Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «День народного единства России»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект комплексного занятия по развитию речи в старшей группе
на тему «День народного единства России»
Цель: развивать связную речь детей
Задачи:
Развивающие
развивать связную речь детей, побуждать детей к рассказыванию по картине, составлению предложений по картине; активизировать словарный запас детей по теме Россия; развивать зрительное внимание и память, творческое воображение; развивать координацию речи с движениями и мелкую моторику.
Обучающие
Обобщить и систематизировать знания о России и о государственных символах; побуждать детей вдумываться в значения слов, от какого слова оно могло быть образовано; раскрывать понятие слова; закреплять названия и группы деревьев растущих в России; расширять и закреплять имеющиеся знания детей об искусстве и истории;
Воспитывающие
Воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства; воспитывать у детей активность и внимательность на занятиях и желание говорить правильно и красиво.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_den_edinstva_starshaya_gruppa.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
занятия
по развитию речи в старшей группе
на тему «День народного единства России»
Составила и провела: Зависнова А.А.
Конспект комплексного занятия по развитию речи в старшей группе
на тему «День народного единства России»
Цель: развивать связную речь детей
Задачи:
Развивающие
развивать связную речь детей, побуждать детей к рассказыванию по картине, составлению предложений по картине; активизировать словарный запас детей по теме Россия; развивать зрительное внимание и память, творческое воображение; развивать координацию речи с движениями и мелкую моторику.
Обучающие
Обобщить и систематизировать знания о России и о государственных символах; побуждать детей вдумываться в значения слов, от какого слова оно могло быть образовано; раскрывать понятие слова; закреплять названия и группы деревьев растущих в России; расширять и закреплять имеющиеся знания детей об искусстве и истории;
Воспитывающие
Воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства; воспитывать у детей активность и внимательность на занятиях и желание говорить правильно и красиво.
Предварительная работа: знакомство с государственными и традиционными символами России, рассматривание иллюстраций на тему «Моя Родина», «Мой город», разучивание стихов про флаг- триколор, герб, про родину, беседы на тему «Моя Россия», «Что родиной зовётся», знакомство с русской народной культурой .
Приоритетные образовательные области: «Познание», «Коммуникация»,
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Художественно-эстетическое развитие».
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная.
Оборудование:
- колокольчик;
- картонные полоски трёх цветов (белого, красного, синего) одинаковой ширины и длины;
-иллюстрация с изображением флага России;
- иллюстрация цельная с изображением герба России;
- сборная картинка Российского герба;
- плакат А4 с гербами разных стран, в том числе и России;
- набор картинок с изображением деревьев лиственных и хвойных (2 -3 экземпляра);
- картонный листочек дерева с загадкой;
- кукла Мария в русском национальном костюме;
- набор карточек «Национальные костюмы России»;
- плакат «Символы России»;
- репродукция картины Остроухова «Золотая осень»;
- портрет художника Ильи Семёновича Остроухова;
- трубочки из бумаги диаметром 3-5 см на каждого ребёнка подгруппы;
- портрет президента страны В.В. Путина, фоторепродукция дома правительства, Красной площади.
Музыкальное сопровождение: аудиозапись гимна России, вальс Фредерика Шопена «Осенний вальс» -при рассматривании картины.
ХОД НОД .
1. Организационный момент.
Колокольчик, мой дружок,
Собери детей в кружок. (звонит)
Начинаем мы играть.
Про Россию вспоминать.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Воспитатель:Ребята, как вы думаете почему я сказала, что именно про Россию мы будем вспоминать?
Ответы детей:
Воспитатель: действительно, приближается торжественный праздник. Праздник нашей страны, нашей с вами большой Родины. Как она называется? (Россия) Верно. А праздник называется ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА РОССИИ. Он отмечается 4 ноября. А что такое «ЕДИНСТВО»? От какого слова образовано название «Единство»? Слово «единство» образовано от слова «Единый», т.е . одно целое, нераздельный. Раз мы с вами говорим о России, вот наша страна и есть целая, нераздельная, единая, объединённая одной целью, одной жизнью, одним законом, находится под одним правителем, под одними символами. Предлагаю вам поиграть в игру – «Путешествие по уголкам России». А предлагаю я вам полетать на ковре-самолёте.
