихотворении вы слышите впервые?

Дети: Сень, обнажалась, караван.

Воспитатель: Да, такими словами Пушкин описал осень. Сень в русском языке обозначает –тень, а караван-это летящие друг за другом птицы.  Обнаженный лес-это лес, который остался без листьев, без своего золотого наряда, совсем раздетый.

3. Физминутка.

Воспитатель: А теперь давайте немного отдохнем, выполним «осеннее» упражнение и почувствуем себя листиками.

«Мы- листики осенние».

 

Мы листики осенние,

 На веточках сидели.

Ветер дунул-полетели.

 И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал.

 И листочки все поднял.

Повертел их, покружил.

 И на землю опустил.

                                

(Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся.)

4. Подготовка детей к рассказу по картине при помощи мнемотаблицы.                                                                                

Воспитатель: Ребята, чтобы нам запомнить порядок пересказа по картине мы с вами составим таблицу, которую составим из «картинок-символов». Мы с вами уже пользовались такой таблицей при заучивании стихотворений. Каждое предложение нашего рассказа мы нарисуем в виде картинки и расположим одну за другой в нашей таблице.

-Давайте еще раз рассмотрим картину и постараемся составить по ней рассказ. Вспомните, что вначале мы описали природу на картине, затем мальчиков и девочек.

5. Составление рассказа по картине.

(Дети прослушивают несколько вариантов рассказа. Предлагается детям выбрать лучший вариант. Дать имя героям рассказа.)

Поздняя осень.

На картине –поздняя осень. Небо затянуло тучами. Моросит холодный дождь. Почти все листья с деревьев облетели. Лес стоит обнаженный. Трава пожухла. Вода в реке холодная и темная. В такой день очень грустно.

В лес пришли дети. Они в комбинезонах и в резиновых сапогах. Дети хотят повесить кормушки для птиц на зиму. Мальчик(имя) в синем комбинезоне поставил кормушку на пенек, а другой мальчик(имя) держит кормушку в руках и думает куда ее повесить.

Одна девочка(имя) набрала букет из последних листьев, а другая(имя)-наблюдает за лужей, в которой отражается хмурое небо.

Скоро пойдет дождь и придется пойти домой.

6. Работа по заполнению мнемотаблицы «картинками-символами».

Воспитатель: Молодцы! Наш рассказ готов. Давайте попробуем, как волшебники, отобразить небольшими картинками-символами наш рассказ. Каждую картинку мы поместим, в нашу волшебную таблицу, при помощи которой без труда, сможем пересказать рассказ.

Какое время года изображено на картине?

Дети: Поздняя осень.

Воспитатель: Какой картинкой можно это отобразить?

Дети: (предлагают варианты ответа.) Дерево без листьев.

Воспитатель: Как же мы изобразим небо с тучами и дождь?

Дети: Маленькая синяя тучка и капельки.

Воспитатель: Почти обнаженный лес. Как вы видите?

Дети: 2-3 дерева и на них один листок.

Воспитатель: Трава пожухла. А что значит пожухла?

Дети: Засохла. Можно нарисовать несколько коричневых травинок.

Воспитатель: Вода в реке потемнела и стало грустно.

Дети: Черную речку и рядом грустный смайлик.

Воспитатель: В лес пришли дети.

Дети: Нарисовать человечков и пару деревьев.

Воспитатель: Как рассказать в одной картинке о мальчиках?

Дети: Нарисовать две кормушки: одну в верху, а другую внизу на пеньке и отобразить цветом комбинезоны мальчиков (рядом можно написать первую букву имени мальчика-из уже изученных на грамоте букв).

Воспитатель: Как мы изобразим девочек?

Дети: Нарисовать их рядом в виде человечков. Одного с листьями, другого у лужи. В луже нарисовать тучку.

Воспитатель: Как же нам завершить наш рассказ? «Ребята скоро пойдут домой, потому что собирается дождь.»

Дети: Нарисовать тучу с каплями, а под ней следы сапог.

Воспитатель: Какие же вы все-таки волшебники. Превратили наш рассказ –в волшебную таблицу. Теперь осталось только при помощи нее описать нашу картину.

(Несколько человек, используя таблицу, пересказывают рассказ)

7. Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, вы сегодня почувствовали себя художниками?  Ведь вам пришлось описывать позднюю осень при помощи слов и картинок-символов. Скажите, что вы сегодня делали? Что было вам трудно выполнять? А что легко? Какие новые слова вы узнали сегодня на занятии?

Дети (ответы детей).

C:\Users\User\Desktop\WhatsApp Image 2022-11-22 at 17.55.26.jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД для детей младшей группы (3-4 года) Образовательная область «Речевое развитие» с использованием игровых технологий (дидактическая, пальчиковая и словесная игра) Тема: "Дикие животные наших лесов"

Думаю, кому-нибудь может быть интересна моя разработка, где я использую интеграцию игровой деятельности в речевом развитии младших дошкольников....

Конспект образовательной деятельности в средней группе с применением ЭОР образовательная область «Речевое развитие» тема занятия «Волшебный лес звуков"

Конспект образовательной деятельности в средней  группе с применением ЭОР тема занятия «Волшебный лес звуков"Конспект составлен воспитателем: Волковой Е.Ю.Задачи:Образовательная область: «Речевое...

Конспект досуга для детей старшей группы (5-6 лет) Образовательная область «Речевое развитие» с использованием современной технологии «Дидактические игры» Тема: «Автоматизация звука «с» в словах»

Конспект досуга для детей старшей группы (5-6 лет) Образовательная область «Речевое развитие» с  использованием современной технологии «Дидактические игры» Тема: «Автоматизаци...

Конспект ОД для детей старшей группы 5-6 лет Образовательная область «Познавательное развитие» Тема: «Транспорт»

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены задачи познавательного развития: — развитие интересов детей, любознательн...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию детей в подготовительной группе (6-7 лет). Образовательная область «Речевое развитие». Тема «Путешествие на остров Знаний»

Тема: «Путешествие на остров Знаний»Цель: выявление уровня усвоения программных задач по речевому развитию: развитию речи, подготовка к обучению грамоте...

КОНСПЕКТ НОД для детей подготовительной группы (6-7 лет) Образовательная область: «Познавательное развитие» Тема: «Блокада Ленинграда»

КОНСПЕКТ НОД для детей подготовительной группы (6-7 лет) Образовательная область: «Познавательное развитие» Тема: «Блокада Ленинграда»...

КОНСПЕКТ НОД для детей подготовительной группы (6-7 лет) Образовательная область: «Познавательное развитие» Тема: «Блокада Ленинграда»

Обогатить знания детей о героическом прошлом нашего города - блокаде;дать представления о тяжелых и героических днях в истории родного города; воспитывать патриотизм, уважение к истории своей страны....