Проект по развитию мелкой моторики рук у детей второй младшей группы (Творческий, познавательно-игровой) по теме "Волшебные пальчики".
проект по развитию речи (младшая группа)
Исследования учёных доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Устное народное творчество - это один из самых простых и интересных для ребёнка материал, который позволит быстро развить мелкую моторику рук, а как следствие, и речь детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект по развитию мелкой моторики рук у детей второй младшей группы по теме "Водичка"" | 53.76 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ г. Астрахани «Детский сад №1»
Проект
По развитию мелкой моторики рук у детей второй младшей группы (3 – 4 года)
(творческий, познавательно - игровой)
воспитателя МБДОУ г. Астрахани №1
Зайцевой Анны Алексеевны
«Волшебные пальчики»
Астрахань 2021-22 г.
Проектная деятельность с детьми 3-4 лет
«Волшебные пальчики»
Название проекта: «Волшебные пальчики»
Продолжительность: долгосрочный (1 год) с сентября по май.
Проводится 1 раз в неделю, во вторую половину дня.
Длительность – 10 – 15 минут.
Актуальность проекта:
Исследования ученых доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Формирование речи происходит под влиянием двигательных импульсов, передающихся от рук, а точнее от пальчиков. Чем активнее и точнее движения пальцев у ребенка, тем быстрее он начнет говорить.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.
Устное народное творчество -это один из самых простых и интересных для ребёнка материал, который позволит быстро развить мелкую моторику рук, а как следствие, и речь детей. Особую роль в развитии младшего дошкольного возраста играют потешки, заклички, песенки, пальчиковые игры. Эмоциональное обращение в этих произведениях невольно заставляет малыша прислушиваться. Повторяя слова у ребёнка развивается речевой слух, закрепляется правильное произношение звуков.
Регулярное использование произведений устного народного творчества в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, расширить словарный запас, активизировать познавательное и умственное развитие, будет способствовать ознакомлению с окружающим и развивать мелкую моторику рук.
Цель проекта:
1. Повысить уровень развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через использование в работе произведений устного народного творчества и пальчиковой гимнастики.
2. Повышение компетентности родителей в вопросах развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Задачи проекта:
1. Развивать память, речевой слух;
2. Развивать монологический и диалогический строй речи;
3. Способствовать формированию грамматического строя речи, обогащению словарного запаса детей;
4. Воспитывать звуковую культуру речи;
5. Развивать воображение и мыслительную деятельность;
6. Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук, развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.
Участники проекта: педагоги, дети, родители.
Ожидаемый результат:
- к концу года у детей пальчики станут более ловкими, кисти рук – подвижными, гибкими, исчезнет скованность движений;
- повысится интерес детей к пальчиковым играм, дети начнут овладевать сложными упражнениями;
- дети овладеют двигательными умениями, навыками, совершенствуется деятельность артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.;
- станут больше говорить со взрослыми, общаться со сверстниками.
Этапы проекта.
Подготовительный этап.
1.Определение темы, целей и задач, содержание проекта;
3. Изучить литературу по данной теме;
4. Подготовить методический материал;
5. Разработать картотеку пальчиковых игр;
6. Подобрать песенки, заклички, потешки по возрасту детей;
7. Разработать перспективный план для работы по развитию мелкой моторики рук детей;
8. Создать необходимые условия развивающей среды в группе по теме.
9. Оформление стенда и подготовка консультаций и бесед для родителей.
10. Разработать анкеты для родителей по теме.
11. Проведение мониторинга.
Организационный этап.
Работа по развитию мелкой моторики рук ведётся с детьми в течение всего учебного года во всех воспитательно-образовательных блоках: в непосредственно образовательной деятельности, в режимных моментах, в совместной деятельности воспитателя с детьми, в самостоятельной деятельности детей.
В группе подобран материал по теме:
- картотека пальчиковых игр;
- картотека потешек;
- «пальчиковый театр»;
- дидактические игры «Шнуровки», «Пазлы», «Игры с прищепками», мозаики, рамки-вкладыши, деревянные матрешки, пирамидки, трафареты, раскраски, конструкторы;
- материал по различным видам продуктивной деятельности (лепке, рисованию, аппликации, конструированию),
- методическая литература.
Всё это дети могут использовать в совместной и самостоятельной деятельности.
Работа над проектом ведётся и через непосредственно образовательную деятельность (рисование, развитие речи, конструирование, лепка, музыка), через режимные моменты: художественная литература, различные дидактические и подвижные игры, прогулки.