Итак, располагаемся уютно на нашем ковре (дети вместе с воспитателем садятся на ковёр). Выбираем пилота. Полетели. Повторяем наши заводные-ключевые слова:
ЧУ – чу-чу, я лечу, всё на свете знать хочу.
Им-им-им, мы летим, всё на свете знать хотим.
Эй, ковёр-самолёт собирай нас всех в полёт.
Пролетели чрез моря, горы, реки и поля.
Мы снижаемся! Земля!
Вижу, вижу станцию. Название её «Символическая». Приземляемся.
(На столе разбросаны полоски трёх цветов: белого, красного, синего; разрезные картинки герба).
Воспитатель: Посмотрите, ребята, здесь какие-то полоски и картинки разбросанные. Предлагаю навести порядок. Вот только какой порядок? Как станция называется?
Дети отвечают: «Символическая».
ВОСПИТАТЕЛЬ: Верно. А путешествуем мы по какой стране?
Дети: по России.
Воспитатель: значит, нам нужно навести порядок в символах России. А какие мы с вами знаем символы нашей страны?
Дети: флаг, герб.
Воспитатель: кто догадался? Что мы можем собрать из цветных полосок?
Дети: флаг России-триколор.
Воспитатель: Почему его называют ТРИКОЛОР? (флаг имеет три цвета. «Колор»-иностранное слово, переводится как «цвет».) А кто знает стихи про флаг?
1 ребёнок: 2 ребёнок:
Флаг России-триколор, Снизу красный-самый яркий,
Три полоски ловит взор, цвет побед в сраженьях жарких,
И у каждой новый цвет, русской кровью что добыты
А у цвета свой секрет. И народом не забыты.
3 ребёнок: 4 ребёнок:
В середине флага- синий, Сверху, словно облака,
Словно Волга по равнине… Цвет снегов и молока.
Синеву родимых рек Чистый белый – мира цвет,
Любит русский человек. Говорит он – войнам нет!
Воспитатель: Молодцы, ребята! Спасибо вам за подсказку. Теперь попробуем собрать флаги- триколоры. Игра «Собери флаг».
Воспитатель: Ура! Здорово! Мы собрали с вами флаги России. Навели немного порядок. Но есть здесь ещё что-то. ( На столе лежит иллюстрация с гербами разных стран, в том числе и России. )
Что бы значила эта картинка? Может кто-то знает? (Ответы детей). Это похоже на герб. А как выглядит наш герб - герб России? Давайте попробуем его найти на этой картинке. «Найди герб». Молодцы! Узнали!
Может кто-то сможет описать герб? Послушайте мой рассказ. Орёл – символ непобедимости и силы. Двуглавый орёл, охраняя государство, смотрит на запад и на восток. Корона на голове орла символ законности, означающий , что страна живёт по законам чести и справедливости. В одной лапе орла скипетр – эмблема власти. В другой лапе- золотой шар-держава – символ могущества страны. Слово «МОГУЩЕСТВО» означает большая сила, власть, влияние. На груди у орла красный щит с изображением русского святого Георгия Победоносца, колющего копьём змея. Святой Георгий- символ добра, змей –это зло. То есть, добро всегда побеждает зло. И добро должно быть с кулаками.
Вот в этих картинках тоже беспорядок. Надо и здесь навести порядок.
ДИ «Собери герб».
Ну что ж, порядок на станции «Символическая» наведён! Отправляемся дальше со стихами: (физкультминутка с движениями по тексту)
Очень дружно мы живём,
Мы по улице идём,
Если очень мы спешим,
Вместе быстро побежим.
Мы оглянемся, посмотрим,
Все ли рядышком бегут.
Если рядом нет кого-то
Мы посмотрим там и тут.
Никого не потеряли,
Все ребята на местах.
Значит можно продолжать
нам полёты выполнять.
(Воспитатель приглашает детей сесть на ковёр –самолёт.) Заводим наш ковёр-самолёт ключевыми-заводными словами (вместе с детьми):
ЧУ – чу-чу, я лечу, всё на свете знать хочу.
Им-им-им, мы летим, всё на свете знать хотим.
Эй, ковёр-самолёт собирай нас всех в полёт.
