Сказки для логопедического массажа
материал по развитию речи (младшая, средняя, старшая группа)

Важное место в работе учителя-логопеда занимает логопедический массаж. Логопедический массаж комплексно воздействует на мышцы, нервные окончания, и кровеносные сосуда речевого аппарата. Для детей, имеющих речевые нарушения, характерно неустойчивое внимание, повышенная эмоциональность, что требует постоянного быстрого переключения с одного вида деятельности на другой. Данные артикуляционные сказки для расслабляющего и активизирующего массажа позволяют увлечь ребенка, пробудить интерес к процессу. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon cherepanova._skazki.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

СКАЗКА ДЛЯ РАССЛАБЛЯЮЩЕГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА

Одеяло

Убежало,

Улетела простыня, (поглаживания от нижней челюсти по боковым поверхностям шеи к области подмышечных впадин либо в область плечевого сустава)

И подушка,

Как лягушка,

Ускакала от меня (поглаживания боковой поверхности шеи с захватом на полости рта то справой, то с левой стороны.

Я за свечку, (движения по лобной мышце с остановкой и плотным нажатием в области височной мышцы)

Свечка — в печку! (движения по лобной мышце с остановкой и плотным нажатием в области височной мышцы)

Я за книжку, (движения по лобной мышце с остановкой и плотным нажатием в области височной мышцы)

Та — бежать (движение проводится по лобной мышцы и заканчивается на височно нижнем челюстном суставе плотным нажатием среднего пальца).

И вприпрыжку (движение проводится по лобной мышцы и заканчивается на височно нижнем челюстном суставе плотным нажатием среднего пальца).

Под кровать! (движение проводится по лобной мышцы и заканчивается на височно нижнем челюстном суставе плотным нажатием среднего пальца).

Я хочу напиться чаю, (Поглаживание от бровей к волосистой части головы)

К самовару подбегаю,

А пузатый от меня,

Убежал, как от огня. (Расслабление круговой мышцы глаз с легкой вибрацией (круговая мышца века (проводится 2 пальцами по кругу вокруг глаз) с легкой вибрацией в районе бровей).

Что такое,

Что случилось? (движение по нижнему и верхнему веку)

Отчего же

Всё кругом (поглаживание в области нижней челюсти с захватом на полости рта с остановкой и плотным нажатием в области височно нижнечелюстного сустава).

Завертелось,

Закружилось

И помчалось колесом? (круговые движения в области лицевых мышц захватом всех мышечных групп в области лица (от лба к нижней челюсти).

Утюги за сапогами, (поглаживания в области жевательной мышцы). 

Сапоги за пирогами, (круговые поглаживания в области щечной мышцы)

Пироги за утюгами, (круговые поглаживания в области щечной мышцы), 

Кочерга за кушаком

Всё вертится, (круговые поглаживания вокруг губ),

И кружится, (легким пальчиковым душем).

И несётся кувырком.

Вдруг из маминой из спальни,

Кривоногий и хромой,

Выбегает умывальник (легкая вибрация в области подьязычной кости)

И качает головой: (на дне полости рта легкая вибрация или мягкое поглаживание)

«Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,

Неумытый поросёнок! (мягкие вибрационные движения под углами нижней челюсти)

Ты чернее трубочиста,

Полюбуйся на себя: (от середины дна полости рта к углам нижней челюсти вибрационные движения)

У тебя на шее вакса,

У тебя под носом клякса, (легкие вибрационные движения в области шиловидного отростка)

У тебя такие руки,

Что сбежали даже брюки,

Даже брюки, даже брюки

Убежали от тебя. (поперечные и продольные поглаживания языка)

Рано утром на рассвете

Умываются котята, (покачивающие движения влево и вправо с легкой вибрацией)

И мышата, и утята, (покачивающие движения перед и назад с вибрацией)

И жучки, и паучки. (покачивающие движения влево и вправо с легкой вибрацией)

Ты один не умывался (движения по языку поглаживающие поперечные, продольные и спиралевидные).

И грязнулею остался,

И сбежали от грязнули

И чулки и башмаки. (движения по языку поглаживающие поперечные, продольные и спиралевидные).

Я — Великий Умывальник,

Знаменитый Мойдодыр,

Умывальников Начальник

И мочалок Командир! (вибрационные движения по языку с легким продвижениям языка вперед с помощью вспомогательного элемента).

