Проект по развитию мелкой моторики рук у детей второй младшей группы (Творческий, познавательно-игровой) по теме "Волшебные пальчики".
проект по развитию речи (младшая группа)

Зайцева Анна Алексеевна

Исследования учёных доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Устное народное творчество - это один из самых простых и интересных для ребёнка материал, который позволит быстро развить мелкую моторику рук, а как следствие, и речь детей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ г. Астрахани «Детский сад №1»

Проект

По развитию мелкой моторики рук у детей второй младшей группы (3 – 4 года)

(творческий, познавательно - игровой)

воспитателя МБДОУ г. Астрахани №1

Зайцевой Анны Алексеевны

                     

«Волшебные пальчики»

Астрахань 2021-22 г.

Проектная деятельность с детьми 3-4 лет

 «Волшебные пальчики»

Название проекта: «Волшебные пальчики»

Продолжительность: долгосрочный (1 год)  с сентября по май.

Проводится 1 раз в неделю, во вторую половину дня.

Длительность – 10 – 15 минут.

Актуальность проекта:

Исследования ученых доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Формирование речи происходит под влиянием двигательных импульсов, передающихся от рук, а точнее от пальчиков. Чем активнее и точнее движения пальцев у ребенка, тем быстрее он начнет говорить.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.

Устное народное творчество -это один из самых простых и интересных для ребёнка материал, который позволит быстро развить мелкую моторику рук, а как следствие, и речь детей. Особую роль в развитии младшего дошкольного возраста играют потешки, заклички, песенки, пальчиковые игры. Эмоциональное обращение в этих произведениях невольно заставляет малыша прислушиваться. Повторяя слова у ребёнка развивается речевой слух, закрепляется правильное произношение звуков.

Регулярное использование произведений устного народного творчества в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, расширить словарный запас, активизировать познавательное и умственное развитие, будет способствовать ознакомлению с окружающим и развивать мелкую моторику рук.

Цель проекта:

1. Повысить уровень развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через использование в работе произведений устного народного творчества и пальчиковой гимнастики.

2. Повышение компетентности родителей в вопросах развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Задачи проекта:

1. Развивать память, речевой слух;

2. Развивать монологический и диалогический строй речи;

3. Способствовать формированию грамматического строя речи, обогащению словарного запаса детей;

4. Воспитывать звуковую культуру речи;

5. Развивать воображение и мыслительную деятельность;

6. Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук, развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.

Участники проекта: педагоги, дети, родители.

Ожидаемый результат:
- к концу года у детей пальчики станут более ловкими, кисти рук – подвижными, гибкими, исчезнет скованность движений;
- повысится интерес детей к пальчиковым играм, дети начнут овладевать сложными упражнениями;
- дети овладеют двигательными умениями, навыками, совершенствуется деятельность артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.;
- станут больше говорить со взрослыми, общаться со сверстниками.

Этапы проекта.

Подготовительный этап.

1.Определение темы, целей и задач, содержание проекта;

3. Изучить литературу по данной теме;
4. Подготовить методический материал;
 

5. Разработать картотеку пальчиковых игр; 

6. Подобрать песенки, заклички, потешки по возрасту детей; 

7. Разработать перспективный план для работы по развитию мелкой моторики рук детей;

8. Создать необходимые условия развивающей среды в группе по теме.

9. Оформление стенда и подготовка консультаций и бесед для родителей.

10. Разработать анкеты для родителей по теме.

11. Проведение мониторинга.

Организационный этап.

Работа по развитию мелкой моторики рук ведётся с детьми  в течение всего учебного года во всех воспитательно-образовательных блоках: в непосредственно образовательной деятельности, в режимных моментах, в совместной деятельности воспитателя с детьми, в самостоятельной деятельности детей.

В группе подобран материал по теме:

- картотека пальчиковых игр;

- картотека потешек;

- «пальчиковый театр»;

- дидактические игры «Шнуровки», «Пазлы», «Игры с прищепками», мозаики, рамки-вкладыши, деревянные матрешки, пирамидки, трафареты, раскраски, конструкторы;

-  материал по различным видам продуктивной деятельности (лепке, рисованию, аппликации, конструированию),

- методическая литература.

 Всё это дети могут использовать в совместной и самостоятельной деятельности.

Работа над проектом ведётся и через непосредственно образовательную деятельность (рисование, развитие речи, конструирование, лепка, музыка), через режимные моменты: художественная литература, различные дидактические и подвижные игры, прогулки.

