Итоговое занятие по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Машины задания»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Цель: обобщить у детей знания полученные ранее.
Задачи:
Образовательные: формирование умения связно мыслить, составлять рассказ по мнемотаблице; обобщить и систематизировать знания детей о звуках, совершенствовать навыки звукового анализа, закреплять умения детей давать полную характеристику звукам речи и находить заданный звук в слове (в начале, середине и конце); совершенствовать умения детей в делении слов на слоги, в составлении предложений по схеме.
Развивающие: развивать фонематическое восприятие и логику, память, мышление и речь детей; умение отвечать на вопрос воспитателя полным ответом, связную речь детей.
Воспитательные: создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе.
Оборудование: конверт с письмом; картинки; круги из цветной бумаги: красные, синие, зеленые; указка; карточки для определения образа звуков; картинки (астра и пион), карточки - задания; коробочка.
Ход НОД.
Орг. момент.
Воспитатель (В): – Ребята, к нам сегодня в группу пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
Дети (Д): – Здравствуйте.
Эмоциональная настройка.
В: – Ребята, какое у вас сегодня настроение?
Д: – Хорошее, радостное, веселое.
В: – Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
(Раздается стук в дверь. Подают письмо.)
В: - Ребята, а нам пришло письмо. Странный какой-то конверт, на нём ничего не написано.
В: - Давайте откроем конверт и посмотрим что там. В конверте лежит письмо, но от кого оно мы узнаем, нам предлагают прослушать песенку и угадать от кого же письмо(слушают песню из м/ф Маша и Медведь).
-Всё ясно, значит, письмо нам прислала Маша. Теперь мы можем с вами его прочесть. (Воспитатель читает письмо).
«Здравствуйте дорогие ребята! Хочу поздравить вас, ведь вы скоро пойдёте в школу. И по такому замечательному поводу, я приготовила для вас сюрприз, вы сможете его найти, если пройдёте все мои испытания. И по прохождению каждого задания вы получите подсказку, где я спрятала сюрприз для вас. Задания будут очень интересными. Желаю Вам удачи».
В:И вот наше первое задание.
Задание №1 Работа по мнемотаблице.
В: Какая-то странная таблица. И стихотворение на ней записано.
Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит, к нам пришла…( Весна)
В: Вспомним последовательность времен года. (весна, лето, осень, зима)
В: Назовите весенние месяцы.(Март, Апрель, Май)
Показ детям мнемотаблицы.
Давайте составим рассказ, используя мнемотаблицу о весне.
( Пришла весна! Стало ярко светить солнышко. Начал таять снег и превращаться в ручьи. Зазеленела травка. Появились первые цветы
подснежники. Почки на деревьях набухли. Вернулись с юга перелетные птицы. Дети по ручейкам стали пускать кораблики. Как хорошо весной!)
В: Молодцы ребята! Вот и первая вам подсказка (Картинка Саранска)
Задание №2 Игра «Сравни и назови» ( начинаю фразу, а ребенок должен её закончить).
- Солнце желтое, как ... (одуванчик, цыпленок, лимон)
- Солнце круглое, как... (мячик, апельсин, колобок)
- Солнце ласковое, как…(бабушка, мама, ветерок, теплое море)
- Солнце веселое, как... (песенка, клоун)
- Солнце теплое, как…(печка, рукавички, свитер)
- Солнце яркое, как... (лампочка, фонарь, звезда)
- Солнце жаркое, как... (огонь, костер)
Задание №3 Дидактическая игра: «Назови одним словом»
В: стол, стул, диван, шкаф, кровать, кресло
Д: мебель;
В: берёза, дуб, ель, клен, сосна, тополь
Д: деревья;
В: скворец, снегирь, сова, сорока, воробей, ласточка
Д: птицы;
В: яблоко, груша, слива, вишня, абрикос, персик
Д: фрукты;
В: кукла, машинка, пирамидка, неваляшка, кубики, паровозик
Д: игрушки;
В: лиса, волк, медведь, заяц, белка, ежик
Д: животные
Задание № 4 « Подскажите противоположные по смыслу слова в предложениях»
-Март зиму кончает, а весну … (начинает).
- Смелый там найдет, где робкий …(потеряет).
- Вещь хороша, когда новая, а друг, когда … (старый).
- Если что-нибудь забудешь, то потом … (вспомнишь).
В: Молодцы! Вторая подсказка – это здание детского сада.
Задание № 5. «Кто внимательный».
Цель - нужно правильно показать схематический образ звука.
Но для начала давайте вспомним, какие бывают звуки?
Д: - Гласные, согласные, а согласные твердые и мягкие
В: - Какие звуки называются гласными и почему?
Д: - Гласные звуки мы поём, воздух проходит свободно, не встречая преград.
