Речевые игры: Лето
материал по развитию речи
Предварительный просмотр:
РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ ПО ТЕМЕ «ЛЕТО»
«Что бывает летом?»
Цель: закрепить понятие о летних явлениях, активизация словаря по теме.
Оборудование: сюжетные картинки с изображением различных времен года.
Ход. На столе вперемешку лежат картинки с изображением различных сезонных явлений (дети купаются в речке, идет снег, цветущий луг, осенний лес, скворец у скворечника и т. д.). Дети по очереди выбирает картинки, на которых изображены только летние явления и сами называют их. Пример. Солнышко ярко светит. Дети купаются в речке. На лугу растут цветы. На опушке поспела земляника. Мальчик с сачком ловит бабочку. Дети катаются на велосипедах и самокатах и т. д
«Один - много»
Цель: учить образовывать существительные множественного числа
Оборудование: мяч
Ход: : Педагог называет существительное в единственном числе и бросает каждому ребенку по очереди мяч. Ребенок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч:
дождь - дожди радуга - радуги река - реки ягода - ягоды
фрукт - фрукты
гроза - грозы молния - молнии
мяч - мячи гриб - грибы
овощ - овощи
«Назови ласково» (с существительными по теме)
Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Оборудование: мяч.
Ход. Педагог называет какое-нибудь слово по теме и бросает мяч каждому ребенку по очереди. Тот называет его ласково и возвращает мяч взрослому:
солнце - солнышко гриб - грибок ведро — ведерко
река - речка
ягода - ягодка мяч - мячик
дождь - дождик
«Два зайца»
Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами в дательном падеже.
Оборудование: Игрушки (большой и маленький заяц), большие и маленькие муляжи лесных и садовых дворов. Ход. Покажите детям большого и маленького зайца и скажите, что зайцам надо помочь поделить их находки. Большой и маленький зайцы нашли в лесу чернику и голубику, а в саду — клубнику и малину. А теперь они понесут свою добычу домой. Большой ежик сильный — он понесет много ягод, а маленькому ежику мы дадим такие же плоды, но поменьше.
Дети распределяют между ежами лесные и садовые дары и называют их.
Большому зайцу — крупную малину, маленькому зайчику — маленькую малинку.
Большому зайцу — крупную клубнику, маленькому зайчику — маленькую клубничку.
Большому зайцу — крупную чернику, маленькому зайчику — маленькую черниченку.
Большому зайцу — крупную голубику, маленькому зайчику — маленькую голубиченку.
«Ягодный кустик» (лото)
Цель: расширить словарь по теме «Лето. Ягоды», научить правильно, употреблять существительные в родительном падеже.
Оборудование: кусты малины, ежевики, черники, клубники, голубики, черешни наклеенные на одну большую карточку, и маленькие карточки с изображением ягод.
Ход. Перед детьми лежит большая карточка. Рядом сложены в стопку маленькие. Каждый ребенок берет одну маленькую карточку и определяет, ягодка с какого куста у него оказалась: «Это ягодка черники, с черничного куста» и т. п. Затем ищут куст на большой карточке и накладывают на него маленькую.
«Кто больше?» (или «Подбери слово») Цель: учить согласовывать существительные с прилагательными и глаголами.
Оборудование: мяч
Ход. Предложить детям встать в круг, поиграть с мячом и закончить фразу.
Лето (какое?) - …. жаркое, солнечное, радужное, теплое, урожайное…
Дождь (какой?) -…теплый, редкий, грибной…
Небо (какое?) – синее, голубое, теплое, ясное, безоблачное… Цветы (что делают?) – желтеют, краснеют, цветут, благоухают…
Бабочки (что делают?) – летают, порхают, сидят, кружат…
«Доскажи словечко» Цель: учить согласовывать существительные с прилагательными по родам.
Оборудование: три картинки с домиками, на каждой крыше которого написаны слова: он, она, оно; предметные картинки.
Ход. Педагог раздаёт по одной предметной картинке детям и предлагает поселить её в соответствующий домик - Про что можно сказать «летний»? (дождь, ветер, день, вечер, лес, закат)
-….«летняя»? (одежда, погода, природа, пора, радуга) - …«летнее» (утро, небо, облако, настроение)
«Скажи наоборот». Цель: актуализировать словарь (антонимы) Оборудование: предметные картинки
Ход. Педагог раздаёт предметные картинки с антонимами и предлагает детям самостоятельно найти пару.
Осенью небо низкое, а летом ….высокое Осенью солнце тусклое, а летом … яркое. Осенью ветер холодный, а летом … тёплый. Осенью день короткий, а летом … длинный. Осенью люди одеваются тепло, а летом … легко.
Осенью люди урожай собирают, а летом люди урожай … выращивают.
«Без чего не бывает лета?» (или «Закончи предложение»)
Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными в родительном падеже. Оборудование: набор сюжетных картин по лексической теме, кубик с цифрами, карточки с цифрами от одного до шести.
Ход. Педагог раздаёт карточки с цифрами, задаёт вопрос (лета не бывает без?) и бросает кубик. Отвечает ребёнок, у которого цифра на карточке совпадает с цифрой на кубике. Лета не бывает без…теплых дождей, красивой радуги, ясного неба, спелых ягод, сбора урожая ….и т.п.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2024/09/20/picture-199770-1726836654.jpg)
Речевые игры летом
Для лучшего усвоения дошкольниками знаний, приобретенных на занятиях с логопедом, мы проводим речевые подвижные игры на улице с воспитателем. Это помогает детям не только в речевом, но и в физическом ...
Консультация для родителей: " Полезные речевые игры летом."
Игры и упражнения...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/23/picture-167406-1369338942.jpg)
"Полезные речевые игры летом»
Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах....
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/05/picture-980071-1707136506.jpg)
картотека "Речевые игры летом"
Лето — любимая пора взрослых и детей. Многие родители имеют возможность больше времени проводить со своим ребёнком. Используйте это время для общения и игр со своим ребенком. Хотя лето &nd...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/13/picture-790395-1463151547.jpg)
Речевые игры летом
Лето - прекрасная пора. Время, когда можно беззаботно проводить время, гуляя и играя. Игра - ведущий вид деятельности в детском возрасте. Почему бы не совместить приятное с полезным? Представленные иг...