Консультация для родителей ( младший дошкольный возраст ) " Роль сюжетно - ролевой игры в формировании связной речи."
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что связная речь формируется в дошкольном возрасте.Это тот период, когда основным видом деятельности является игра. Для ребёнка игра - это не просто развлечение, это вдохновенный, творческий труд, в процессе которого малыш познаёт не только окружающий мир, но и самого себя, своё место в этом мире. Нередки случаи, когда не говорящий, замкнутый ребёнок, который абсолютно не реагирует на обращения к нему взрослого, не хочет отвечать на вопросы, неожиданно выдаёт целые реплики, выразительно, эмоционально, играя где - нибудь в уголке один или с соседским малышом. В ходе игры ребёнок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за неё, подражает сигналу пожарной машины, голосам взрослых или звукам объектов природы. Поэтому мы с уверенностью можем говорить, что в сюжетно - ролевой игре в значительной степени развивается речевая активность. Ребёнок психологически расслаблен, он произносит то, что хочет сам, а не то, что ждут от него взрослые, потому что в игре он сам автор и творец. Кроме того, сюжетно - ролевая игра отличается тем, что действие её происходит в некотором условном пространстве. Детская комната вдруг превращается в больницу, в магазин, в перекрёсток на дороге, а играющие берут на себя соответствующие роли ( врача, продавца, полицейского ) и действуют не от себя, а от них. Чаще всего сюжетно - ролевая игра предполагает партнёрство - другого участника или участников: ребёнок может быть врачом, если рядом есть больной, продавцом, если есть покупатели, полицейский взаимодействует с нарушителями и т.д. В таком случае ролевая игра - деятельность коллективная и предполагает других участников, прежде всего, сверстников. И называние предметов новыми именами, обозначение действий, совершаемых с этими предметами, даёт новый смысл каждой вещи, действию, поступку: " Я полицейский. Ты нарушил правила. Покажи свои права." Когда дети играют, они не только действуют и манипулируют игрушками, они при этом всегда объясняют, что именно они делают: " Я выписываю тебе штраф." Ещё детям просто необходимо договориться между собой, кто какую роль на себя берёт: кто врач, а кто больной; кто из строителей разводит цемент, а кто кладёт кирпичи... Без такой договорённости игровая ситуация перестаёт существовать и просто рассыпается. Именно так ролевая игра и провоцирует речевую активность, а так же позволяет моделировать общение детей в различных речевых ситуациях. Другими словами, сюжетно - ролевая игра представляет собой упражнение для овладения детьми навыками диалогической речи в условиях межличностного общения. Но..., чтобы игра стала действительно развивающей, наших малышей ещё следует научить играть. Сначала просто учим оперировать игрушками, подражая реальным действиям, их логике и последовательности. В этой связи очень важно , чтобы родители, посещая с ребёнком больницу или парикмахерскую, обращали внимание малыша на то, какие действия производит врач или парикмахер, какие у них инструменты, что и как они ими делают, что при этом говорят, какая на них форма - приучайте ребёнка быть наблюдательным. И, когда дети научатся самостоятельно и осознанно действовать с игрушками или их заместителями ( кегля вместо полицейского жезла или карандаш вместо градусника ), мы вместе станем осваивать науку сюжетно - ролевой игры, разыгрывать различные игровые ситуации со множеством сюжетных линий, общаться во взаимодействии и развивать речь наших детей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по теме: «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста».

Добрый день, уважаемые коллеги!           СЛАЙД №1.                              Меня зову...

Роль сюжетно-ролевой игры в развитии связной речи дошкольников.

В статье рассматривается значение сюжетно-ролевой игры в развитии связной речи дошкольников....

Отчёт по самообразованию в младшей группе «СВЕТЛЯЧОК» «Социализация детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру»

Отчёт по самообразованию в младшей группе«СВЕТЛЯЧОК» «Социализация детей младшего дошкольного возрастачерез сюжетно-ролевую игру»...

Формирование представлений на тему: " Мир профессий" у детей младшего дошкольного возраста, посредством сюжетно-ролевой игры, в интеграции с познавательной деятельностью.

Цель:  Формирование познания на тему профессий, у детей младшего дошкольного возраста, через сюжетно-ролевою игру.Задачи: 1. Развивать воображение, внимание, логическое мышление.2. Способствовать...

Инновационная деятельность. Опыт работы "Формирование коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру"

Дошкольное детство – это особый период развития ребёнка, развитие общих способностей, необходимых в любом виде деятельности. Умение общаться с другими людьми, действовать совместно с ними, узнав...

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ....

Роль сюжетно-ролевой игры в развитии связной речи дошкольников

. Развитие мышления в значительной степени зависит от развития речи; она является основным средством общения людей между собой; речь играет большую роль в регуляции поведения и деятельности ребёнка на...