Рекомендации для родителей Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры
материал (младшая группа)
Игра - один из тех видов детской деятельности, которая используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shabalina.docx | 19.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации для родителей
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через
сюжетно-ролевые игры
Игра - один из тех видов детской деятельности, которая используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения.
Дошкольная речь – наиболее простая, естественная форма общения начинает развиваться у ребенка с проявлением первых слов и к семи годам должна быть практически сформирована. Кроме того, повышение речевой активности невозможно без освоения языка и средств невербальной коммуникации.
Какие же формы совместной деятельности педагога с детьми по повышению речевой активности выбрать для работы с детьми младшего дошкольного возраста?
Детям трудно сосредоточиться на однообразной, непривлекательной для них деятельности, в то время, как в процессе игры они достаточно долгое время могут оставаться внимательными; внимание вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и сохраняется до тех пор, пока сохраняется интерес. Следовательно, игровая деятельность и есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и повышение речевой активности ребенка.
Необходимо не просто стимулировать, но и активизировать любые доступные ребенку голосовые, звуковые реакции и речевые высказывания (слова и фразы). Для этого нужно создавать педагогические условия, обеспечивающие поэтапное развитие и совершенствование лексической стороны речи, а также усвоение грамматических категорий.
Воспитание звуковой культуры речи многоаспектная задача, которая предлагает: развитие речевого слуха, обучение правильному звукопроизношению, овладение звуковой выразительностью речи. Дети учатся пользоваться средствами звуковой выразительности с учетом задач и условий общения.
Прежде чем начать игру, надо вызвать у детей интерес к ней, желание играть. Это достигается различными приемами: использование художественного слова (песенки, потешки, загадки); сюрпризы (чудесный мешочек, волшебная коробочка и др.).
Во время игры предлагается детям такие игровые действия, как покормить куклу или мишку, покачать их, уложить спать. Эти действия показываются и объясняются на своем примере. Например: «Таня, хочет спать, я сейчас заверну ее в одеяльце и покачаю. Спою песенку: А-А-А». Как правило, ребенок начинает действовать самостоятельно. Если он затрудняется в воспроизведении игрового действия, можно воспользоваться приемом совместной игры, предложить: «Давай, Оля, вместе кормить Катю, ты тоже держи ложку. Ам, еще ложечку, Ам.». Для игры следует подбирать простые сюжеты с одним-двумя персонажами и элементами-действиями – «шофер» загружает машину кубиками и везет её (БИ-БИ-гудит машина); «мама» катает дочку в коляске (а-а-а-поет мама, кормит её.) В процессе таких игр развивается звуковая сторона речи. В ходе игры ребенок вслух подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д.
Овладение словарным запасом составляет основы речевого развития, в словаре отражается содержание речи. Для закрепления цвета используются игры-упражнения «Подбери кукле платье», «В гости приехали куклы», «Давайте погладим куклам платья», и др. В повседневной жизни также необходимо обращать внимание детей на цвет предметов в групповой комнате, на прогулке.
Для формирования словаря необходимо наблюдать за окружающими, связывая их с игрой. Так в сознание детей образуется непосредственная связь между окружающей жизнью и игрой. Во время неоднократной игры малыши выполняют несколько связанных между собой игровых действий. Например, Алеша, играет с Олей, лечит ее, ставит градусник. Необходимо фиксировать внимание ребенка на сходство его действий с действиями взрослых: «Ты как доктор лечишь». До игры или в начале еёможно предложить малышу: «Доктору нужен белый халат, возьми, Алеша, халат, ты у нас доктор».
Так формируются начальные навыки ролевого поведения, умению связывать ряд действий с названием роли и атрибутами, необходимыми для этой роли; а также согласовывать существительные с глаголами, составлять фразы из трех-четырех слов. Общим в сюжетно-ролевых играх и занятиях является направленность их содержания на ознакомление детей с предметами, фактами, явлениями окружающей жизни.
Предлагается детям такие серии игр: «Встреча куклы», «Уход за куклой», «Лечение куклы», «К кукле приходят гости» и др. Используются игры-занятия с куклой как своеобразный образец для подражания, выполнения игровых действий и нравственных взаимоотношений, следует стараться обогатить самостоятельную деятельность детей. Кроме того, с помощью игр развиваются способности детей к более устойчивому проявлению добрых чувств, активности, целеустремленности.
Планирование нескольких видов игр-занятий позволяет установить взаимосвязь между играми «в строительство» и образно-ролевыми играми «Дочки-матери», «Детский сад» и др. Для того, чтобы развить образно-ролевую игру «Дочки-матери» следует привлекать к участию в игре каждого ребенка, дать возможность самостоятельно действовать с игрушкой. Включать новые слова (маленький, хорошенький, умница, сыночек, доченька и др.) С помощью таких игр интенсивно растет словарный состав речи.
