Итоговое занятие по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Машины задания»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Артамонова Оксана Евгеньевна

Цель: обобщить у детей знания полученные ранее.

Задачи:

Образовательные формирование умения связно мыслить, составлять рассказ по мнемотаблице; обобщить и систематизировать знания детей о звуках, совершенствовать навыки звукового анализа, закреплять умения детей давать полную характеристику звукам речи и находить заданный звук в слове (в начале, середине и конце); совершенствовать умения детей в делении слов на слоги, в составлении предложений по схеме.

Развивающие: развивать фонематическое восприятие и логику, память, мышление и речь детей; умение отвечать на вопрос воспитателя полным ответом, связную речь детей.

Воспитательные: создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе.

Оборудование: конверт с письмом; картинки; круги из цветной бумаги: красные, синие, зеленые; указка; карточки для определения образа звуков; картинки (астра и пион), карточки - задания; коробочка.

Ход НОД.

Орг. момент.

Воспитатель (В): – Ребята, к нам сегодня в группу пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

Дети (Д): – Здравствуйте.

Эмоциональная настройка.

В: – Ребята, какое у вас сегодня настроение?

Д:  – Хорошее, радостное, веселое.

В: – Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

(Раздается стук в дверь. Подают письмо.)

В: - Ребята, а нам пришло письмо. Странный какой-то конверт, на нём ничего не написано.

В: - Давайте откроем конверт и посмотрим что там. В конверте лежит письмо, но от кого оно мы узнаем, нам предлагают прослушать песенку и угадать от кого же письмо(слушают песню из м/ф Маша и Медведь).

-Всё ясно, значит, письмо нам прислала Маша. Теперь мы можем с вами его прочесть. (Воспитатель читает письмо).

«Здравствуйте дорогие ребята! Хочу поздравить вас, ведь вы скоро пойдёте в школу. И по такому замечательному поводу, я приготовила для вас сюрприз, вы сможете его найти, если пройдёте все мои испытания. И по прохождению каждого задания вы получите подсказку, где я спрятала сюрприз для вас. Задания будут очень интересными. Желаю Вам удачи».

В:И вот наше первое задание.

Задание №1 Работа по мнемотаблице.

В: Какая-то странная таблица. И стихотворение на ней записано.

Рыхлый снег на солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса

Значит, к нам пришла…( Весна)

В: Вспомним последовательность времен года. (весна, лето, осень, зима)

В: Назовите весенние месяцы.(Март, Апрель, Май)

Показ детям мнемотаблицы.

Давайте составим рассказ, используя мнемотаблицу о весне.

( Пришла весна! Стало ярко светить солнышко. Начал таять снег и превращаться в ручьи. Зазеленела травка. Появились первые цветы

подснежники. Почки на деревьях набухли. Вернулись с юга перелетные птицы. Дети по ручейкам стали пускать кораблики. Как хорошо весной!)

В: Молодцы ребята! Вот и первая вам подсказка (Картинка Саранска)

Задание №2 Игра «Сравни и назови» ( начинаю фразу, а ребенок должен её закончить).

  • Солнце желтое, как ... (одуванчик, цыпленок, лимон)
  • Солнце круглое, как... (мячик, апельсин, колобок)
  • Солнце ласковое, как…(бабушка, мама, ветерок, теплое море)
  • Солнце веселое, как... (песенка, клоун)
  • Солнце теплое, как…(печка, рукавички, свитер)
  • Солнце яркое, как... (лампочка, фонарь, звезда)
  • Солнце жаркое, как... (огонь, костер)

Задание №3 Дидактическая игра: «Назови одним словом»

В: стол, стул, диван, шкаф, кровать, кресло 

Д: мебель;

В: берёза, дуб, ель, клен, сосна, тополь

Д: деревья;

В: скворец, снегирь, сова, сорока, воробей, ласточка

Д: птицы;

В: яблоко, груша, слива, вишня, абрикос, персик

Д: фрукты;

В: кукла, машинка, пирамидка, неваляшка, кубики, паровозик

Д: игрушки;

В: лиса, волк, медведь, заяц, белка, ежик

Д:  животные  

Задание № 4 « Подскажите противоположные по смыслу слова в предложениях»

-Март зиму кончает, а весну … (начинает).

- Смелый там найдет, где робкий …(потеряет).

- Вещь хороша, когда новая, а друг, когда … (старый).

- Если что-нибудь забудешь, то потом … (вспомнишь).

В: Молодцы! Вторая подсказка – это здание детского сада.

Задание № 5. «Кто внимательный».

Цель - нужно правильно показать схематический образ звука.

Но для начала давайте вспомним, какие бывают звуки?

Д: - Гласные, согласные, а согласные твердые и мягкие

В: - Какие звуки называются гласными и почему?

