«ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА»
консультация (младшая группа)

Использование малых форм фольклора является универсальным средством для развития ребенка, формирования у него культурно-гигиенических навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_na_temu.docx28.17 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей на тему:

«ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА»

Тема: Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста посредством малых форм фольклора. Цель: Повысить педагогическую компетентность воспитателей при формировании культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста посредством детского фольклора.

Актуальность: Режимные процессы (кормление, укладывание на сон, подъем, сборы на прогулку и возвращение с нее, проведение гигиенических процедур) занимают существенную часть времени бодрствования. Дети нуждаются в терпеливом обучении и непосредственной помощи взрослого.

Задачи: Познакомить воспитателей с вариантами работы с народным фольклором в воспитании у детей раннего возраста культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. Разработать методические рекомендации по воспитанию культурно - гигиенических навыков у детей раннего возраста.

Формирование первых гигиенических навыков и культуры поведения у детей раннего возраста связано с социализацией: взрослые передают ребенку умение жить по законам, принятым в обществе, прививают необходимые навыки и привычки, культуру поведения. Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что если они регулярно будут соблюдать эти правила, то у них проявится уважение к окружающим и возникнет представление о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, не будет одобрен окружающими людьми. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. От знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом совершенствовались. Физиологической основой культурно-гигиенических навыков и привычек является образование условно-рефлекторных связей, выработка динамических стереотипов. Культурно-гигиенические навыки направлены на самого ребенка. Выполняя санитарно-гигиенические процедуры, малыш осознает самого себя, у него формируется представление о собственном теле. У него формируется телесная рефлексия, или, по-другому, «пространственный образ себя» в контексте обыденной жизни, складывается такое личностное новообразование, как сознание своего «Я». Это выражается в том, что малыш начинает называть себя в первом лице : «Я сам» - я (ребенок) двигаюсь , познаю, чувствую, говорю и общаюсь сам. За этим стоит осознание собственной активности, отделение результата своих действий от самих действий. При одевании и умывании, ребенок, рассматривая свое отражение в зеркале, приходит к пониманию некоторых изменений, происходящих в нем самом в ходе бытового процесса : лицо из грязного превратилось в чистое, волосы из растрепанных стали красиво причесанными, ножки обулись в сапожки, на ручки надели рукавички. Ребенок начинает контролировать свой внешний вид: обращает внимание на грязные руки, замечает неполадки в одежде, просит взрослого помочь привести себя в порядок, у малыша формируется потребность в чистоте и опрятности. То есть действия, их составляющие, совершенствуются сами собой, изменяют самого себя, а не предмет. Поэтому они формируют у малыша представление о собственном теле. Обуваясь, малыш рассматривает свои ножки, надевая перчатки – ручки, завязывая бантик или шарфик – свое лицо. При одевании, умывании ребенок видит свое отражение в зеркале, замечает происходящие в нем изменения. Благодаря культурно-гигиеническим навыкам развиваются, приобретают силу и устойчивость такие психологические функции, как внимание и воля (это связано с тем, что детям раннего возраста требуется постоянное воспитательное воздействие). Для того, чтобы завершить действие, получить качественный результат, сделать всё в правильной последовательности, красиво и аккуратно, нужно приложить волевые усилия. Так для ребёнка важным становится качество выполнения действия, он учится доводить начатое дело до конца, удерживать цель деятельности, не отвлекаться. И теперь уже не взрослый напоминает ему о необходимости того или иного действия, а сам он по своей инициативе его совершает, контролирует его ход. При этом формируются такие волевые качества личности, как целеустремлённость, организованность, дисциплинированность, выдержка, настойчивость, самостоятельность. Культурно-гигиенические навыки лежат в основе первого доступного ребенку вида трудовой деятельности - самообслуживание. Овладение культурно-гигиеническими навыками приводит к удовлетворению стремления к самостоятельности (что формирует положительное отношение к процессам воспитания). Малыши до трёх лет испытывают удовольствие от того, что они сначала выполняют действия сначала вместе со взрослым, а потом самостоятельно. И только потом, когда он поймёт, что за каждым действием стоит правило, усвоит нравственную норму, соотнесёт её с действием, он начинает испытывать удовольствие от того, что поступает в соответствии с нравственной нормой. Теперь он радуется не тому, что он вымыл руки, а тому, что он аккуратный: "Я хороший, потому что всё делаю правильно!". Выполнение культурно-гигиенических навыков создает условия для формирования основ эстетического вкуса. Так, девочка начинает приглядываться к себе, сравнивать, насколько она изменилась, когда её причесали, завязали бантики. Важно, чтобы взрослый при совершении бытовых процессов ненавязчиво обращал внимание ребёнка на изменения в его внешнем виде. Смотря в зеркало, малыш не только открывает себя, но и оценивает свой внешний вид, соотносит его с представлением об эталоне, устраняет неряшливость в своей одежде и внешности. Таким образом, складывается критическое отношение к своему облику, рождается правильная самооценка. Ребёнок постепенно переходит к контролю за своим внешним видом. Формирование культурно-гигиенических навыков создает условия для ознакомления с окружающим миром, реализует познавательные потребности. Ребенок, действуя с предметами или орудиями ( ложка, мыло, щетка и т.д.), усваивает их функции, узнает их качества: цвет, форма, температура, размер, вкусовые и тактильные признаки, осмысливает простые связи между явлениями (не наклонился над тарелкой — рубашка грязная). Культурно-гигиенические навыки способствуют развитию речи: воспитатель наряду с показом и непосредственной помощью пользуется словом (называет блюда, поясняет действие, указывает на основные признаки). Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам, но её значение не только в выполнении физиологических потребностей. Она имеет этический смысл, ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом людям, и также к тем, кто приготовил еду. Приучать ребенка к дисциплине и организованности важно с раннего возраста, умение культурно вести себя во время еды – одна из важных привычек, которую необходимо прививать в характере ребенка. Причем начинать это нужно делать с того момента, как только ребенок научится держать в руках ложку и осознано подносить её ко рту. Следовательно, обучая ребенка, как следует правильно есть, одеваться, умываться, формируются не только навыки самообслуживания и культуры, но и воспитывается личность.