Словарная работа теснейшим образом связана с развитием диалогической и монологической речи. Развитие связной монологической речи предлагает формирование умений слушать и понимать связные тексты, строить самостоятельно высказывания разных типов.
Развивается грамматический строй речи. Ребенок не просто активно овладевает речью – он творчески осваивает языковую деятельность, начинает употреблять сложные придаточные предложения.
Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Например, играя в школу, изображает учителя, ведущего урок с учениками (сверстниками) в классе (на ковре). Игра в больницу, доктор и пациенты; играя в магазин, продавец и покупатели. Но самое главное - в игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает. Именно называние предметов новыми именами, обозначение действий, совершаемых с этими предметами, дает новый смысл каждой отдельной вещи, действию, поступку. Когда дети играют, они не только действуют, жестикулируют и манипулируют с игрушками, они еще всегда объясняют, что именно они делают. Без таких объяснений, придающих новый смысл предметам и действиям, невозможно ни принятие роли, ни создание условного пространства игры. Причем речь ребенка, объясняющая игру, должна быть кому-то адресована. Игровое действие должно иметь партнера или зрителя, которому необходимо объяснить, что означает тот или иной предмет или действие. Играя в больницу, обязательно следует договориться, кто врач, а кто больной, где шприц, а где градусник, когда врач дает таблетки, а когда слушает пациента. Без такой договоренности и без взаимного понимания игровая ситуация перестает существовать и рассыпается.
В зависимости от глубины представлений ребенка о деятельности взрослых меняется и содержание игр. В младшем дошкольном возрасте в играх детей наблюдаются целостность сюжета, взаимосвязанность отражаемых событий. У дошкольников складывается интерес к определенным сюжетам, в которые они играли и раньше (в семью, больницу, строителей, транспорт и др.). Дети живо откликаются на новые впечатления, вплетая их, как сюжетные линии, в знакомые игры. Обогащению содержания помогает взаимодействие детей в игре, когда каждый вносит что-то свое, индивидуальное. Например, у ребенка папа капитан речного парохода, предлагает «воспитательнице» покатать детей по реке. Получив согласие, строит из стульев пароход, встречает пассажиров на его борту.
Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он берет. Роль - средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры. Для ребенка роль - это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Подчинение ребенка правилам ролевого поведения является важнейшим элементом сюжетно-ролевой игры. Таким образом, для дошкольников роль - это образец того, как надо действовать. Исходя из этого образца, ребенок оценивает поведение участников игры, а затем и свое собственное. Смысл игры для дошкольника заключается в отношениях между персонажами. Поэтому ребенок охотно берет на себя те роли, отношения в которых ему понятны (воспитательница заботится о детях, доктор лечит людей, парикмахер делает прическу). Ребенок изображает эти отношения в игре с помощью речи, мимики, жестов.
Все умения и навыки, которые ребёнок приобретает в игре, связаны с развитием речи.
Трудно переоценить воспитательное значение ролевой игры, ее всестороннее влияние на ребенка. Игра помогает сплотить детский коллектив, в активную деятельность вовлекаются застенчивые и робкие, и это способствует самоутверждению каждого в коллективе. В ролевых играх воспитывается сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность ребенка, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях.
В период младшего дошкольного детства в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется кругозор, появляются новые знания и умения, а значит, совершенствуется и речь.
Используя игру как средство наибольшего развития речи детей, где сюжетно-ролевая игра является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее усвоение языка.
Таким образом, в сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВАМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
Младший дошкольный возраст (3-4 года) – благоприятный период для развития речи детей.Дидактическая игра (от греч. didaktikos – поучительный) – «специально созданная игра, выполняющая определенную дида...
Консультация для родителей "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста"
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребёнка в дальнейшем и его успешного обучения в школе....
Папка-передвижка для родителей "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством сказки"
Папка-передвижка для родителей...
Консультация для родителей "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста. Рекомендации к ее улучшению"
В данном материале представлены графические материалы по развитию речи для размещения в родительском уголке...
Статья «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры.»
Актуальность проблемы развития речи детей связана с тем, что в последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Стабильно высоким остается процент дошко...
Методические рекомендации для родителей. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста.
Быстрое пополнение словарного запаса ребенка,Провильное умение строить предложения,Совершенстввование звуковой стороны речи....
Презентация для родителей. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через игры эксперименты.
Презентация для родителей...