В: - Какие звуки называются согласными и почему?
Д: - Согласные звуки не поются: мешают зубы, губы и язык.
В: - Я буду называть звук, а вы показывайте схематический образ. Если я назову гласный звук, какую карточку вы покажите?
Д: - Красную.
В: - Если я назову твердый согласный звук, какую карточку вы покажите?
Д: - Синюю.
В: - Если вы показали зелёную карточку, то какой я назвала звук?
Д: - Мягкий согласный звук.
А, Б, В, У, О, Б^, И, Я, Г, Д, Л ^, Ы.
Задание №6 Определение звука в словах.
В: А все ли умеют определять, где находится загаданный звук в словах: в начале слова, в конце и середине.
Мой звук будет Н. Слова: незабудка, лунатик, телефон, медленный, ночь, бензин, ноты.
В: Третья подсказка – детская кухня.
Задание № 7. Раздели слова на слоги».
Маша вам приготовила слова. Вам нужно определить сколько слогов в этом слове.
В: - Как определить сколько в слове слогов?
Д: - Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов
Слова: стол, астра, магазин, пирамида, чашка, машинка.
(Выполнение задания).
В: Молодцы, и с этим заданием вы справились.
Задание № 8 «Сделайте звуковой анализ слов».
Ребята посмотрите, какие у нас цветы на столах.(Сколько букв, сколько звуков, сколько гласных и согласных букв, на какую букву падает ударение)
Д: - Пион(4б.,4з.,2гл.,2сгл.,на о), Астра(5б.,5з.,2гл.,3сгл.,на 1а)
(Выполнение задания).
В: Молодцы! Еще одна подсказка – полка на кухне.
А теперь давайте отдохнем.
Физкультминутка
Как живешь? – Вот так.
Как плывешь? – Вот так.
Как бежишь? – Вот так.
Вдаль глядишь? – Вот так.
Ждешь обед? – Вот так. Утром спишь? – Вот так.
Машешь вслед? - Вот так. Как шалишь? – Вот так.
Задание № 9. Называется «Нарисуй схему предложения».
В: - Ребята вам нужно нарисовать схемы предложений, которые я вам прочитаю.
1. Наступила весна.________ __________.
2. Прилетели перелетные птицы.______ _______ ______.
3. На улице звенит капель.__ _____ ______ _____.
А теперь вы придумайте предложение вот по этой схеме. Сколько слов в этом предложении? (Три)
1__________ ___________ ___________ .
Задание № 10.
Давайте отдохнем и ответим на веселые вопросы.
Логические задачи:
1. У мамы есть кот Пушок, собака Дружок, дочка Люба. Сколько детей у мамы? (1).
2. Какое слово не подходит и почему? (белка, белочка, бельчонок, берлога, беличий).
3. Кто громче рычит: лев или корова? (корова не умеет рычать).
4. Что лишнее и почему? (липа, береза, дуб, подберезовик).
5. Как называются детеныши петуха? (у петуха не бывает детенышей).
6. На столе лежат два апельсина и четыре банана. Сколько овощей на столе? (ни одного).
В:Молодцы на все вопросы правильно ответили и все задания выполнили. А теперь давайте посмотрим внимательно и найдем сюрприз.
В: - Первая картинка, что там изображено?
Д: - Саранск.
В: Значит подарок где-то здесь, ведь мы живем в Саранске.
В: Следующая картинка.
Д: Детский сад
В: - Значит сюрприз, спрятан в нашем детском саду. Дальше сами пытайтесь найти.
Д: - На третьей картинке детская кухня, на четвертой – полка на кухне в шкафу, на пятой - коробочка.
В: - Ребята, здесь коробочка и записка « Ребята, вы нашли сюрприз, значит, справились со всеми заданиями. Молодцы, я вас поздравляю. В шкатулке вам от меня подарок. Надеюсь, что в школе вы будете учиться только на «4» и «5». С наилучшими пожеланиями. Маша»
Рефлексия.
В: - Ребята, прежде чем мы откроем шкатулку, вспомните, что мы делали сегодня на занятии? Как вы сегодня поработали? Все ли у вас получилось? (Ответы детей).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovoe_zanyatie_po_razvitiyu_rechi_i_obuch.gramote.docx | 22.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Итоговое занятие по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе на тему:
«Машины задания»
Цель: обобщить у детей знания полученные ранее.
Задачи:
Образовательные: формирование умения связно мыслить, составлять рассказ по мнемотаблице; обобщить и систематизировать знания детей о звуках, совершенствовать навыки звукового анализа, закреплять умения детей давать полную характеристику звукам речи и находить заданный звук в слове (в начале, середине и конце); совершенствовать умения детей в делении слов на слоги, в составлении предложений по схеме.