Для наиболее лучшего результата ведётся большая работа с родителями по теме. В рамках реализации проекта подобрана наглядная информация для родителей по проблеме развития мелкой моторики рук у детей, разработаны консультации и рекомендации.

План взаимодействия с семьями воспитанников.

- Анкетирование.

- Консультация «Роль мелкой моторики рук в развитии речи детей дошкольного возраста».

- Консультация «Роль потешки в развитии ребёнка».

Реализация проекта.

Перед началом упражнений необходимо предложить детям размять ладошки, пальчики с помощью следующих приемов:

•        "Весёлые брызги"- встряхивание и расслабление кистей рук в различном ритме, имитирующие разбрызгивание капель воды.

•        "Пальчики стучат"- выстукивание пальчиками одновременно всеми или поочерёдно по любой твёрдой поверхности.

•        "Пальчики здороваются"- кончик большого пальца правой руки поочерёдно касается кончиков указательного, среднего, безымянного, мизинца.

•        "Торопливый жучок"- пальцы рук быстро передвигаются по поверхности стола.

Месяц

Тема

Программное содержание

Сентябрь

1. Потешка «Водичка, водичка, умой моё личико…»

Игровое упражнение «Ладошки».

Побуждать выполнять имитационные движения в сопровождении стихотворного текста. Вызвать у детей интерес к игре. Обучать простейшим движениям пальцев и ладони.

2. Потешка «Ладушки, ладушки…»;

Пальчиковая игра «Кулачок».

Формировать положительный 
эмоциональный настрой детей.

 Обучать простейшим движениям пальцев и ладони.

Песенка «Наши уточки с утра…»;

Пальчиковая игра «Пальчики»

Развивать моторику рук, повышать интерес малышей к упражнениям;
сочетать игру и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.

4. Закличка «Солнышко - вёдрышко»;

Игровое упражнение «Волшебный песок» (рисование солнышка на песке пальцем, веточкой)

Побуждать детей повторять слова заклички, проговаривать фразы.

Продолжать закрепление формы (круг); развивать мелкую моторику пальцев рук.

Октябрь

1. Песенка «Хохлатка»

Пальчиковая игра «Моя семья..»

Побуждать детей чётко и правильно повторять слова песенки.

Активизировать движения пальцев рук.

2. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Пальчиковая игра «Овощи».

Учить узнавать овощи на ощупь и называть их. Развивать моторику рук, выполняя имитационные движения в сопровождении стихотворного текста.
Обогащать словарь ребенка, развивать память.

3. Игровое упражнение «Листопад» (лист жёлтой бумаги порвать на мелкие кусочки);

Пальчиковая игра «Осень».

Учить ребенка совершать 
действия руками в 
соответствии со стихотворным 
текстом; развивать мелкую моторику рук.

4. «Пошёл котик на Торжок…»;

Пальчиковая игра «Пальчик-мальчик».

Побуждать детей повторять слова потешки, проговаривать фразы.

Развивать моторику рук, повышать интерес малышей к упражнениям;
сочетать игру и упражнения 
для тренировки пальцев с
речевой деятельностью детей.

Ноябрь

1 Потешка «Огуречик, огуречик…»;

Пальчиковая игра «Этот пальчик хочет спать…»

Развивать моторику пальцев 
рук; сочетать игру и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.

2. Потешка «Из-за леса, из-за гор…»;

Пальчиковая игра «Сорока - белобока».

Активизировать словарь детей, развивать память.  Активизировать движение пальцев рук;

3. Песенка «Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду…»;

Пальчиковая игра «Сидит белка на тележке…».

Развивать моторику рук, выполняя имитационные движения в сопровождении стихотворного текста; развивать речь детей, активизировать словарь.

4. Песенка «Чики, чики, кички…»;

Пальчиковая игра «Капустка».

Развивать мелкую моторику рук; побуждать ребёнка повторять слова за воспитателем, выполнять имитационные движения в сопровождении стихотворного текста.

Декабрь

1. Песенка «Бежала лесочком лиса с кузовочком…»; Пальчиковая игра «Лодочка».

Упражнять в выполнении имитационных движений в сопровождении стихотворного текста.

2. Потешка «Кисонька-мурысонька…»;

Пальчиковая игра «Тесто».

