Конспекты занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
план-конспект урока по развитию речи (старшая группа)
Конспекты занятий по формированию лексико-грамматических категорий предназначены для детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи и направлены на формирование у детей представлений о предмете и действии, об одушевленнных и неодушевленных предметах, на развитие умения у старших дошкольников согласовывать числительные один, два с существительными; составление трехсложных предложений; развития слухового внимания, памяти, образного мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekty_zanyatiya_po_formirovaniyu_leksiko-grammaticheskih_form_rechi.docx | 25.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспекты занятия
по формированию лексико-грамматических категорий для детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Подготовил:
учитель-логопед Киселева Э.А.
Занятие № 1
Тема: развитие общего внимания и понимания речи.
Цели: развивать у детей общее (в отличии от слухового) внимание, понимание речи и
словесно-логическое мышление.
Ход занятия.
Организационный момент.
Логопед предлагает сесть на место только тем детям, у которых в одежде присутствует красный (желтый, зеленый и т.п.) цвет. Дети садятся на стульчики, расставленные полукругом около стола, на котором разложено 10-123 разных игрушек.
1. Логопед говорит: «Посмотрите ребята, какие разные игрушки на моем столе. Назовите мягкие (большие, новые, старые и т.п.) игрушки» ( на первом занятии берутся признаки, знакомые большинству детей). Названные детьми игрушки логопед сдвигает вместе и проговаривает названия их признаков еще раз.
2. Логопед расставляет на демонстрационном столике (или добавляет) несколько кубиков, окрашенных в красный, желтый, зеленый, синий цвета, закрепляет с детьми названия этих четырех цветов.
Затем откладывает четыре кубика: три – одного цвета, но разной формы и один другого цвета (например три красных и один желтый), и предлагает найти «лишний» кубик, т.е. отличающийся от остальных по форме (величине).
3. Логопед предлагает детям встать, пройти по комнате и отыскать в ней все красное (желтое, большое, мягкое, блестящее, прозрачное, живое и т п.).
4. Динамическая пауза.
Дети встают около своих стульчиков и выполняют команды логопеда только в том случае, если услышат слово «Пожалуйста». Логопед подает команды: «Руки вверх, пожалуйста. Руки вниз! Присядьте, пожалуйста! Встаньте!» и т.п.
5. Логопед раздает детям маленькие картинки, на которых изображены люди, животные, птицы (включаемые в эту игру простые обобщения варьируется в зависимости от уровня подготовки детей). Затем просит подойти к нему тех ребят, у кого находятся рисунки животных (игрушек, людей и т.п.), произнести их название и поставить картинку на наборное полотно.
6. Подводится итог занятия, оценивается деятельность детей.
Занятие № 2.
Тема: формирование понятий о действии и предмете.
Цели: уточнить понятие «действие».
Рассмотреть разные и одинаковые действия. Дать широкое обобщение действия. Учить детей подбирать к действию объекты и к объекту действия. Уточнить вопрос кто?что делает?
Ход занятия.
Организационный момент.
Логопед предлагает сесть тем детям, которые выполняют его задание топать (хлопать, приседать, подпрыгнуть, крикнуть, нагнуться и т.п.). Дети выполняют действия и садятся на места.
1. Логопед объясняет, что сейчас дети выполняли действия. Потом вызывает двух малышей, объясняет им на ушко, что нужно сделать. Один ребенок приседает, другой-хлопает. Логопед спрашивает остальных детей: «Кто это? Что делает? Действия разные или одинаковые?» Затем два других ребенка выполняют по инструкции логопеда одинаковые действия (Вопросы повторяются).
2. Логопед достает из-под стола игрушечную собачку и показывает как она лает, кружится, прыгает, бежит, дает лапку, ест, пьет и т.п. Затем спрашивает детей: «Кто это? Что делает? Что делает собачка?». Дети отвечают словосочетаниями и одним словом. Логопед спрашивает: «А что еще может делать собачка?» (дети с помощью логопеда подбирают несколько действий).
3. Динамическая пауза.
Дети встают около столов и играют с логопедом в игру «Летает-не летает». Логопед называет предметы и объекты (стол, бабочка, тарелка, шкаф, муха, ложка, кошка, ракета, ворона и т.п.). Если они летают-дети машут руками, если нет-приседают.
4. Игра Четвертый лишний» . Логопед раздает детям картинки с изображением животных и птиц (можно из игры «Зоологическое лото»). При выборе «лишнего», несоответствующего остальным объектам добавляется название действий: летает, не летает, ходит, ползает, плавает и т.п.
5. У детей на столах картинки животных и птиц. Логопед просит поднять картинку тех, у кого животное плавает (летает, ходит, прыгает, ползает и т.п.). Затем каждому ребенку предлагается к его объекту подобрать побольше действий. Количество придуманных и названых действий фиксируется фишками с целью активизации детей.
6. Подводится итог занятия, оценивается деятельность детей.
