Речевые игры: Лето
материал по развитию речи

Довгалюк Татьяна Сергеевна

Игры на развите речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevye_igry_po_teme_leto.docx292.04 КБ

Предварительный просмотр:

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ ПО ТЕМЕ «ЛЕТО»

«Что бывает летом?»

Цель: закрепить понятие о летних явлениях, активизация словаря по теме.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением различных времен года.

Ход. На столе вперемешку лежат картинки с изображением различных сезонных явлений (дети купаются в речке, идет снег, цветущий луг, осенний лес, скворец у скворечника и т. д.). Дети по очереди выбирает картинки, на которых изображены только летние явления и сами называют их. Пример. Солнышко ярко светит. Дети купаются в речке. На лугу растут цветы. На опушке поспела земляника. Мальчик с сачком ловит бабочку. Дети катаются на велосипедах и самокатах и т. д

«Один - много»

Цель: учить образовывать существительные множественного числа

Оборудование: мяч

Ход: : Педагог называет существительное в единственном числе и бросает каждому ребенку по очереди мяч. Ребенок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч:

дождь - дожди радуга - радуги река - реки ягода - ягоды

фрукт - фрукты


гроза - грозы молния - молнии

мяч - мячи гриб - грибы

овощ - овощи

«Назови ласково» (с существительными по теме)

Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: мяч.

Ход. Педагог называет какое-нибудь слово по теме и бросает мяч каждому ребенку по очереди. Тот называет его ласково и возвращает мяч взрослому:

солнце - солнышко гриб - грибок ведро — ведерко

река - речка


ягода - ягодка мяч - мячик

дождь - дождик

«Два зайца»

Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами в дательном падеже.

Оборудование: Игрушки (большой и маленький заяц), большие и маленькие муляжи лесных и садовых дворов. Ход. Покажите детям большого и маленького зайца и скажите, что зайцам надо помочь поделить их находки. Большой и маленький зайцы нашли в лесу чернику и голубику, а в саду — клубнику и малину. А теперь они понесут свою добычу домой. Большой ежик сильный — он понесет много ягод, а маленькому ежику мы дадим такие же плоды, но поменьше.

Дети распределяют между ежами лесные и садовые дары и называют их.

Большому зайцу — крупную малину, маленькому зайчику — маленькую малинку.

Большому зайцу — крупную клубнику, маленькому зайчику — маленькую клубничку.

Большому зайцу — крупную чернику, маленькому зайчику — маленькую черниченку.

Большому зайцу — крупную голубику, маленькому зайчику — маленькую голубиченку.

«Ягодный кустик» (лото)

Цель: расширить словарь по теме «Лето. Ягоды», научить правильно, употреблять существительные в родительном падеже.

Оборудование: кусты малины, ежевики, черники, клубники, голубики, черешни наклеенные на одну большую карточку, и маленькие карточки с изображением ягод.

Ход. Перед детьми лежит большая карточка. Рядом сложены в стопку маленькие. Каждый ребенок берет одну маленькую карточку и определяет, ягодка с какого куста у него оказалась: «Это ягодка черники, с черничного куста» и т. п. Затем ищут куст на большой карточке и накладывают на него маленькую.

«Кто больше?» (или «Подбери слово») Цель: учить согласовывать существительные с прилагательными и глаголами.

Оборудование: мяч

Ход. Предложить детям встать в круг, поиграть с мячом и закончить фразу.

Лето (какое?) - …. жаркое, солнечное, радужное, теплое, урожайное…

Дождь (какой?) -…теплый, редкий, грибной…

Небо (какое?) – синее, голубое, теплое, ясное, безоблачное… Цветы (что делают?) – желтеют, краснеют, цветут, благоухают…

Бабочки (что делают?) – летают, порхают, сидят, кружат…

«Доскажи словечко» Цель: учить согласовывать существительные с прилагательными по родам.

Оборудование: три картинки с домиками, на каждой крыше которого написаны слова: он, она, оно; предметные картинки.

Ход. Педагог раздаёт по одной предметной картинке детям и предлагает поселить её в соответствующий домик - Про что можно сказать «летний»? (дождь, ветер, день, вечер, лес, закат)

-….«летняя»? (одежда, погода, природа, пора, радуга) - …«летнее» (утро, небо, облако, настроение)

«Скажи наоборот». Цель: актуализировать словарь (антонимы) Оборудование: предметные картинки

Ход. Педагог раздаёт предметные картинки с антонимами и предлагает детям самостоятельно найти пару.

Осенью небо низкое, а летом ….высокое Осенью солнце тусклое, а летом … яркое. Осенью ветер холодный, а летом … тёплый. Осенью день короткий, а летом … длинный. Осенью люди одеваются тепло, а летом … легко.

Осенью люди урожай собирают, а летом люди урожай … выращивают.

«Без чего не бывает лета?» (или «Закончи предложение»)

Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными в родительном падеже. Оборудование: набор сюжетных картин по лексической теме, кубик с цифрами, карточки с цифрами от одного до шести.

Ход. Педагог раздаёт карточки с цифрами, задаёт вопрос (лета не бывает без?) и бросает кубик. Отвечает ребёнок, у которого цифра на карточке совпадает с цифрой на кубике. Лета не бывает без…теплых дождей, красивой радуги, ясного неба, спелых ягод, сбора урожая ….и т.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по речевому развитию Тема: Дидактическая игра "Лето - осень"

Формировать у детей навыки связной речи с опорой на наглядный материал....

Речевые игры летом

Для лучшего усвоения дошкольниками знаний, приобретенных на занятиях с логопедом, мы проводим речевые подвижные игры на улице с воспитателем. Это помогает детям не только в речевом, но и в физическом ...

Речевые игры летом

Речевые игры летом с дошкольниками...

"Полезные речевые игры летом»

Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах....

картотека "Речевые игры летом"

Лето —  любимая пора взрослых и детей. Многие родители имеют возможность больше времени проводить со своим ребёнком. Используйте это время для общения и игр со своим ребенком. Хотя лето &nd...