Учить четко и правильно произносить текст, повторять за воспитателем.

Развивать мелкую моторику обеих рук.

3. «Киска, киска, киска, брысь…»;

Пальчиковая игра «Птички зимой».

Развивать мелкую моторику рук; побуждать ребёнка повторять слова за воспитателем, выполнять имитационные движения в сопровождении стихотворного текста.

4. Потешка «Ладушки, ладушки…»

Пальчиковая игра «Ёлочка»

Вызвать эмоционально-положительный настрой; развивать мелкую моторику рук.

Январь

1. Русская народная песенка «Баю – бай, баю – бай, ты, собачка, не лай…»

Пальчиковая игра «Шалун».

Побуждать ребёнка повторять слова за воспитателем, выполнять имитационные движения в сопровождении стихотворного текста.

Развивать мелкую моторику рук.

2. Работа с бумагой «Снег идёт»;

Пальчиковая игра «Сорока - белобока».

Учить детей рвать бумагу на мелкие кусочки свободной формы. Активизировать движение пальцев рук развивать мелкую моторику рук.

3.  Песенка «Петушок»

Пальчиковая гимнастика «Чижик - пыжик».

Побуждать ребёнка повторять слова за воспитателем, выполнять имитационные движения в сопровождении стихотворного текста. Развивать мелкую моторику пальцев рук;

4. «Улитка, улитка…»;

Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик хочет спать…»; «Моя семья».

Учить детей четко проговаривать потешку.

 Повторить уже знакомые пальчиковые игры; активизировать речь детей; развивать мелкую моторику рук.

Февраль

1. Песенка «Как у нашего кота…»

Пальчиковая гимнастика «Зимняя прогулка».

Учить проговаривать звукоподражательные слова. Активизировать движения пальцев рук, развивать речь; доставить детям довольствие.

2. Песенка «Уж как свою коровушку люблю»; Пальчиковая гимнастика «Замок».

Развивать мелкую моторику пальцев рук; активизировать речь детей.

3. Потешка «Наша Маша маленька»;

Пальчиковая гимнастика «Маша варежку надела».

Побуждать детей повторять слова потешки, проговаривать фразы. Учить детей выполнять движения рук, сопровождая чтением потешки; развивать моторику пальцев рук; создать радостное настроение.

4. Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

Пальчиковая гимнастика «Птички зимой».

Учить определять предметы на ощупь. Расширять словарный запас детей; развивать моторику пальцев рук.

Март

1. Народная песенка «Вышла курочка гулять»

Пальчиковая игра

«Наши мамы»

Побуждать детей повторять слова песенки, проговаривать фразы, имитировать движения в соответствии с текстом

Учить прикреплять прищепки вокруг круга.; развивать моторику пальцев рук.

2. Народная потешка «Бабочка».

Игровое упражнение «Волшебные клубочки» (смотать и размотать клубок)

Развивать моторику рук,
выполняя имитационные движения в сопровождении стихотворного текста.

3. Д. игра «Весёлые прищепки» (рыбки).

Пальчиковая гимнастика «Рыбка»

Развивать мелкую моторику пальцев рук; создавать положительно–эмоциональное отношение к выполнению задания.

4. Песенка «Петушок»

Пальчиковая гимнастика «Моя семья».

Повторить песенку. Побуждать ребёнка повторять слова за воспитателем, выполнять имитационные движения в сопровождении стихотворного текста.

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Апрель

1. Потешка «Светит солнышко в окошко»; Пальчиковая гимнастика «Солнышко».

Активизировать речь детей. Продолжать закрепление формы (круг). Учить прикреплять прищепки вокруг круга.; развивать моторику пальцев рук.

2. Песенка «Коза-дереза»; Пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются»;

Развивать мелкую моторику пальцев рук; активизировать словарь, развивать речь, мышление детей.

3. Потешка «Ой ты заюшка - пострел»;

Игры со стаканчиками – вкладышами «Занимательная пирамидка».

Развивать моторику пальцев рук, развивать речь, мышление, закрепить название цветов.

4. Закличка «Солнышко - вёдрышко»;

Дидактическая игра «Весёлые прищепки»

Закрепить умение выполнять движения рук согласно тексту. Развивать моторику пальцев рук.

Май

1.  Игровое упражнение «Волшебные клубочки» (смотать и размотать клубок)

Пальчиковая гимнастика «Ёжик».