Для успешного формирования культурно-гигиенических навыков необходимы условия:

#1054;рганизация привлекательной и удобной для выполнения действий и заданий обстановки в детском саду и дома (мебель, оборудование, соответствующие росту детей, закрепленные места хранения вещей, доступные для пользования и т.д.).

#1056;азделение осваиваемых действий, следующих в строго установленном порядке, на ряд операций, что способствует более быстрому созданию прочных динамических стереотипов. #1052;ногократные упражнения детей в действиях с выделением способа и порядка их выполнения (особенно на начальном этапе обучения). При этом характер действий должен быть неизменным, формы – разные.

#1048;ндивидуальная работа с каждым ребенком, учет уровня его развития и темпов овладения культурно-гигиеническими навыками. #1054;рганизация ситуаций, обеспечивающих контроль над выполнением осваиваемых детьми в непривычной обстановке действий. #1041;езукоризненное выполнение взрослыми всех гигиенических и культурных требований.

Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения и имеет следующие задачи:

#1060;ормировать у детей умения самостоятельно обслуживать себя (во время раздевания, одевания, умывания, еды). #1059;чить детей под контролем взрослого, а потом самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем. #1059;чить приводить себя в порядок с помощью взрослого.

#1060;ормировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расчёской, горшком).

#1055;обуждать детей к самостоятельности во время еды, учить держать ложку в правой руке, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой; учить тому, что, чем и как едят (хлеб, котлета, салат, суп, каша, бутерброд, запеканка) ; познакомить с разновидностями посуды (чайная, столовая). #1055;риучить детей правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу. #1055;ривлекать внимание к заданному образцу правильного общения во время приема пищи (разговаривать вполголоса, доброжелательным тоном, не говорить с набитым ртом, уважительно относиться к просьбам и желаниям детей). #1054;бучать детей порядку одевания и раздевания.

#1059;чить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках) при небольшой помощи взрослого. #1059;чить в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду.

#1059;чить правильно надевать одежду и обувь.

Главными методами обучения детей являются методы:

#1085;аглядные #1089;ловесные #1080;гровые #1087;рактические

#1053;аглядные методы - это организация наблюдений, показ предметов, картин, иллюстраций (внимание ребенка вызывается привлекательными предметами), это способ уточнить представления детей о том, как надо выполнять тот или иной навык.