Для наиболее лучшего результата ведётся большая работа с родителями по теме. В рамках реализации проекта подобрана наглядная информация для родителей по проблеме развития мелкой моторики рук у детей, разработаны консультации и рекомендации.
План взаимодействия с семьями воспитанников.
- Анкетирование.
- Консультация «Роль мелкой моторики рук в развитии речи детей дошкольного возраста».
- Консультация «Роль потешки в развитии ребёнка».
Реализация проекта.
Перед началом упражнений необходимо предложить детям размять ладошки, пальчики с помощью следующих приемов:
• "Весёлые брызги"- встряхивание и расслабление кистей рук в различном ритме, имитирующие разбрызгивание капель воды.
• "Пальчики стучат"- выстукивание пальчиками одновременно всеми или поочерёдно по любой твёрдой поверхности.
• "Пальчики здороваются"- кончик большого пальца правой руки поочерёдно касается кончиков указательного, среднего, безымянного, мизинца.
• "Торопливый жучок"- пальцы рук быстро передвигаются по поверхности стола.
Месяц | Тема | Программное содержание |
Сентябрь | 1. Потешка «Водичка, водичка, умой моё личико…» Игровое упражнение «Ладошки». | Побуждать выполнять имитационные движения в сопровождении стихотворного текста. Вызвать у детей интерес к игре. Обучать простейшим движениям пальцев и ладони. |
2. Потешка «Ладушки, ладушки…»; Пальчиковая игра «Кулачок». | Формировать положительный Обучать простейшим движениям пальцев и ладони. | |
3 Песенка «Наши уточки с утра…»; Пальчиковая игра «Пальчики» | Развивать моторику рук, повышать интерес малышей к упражнениям; | |
4. Закличка «Солнышко - вёдрышко»; Игровое упражнение «Волшебный песок» (рисование солнышка на песке пальцем, веточкой) | Побуждать детей повторять слова заклички, проговаривать фразы. Продолжать закрепление формы (круг); развивать мелкую моторику пальцев рук. | |
Октябрь | 1. Песенка «Хохлатка» Пальчиковая игра «Моя семья..» | Побуждать детей чётко и правильно повторять слова песенки. Активизировать движения пальцев рук. |
2. Дидактическая игра «Чудесный мешочек» Пальчиковая игра «Овощи». | Учить узнавать овощи на ощупь и называть их. Развивать моторику рук, выполняя имитационные движения в сопровождении стихотворного текста. | |
3. Игровое упражнение «Листопад» (лист жёлтой бумаги порвать на мелкие кусочки); Пальчиковая игра «Осень». | Учить ребенка совершать | |
4. «Пошёл котик на Торжок…»; Пальчиковая игра «Пальчик-мальчик». | Побуждать детей повторять слова потешки, проговаривать фразы. Развивать моторику рук, повышать интерес малышей к упражнениям; | |
Ноябрь | 1 Потешка «Огуречик, огуречик…»; Пальчиковая игра «Этот пальчик хочет спать…» | Развивать моторику пальцев |
2. Потешка «Из-за леса, из-за гор…»; Пальчиковая игра «Сорока - белобока». | Активизировать словарь детей, развивать память. Активизировать движение пальцев рук; | |
3. Песенка «Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду…»; Пальчиковая игра «Сидит белка на тележке…». | Развивать моторику рук, выполняя имитационные движения в сопровождении стихотворного текста; развивать речь детей, активизировать словарь. | |
4. Песенка «Чики, чики, кички…»; Пальчиковая игра «Капустка». | Развивать мелкую моторику рук; побуждать ребёнка повторять слова за воспитателем, выполнять имитационные движения в сопровождении стихотворного текста. | |
Декабрь | 1. Песенка «Бежала лесочком лиса с кузовочком…»; Пальчиковая игра «Лодочка». | Упражнять в выполнении имитационных движений в сопровождении стихотворного текста. |
2. Потешка «Кисонька-мурысонька…»; Пальчиковая игра «Тесто». | Учить четко и правильно произносить текст, повторять за воспитателем. Развивать мелкую моторику обеих рук. | |
3. «Киска, киска, киска, брысь…»; Пальчиковая игра «Птички зимой». | Развивать мелкую моторику рук; побуждать ребёнка повторять слова за воспитателем, выполнять имитационные движения в сопровождении стихотворного текста. | |