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

2. Закличка «Дождик, дождик, веселей…»;

Пальчиковая игра «Цветы»

Продолжать учить выполнять движения в соответствии с содержанием стихотворения; развивать мелкую моторику рук.

3. Потешка «Радуга» Пальчиковая гимнастика «Радуга».

 

Игровое упражнение «Волшебный песок» (рисование радуги на песке пальцем, веточкой)

Продолжать учить выполнять движения в соответствии с содержанием стихотворения; развивать мелкую моторику рук.

4. «Поиграем с пальчиками»; Повторение потешек, песенок.

Повторить с детьми все изученные потешки, песенки, пальчиковые игры; закрепить умение детей сочетать пальчиковую игру с речевой деятельностью.

Заключительный этап.

Подведение итогов проекта:

- итоговое открытое занятие с использованием пальчиковых игр.

- презентация проекта (оформление материалов и фотографий).

- проведение мониторинга.

Список методической литературы.

1.Белая А. Е., Мирясова В. И., Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. Москва: «Профиздат», 2001;

2. Данилова Л. Пальчиковые игры. Москва: «Росмэн», 2008;

3. Ермакова И.А. Поиграй со мной, мама! Игры, развлеченмя, забавы для самых маленьких. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2006.

4. Крупенчук О.И.: пальчиковые игры для малышей. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2006.

5. Навицкая О. П. Ум на кончиках пальцев. Веселые пальчиковые игры. Маленькие подсказки для родителей. Москва: «Сова», 2006;

6. Павлова  Л. «Фольклор для маленьких» «Д\В» – 1990 № 4, 1990 № 7, 1990 № 12

7. Усова А.П. «Русское народное творчество детскому саду», М. «Просвещение»

1972г.

8. Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры. – М: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2008.

9. Шанина С. Е., Гаврилова А. М. Играем пальчиками - развиваем речь. Москва: «Риполплассик», 2008;

Анкета для родителей.

Уважаемые родители! Предлагаем Вам ответить на вопросы, ответы на которые помогут нам в нашей общей с Вами работе по развитию детей нашей группы. Большое спасибо за откровенность!

1. Любит ли ваш ребенок играть? (да, нет, не  знаю)

__________________________________________________________________

2. В какие игры вы играете с ним дома? (перечислить , «не играю»)

__________________________________________________________________

3. Чему могут научить ребенка эти игры? (ответить кратко)

__________________________________________________________________

4. Знаете ли Вы, что такое пальчиковые игры, пальчиковая гимнастика и их значение в развитии ребёнка? (да, нет, не знаю, знаю частично)

__________________________________________________________________

Закончите, пожалуйста, следующие предложения:

1.Любимая игра моего ребенка – это...._________________________________

__________________________________________________________________

2.Дома наш ребенок любит играть в...__________________________________

__________________________________________________________________

3.Папа любит играть в...._____________________________________________

__________________________________________________________________

4.Мама любит играть с ним в..._______________________________________

__________________________________________________________________

Примечания:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по развитию мелкой моторики рук для детей второй младшей группы «Путешествие в зоопарк»

Конспект интегрированного занятия по развитию мелкой моторики рук для детей второй младшей группы «Путешествие в зоопарк»...

Педагогический проект "Волшебные пальчики" по развитию мелкой моторики рук у детей второй младшей группы.

Данная работа содержит описание организации системы работы, направленной на развитие мелкой моторики рук у детей второй младшей группы с привлечением родителей к сенсорному развитию  детей в дома...

Педагогический проект по развитию мелкой моторики «Песочная фантазия» в первой младшей группе.

Педагогический проект по развитию мелкой моторики «Песочная фантазия» в первой младшей группе.Песок обладает свойством снятия негативной психической энергии и способствует уравновешиванию ...

Конспект занятия по развитию мелкой моторики пальцев рук во второй младшей группе на тему: «В гости к лисичке на день рождения».

Способствовать развитию мелкой моторики, тактильных ощущений. Расширять опыт познавательной деятельности со взрослым.Задачи: Обогащать и активизировать словарный запас детей. Закреплять умение называт...

Конспект занятия по развитию мелкой моторики пальцев рук во второй младшей группе на тему: «В гости к лисичке на день рождения».

Программное содержание: Способствовать развитию мелкой моторики, тактильных ощущений. Расширять опыт познавательной деятельности со взрослым. Обогащать и активизировать словарный запас детей. Зак...