Занятие № 3
Тема: падежные конструкции. Винительный падеж существительных в единственном числе.
Цели: учить детей дифференцировать вопросы кто? кого? что? в зависимости от того , является ли существительное одушевленным или неодушевленным; учить изменять начальную форму существительного, ставя его в винительном падеже единственного числа.
Ход занятия.
Организационный момент.
Логопед предлагает сесть тем детям, которые назовут что-нибудь живое. Дети с помощью логопеда называют: рыбки, попугай, кошка, собака, воробей и т.п.
1. Логопед объясняет: «Все что движется само, ест, растет- живое, вы правильно назвали! А стол живой?»
Логопед вызывает двоих детей и просит: «Ваня, лови мяч ! (бросает мальчику мяч). Затем обращает внимание детей на то, что сейчас по-разному спросит их про живое - неживое: «Кого ловил Ваня? Что ловил Ваня?» Логопед уточняет, что про живое мы спрашивали Кто это? Про неживое – Что это?»
2. На наборное полотно логопед выставляет 6-8 картинок с изображением предметов и живых объектов. Предлагает внимательно послушать как по-разному он спросит, например, про корову и коробку, майку и зайку: «Кого нарисовал художник? Что нарисовал художник? Что это? Кто это?» Логопед обращает внимание детей на изменение слова: зайкА-зайкУ КоробкА-коробкУ и т.п.
3. Динамическая пауза.
Логопед предлагает детям встать и, если он назовет живое –хлопнуть в ладоши над головой, если неживое-присесть. Далее следует примерно такой ряд слов: нож, ворон, лошадь, карандаш, диван, баран, мышка, кружка и т.п.
Потом дети выполняют действие, если сказано слово «Пожалуйста!» и т.п.
4.И « Четвертый лишний.
Логопед выставляет на наборное полотно 4 картинки. Дети должны выбрать по принципу живое-неживое «лишний» предмет или объект. Логопед вновь уточняет разницу в вопросах и просит ответить, кого ребята видят на картинке? Что они видят на картинке?
5. Логопед выставляет большую картинку с изображением крестьянского двора или зоопарка и спрашивает: «Кого вы видите на картинке? Что вы видите на картинке?» Дети отвечают предложениями
Логопед выставляет перед детьми сюжетную картинку, часть которой закрыта листком белой бумаги, и спрашивает: «Кто это?» (Ответ: это мама»). Логопед продолжает: «Подумайте и отгадайте, кого моет мама? Что моет мама?» (на каждый вопрос дети должны давать несколько вариантов ответов). Таким же образом задаются вопросы по другим частично закрытым картинкам, например: «Кого поднимает Петя? Кого купила мама? Что поднимает Петя? Что купила мама?
6. Подводится итог занятия, оценивается деятельность детей.
Занятие № 4
Тема: составление трехсложных предложений. Понятия «действие», «предложение», «слово».
Цели: учить детей составлять трехсложное предложение, заменяя дополнение без наглядной опоры. Учить строить фразу по опорной схеме. Активизировать словарь детей.
Ход занятия.
Организационный момент.
Логопед объявляет детям: сядет тот, кто подберет к действию нужное слово. Моют что? (Стирают что? Купают кого? Убирают что? Шьют что? Кормят кого? Чистят что? и т.п.).
1. Показав детям картинку с изображением девочки, которая ест кашу, логопед просит их составить по этому сюжету предложение. Затем выкладывает на набором полотне схему получившегося предложения, где каждое слово обозначено прямоугольником синего цвета, и спрашивает ребят: «Что еще может делать девочка?» Дети подбирают действия: играть, спать, умываться, убирать и т.п. «Что еще девочка может есть?» Дети подбирают слова: котлету, макароны, арбуз, мороженое и т.п.
Логопед заменяет в схеме последний прямоугольник на символ другого цвета, например красного, и объясняет, что если дети первые два слова оставят без изменений, а последнее заменят, то у них получится много разных предложений. Например, «Девочка ест котлету», «Девочка ест арбуз», «Девочка ест мороженое» и пр. Дети сами придумывают аналогичные предложения по заданной схеме.
2.Логопед выставляет новую картинку, на которой, например, мама моет пол. По аналогии с предыдущим заданием составляются примерно такие предложения: «Мама моет малыша», «Мама моет посуду», «Мама моет окно» и пр. (В качестве зрительной опоры дети пользуются той же схемой).
3. Динамическая пауза.
Логопед просит детей изобразить, как мама подметает пол, стирает белье, гладит одежду, как папа забивает гвоздь и т.п.
4. Игра «Что перепутал Незнайка?»
Логопед зачитывает предложения, которые составил Незнайка, и просит детей исправить ошибки: «Ваза разбила девочку», «Гусеница склевала воробья», «Курица утащила лису», «Заяц догоняет волка» и пр.