СКАЗКА ДЛЯ АКТИВИЗИРУЮЩЕГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА

«Три медведя»

Ше-е-ел медведь. Большо-о-ой медведь… 
Поглаживание передней части шеи сверху вниз по боковым областям горло с захватом на полости рта


Шла медведица... 
поглаживание боковой поверхности шеи попеременно то справа, то с левой стороны

Шел ма-а-аленький медвежонок 
спиралевидное растирание в области лба

Нашли они большо-о-ое поле 
легкие пощипывание и надавливания в области лба 

Медведь сказал: "Мое-е-е поле!" 
спиралевидные растирание жевательной, щечной мышцы 

Медведица сказала: "Мое-е-е поле!" 
круговое растирание в области носа, скуловых мышцы, мышц поднимающих губы 

Медвежонок закричал: "Мое!" 
полное растирание нижней части лица 

Подумали они и решили, что поле будет общее. Всем хватит. 
И решили они посадить пшеницу. 
Вспахали поле 
растирание в области височно-нижнечелюстного сустава и носогубного треугольника, пощипывание в области щек

Разровняли 
активная вибрация на всех мышцах нижней части лица с активным постукиванием

и посадили зернышки 
растирание и разминание скуловых, щечных и жевательных мышц, большой палец на внутренней поверхности ротовой полости

Дождик зернышки полил 
растирание и разминание подбородочной мышцы 

Солнышко согрело, и пшеница взошла... 
Выросли большие и красивые колоски... 
Пришло время и стали они жать пшеницу 
перетирания и растягивание жевательной, щечной, опускающих нижнюю губу мышц, указательный палец на внутренней поверхности рта, для опоры. Растирания и растягивание круговой мышцы губ, большой палец на внутренней стороне рта

Собрали все пшеницу в снопы, много снопов получилось 
легкое растягивание губ

«Ура! Ура! Ура! 
легкие вибрационные движения в области щек и подъязычной кости. Легкая вибрация под углами нижней челюсти

Ой, как много у нас пшеницы выросло, вот это урожай!» - 
Обрадовались медведи. 

продольные и поперечные перетирания языка
Собрали все снопы на телегу и повезли на мельницу 
покачивающие движения языка влево и вправо. Покачивающие движения языка вверх и вниз с легкой вибрацией


Лошадка повезла пшеницу на мельницу 
круговые и спиралевидные движения на языке. Спиралевидные движения с надавливанием боковой поверхность языка
Осталось поле чистое-чистое 
сдавливания поперечных мышц языка, перетирание боковых поверхности языка между большим и указательным пальцем. «Велосипедик»


А медведи смололи зерна пшеницы - получилась мука. 
Муку привезли домой и испекли вкусный-вкусный хлебушек...

поглаживание всех мышц лица


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедический проект «Использование логопедического массажа и ДЕНС-терапии в коррекциии дизартрических проявлений нарушений речи дошкольников в условиях ДОУ»

Автор рассматривает возможность  привлечения в реабилитационный процесс дополнительных средств воздействия на детский организм, не нарушающих естественное постоянство его внутренней среды.Одним и...

Логопедическая сказка при выполнении массажа языка.

Чтобы реб ёнку  было интересно и не кучно    сидеть  на индивидуальном занятии привыполнеении       логопедич еского массажа языка      логопед ...

Конспект логопедического занятия с использованием логопедического массажа и самомассажа "В гости кошка к нам пришла"

В данном конспекте используются приемы логопедическго массажа  и самомассажа....

Индивидуальное логопедическое занятие с использованием различных видов логопедического массажа (для старшего дошкольного возраста) ТЕМА: ВЫЗЫВАНИЕ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ.

Индивидуальное логопедическое занятие с использованием различных видов логопедического массажа(для старшего дошкольного возраста) ТЕМА: ВЫЗЫВАНИЕ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ....

Методическая разработка занятия по теме: "Звук [Р]" (логопедическая технология логопедический массаж с элементами локальной гипотермии"

Предоставлен конспект занятия по постановке звука [Р]с применением логопедического массажа и локальной гипотермии....

УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА. ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К НАЗНАЧЕНИЮ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА.

При составлении схемы логопедического массажа для коррекции тяжелых нарушений речи необходимо соблюдать определенные условия, а также учитывать некоторые противопоказаниями к проведению массажа....

Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедических занятий в условиях ДОУ по теме «Использование элементов логопедического массажа и самомассажа в коррекции речи детей»

Актуальность проблемы связана с нарастающей тенденцией появления в массовых садах большого количества детей с нарушениями речи различной степени тяжести, в том числе и детей с тяжелыми нарушениям...