Д: - Гласные звуки мы поём, воздух проходит свободно, не встречая преград.

В: - Какие звуки называются согласными и почему?

Д: - Согласные звуки не поются: мешают зубы, губы и язык.

В: - Я буду называть звук, а вы показывайте схематический образ. Если я назову гласный звук, какую карточку вы покажите?

Д: - Красную.

В: - Если я назову твердый согласный звук, какую карточку вы покажите?

Д: - Синюю.

В: - Если вы показали зелёную карточку, то какой я назвала звук?

Д: - Мягкий согласный звук.

А, Б, В, У, О, Б^, И, Я, Г, Д, Л ^, Ы.

Задание №6 Определение звука в словах.

В: А все ли умеют определять, где находится загаданный звук в словах: в начале слова, в конце и середине.

Мой звук будет Н. Слова: незабудка, лунатик, телефон, медленный, ночь, бензин, ноты.

В: Третья подсказка – детская кухня.

Задание № 7. Раздели слова на слоги».

Маша вам приготовила слова. Вам нужно определить сколько слогов в этом слове.

В: - Как определить сколько в слове слогов?

Д: - Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов

Слова: стол, астра, магазин, пирамида, чашка, машинка.

(Выполнение задания).

В: Молодцы, и с этим заданием вы справились.

Задание № 8 «Сделайте звуковой анализ слов».

Ребята посмотрите, какие у нас цветы на столах.(Сколько букв, сколько звуков, сколько гласных и согласных букв, на какую букву падает ударение)

Д: - Пион(4б.,4з.,2гл.,2сгл.,на о), Астра(5б.,5з.,2гл.,3сгл.,на 1а)

 (Выполнение задания).

В: Молодцы! Еще одна подсказка – полка на кухне.

А теперь давайте отдохнем.

Физкультминутка

Как живешь? – Вот так.

Как плывешь? – Вот так.

Как бежишь? – Вот так.

Вдаль глядишь? – Вот так.

Ждешь обед? – Вот так. Утром спишь? – Вот так.

Машешь вслед? - Вот так. Как шалишь? – Вот так.

Задание № 9. Называется «Нарисуй схему предложения».

В: - Ребята вам нужно нарисовать схемы предложений, которые я вам прочитаю.

1. Наступила весна.________   __________.

2. Прилетели перелетные птицы.______  _______  ______.

3. На улице звенит капель.__  _____  ______  _____.

А теперь вы придумайте предложение вот по этой схеме. Сколько слов в этом предложении? (Три)

 

1__________ ___________ ___________ .

Задание № 10.

Давайте отдохнем и ответим на веселые вопросы.

 Логические задачи:

1. У мамы есть кот Пушок, собака Дружок, дочка Люба. Сколько детей у мамы? (1).

2. Какое слово не подходит и почему? (белка, белочка, бельчонок, берлога, беличий).

3. Кто громче рычит: лев или корова? (корова не умеет рычать).

4. Что лишнее и почему? (липа, береза, дуб, подберезовик).

5. Как называются детеныши петуха? (у петуха не бывает детенышей).

6. На столе лежат два апельсина и четыре банана. Сколько овощей на столе? (ни одного).

 

В:Молодцы на все вопросы правильно ответили и все задания выполнили. А теперь давайте посмотрим внимательно и найдем сюрприз.

В: - Первая картинка, что там изображено?

Д: - Саранск.

В: Значит подарок где-то здесь, ведь мы живем в Саранске.

В: Следующая картинка.

Д: Детский сад

В: - Значит сюрприз, спрятан в нашем детском саду. Дальше сами пытайтесь найти.

Д: - На третьей картинке детская кухня, на четвертой – полка на кухне в шкафу, на пятой - коробочка.

В: - Ребята, здесь коробочка и записка « Ребята, вы нашли сюрприз, значит, справились со всеми заданиями. Молодцы, я вас поздравляю. В шкатулке вам от меня подарок. Надеюсь, что в школе вы будете учиться только на «4» и «5». С наилучшими пожеланиями. Маша»

Рефлексия.

В: - Ребята, прежде чем мы откроем шкатулку, вспомните, что мы делали сегодня на занятии? Как вы сегодня поработали? Все ли у вас получилось? (Ответы детей).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovoe_zanyatie_po_razvitiyu_rechi_i_obuch.gramote.docx22.27 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговое занятие по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе на тему:

«Машины задания»

Цель: обобщить у детей знания полученные ранее.

Задачи:

Образовательные формирование умения связно мыслить, составлять рассказ по мнемотаблице; обобщить и систематизировать знания детей о звуках, совершенствовать навыки звукового анализа, закреплять умения детей давать полную характеристику звукам речи и находить заданный звук в слове (в начале, середине и конце); совершенствовать умения детей в делении слов на слоги, в составлении предложений по схеме.