#1057;ловесные методы - это живое общение с детьми (пояснение, объяснение, разговор, беседа, чтение, перекличка «скажи-повтори», подсказывание нужного слова, напоминание) , это способ понять содержание главного, на что должен обратить внимание ребенок. Для успешного формирования и закрепления навыков гигиены целесообразно сочетать словесный и наглядный методы. #1048;гровые методы - это инсценировки, упражнения-имитации, загадки, которые позволяют более активно воздействовать на маленьких детей и закрепить имеющиеся навыки, это способ сделать процесс воспитания ребенка приятным и полезным для самого малыша. Игровой метод тесно связан со словесным - это хорошо прослеживается в потешках.

#1055;рактические методы – это совместные действия воспитателя и ребенка, упражнения , выполнение поручений ,это способ применения знаний в практической деятельности, овладение умениями и навыками.

Воспитание культурно - гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: #1087;оказ #1087;ример взрослого

#1086;бъяснение #1087;ояснение #1073;еседа #1087;оощрение #1088;азъяснение необходимости выполнения режимных моментов и гигиенических процедур #1089;истематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены

#1091;пражнения в действиях #1089;оздание воспитывающих ситуаций #1087;остепенное повышение требований

#1055;оказ и пояснение.

В младшей группе показ должен сопровождаться пояснением, причем необходимо четко делить новое действие на операции, выделяя сначала наиболее важное, а потом незначительное. Показ действия малышам обязательно сопровождается проговариванием (« Теперь возьмём полотенце и вытрем каждый пальчик»). Затем взрослый действует вместе с малышом, выполняя сопряженные действия. Например, берет его руки в свои, намыливает и подставляет под струю воды. Так у ребенка складывается сенсомоторный образ действия, а также образ составляющих действие операций и условий, в которых оно протекает. Операции идут в строгом порядке с небольшим интервалом (не более 5-10 секунд), в противном случае не вырабатывается динамический стереотип.

#1055;ример взрослых.

Пример может быть прямым («делай, как я!») и косвенным (воспитатель использует различные формы, которые вызывают интерес у детей, привлекают их внимание).

#1054;бъяснение.

Объяснение нового действия дается очень подробно, затем постепенно сужается и сводится к напоминанию правила, которое может быть обращено ко всем или отдельным детям.

#1053;апоминание. Напоминание может быть косвенным (воспитатель заранее выражает желание в том, что дети правильно выполняют задание и вскользь напоминает требование) и прямым.

#1059;пражнение и контроль. Упражнение: без него ни один навык не может быть сформирован, т.к. только в активной деятельности каждого ребенка создаются и закрепляются динамические стереотипы. Контроль очень важен на начальной стадии формирования навыков. Следует проверять, как выполнены отдельные действия или задания в целом. Отсутствие контроля ведет к формированию у детей лишь отдельных навыков.

#1055;оощрение. Поощрение помогает ребенку утвердится и поверить в свои силы (особенно в освоение новых навыков) . Важно вовремя похвалить ребёнка, но нужно этим не злоупотреблять, чтобы он не ждал похвалы постоянно. Выполнение требований взрослых должно стать нормой поведения, потребностью ребёнка. Поощрение иногда делается в такой форме, чтобы напомнить правила выполнения. В некоторых случаях воспитатель использует порицание, но это лучше делать в косвенной форме, не называя имён детей.