4. Потешка «Ладушки, ладушки…» Пальчиковая игра «Ёлочка» | Вызвать эмоционально-положительный настрой; развивать мелкую моторику рук. | |
Январь | 1. Русская народная песенка «Баю – бай, баю – бай, ты, собачка, не лай…» Пальчиковая игра «Шалун». | Побуждать ребёнка повторять слова за воспитателем, выполнять имитационные движения в сопровождении стихотворного текста. Развивать мелкую моторику рук. |
2. Работа с бумагой «Снег идёт»; Пальчиковая игра «Сорока - белобока». | Учить детей рвать бумагу на мелкие кусочки свободной формы. Активизировать движение пальцев рук развивать мелкую моторику рук. | |
3. Песенка «Петушок» Пальчиковая гимнастика «Чижик - пыжик». | Побуждать ребёнка повторять слова за воспитателем, выполнять имитационные движения в сопровождении стихотворного текста. Развивать мелкую моторику пальцев рук; | |
4. «Улитка, улитка…»; Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик хочет спать…»; «Моя семья». | Учить детей четко проговаривать потешку. Повторить уже знакомые пальчиковые игры; активизировать речь детей; развивать мелкую моторику рук. | |
Февраль | 1. Песенка «Как у нашего кота…» Пальчиковая гимнастика «Зимняя прогулка». | Учить проговаривать звукоподражательные слова. Активизировать движения пальцев рук, развивать речь; доставить детям довольствие. |
2. Песенка «Уж как свою коровушку люблю»; Пальчиковая гимнастика «Замок». | Развивать мелкую моторику пальцев рук; активизировать речь детей. | |
3. Потешка «Наша Маша маленька»; Пальчиковая гимнастика «Маша варежку надела». | Побуждать детей повторять слова потешки, проговаривать фразы. Учить детей выполнять движения рук, сопровождая чтением потешки; развивать моторику пальцев рук; создать радостное настроение. | |
4. Дидактическая игра «Чудесный мешочек». Пальчиковая гимнастика «Птички зимой». | Учить определять предметы на ощупь. Расширять словарный запас детей; развивать моторику пальцев рук. | |
Март | 1. Народная песенка «Вышла курочка гулять» Пальчиковая игра «Наши мамы» | Побуждать детей повторять слова песенки, проговаривать фразы, имитировать движения в соответствии с текстом Учить прикреплять прищепки вокруг круга.; развивать моторику пальцев рук. |
2. Народная потешка «Бабочка». Игровое упражнение «Волшебные клубочки» (смотать и размотать клубок) | Развивать моторику рук, | |
3. Д. игра «Весёлые прищепки» (рыбки). Пальчиковая гимнастика «Рыбка» | Развивать мелкую моторику пальцев рук; создавать положительно–эмоциональное отношение к выполнению задания. | |
4. Песенка «Петушок» Пальчиковая гимнастика «Моя семья». | Повторить песенку. Побуждать ребёнка повторять слова за воспитателем, выполнять имитационные движения в сопровождении стихотворного текста. Развивать мелкую моторику пальцев рук. | |
Апрель | 1. Потешка «Светит солнышко в окошко»; Пальчиковая гимнастика «Солнышко». | Активизировать речь детей. Продолжать закрепление формы (круг). Учить прикреплять прищепки вокруг круга.; развивать моторику пальцев рук. |
2. Песенка «Коза-дереза»; Пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются»; | Развивать мелкую моторику пальцев рук; активизировать словарь, развивать речь, мышление детей. | |
3. Потешка «Ой ты заюшка - пострел»; Игры со стаканчиками – вкладышами «Занимательная пирамидка». | Развивать моторику пальцев рук, развивать речь, мышление, закрепить название цветов. | |
4. Закличка «Солнышко - вёдрышко»; Дидактическая игра «Весёлые прищепки» | Закрепить умение выполнять движения рук согласно тексту. Развивать моторику пальцев рук. | |
Май | 1. Игровое упражнение «Волшебные клубочки» (смотать и размотать клубок) Пальчиковая гимнастика «Ёжик». | Развивать мелкую моторику пальцев рук. |
2. Закличка «Дождик, дождик, веселей…»; Пальчиковая игра «Цветы» | Продолжать учить выполнять движения в соответствии с содержанием стихотворения; развивать мелкую моторику рук. | |
3. Потешка «Радуга» Пальчиковая гимнастика «Радуга».