Пролетели чрез моря, горы, реки и поля.
Мы снижаемся! Земля!
Станция «Зелёная».
Воспитатель: Смотрите , ребята, какой-то листок. От какого он дерева, кто догадался? Верно. На нём что-то написано. Я прочту.
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
Нас много здесь. Мы просим вас,
Верните лес, разделите нас. (Дерево).
-кто это или что это просит нас о помощи?
Вы отгадали загадку?
- Правильно! Это дерево.
Воспитатель: Россия - страна богатая лесами. Какие деревья нашей страны вы знаете? ( Тополь, клен, сосна, ель, береза, липа…)
- Ребята, на этой станции тоже необходимо навести порядок. Нашей родине нужны леса. Леса бывают хвойные и лиственные. Предлагаю поиграть в игру «Лиственные – хвойные» разделите деревья на две группы и посадите лес хвойный и лиственный. (Клен, береза, дуб-лиственные; хвойные – ель, сосна, кедр).
Проводится игра.
Воспитатель: Мы молодцы! Помогли деревьям. Навели на станции «Зелёная» порядок. Полетели дальше.
Пилот, заводи самолёт!
ЧУ – чу-чу, я лечу, всё на свете знать хочу.
Им-им-им, мы летим, всё на свете знать хотим.
Эй, ковёр-самолёт собирай нас всех в полёт.
Пролетели чрез моря, горы, реки и поля.
Мы снижаемся! Земля!
Вижу, вижу, станция «Музейная-галерейная».
Интересно, что же это за станция. Приземляемся?
(Детей встречает кукла Мария в русском сарафане. Воспитатель берёт куклу в руки и от её имени приглашает детей в музей русского искусства.)
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мария.
- Здравствуйте, Мария! Какой на тебе красивый русский сарафан! А кокошник расшитый золотыми нитками!
- Благодарю! Добро пожаловать в наш музей русского искусства! Обратите внимание на эту стену. Что вы здесь видите, ребята?
Ответы детей:
Мария: этот стенд предлагает нашему вниманию изображения людей в национальных костюмах. Здесь и башкиры, и уйгуры, и якуты, и русские, и татары(указывает на костюмы). Ведь на территории нашей страны проживают многие национальности.Наша родина- МНОГОНАЦИОНАЛЬНАЯ. Ребята, попробуйте повторить это слово.(Дети повторяют вместе с воспитателем). Это и татары, чуваши, армяне, белорусы, казахи и многие другие. А поможете мне найти картинку с изображением русского костюма? Да, верно. У любого народа есть свои традиции, обычаи и национальная одежда. В старые времена не было швейных фабрик, и люди сами вручную шили себе одежду. Русский национальный костюм всегда был красив. У мужчин, парней и мальчиков это была рубашка –косоворотка, т.е. с косым воротом, широкие штаны на манжете внизу и подпоясывались мужчины кушаком-поясом, широкой лентой. А у девочек и женщин был красиво расшитый сарафан, на голове - кокошник, украшенный разными узорами из золотых ниток и бусин, или самотканый- сами ткали- разноцветный платок.
Посмотрите, а здесь висят иллюстрации с негосударственными символами нашей России: здесь и матрёшка, деревянные расписные ложки, и балалайка-русский народный музыкальный инструмент и берёзка белоствольная - тоже символ России. Как богата наша страна. Сколько ещё в ней интересного и многогранного!
Воспитатель-Мария: Ой, посмотрите ребята! Кто-то неправильно повесил картину. Отвернул её от нас. Давайте посмотрим на неё и рассмотрим. Что же изображено на картине?
- Предлагаю поиграть в игру «Раздели на части». Для неё нам понадобится подзорная труба. Она есть в нашей галерее. (Детям раздаются трубы, скрученные из бумаги, диаметром 3-5 см). Предлагаю посмотреть на картину в подзорную трубу и поделить её на части. Наведём резкость («чик-чик», глядим по сторонам, потом на картину) и внимательно посмотрим на картину.
- Ребята, что же вы видите на ней?
- Я вижу на этой картине деревья.
- А какие это деревья, лиственные или хвойные?
- Это лиственные деревья.
- А кто узнал деревья по листьям?
- Это клёны.