5. Логопед раздает детям картинки, по которым малыши составляют 3-словные предложения, например: «Девочка поливает цветок», «Мальчик рисует дом», «Девочка лепит слона». Затем логопед просит назвать в каждом предложении действие. Дети и называют действия (каждый в своем предложении),
Далее логопед просит изменить последнее слово в предложении и составить 3-4 новых с опорой на схему. Получаются примерно такие предложения: «Девочка лепит вазу», «Девочка лепит корзину», «Девочка лепит грушу».
6. Подводится итог занятия, оценивается деятельность детей.
Занятие № 5
Тема: согласование числительных один, одна с существительными.
Цели: учить детей соотносить на слух и правильно согласовывать в речи существительные мужского и женского рода с числительными один, одна и подбирать существительные к этим числительным.
Ход занятия.
Организационный момент.
Садится тот, кто выполните задание логопеда (логопед подбирает задание в соответствии с темой занятия).
1. Один из детей читает наизусть заранее выученное стихотворение:
Мама на земле одна,
И одна у нас страна.
Дом один и нос один,
Я один у мамы сын.
Логопед поясняет, что количество названных в стихотворении предметов одинаковое, а говорим мы о них по-разному: мама, страна-одна, дом, нос, сын-один. Затем вынимает из коробки две игрушки- кубик и пирамидку- и говорит детям: «Это- игрушки, но скажу я о них по-разному: кубик-один, а пирамидка-одна».
2. Игра «Назови, не ошибись».
Логопед объясняет детям, что будет подходить к ним, дотрагиваться до разных частей их тела, а они должны правильно сказать один или одна (живот, нос, лоб, затылок, подбородок, переносица, шея, спина и др.) Дети произносят сочетания слов по одному и хором.
3. Игра «Расставь картинки».
Логопед выставляет на наборное полотно картинки с изображением кубика и пирамидки. Затем объявляет, что дети будут расставлять другие картинки под кубиком и пирамидкой. Если про нарисованный на картинке предмет говорим один – под кубиком, если говорим одна-под пирамидкой. На столе у логопеда разложены картинки с изображением разных знакомых детям игрушек, овощей и фруктов, одежды, посуды и т.п.
Дети по одному подходят к столу, берут картинки. Каждый произносит название нарисованного предмета и ставит картинку на наборное полотно под пирамидкой или кубиком. Потом все дети хором проговаривают сочетания слов, голосом выделяя окончания числительных.
4. Динамическая пауза.
Логопед предлагает детям представить, что они пришли в зоопарк и увидали разных зверей. Затем вместе с детьми изображает движения зверей и одновременно говорит: «Один медведь шагал по площадке. Один зайчик прыгал по дорожке. Одна обезьянка кружилась в клетке. Одна лисичка тихо сидела в уголке».
5. Игра «Исправим Незнайкины ошибки».
Логопед объясняет детям, что Незнайка прислал письмо как всегда с ошибками. Затем предлагает ребятам послушать письмо и исправить ошибки: «Я живу в маленьком домике. У меня один комната. В ней один кровать и одна диван, одна шкаф и один лампа. На стене висит один картина».
Дети по очереди говорят правильные предложения и выделяют голосом окончания числительных.
6. Игра «Кто больше назовет животных?»
Логопед вставляет на наборное полотно сюжетную картинку с изображением животных, которые гуляют во дворе или находятся в зоопарке, и говорит: «Назовите как можно 6. Подводится итог занятия, оценивается деятельность детей.
7. Подводится итог занятия, оценивается деятельность детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Современный ребёнок к 4,5-5 годам должен овладеть всей системой родн...
Доклад учителя-логопеда на тему: "Развитие лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"
Теоретический материал для учителей-логопедов по развитию лексико-грмматических категорий у детей с ОНР....
Формирование лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Методическое пособие
При использовании предоставленного планирования и карточек по лексическим темам, учитель-логопед эффективно построит свою коррекционную работу по устранению у ребенка общего недоразвития речи. Данный ...
Описание логопедической работы по использованию дидактических игр для формирования антонимов и синонимов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Одним из эффективных средств формирования словаря детей дошкольного возраста в нашем исследовании выступают дидактические игры. Они помогают усвоению, закреплению знаний. Использование дидактической и...
Описание логопедической работы по использованию дидактических игр для формирования антонимов и синонимов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Одним из эффективных средств формирования словаря детей дошкольного возраста в нашем исследовании выступают дидактические игры. Они помогают усвоению, закреплению знаний. Использование дидактической и...
Буклет для специалистов "Формирование речевой деятельности у неговорящих детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"
Каждый из нас старается найти и применить интересные и несложные приемы, способы развития речи неговорящего ребенка. На сегодняшний день существует много методов, приемов, с помощью которых можно корр...
Формирование лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Методическое пособие
При использовании предоставленного планирования и карточек по лексическим темам, учитель-логопед эффективно построит свою коррекционную работу по устранению у ребенка общего недоразвития речи. Данный ...