Моя семья
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект образовательной деятельности по развитию речи
«Моя семья» в старшей группе
Цель. Расширить представление детей о семье как о людях, которые живут вместе; воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.
Образовательные задачи. Формировать понятие о семье, представление о членах семьи, как о людях, которые помогают и заботятся друг о друге. Расширить словарь детей «родственники», «семья», «уважение», «забота», «защита», «любовь». Учить отвечать на вопросы взрослого полными предложениями, строить простые и распространённые конструкции.
Развивающие задачи. Продолжать развивать связную, диалогическую речь, память, внимание, познавательный интерес, логическое мышление. Развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям, родословной.
Воспитывающие задачи. Воспитывать чувство гордости за свою семью и желание заботиться друг о друге.
Интегрируемые образовательные области:
-речевое развитие (загадка, пальчиковая гимнастика, стихотворение, пословицы)
-физическое развитие (физ. минутка)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_3.docx | 20.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности по развитию речи
«Моя семья» в старшей группе
Цель. Расширить представление детей о семье как о людях, которые живут вместе; воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.
Образовательные задачи. Формировать понятие о семье, представление о членах семьи, как о людях, которые помогают и заботятся друг о друге. Расширить словарь детей «родственники», «семья», «уважение», «забота», «защита», «любовь». Учить отвечать на вопросы взрослого полными предложениями, строить простые и распространённые конструкции.
Развивающие задачи. Продолжать развивать связную, диалогическую речь, память, внимание, познавательный интерес, логическое мышление. Развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям, родословной.
Воспитывающие задачи. Воспитывать чувство гордости за свою семью и желание заботиться друг о друге.
Интегрируемые образовательные области:
-речевое развитие (загадка, пальчиковая гимнастика, стихотворение, пословицы)
-физическое развитие (физ. минутка)
Предварительная работа:
Рассматривание семейных фотографий детей группы, с целью побуждения к рассказу о людях, с которыми они живут. Сюжетно - ролевые игры: «Семья», «Детский сад».
Материал и оборудование: семейные фотографии, генеалогическое древо, картинки с изображением: мама, папа, дедушка, бабушка, дети.
Ход занятия
1. Организационный момент. [Создание эмоционально положительного фона.] музыка,шары,
Здравствуйте ребята! Мне очень приятно, что у вас хорошее настроение и мне хочется, чтобы хорошее настроение не покидало вас в течение всего дня! Я предлагаю вам взяться за руки, посмотреть ласково друг другу в глаза и передать тепло и доброту чувств, радости от нашей встречи!
Собрались все дети в круг
Я - твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся.
Посмотрю на ваши лица,
С кем бы мне повеселиться.
Воспитатель: А теперь присаживайтесь на стульчики. А о чём мы сегодня поговорим, вы узнаете, когда отгадаете загадку:
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная... (семья)
Воспитатель: Сегодня мы поговорим с вами о семье.
Воспитатель: Что же такое семья? (ответы детей).
Дети: это когда есть рядом мама, папа и другие любящие люди и т. д.
Беседа о семье.
Воспитатель: Скажите, ребята, куда вы торопитесь вечером после детского сада?
Дети: домой!
Воспитатель: А почему?
Дети: Потому что нас дома ждут.
Воспитатель: Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят вас, весело и дружно живут все вместе. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу. Семья может быть и маленькой – например, мама и ребенок, но если они любят друг друга – это настоящая семья. Хорошо, если семья большая.
Воспитатель: Кто является членами семьи?
Дети: Мама, папа, бабушка, дедушка.
Воспитатель: а еще всех членов семьи называют родственниками-это люди, родные друг другу: сестры, братья, дедушки, бабушки, папы, мамы.
Воспитатель: А кто хочет рассказать о своей семье (задаю вопросы)
- С кем ты живёшь?
-Кто у вас в семье старший (младший?
- Для мамы с папой ты кто?
- А у тебя есть сестрёнка или братик?
- А для бабушки с дедушкой ты кто?
- У кого есть братья (сёстры?
- Они старше или младше вас?
- Чем занимаются твои мама и папа?
- Как ты помогаешь взрослым?
- С кем из членов семьи ты любишь играть?
Воспитатель: Я вижу, ребята, что вы много можете рассказать о семье. Запомните: что мамы, папы, братья, сёстры, дедушки, бабушки – это ваши близкие родственники, ваши родные, ваша семья. А теперь давайте поиграем в игру кто из этих людей не является родственником?
2. Дидактическая игра «Четвертый лишний» [Создание эмоционально положительного фона.]
Мама, соседка, бабушка, сестра
Бабушка, подруга, сестра, мама
Сестра, продавец, бабушка, брат
Дворник, папа, брат, дедушка.
Воспитатель: так зачем человеку нужна семья?
Дети: чтобы жалели, хвалили, любили
Воспитатель: а как вы думаете, как должны люди относиться друг к другу в семье?
Дети: уважать, защищать, ухаживать, любить.
Воспитатель: ребята, вы все молодцы, все знаете про семью и родственников! Давайте с вами поиграем?
3.Дидактическая игра «Подбери признаки»……..
Воспитатель: Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.
Мама (какая?) - добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная
Папа - строгий, умный, сильный
Бабушка - старенькая, седая, отзывчивая
Дедушка - старый, мудрый, седой
Сестра - весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая
Брат - сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный:
4.Пословицы
Воспитатель: Молодцы! Много вы подобрали слов.