Воспитатели, принимающие малышей впервые в группу детского сада, отмечают: многие дети, пришедшие из семьи, не имеют самых элементарных навыков. Например, не умеют держать ложку, аккуратно есть, мыть руки, пользоваться туалетом, не говоря уже о выполнении некоторых необходимых правил пребывания в детском сообществе. В режиме дня значатся гимнастика, завтрак, занятия, прогулки и т. д. Каждый из этих элементов важен для формирования у детей культурно-гигиенических навыков, самостоятельности, организованности, культуры поведения в коллективе сверстников, трудолюбия и многого другого. В начале детей приучают к выполнению элементарных правил: самостоятельно мыть руки с мылом, намыливая их до образования пены и насухо их вытирать, пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой, следить, чтобы все вещи содержались в чистоте. «Будем умываться», - говорит в начале года воспитатель и показывает всё: и как завёртывать рукава, и как намыливать руки, и как вымыть их, а затем вытереть. Для более легкого овладения определенным навыком связанные с его усвоением действия членят на несколько операций. Например, при умывании ребенок сначала засучивает рукава, затем намыливает руки, тщательно ополаскивает их, не разбрызгивая воду, и насухо вытирает. На начальном этапе усвоения навыка торопить детей ни в коем случае нельзя, надо дать им возможность спокойно выполнять осваиваемые действия. Подобная обстановка позволит сохранить у них положительно-эмоциональный настрой. Однако необходимость укладываться в отведенное для режимных процессов время остается. Поэтому надо умело направить усилия детей на более целеустремленные действия, учить удерживать цель деятельности, не отвлекаться. Так следует обращать внимание детей на рациональность тех или иных способов действия. Например, полотенце после употребления нужно сначала расправить, а потом вешать - так оно лучше просыхает, не падает на пол. На первых порах формирования навыка следует проверить, как выполнены отдельные действия или задание в целом, например, попросить перед мытьём: «Покажите, как вы засучили рукава» или после мытья посмотреть, насколько чисто и сухо вытерты руки. Дети действуют под наблюдением и контролем взрослого. И так изо дня в день . Ребенок смотрит, слушает, что говорит взрослый, и постепенно начинает делать то же самое. В следующий раз воспитатель помогает больше другому ребенку, а вчерашнего подопечного проверяет. Повторяя, таким образом, приемы правильных действий, маленькие дети начинают более тщательно их выполнять, совершенствуя движения: они становятся более точными, ловкими, координированными. Здесь важна постепенность: по мере овладения простыми вводить новые, более сложные составляющие навыка. При обучении использовать показ самого действия, знакомить со способами его выполнения. По мере овладения новыми действиями детям хочется неоднократно их повторять. По мере приобретения навыка непосредственная помощь взрослого сокращается, а доля самостоятельного участия ребёнка увеличивается. Малыши до трех лет испытывают удовольствие, что они сначала выполняют действия с взрослым, а потом самостоятельно. Постепенно взрослый предоставляет детям все больше самостоятельности, контролируя выполнение операций и результат, а затем только результат. Показ действий и попытки детей выполнить их самостоятельно взрослый сопровождает не только объяснениями, но и вопросами, направляющими внимание ребёнка на необходимость действовать определённым образом. Он переходит от прямых указаний к напоминанию, от показа к совету, от примера к методам, позволяющим развивать у детей осознанное отношение к правилам,— убеждению, разъяснению смысла правил. Только тогда, когда воспитатель учитывает постоянно возрастающий опыт детей, совершенствование их навыков, умение все более самостоятельно выполнять установленные правила, только тогда у них формируются устойчивые привычки. Навык – это частично автоматизированное действие. Он формируется в результате многократных повторений, упражнений и характеризуется высокой степенью освоения, а также отсутствием поэлементарного контроля. Навык позволяет ребенку выполнить действие ловко и быстро. Навык ставший потребностью – это привычка. А привычка побуждает ребенка выполнять действия охотно и без принуждения. Культурно-гигиенические навыки нуждаются в постоянном закреплении. Изменения системы воспитательной работы, отсутствие внимания к формированию и использованию навыков может привести к их быстрой утрате. Формирование культурно-гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых - родителей, воспитателя. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи. В раннем возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому в формировании навыков большую роль играет личный пример взрослых . Для плодотворного общения взрослого и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт. В этом помогает детский фольклор — сказки и малые фольклорные жанры: песенки, потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, дразнилки, кричалки, заклички, пестушки. Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность. Они окрашивают речь педагога, делая ее образной и красочной, привлекают внимание детей, оживляют обычные повседневные дела дошкольника. Потешки приносят радость, вызывают желание повторять слова за взрослым, выполнять задания педагога, участвовать в общих играх. Слово «фольклор», будучи английского происхождения, переводится буквально как «народная мудрость». Гениальный творец языка и величайший педагог-народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребенка по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития. Народом создано множество песен, попевок, потешек, дающих возможность без назидательных ,сухих нравоучений ,в приятной и доступной ребенку форме обучать его.