Развивающие: развивать фонематическое восприятие и логику, память, мышление и речь детей; умение отвечать на вопрос воспитателя полным ответом, связную речь детей.
Воспитательные: создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе.
Оборудование: конверт с письмом; картинки; круги из цветной бумаги: красные, синие, зеленые; указка; карточки для определения образа звуков; картинки (астра и пион), карточки - задания; коробочка.
Ход НОД.
Орг. момент.
Воспитатель (В): – Ребята, к нам сегодня в группу пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
Дети (Д): – Здравствуйте.
Эмоциональная настройка.
В: – Ребята, какое у вас сегодня настроение?
Д: – Хорошее, радостное, веселое.
В: – Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
(Раздается стук в дверь. Подают письмо.)
В: - Ребята, а нам пришло письмо. Странный какой-то конверт, на нём ничего не написано.
В: - Давайте откроем конверт и посмотрим что там. В конверте лежит письмо, но от кого оно мы узнаем, нам предлагают прослушать песенку и угадать от кого же письмо(слушают песню из м/ф Маша и Медведь).
-Всё ясно, значит, письмо нам прислала Маша. Теперь мы можем с вами его прочесть. (Воспитатель читает письмо).
«Здравствуйте дорогие ребята! Хочу поздравить вас, ведь вы скоро пойдёте в школу. И по такому замечательному поводу, я приготовила для вас сюрприз, вы сможете его найти, если пройдёте все мои испытания. И по прохождению каждого задания вы получите подсказку, где я спрятала сюрприз для вас. Задания будут очень интересными. Желаю Вам удачи».
В:И вот наше первое задание.
Задание №1 Работа по мнемотаблице.
В: Какая-то странная таблица. И стихотворение на ней записано.
Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит, к нам пришла…( Весна)
В: Вспомним последовательность времен года. (весна, лето, осень, зима)
В: Назовите весенние месяцы.(Март, Апрель, Май)
Показ детям мнемотаблицы.
Давайте составим рассказ, используя мнемотаблицу о весне.
( Пришла весна! Стало ярко светить солнышко. Начал таять снег и превращаться в ручьи. Зазеленела травка. Появились первые цветы
подснежники. Почки на деревьях набухли. Вернулись с юга перелетные птицы. Дети по ручейкам стали пускать кораблики. Как хорошо весной!)
В: Молодцы ребята! Вот и первая вам подсказка (Картинка Саранска)
Задание №2 Игра «Сравни и назови» ( начинаю фразу, а ребенок должен её закончить).
- Солнце желтое, как ... (одуванчик, цыпленок, лимон)
- Солнце круглое, как... (мячик, апельсин, колобок)
- Солнце ласковое, как…(бабушка, мама, ветерок, теплое море)
- Солнце веселое, как... (песенка, клоун)
- Солнце теплое, как…(печка, рукавички, свитер)
- Солнце яркое, как... (лампочка, фонарь, звезда)
- Солнце жаркое, как... (огонь, костер)
Задание №3 Дидактическая игра: «Назови одним словом»
В: стол, стул, диван, шкаф, кровать, кресло
Д: мебель;
В: берёза, дуб, ель, клен, сосна, тополь
Д: деревья;
В: скворец, снегирь, сова, сорока, воробей, ласточка
Д: птицы;
В: яблоко, груша, слива, вишня, абрикос, персик
Д: фрукты;
В: кукла, машинка, пирамидка, неваляшка, кубики, паровозик
Д: игрушки;
В: лиса, волк, медведь, заяц, белка, ежик
Д: животные
Задание № 4 « Подскажите противоположные по смыслу слова в предложениях»
-Март зиму кончает, а весну … (начинает).
- Смелый там найдет, где робкий …(потеряет).
- Вещь хороша, когда новая, а друг, когда … (старый).
- Если что-нибудь забудешь, то потом … (вспомнишь).
В: Молодцы! Вторая подсказка – это здание детского сада.
Задание № 5. «Кто внимательный».
Цель - нужно правильно показать схематический образ звука.
Но для начала давайте вспомним, какие бывают звуки?
Д: - Гласные, согласные, а согласные твердые и мягкие
В: - Какие звуки называются гласными и почему?
Д: - Гласные звуки мы поём, воздух проходит свободно, не встречая преград.
В: - Какие звуки называются согласными и почему?
Д: - Согласные звуки не поются: мешают зубы, губы и язык.
В: - Я буду называть звук, а вы показывайте схематический образ. Если я назову гласный звук, какую карточку вы покажите?
Д: - Красную.
В: - Если я назову твердый согласный звук, какую карточку вы покажите?
Д: - Синюю.
В: - Если вы показали зелёную карточку, то какой я назвала звук?