Развивающие: развивать фонематическое восприятие и логику, память, мышление и речь детей; умение отвечать на вопрос воспитателя полным ответом, связную речь детей.

Воспитательные: создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе.

Оборудование: конверт с письмом; картинки; круги из цветной бумаги: красные, синие, зеленые; указка; карточки для определения образа звуков; картинки (астра и пион), карточки - задания; коробочка.

Ход НОД.

Орг. момент.

Воспитатель (В): – Ребята, к нам сегодня в группу пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

Дети (Д): – Здравствуйте.

Эмоциональная настройка.

В: – Ребята, какое у вас сегодня настроение?

Д:  – Хорошее, радостное, веселое.

В: – Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

(Раздается стук в дверь. Подают письмо.)

В: - Ребята, а нам пришло письмо. Странный какой-то конверт, на нём ничего не написано.

В: - Давайте откроем конверт и посмотрим что там. В конверте лежит письмо, но от кого оно мы узнаем, нам предлагают прослушать песенку и угадать от кого же письмо(слушают песню из м/ф Маша и Медведь).

-Всё ясно, значит, письмо нам прислала Маша. Теперь мы можем с вами его прочесть. (Воспитатель читает письмо).

«Здравствуйте дорогие ребята! Хочу поздравить вас, ведь вы скоро пойдёте в школу. И по такому замечательному поводу, я приготовила для вас сюрприз, вы сможете его найти, если пройдёте все мои испытания. И по прохождению каждого задания вы получите подсказку, где я спрятала сюрприз для вас. Задания будут очень интересными. Желаю Вам удачи».

В:И вот наше первое задание.

Задание №1 Работа по мнемотаблице.

В: Какая-то странная таблица. И стихотворение на ней записано.

Рыхлый снег на солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса

Значит, к нам пришла…( Весна)

В: Вспомним последовательность времен года. (весна, лето, осень, зима)

В: Назовите весенние месяцы.(Март, Апрель, Май)

Показ детям мнемотаблицы.

Давайте составим рассказ, используя мнемотаблицу о весне.

( Пришла весна! Стало ярко светить солнышко. Начал таять снег и превращаться в ручьи. Зазеленела травка. Появились первые цветы

подснежники. Почки на деревьях набухли. Вернулись с юга перелетные птицы. Дети по ручейкам стали пускать кораблики. Как хорошо весной!)

В: Молодцы ребята! Вот и первая вам подсказка (Картинка Саранска)

Задание №2 Игра «Сравни и назови» ( начинаю фразу, а ребенок должен её закончить).

  • Солнце желтое, как ... (одуванчик, цыпленок, лимон)
  • Солнце круглое, как... (мячик, апельсин, колобок)
  • Солнце ласковое, как…(бабушка, мама, ветерок, теплое море)
  • Солнце веселое, как... (песенка, клоун)
  • Солнце теплое, как…(печка, рукавички, свитер)
  • Солнце яркое, как... (лампочка, фонарь, звезда)
  • Солнце жаркое, как... (огонь, костер)

Задание №3 Дидактическая игра: «Назови одним словом»

В: стол, стул, диван, шкаф, кровать, кресло 

Д: мебель;

В: берёза, дуб, ель, клен, сосна, тополь

Д: деревья;

В: скворец, снегирь, сова, сорока, воробей, ласточка

Д: птицы;

В: яблоко, груша, слива, вишня, абрикос, персик

Д: фрукты;

В: кукла, машинка, пирамидка, неваляшка, кубики, паровозик

Д: игрушки;

В: лиса, волк, медведь, заяц, белка, ежик

Д:  животные  

Задание № 4 « Подскажите противоположные по смыслу слова в предложениях»

-Март зиму кончает, а весну … (начинает).

- Смелый там найдет, где робкий …(потеряет).

- Вещь хороша, когда новая, а друг, когда … (старый).

- Если что-нибудь забудешь, то потом … (вспомнишь).

В: Молодцы! Вторая подсказка – это здание детского сада.

Задание № 5. «Кто внимательный».

Цель - нужно правильно показать схематический образ звука.

Но для начала давайте вспомним, какие бывают звуки?

Д: - Гласные, согласные, а согласные твердые и мягкие

В: - Какие звуки называются гласными и почему?

Д: - Гласные звуки мы поём, воздух проходит свободно, не встречая преград.

В: - Какие звуки называются согласными и почему?

Д: - Согласные звуки не поются: мешают зубы, губы и язык.

В: - Я буду называть звук, а вы показывайте схематический образ. Если я назову гласный звук, какую карточку вы покажите?

Д: - Красную.

В: - Если я назову твердый согласный звук, какую карточку вы покажите?

Д: - Синюю.