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста можно эффективно решать с помощью фольклора. Особенно актуальна эта проблема в раннем возрасте, так как этот период является наиболее благоприятным для их развития, именно в этом возрасте закладывается фундамент всех полезных и необходимых навыков в жизни человека. Необходимо, как можно чаще и эмоциональнее при проведении режимных процессов использовать художественное слово - различные стихи и потешки подходящие к действиям. Один из важнейших принципов ознакомления детей с фольклором – принцип познавательной выразительности. Достигнуть его можно эмоциональной выразительностью. Именно с помощью эмоционального изложения текста, поддерживается вниманием детей. Рассказывая потешки, нужно использовать на первых порах наглядность, объяснять значение новых слов, опираясь на опыт и знания детей. Для того чтобы малышам было легче запоминать потешки и одновременно повышать уровень овладения навыками можно сопровождать их рассматриванием картинок, игрушек, иллюстраций, а также игр. Одним из главных приемов наглядности является прием инсценирования произведения. С его помощью можно добиться предельного понимания содержания. Прием инсценировки сочетается с синхронным чтением, что помогает соединить зрительные и слуховые стимулы. Простота и мелодичность звучания потешек помогают детям запомнить их. Чтобы дети могли наглядно представить себе жесты, мимику, позу того или иного персонажа потешки, почувствовать свое отношение к нему, можно использовать «живые картинки». Например, при чтении потешки «Расти коса до пояса» предложить показать, как мама бережно, осторожно причесывает, как ласково приговаривает при этом. При последующих повторениях потешки эти действия уже сопровождают текстом. Важную роль в заучивание потешек играет ритм, участие рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает. С маленькими детьми можно работать следующим образом : взять руки ребенка в свои, хлопать ими в ладоши, в такт, разводить в стороны, поднимать на голову ребенка. Впоследствии дети сами выполняют движения под речевое сопровождение. Целесообразно проводить игры - упражнения, сопровождая их соответстующими потешками и присказками, которые помогают воспитателю выравнивать уровень овладения навыками каждым ребенком. Воспитатель показывает каждому малышу имитирующие действия с реальными предметами(расчески, носовые платки, столовые приборы зеркало, картинки, фотографии и т.д.), которые в воображаемой ситуации помогают малышам в освоении практических действий в жизненно важных режимных процессах. Чтение потешек , сопровождаемые показом наглядного материала, более глубоко воздействует на чувства ребенка, способствуют запоминанию текста. Спокойный, слегка игривый тон, выразительная речь, эмоциональное исполнение обязательно вызовут у малыша удовольствие и радость. Показанные и освоенные действия в результате постоянных упражнений в повседневной деятельности перерастают в устойчивые навыки культурного поведения. В дальнейшем эти навыки дети начинают использовать в самых разнообразных ситуациях. Малыши осуществляют самостоятельный перенос действий, ситуаций полюбившихся потешек в игры и в повседневную деятельность. Во время кормления куклы приговаривают «Каша вкусненька, дымится, Катя кашу есть садится», «Кто у нас любимый самый? - Ложку первую за маму». Во время игры в парикмахерскую можно услышать: «Тебе не больно? Я волосы в ряд причешу, коса вырастет до пояса». Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь ребенка становится ярче, интереснее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность. У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно развивает координацию и ловкость. Ласковый голос, спокойное и доброжелательное отношение настраивают малыша на взаимодействие. Потешки делают процесс формирования навыка более привлекательным. Ими можно сопровождать любые действия малыша.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Роль фольклора в формировании культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста»

Знакомство родителей с использовнаием фольклора в повседневной жизни как помощи в обучении ребенка навыкам....

Работа с родителями по теме: "Использование малых форм фольклора в формировании культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста"

Перспективное  планирование  работы  с  рдителями  на   учебный  год  по  теме:  "Использование  малых  форм  фольклора  в...

Формирование культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста посредством использования устного народного творчества.

в материале говорится о использовании устного народного творчества в формировании культурно-гигиенических навыков....

Консультация для родителей «Роль фольклора в формировании культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста»

Консультация для родителей«Роль фольклора в формированиикультурно-гигиенических навыкову детей раннего возраста»   С первых дней жизнь ребенка социально организована. Она состоит из чередующ...

«Роль фольклора в формировании культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста»

Консультация для родителей«Роль фольклора в формированиикультурно-гигиенических навыкову детей раннего возраста»...

Консультация для родителей на тему: «Роль фольклора в формировании культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста»

Для плодотворного отношения взрослого и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт. В этом помогает детский фольклор – сказки и малые фольклор...