Речевые игры летом
картотека по развитию речи (средняя, старшая группа)

СИПАКОВА ОЛЬГА ВАЛЕНТИНОВНА

Лето - прекрасная пора. Время, когда можно беззаботно проводить время, гуляя и играя. Игра - ведущий вид деятельности в детском возрасте. Почему бы не совместить приятное с полезным? Представленные игры позволят педагогам в игровой форме закрепить полученные детьми в учебном году речевые умения. И,главное, их можно проводить на свежем воздухе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevye_igry_letom.docx25.26 КБ

Предварительный просмотр:

Кто летит (бежит, идет, прыгает)?»

Цель: накопление и уточнение слов, обозначающих предмет и действия предметов.

Описание игры: в начале игры водящим должен быть педагог, в дальнейшем, когда дети освоятся с игрой, водящим может быть ребенок. Необходимо, чтобы у ребенка, который будет водить, был достаточный запас слов.

Все дети сидят полукругом, водящий стоит к ним лицом. Он предупреждает детей: «Я буду говорить: птица летит, самолет летит, бабочка летит, ворона летит и т.д. а вы каждый раз поднимайте руку. Но внимательно слушайте, что я говорю: я могу сказать и неправильно, например, кошка летит. Тогда руки поднимать нельзя» в конце игры педагог называет самых внимательных.

    «Угадай, чей голосок»

Цель: определить товарища по голосу. Развитие координации движений.

Описание игры: Дети идут по кругу и говорят:

         Мы немного порезвились,

         По местам все разместились,

         Ты загадку отгадай,

         Кто тебя позвал, узнай.

Дети стоят в кругу, водящий в центре круга с закрытыми глазами. Педагог, не называя имени, указывает рукой на кого-нибудь из играющих. Тот произносит имя стоящего в центре. Последний должен угадать, кто его назвал. Если стоящий в центре отгадал, он открывает глаза и меняется местами с тем, кто назвал его по имени. Если же он ошибся, педагог предлагает ему снова закрыть глаза, и игра продолжается. Игра повторяется несколько раз.

 

«Телеграф»

Цель: обучение слоговому анализу слов.

Описание игры: педагог говорит: «Дети, сейчас мы с вами поиграем в телеграф. Я буду называть слова, а вы будете по очереди их передавать в другой город». Первые слова педагог произносит по слогам сам и сопровождает их хлопками. Сначала детям дают двусложные слова, подбирая их по степени сложности (папа, мам, окно, кровать). Затем постепенно вводятся трехсложные слова и односложные слова (ма-ши-на, стол, дверь). Только после такой предварительной работы можно дать детям самостоятельно придумывать слова, которые надо передать по телеграфу.

«Слова-перевертыши»

Цель: активизация словаря, обучение слоговому анализу слова.

Описание игры: один ребенок выходит из комнаты, а остальные дети загадывают короткое слово, зовут водящего и говорят ему, например лок (кол), мод (дом), зако (коза), сако (коса) и др. Водящий должен  отгадать загаданное слово. Педагог следит, чтобы загадывались доступные для играющих слова и при перевертывании не допускалось ошибок. Можно предложить детям и другие варианты: загадывать одному,  а разгадывать всей группе; кто первый отгадает, тот и начинает загадывать.

«Придумай фразу»

Цель: развитие фразовой речи. Правильное построение предложений.

Оборудование: сюжетные картинки (из серии «Что мы делаем»).

Описание игры: показывается одна сюжетная картинка. Педагог придумывает по ней короткую фразу (из 2-3 слов), затем предлагает детям дополнить его фразу одним новым словом. Каждый вызванный ребенок удлиняет фразу еще на одно слово.

Выигрывает тот, кто придумает последнее слово к предложению и произнесет всю фразу правильно.

«Улиточка»

Цель: узнать товарища по голосу.

Описание игры: Водящий (улиточка) становится в середине круга, ему завязывают глаза. Каждый из играющих, изменяя голос, спрашивает:

         Улиточка, улиточка,

         Высунь-ка рога,

         Дам тебе я сахару,

         Кусочек пирога,

         Угадай, кто я?

Тот, чей голос узнала улитка, сам становится улиточкой.

«Лягушка»

Описание игры: дети стоят в кругу, а один с завязанными глазами стоит внутри круга и говорит:

         Вот лягушка по дорожке

         Скачет, вытянувши ножки,

         Увидала комара,

         Закричала…

Тот, на кого он указал в этот момент, говорит: «Ква-ква-ква!» По голосу водящий должен определить, кто лягушка. 

Игра «Мячик прыгает ко мне – по груди и по спине»

Цель: закрепление ориентированности ребенка в собственном теле и в пространстве (справа – слева, впереди – сзади), закрепление употребления предлогов.

Оборудование: мячи сделанные из ткани, теннисные мячи.

Ход игры:

Дети выполняют задания по инструкции педагога.

В правую руку свой мячик возьми,

Над головою его подними

И перед грудью его подержи.

К левой ступне не спеша, положи.

За спину спрячь и затылка коснись.

Руку смени и другим улыбнись.

Правого плечика мячик коснется

И ненадолго за спину вернется.

С голени правой да к левой ступне,

Да на живот – не запутаться б мне.

Игра «Бросаемся слогами»

Один ребенок называет какой-нибудь слог, бросая мяч следующему, а другой должен добавить к этому слогу свой, так, чтобы получилось слово. 
Примеры: 
- Ко - …мар; … са; …тёнок; …рабль.
- Са - …молёт; …поги; … мовар. 
- Де - …рево; …вочка; …ти.

Игра "Скажи наоборот"

Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению. 
Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот - светло, друг - враг, бежать - стоять и т.д.