В: - Если вы показали зелёную карточку, то какой я назвала звук?

Д: - Мягкий согласный звук.

А, Б, В, У, О, Б^, И, Я, Г, Д, Л ^, Ы.

Задание №6 Определение звука в словах.

В: А все ли умеют определять, где находится загаданный звук в словах: в начале слова, в конце и середине.

Мой звук будет Н. Слова: незабудка, лунатик, телефон, медленный, ночь, бензин, ноты.

В: Третья подсказка – детская кухня.

Задание № 7. «Раздели слова на слоги».

Маша вам приготовила слова. Вам нужно определить сколько слогов в этом слове.

В: - Как определить сколько в слове слогов?

Д: - Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов

Слова: стол, астра, магазин, пирамида, чашка, машинка.

(Выполнение задания).

В: Молодцы, и с этим заданием вы справились.

Задание № 8 «Сделайте звуковой анализ слов».

Ребята посмотрите, какие у нас цветы на столах.(Сколько букв, сколько звуков, сколько гласных и согласных букв, на какую букву падает ударение)

Д: - Пион(4б.,4з.,2гл.,2сгл.,на о), Астра(5б.,5з.,2гл.,3сгл.,на 1а)

 (Выполнение задания).

В: Молодцы! Еще одна подсказка – полка на кухне.

А теперь давайте отдохнем.

Физкультминутка

Как живешь? – Вот так.

Как плывешь? – Вот так.

Как бежишь? – Вот так.

Вдаль глядишь? – Вот так.

Ждешь обед? – Вот так. Утром спишь? – Вот так.

Машешь вслед? - Вот так. Как шалишь? – Вот так.

Задание № 9. Называется «Нарисуй схему предложения».

В: - Ребята вам нужно нарисовать схемы предложений, которые я вам прочитаю.

1. Наступила весна.________   __________.

2. Прилетели перелетные птицы.______  _______  ______.

3. На улице звенит капель.__  _____  ______  _____.

А теперь вы придумайте предложение вот по этой схеме. Сколько слов в этом предложении? (Три)

1___________ ___________ ___________ .

Задание № 10.

Давайте отдохнем и ответим на веселые вопросы.

 Логические задачи:

1. У мамы есть кот Пушок, собака Дружок, дочка Люба. Сколько детей у мамы? (1).

2. Какое слово не подходит и почему? (белка, белочка, бельчонок, берлога, беличий).

3. Кто громче рычит: лев или корова? (корова не умеет рычать).

4. Что лишнее и почему? (липа, береза, дуб, подберезовик).

5. Как называются детеныши петуха? (у петуха не бывает детенышей).

6. На столе лежат два апельсина и четыре банана. Сколько овощей на столе? (ни одного).

В:Молодцы на все вопросы правильно ответили и все задания выполнили. А теперь давайте посмотрим внимательно и найдем сюрприз.

В: - Первая картинка, что там изображено?

Д: - Саранск.

В: Значит подарок где-то здесь, ведь мы живем в Саранске.

В: Следующая картинка.

Д: Детский сад

В: - Значит сюрприз, спрятан в нашем детском саду. Дальше сами пытайтесь найти.

Д: - На третьей картинке детская кухня, на четвертой – полка на кухне в шкафу, на пятой - коробочка.

В: - Ребята, здесь коробочка и записка « Ребята, вы нашли сюрприз, значит, справились со всеми заданиями. Молодцы, я вас поздравляю. В шкатулке вам от меня подарок. Надеюсь, что в школе вы будете учиться только на «4» и «5». С наилучшими пожеланиями. Маша»

Рефлексия.

В: - Ребята, прежде чем мы откроем шкатулку, вспомните, что мы делали сегодня на занятии? Как вы сегодня поработали? Все ли у вас получилось? (Ответы детей).

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Путешествие за солнечными лучиками».

-Закрепить  представления о весне и ее приметах;-уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Весна», «Птицы», «Дикие животные»;-совершенствовать навыки составления описательного рассказ...

Итоговое занятие по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе

Цель: • Способствовать обобщению представлений о весне как времени года, о жизни животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время. • Формировать положительно-эмоциональное отношение к красоте пр...

Конспект итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе

Обобщение знаний детей по обучению грамоте и развитию речи....

Итоговое занятие по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе.

Данная разработка может быть использована на последнем занятии по развитию речи. Составлена с учетом ФГОС....

Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Осеннее путешествие»

Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе на тему: "Осеннее путешествие"...

Итоговое занятие по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе.

Цели:Образовательные: Систематизировать знания детей по обучению грамоте и развитию речи; закрепить знания детей о гласных, согласных звуках; умение различать звуки в словах, во фразовой реч...

Итоговое занятие по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе

Материал имеет цели задачи, ход занятия. В материале указано оборудование для проведения занятия....