Игровое упражнение «Волшебный песок» (рисование радуги на песке пальцем, веточкой) | Продолжать учить выполнять движения в соответствии с содержанием стихотворения; развивать мелкую моторику рук. | |
4. «Поиграем с пальчиками»; Повторение потешек, песенок. | Повторить с детьми все изученные потешки, песенки, пальчиковые игры; закрепить умение детей сочетать пальчиковую игру с речевой деятельностью. |
Заключительный этап.
Подведение итогов проекта:
- итоговое открытое занятие с использованием пальчиковых игр.
- презентация проекта (оформление материалов и фотографий).
- проведение мониторинга.
Список методической литературы.
1.Белая А. Е., Мирясова В. И., Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. Москва: «Профиздат», 2001;
2. Данилова Л. Пальчиковые игры. Москва: «Росмэн», 2008;
3. Ермакова И.А. Поиграй со мной, мама! Игры, развлеченмя, забавы для самых маленьких. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2006.
4. Крупенчук О.И.: пальчиковые игры для малышей. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2006.
5. Навицкая О. П. Ум на кончиках пальцев. Веселые пальчиковые игры. Маленькие подсказки для родителей. Москва: «Сова», 2006;
6. Павлова Л. «Фольклор для маленьких» «Д\В» – 1990 № 4, 1990 № 7, 1990 № 12
7. Усова А.П. «Русское народное творчество детскому саду», М. «Просвещение»
1972г.
8. Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры. – М: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2008.
9. Шанина С. Е., Гаврилова А. М. Играем пальчиками - развиваем речь. Москва: «Риполплассик», 2008;
Анкета для родителей.
Уважаемые родители! Предлагаем Вам ответить на вопросы, ответы на которые помогут нам в нашей общей с Вами работе по развитию детей нашей группы. Большое спасибо за откровенность!
1. Любит ли ваш ребенок играть? (да, нет, не знаю)
__________________________________________________________________
2. В какие игры вы играете с ним дома? (перечислить , «не играю»)
__________________________________________________________________
3. Чему могут научить ребенка эти игры? (ответить кратко)
__________________________________________________________________
4. Знаете ли Вы, что такое пальчиковые игры, пальчиковая гимнастика и их значение в развитии ребёнка? (да, нет, не знаю, знаю частично)
__________________________________________________________________
Закончите, пожалуйста, следующие предложения:
1.Любимая игра моего ребенка – это...._________________________________
__________________________________________________________________
2.Дома наш ребенок любит играть в...__________________________________
__________________________________________________________________
3.Папа любит играть в...._____________________________________________
__________________________________________________________________
4.Мама любит играть с ним в..._______________________________________
__________________________________________________________________
Примечания:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию мелкой моторики рук для детей второй младшей группы «Добрая сказка»
Развитие мелкой моторики руки через действия с предметами....
План-конспект занятия по развитию мелкой моторики пальцев рук во второй младшей группе на тему: «День рождения лисички».
План-конспект...
Конспект интегрированного занятия по развитию мелкой моторики рук для детей второй младшей группы «Путешествие в зоопарк»
Конспект интегрированного занятия по развитию мелкой моторики рук для детей второй младшей группы «Путешествие в зоопарк»...
Педагогический проект "Волшебные пальчики" по развитию мелкой моторики рук у детей второй младшей группы.
Данная работа содержит описание организации системы работы, направленной на развитие мелкой моторики рук у детей второй младшей группы с привлечением родителей к сенсорному развитию детей в дома...
Педагогический проект по развитию мелкой моторики «Песочная фантазия» в первой младшей группе.
Педагогический проект по развитию мелкой моторики «Песочная фантазия» в первой младшей группе.Песок обладает свойством снятия негативной психической энергии и способствует уравновешиванию ...
Конспект занятия по развитию мелкой моторики пальцев рук во второй младшей группе на тему: «В гости к лисичке на день рождения».
Способствовать развитию мелкой моторики, тактильных ощущений. Расширять опыт познавательной деятельности со взрослым.Задачи: Обогащать и активизировать словарный запас детей. Закреплять умение называт...
Конспект занятия по развитию мелкой моторики пальцев рук во второй младшей группе на тему: «В гости к лисичке на день рождения».
Программное содержание: Способствовать развитию мелкой моторики, тактильных ощущений. Расширять опыт познавательной деятельности со взрослым. Обогащать и активизировать словарный запас детей. Зак...