- А я вижу 2-х сорок (Небо, тропинку, траву, опавшие листья).
- А кто-нибудь увидел на картине осень?
- Как можно назвать эту картину? (Ответы детей.) И действительно. Эта картина называется «Золотая осень». А написал её великий русский художник Илья Семёнович Остроухов. Вот его портрет. Именно «написал» картину, а не нарисовал- художники пишут картину красками масляными, так и говорят «написал картину маслом».
- Ребята, но ведь мы с вами поделили картину. А теперь нужно её объединить. Давайте подумаем: что можно объединить? Например, деревья и листья можно объединить? Почему? Что ещё можно объединить? А какое красивое предложение вы бы составили с этими словами?
- Осенью с деревьев опадают листья.
- Небо и деревья.
- Подумайте, какое предложение можно составить с этими словами?
- Сквозь деревья видно голубое небо, как окошко.
- Тропинка и сороки.
- По тропинке важно шагают две сороки и о чём-то разговаривают.
- Трава и осень.
- Осенью трава начинает желтеть и увядать.
Молодцы, ребята!
Воспитатель: Нам пора улетать. Спасибо Вам, Мария! Нам было очень интересно. Мы многое узнали. До свидания! Скорее прыгаем в ковёр-самолёт и летим. Пилот! Начинай наш полёт!
ЧУ – чу-чу, я лечу, всё на свете знать хочу.
Им-им-им, мы летим, всё на свете знать хотим.
Эй, ковёр-самолёт собирай нас всех в полёт.
Пролетели чрез моря, горы, реки и поля.
Мы снижаемся! Земля!
Воспитатель: Ребята, мы прилетели к Дому Правительства. Где он находится? ( в Москве - столице нашей Родины.) А кто же президент или глава нашего государства? (Владимир Владимирович Путин). Верно. А в Доме Правительства сейчас начинается собрание. И звучит ещё один государственный символ нашей Родины-это гимн России. Гимн полагается слушать стоя. Давайте и мы с гордостью послушаем наш гимн. (слушаем).
Воспитатель: Ребята! Нам пора возвращаться в наш город Бердск.
Эй, ковёр-самолёт собирай нас всех в полёт.
Пролетели чрез моря, горы, реки и поля.
Возвращаемся! Земля!
- Пилот! Ты видишь герб нашего города? Приземляйся в ту сторону. (Ребёнок находит герб родного города (воспитатель может подсказать. Например, «летим направо, потом прямо-вижу цель!»), и подходит с детьми на станцию «город Бердск»).
Рефлексия:
Ребята, вот и закончилось наше путешествие? Вам оно понравилось?
По какой стране мы путешествовали?
Что мы делали?
Что узнали нового?
С каким художником познакомились? Как называлась его картина?
Что звучало у Дома Правительства?
Какой праздник мы с вами будет отмечать 4 ноября?
Спасибо вам! С вами было интересно путешествовать! От меня вам сюрпризики- наклейки в ваши дневнички-блокнотики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование (старшая группа). Тема : «День народного единства»
Содержание календарно-тематического планирования на ноябрь.Тема недели :"День народного единства"...
Сценарий Государственного праздника для детей старшего дошкольного возраста «День народного единства России» - 2019
Цель: Воспитание нравственно - патриотических чувств к Родине, к культурному наследию предков через ознакомление с праздником. Задачи: Познавательное развитие. • Закрепление знаний детей о госу...
Тема: «Наш город» (старшая группа). Тема: «День народного единства» (подготовительная группа)
Тема: «Наш город» (старшая группа)Родителям рекомендуется: — вспомнить с ребенком, как называется город, в котором он живет, улица, на которой находится его дом, назвать гл...
Конспект НОД в старшей группе Тема: «ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА»
Формирование активной гражданской позиции, и воспитаниеа интерес к истории своей Родины....
Календарно - тематическое планирование в старшей группе. Тема «День народного единства»
Календарно - тематическое планирование в старшей группе. Тема «День народного единства»...
Конспект НОД в старшей группе Тема: «День народного единства»
Конспект НОД в старшей группеТема: «День народного единства»Цель: Расширение знаний и представлений о России, о народах и национальностях России, об истории возникновения праздника, ф...