Воспитатель: Издавна семья на Руси почиталась, семью оберегали, с любовью и почтением относились к отцу и матери. Поэтому до нас дошло много пословиц. Какие вы знаете пословицы?
Дети:
«При солнышке тепло, при матери – добро»
«Нет милее дружка, чем родная матушка»
«Семья сильна, когда крыша одна»
«Сердце на месте, когда семья вместе»
«Лучший клад - когда в доме лад»
«В гостях хорошо, а дома лучше»
«Мой дом - моя крепость»
Воспитатель: Молодцы, много знаете пословиц.
5.Физминутка «Семейная зарядка». (Движения выполняются в соответствии с текстом)
Осенью, весною, летом и зимою
Мы во двор выходим- дружною семьёй.
Встанем в круг, и по порядку- каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает,
Папа бодро приседает
Повороты вправо – влево- делает мой братик Сева.
Я сама бегу трусцой и качаю головой.
6. Игра….Клубок с нитками????
Воспитатель: Все члены семьи связаны друг с другом как-будто невидимыми ниточками – родственными отношениями. Сейчас мы проверим, знаете ли вы кто в семье кому и кем приводится. (Вставайте в кружок. Я буду бросать мяч и задавать вопрос, а вы бросаете мяч мне назад и отвечаете на вопрос.)
Я тебе мама, значит ты мне (сын, дочь).
Я тебе бабушка – ты мне (внук, внучка).
Я тебе сестра – ты мне (брат, сестра).
Я тебе тётя – ты мне (племянник, племянница).
Я тебе жена – ты мне (муж).
Воспитатель: Молодцы, хорошо вы разбираетесь в родственных отношениях.
Воспитатель: Мы знаем, что люди с давних пор старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. Как память о семье, родственниках мы сохраняем сейчас, в наше время?
Дети: Фотографиями, видеозаписями.
Воспитатель: Каким образом память о родных сохраняли в давние времена, когда не было фотоаппаратов, видеокамер?
Дети: Семью рисовали.
Воспитатель: Как назывались такие зарисовки?
Дети: Родословные.
Воспитатель: Родословную обычно изображают в виде дерева. А ещё оно называется генеалогическое древо.
Толстые ветки – поколение бабушек и дедушек, мам и пап ваших родителей.
Ветки потоньше – поколение мам и пап.
Тонкие веточки – поколение детей, то есть вас.
Воспитатель: мы сейчас с вами составим родословную или генеалогическое древо.
7. Дидактическое упражнение «Составь генеалогическое древо» (дети на силуэт дерева раскладывают карточки с изображением членов семьи по «ярусам»)
Кто располагается на нижнем ярусе древа? - бабушка и дедушка
Кто располагается на среднем ярусе древа? – мама и папа.
Кто располагается на верхнем ярусе древа? – дети.
8.Загадки
Воспитатель: А сейчас давайте послушаем и отгадаем загадки о самых близких и дорогих нам людях.
Отгадывание загадок
Излучает она свет,
От улыбки – ямочка…
Никого дороже нет,
Чем родная …(мамочка)
Всё хозяйство: лебеда
Да хохлатка Рябушка,
Но яичницей всегда
Нас накормит … (бабушка)
Надарила безделушек-
Семь матрёшек и бобрёнка…
Но дороже всех игрушек
Для меня моя … (сестрёнка)
Угадай-ка, кто же это?
Пейджер, трубка, галстук, шляпа.
Жду, друзья от вас ответа.
Молодцы! Конечно …(папа)
Мочит в тёплом молоке
Он кусочек хлебушка,
Ходит с палочкой в руке
Наш любимый ….(дедушка)
Должен вам признаться я:
Есть приятель у меня,
Но надежней во сто крат
Мой защитник, старший … (брат)
В этом слове семь букв «Я».
Отгадай-ка, друг! (семья).
Воспитатель: Молодцы! А я в свою очередь хочу пожелать, чтобы у вас была крепкая, дружная, любящая семья, где всегда поддержат, примут и поймут.
9. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]
Дети стоят вокруг воспитателя. Воспитатель организует беседу, предлагает детям вспомнить, где они были, что видели, чем занимались. Оценивается деятельность каждого ребенка.
Рефлексия и поощрения????
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему "Что такое семья"."Роль семьи в формировании здорового образа жизни"«История моей семьи», статья, раздел «Работа с родителями»
Что такое семья?Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.В теории семейного права сем...
«Воспитательно-развлекательное мероприятие «Семью семь», как форма взаимодействия ДОУ с семьей»
Цели:Создание живого творческого союза взрослых и детей для полноценного развития ребенка и самореализации взрослых. Задачи:Научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, вид...
План проведения открытого мероприятия по работе с семьей Мы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем!
План проведения открытого мероприятияпо работе с семьейМы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем! Цель: создание условия для успешного взаимодействия детского сада и семьи.Задачи: ...
Конспект мероприятия по образовательной деятельности «Семья — это просто, семья — это сложно, но жить одному без семьи невозможно!»
Конспект НОД...
конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"
конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"...
Взаимодействие семьи и ДОУ в рамках мероприятий клуба молодых семей "Молодая семья"
Создание условий, направленных на формирование в молодых семьях здорового образа жизни, морально-психологического климата, необходимого для успешного развития личности ребёнка....