Игра «Поймай мяч»

Воспитатель называет существительное и бросает ребенку мяч. Ребенок образует из предложенного слова прилагательное и возвращает мяч педагогу: весна - весенний, солнце - солнечный,  береза - березовый,  липа - липовый,  дождь - дождливый.

Игра «Два - один»

Образование из двух простых слов одного сложного:  небо и склон - небосклон,  лес и полоса - лесополоса,  птица и ферма -птицеферма, лист и падать - листопад, пыль и сосет- пылесос,  лес и рубить - лесоруб,  снег и падать - снегопад.

Игра «Зеркало»

Цель игры. Развивать речевую и двигательную активность детей.


           Ход игры. Дети становятся в круг. Выбранный при помощи считалки ребенок становится в центр круга. Все остальные произносят:
Ровным кругом,
Друг за другом,
Эй, ребята, не зевать!
Что нам Вовочка (Анечка, Валечка и т. д.) покажет,
Будем дружно выполнять.
Ребенок в центре круга показывает разнообразные движения, остальные дети повторяют их. 

Игра «Цепная рифма»

Цель: учить отвечать словом, созвучным с названным.

Ход игры:

Ребята, давайте скорее играть.
Разные будем слова подбирать!
Любые слова говорите, ладно?
Но только такие, чтоб вышло складно!

Примеры: птичка – невеличка, певичка; зайка – зазанайка, убегайка; мышка – шишка, пышка ит.д.

              Игра«Радио»
Цель игры. Воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать речь детей.
Ход игры. Воспитатель, обращаясь к детям, говорит:  «Знаете ли вы, как называют человека, который говорит по радио? Правильно, его называют диктором. Сегодня по радио диктор будет разыскивать детей нашей группы. Он будет описывать кого-нибудь из нас, а мы по его рассказу узнаем, кто же из нас потерялся. Сначала я буду диктором, слушайте. Внимание! Внимание! Потерялась девочка. На ней красный свитер, в косичках белые ленты. Она хорошо поет песни, дружит с Верой. Кто знает эту девочку?» Дети называют девочку из своей группы. «А теперь диктором будет кто-нибудь из вас».
Важно, чтобы дети называли наиболее характерные черты своих товарищей, как они одеты, чем любят заниматься, как относятся к друзьям.

Игра «Четвёртый лишний»


1.Попробуй ошибку заметить, мой друг.
Взбивает крем миксер, и гладит утюг,
Трактор пшеницу с поля привёз,
Чистит ковёр и гудит пылесос.
Если ты слушал внимательно,
Ошибку найдёшь обязательно.


2.Собираясь в первый класс,
В свой портфель кладёт Тарас:
Самый первый свой букварь.
Не забыл он про фонарь,
Про ручку и тетрадки.
Вздохнул: «Ну, всё в порядке!»
Загляни в портфель, Тарас! 
Несёшь ошибку в первый класс.


3.На лужайке шум, веселье:
Жук устроил новоселье.
Всех друзей он пригласил,
И за стол их усадил.
Здесь комар и воробей,
Здесь трудяга – муравей.
Кузнечик чуть не опоздал –
Последним в гости прискакал
Жук взирает с удивленьем:
Кто пришёл без приглашенья?

4.На прогулку в лес ходили,
И внимательными были.
Вот у дороги берёзы растут,
А рядом ромашки, белея цветут.
Осинки в сторонке листвою дрожат.
Дубы горделивые рядом стоят.
Всё замечали и всё узнавали,
Но лишнее что – то сейчас мы назвали!


5.В огород сходила Зина
И несёт с собой в корзине
Огурец да крепкую,
Желтенькую репку, грушу спелую, редис..
Зина, стоп! Не торопись!
Разве ты не видишь, Зина,
Ошибка у тебя в корзине!

6.Плотник с полки спозаранок
Для работы взял рубанок
Да зубастую пилу,
Молоток взял и иглу.
А потом сказал «Момент!
Взял я лишний инструмент!»


7.Дочки помогали маме
Мыли, вытирали сами
Все тарелки, чашки, ложки,
И ещё грязнулю – кошку
Очень девочки хотели,
Чтоб на кухне всё блестело.
Так старались, так спешили – 
Что – то лишнее помыли.


8.Тили –теле, тили-тели
Птицы в гости прилетели
Лебедь, грач, пингвин, ворона –
Расшумелись как драконы.
Чтобы птицы замолчали,
Вы бы лишнюю назвали!

Игра «Два круга»

        Дети строятся в два круга - внешний (большой) и внутренний (3-4 человека).

        Дети из большого круга стоят, а из малого идут вместе ведущим-взрослым и приговаривают: «Мы по кругу идем и с собою берем… сладкое».

        Игроки большого круга должны быстро назвать что-то сладкое (мягкое, жидкое, твердое), например, сахар. Ребенок, первым назвавший предмет, становится во внутренний круг. Игра продолжается. Последний ребенок, оставшийся в большом круге, должен выполнить какое - либо задание за свою нерасторопность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевые игры летом

Для лучшего усвоения дошкольниками знаний, приобретенных на занятиях с логопедом, мы проводим речевые подвижные игры на улице с воспитателем. Это помогает детям не только в речевом, но и в физическом ...

Речевые игры летом

Речевые игры летом с дошкольниками...

Речевые игры: Лето

Игры на развите речи...

"Полезные речевые игры летом»

Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах....

картотека "Речевые игры летом"

Лето —  любимая пора взрослых и детей. Многие родители имеют возможность больше времени проводить со своим ребёнком. Используйте это время для общения и игр со своим ребенком. Хотя лето &nd...