Д: - Мягкий согласный звук.
А, Б, В, У, О, Б^, И, Я, Г, Д, Л ^, Ы.
Задание №6 Определение звука в словах.
В: А все ли умеют определять, где находится загаданный звук в словах: в начале слова, в конце и середине.
Мой звук будет Н. Слова: незабудка, лунатик, телефон, медленный, ночь, бензин, ноты.
В: Третья подсказка – детская кухня.
Задание № 7. «Раздели слова на слоги».
Маша вам приготовила слова. Вам нужно определить сколько слогов в этом слове.
В: - Как определить сколько в слове слогов?
Д: - Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов
Слова: стол, астра, магазин, пирамида, чашка, машинка.
(Выполнение задания).
В: Молодцы, и с этим заданием вы справились.
Задание № 8 «Сделайте звуковой анализ слов».
Ребята посмотрите, какие у нас цветы на столах.(Сколько букв, сколько звуков, сколько гласных и согласных букв, на какую букву падает ударение)
Д: - Пион(4б.,4з.,2гл.,2сгл.,на о), Астра(5б.,5з.,2гл.,3сгл.,на 1а)
(Выполнение задания).
В: Молодцы! Еще одна подсказка – полка на кухне.
А теперь давайте отдохнем.
Физкультминутка
Как живешь? – Вот так.
Как плывешь? – Вот так.
Как бежишь? – Вот так.
Вдаль глядишь? – Вот так.
Ждешь обед? – Вот так. Утром спишь? – Вот так.
Машешь вслед? - Вот так. Как шалишь? – Вот так.
Задание № 9. Называется «Нарисуй схему предложения».
В: - Ребята вам нужно нарисовать схемы предложений, которые я вам прочитаю.
1. Наступила весна.________ __________.
2. Прилетели перелетные птицы.______ _______ ______.
3. На улице звенит капель.__ _____ ______ _____.
А теперь вы придумайте предложение вот по этой схеме. Сколько слов в этом предложении? (Три)
1___________ ___________ ___________ .
Задание № 10.
Давайте отдохнем и ответим на веселые вопросы.
Логические задачи:
1. У мамы есть кот Пушок, собака Дружок, дочка Люба. Сколько детей у мамы? (1).
2. Какое слово не подходит и почему? (белка, белочка, бельчонок, берлога, беличий).
3. Кто громче рычит: лев или корова? (корова не умеет рычать).
4. Что лишнее и почему? (липа, береза, дуб, подберезовик).
5. Как называются детеныши петуха? (у петуха не бывает детенышей).
6. На столе лежат два апельсина и четыре банана. Сколько овощей на столе? (ни одного).
В:Молодцы на все вопросы правильно ответили и все задания выполнили. А теперь давайте посмотрим внимательно и найдем сюрприз.
В: - Первая картинка, что там изображено?
Д: - Саранск.
В: Значит подарок где-то здесь, ведь мы живем в Саранске.
В: Следующая картинка.
Д: Детский сад
В: - Значит сюрприз, спрятан в нашем детском саду. Дальше сами пытайтесь найти.
Д: - На третьей картинке детская кухня, на четвертой – полка на кухне в шкафу, на пятой - коробочка.
В: - Ребята, здесь коробочка и записка « Ребята, вы нашли сюрприз, значит, справились со всеми заданиями. Молодцы, я вас поздравляю. В шкатулке вам от меня подарок. Надеюсь, что в школе вы будете учиться только на «4» и «5». С наилучшими пожеланиями. Маша»
Рефлексия.
В: - Ребята, прежде чем мы откроем шкатулку, вспомните, что мы делали сегодня на занятии? Как вы сегодня поработали? Все ли у вас получилось? (Ответы детей).
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Путешествие за солнечными лучиками».
-Закрепить представления о весне и ее приметах;-уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Весна», «Птицы», «Дикие животные»;-совершенствовать навыки составления описательного рассказ...
Итоговое занятие по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе
Цель: • Способствовать обобщению представлений о весне как времени года, о жизни животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время. • Формировать положительно-эмоциональное отношение к красоте пр...
Конспект итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе
Обобщение знаний детей по обучению грамоте и развитию речи....
Итоговое занятие по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе.
Данная разработка может быть использована на последнем занятии по развитию речи. Составлена с учетом ФГОС....
Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Осеннее путешествие»
Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе на тему: "Осеннее путешествие"...
Итоговое занятие по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе.
Цели:Образовательные: Систематизировать знания детей по обучению грамоте и развитию речи; закрепить знания детей о гласных, согласных звуках; умение различать звуки в словах, во фразовой реч...
Итоговое занятие по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе
Материал имеет цели задачи, ход занятия. В материале указано оборудование для проведения занятия....