мероприятие "В осеннем лесу"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Детям старшего дошкольного возраста зачастую сложно образовывать относительные и притяжательные прилагательные, согласовывать числительные с существительными в роде и числе и т.д. Представленный материал призван помочь в игровой форме обобщить лексико-грамматические категории по теме «Осень» и будет полезен учителям-логопедам, воспитателям, музыкальным работникам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл meropriyatie_v_osennem_lesu.docx26.35 КБ

Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ ОБОБЩАЮЩЕГО МЕРОПРИЯТИЯ

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 «В ОСЕННЕМ ЛЕСУ»

                                                                        Махалик И.К. учитель-логопед

                                                       

      Аннотация.   Детям старшего дошкольного возраста зачастую сложно образовывать относительные и притяжательные прилагательные, согласовывать числительные с существительными в роде и числе и т.д. Представленный материал призван помочь в игровой форме обобщить лексико-грамматические категории по теме «Осень» и будет полезен учителям-логопедам, воспитателям, музыкальным работникам.

Ключевые слова: осень, лес, листья, звери, помощь, грибы, овощи, фрукты.

Цель: в игровой форме развивать лексико-грамматические категории у дошкольников с общим недоразвитием речи

Задачи:

- систематизировать знания детей о времени года – осени, о приметах и явлениях в живой и неживой природе в этот период;

- активизировать словарный запас по теме «осень»;

- закреплять употребление в речи притяжательных прилагательных»

- формировать навыки элементарного анализа, синтеза и обобщения;

- развивать зрительное восприятие и слуховое внимание;

- воспитывать у детей самоконтроль за речью, интерес к познанию природы родного края.

Оборудование: оформление помещения плакатами с изображением осеннего леса; иллюстрации с изображением «жилья» лесных зверей; презентация со слайдами осенней тематики; «письмо» с изображением  ушей и хвостов лисы, волка, зайца, медведя и белки; корзинка, в которой овощи и фрукты из пластмассы; листочки из ткани; игрушки-грибы; шишки (по количеству детей); костюмы для Осени, Лисы, Волка, Зайца, Медведя и Белки, музыка на флешке.

Ход мероприятия.

Звучит мелодия А.Вивальди из цикла «Осень».

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня на праздник придёт гостья. Кто она – вы скоро узнаете, когда загадку отгадаете.

Урожай с полей убрали,

Птиц на юг мы провожали.

Идут долгие дожди,

Тёплых дней уже не жди.

 Дни стали короче,

Длинней стали ночи.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (Осенью)

Воспитатель: А давайте песенку споём и Осень тогда к нам в гости придёт.

Дети исполняют песню «Осень в гости к нам идёт», слова и музыка Е.Гомоновой.

Осень (входит под музыку, с корзинкой): Здравствуйте, ребята! Я – Осень. Целый год я не виделась с вами. Вы так выросли! И многому, наверное, научились. Давайте проверим. Я называю слово. А вы добавляете к нему слова «осенний», «осенняя», «осенние», «осеннее».

Небо осенью (какое?) – осеннее.

Дождь (какой?) – осенний.

Дни и ночи (какие?) – осенние.

Погода (какая?) – осенняя.

Цветы (какие?) – осенние.

Трава (какая?) – осенняя.

Солнышко (какое?) – осеннее.

Осень: Молодцы, ребята! Но я, осень, очень переменчивой бываю. И погода у меня всегда разная.

Какая погода бывает осенью, когда идёт дождь? Дождливая.

А если дует ветер? Ветреная.

А когда пасмурно? Пасмурная.

А если светит солнце? Солнечная.

А если часто идут дожди и сыро? Сырая.

Осень: А что осенью делают листья? (желтеют, опадают, увядают…) А давайте мы с листочками потанцуем!

Танец с листочками («Песня осенних листочков», слова и музыка Л.Олифировой)

Осень: Ребята, а откуда листья берутся? (на деревьях растут)

А где больше всего деревьев растёт? (в лесу)

Осень: Конечно, в лесу. Ой, ребята, я чуть не забыла! Я письмо у вас под дверью нашла. (Достаёт конверт из корзинки). Тут написано «Осень! Приходи к нам в лес! Помоги нам к зиме приготовится! Ждём тебя и детей в гости!» И чьи-то уши и хвосты нарисованы. Чьи это уши и хвосты? (Показывает по очереди рисунки, дети называют: лисий хвост, лисьи уши, волчий хвост, волчьи уши, заячий хвост, заячьи уши, медвежий хвост, медвежьи уши, беличий хвост, беличьи уши). Молодцы. Ребята! Именно эти звери нас в лес приглашают!

Дети закрывают глаза и под музыку «перемещаются» в осенний лес. Осень ставит корзинку в сторону, «теряет».

Звучит музыка, вбегает Волк.

Волк: Здравствуйте, ребята! Здравствуй, Осень! Помогите мне! Лиса загадки мне загадала, а я отгадок не знаю. Поможете?

Девица пришла, дожди принесла.

Листья опадают, шелестят.

Птицы на юг летят. (осень)

Растут – зеленеют, упадут – пожелтеют,

полежат – почернеют. (листья)

В дупле живёт да орешки грызёт. (белка)

Летом серенький, зимой беленький (заяц)

Хвост пушистый, рыжий мех.

В лесу живёт, в деревне кур крадёт. (лиса)

Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (волк)

Бурый, косолапый, сосёт в берлоге лапу. (медведь)

Волк: Спасибо, ребята! А листики мне поможете посчитать?

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал:           (плавно кружимся)

Вот дубовый, вот кленовый, (загибаем по одному пальчику на обеих руках)

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки золотой.

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.     (плавно приседаем)

Волк: Спасибо! Мне домой пора, волчата ждут. До свидания!

Волк убегает. Под музыку входит Заяц.

Заяц: Осень, ребята, здравствуйте! Помогите мне! У меня шерсть серая выпадать начала, линяю я! Может, я заболел?

Осень: Ребята, что с зайчиком происходит? (ответы детей). Правильно, заяц шубку меняет. Она сейчас серая, а зимой станет белой, под цвет снега.

Заяц: Спасибо, ребята! Вы так мне помогли! А давайте с вами поиграем! В лису и зайцев.

Тили-тили, тили-тили.                   хлопаем в ладоши

Зайцы по воду ходили.                  прыгаем медленно на месте

По дороге так скакали,                  прыгаем быстро

Что всю воду расплескали.          стоим на месте, руки разводим в стороны

А за ними шла лисица                   идём «лисьей» походкой

По лесной дороге.

Наступила в ту водицу,                «отряхиваем лапки»

промочила ноги.

И стоит, ругается:                         «грозим» пальчиком

- Погодите, зайцы!

 Раз, два, три, четыре, пять           топаем на месте

Я бегу вас догонять!                     «бегаем» на месте

Заяц: Ещё раз спасибо, ребята! А мне бежать пора, лиса близко!

Заяц убегает. Под музыку входит Лиса.

Лиса: Здравствуй, Осень! Здравствуйте, ребята! (Принюхивается). Что-то Зайцем пахнет! Вы Зайца не видели? Ох, быстрый какой, опять от меня убежал! Но мне сейчас не до него. Помогите мне, пожалуйста! Я тут слыхала, что обо мне много сказок люди сочинили, да ни одной не знаю! Может, вы мне поможете?

Осень: Поможем Лисе? (Дети называют сказки – «Заюшкина избушка», «Лиса и волк», «Лисичка со скалочкой» и т.д.)

Лиса: Спасибо, ребята! Обо мне и правда много сказок сочинили. Наверное, потому сочинили, что я самая умная в лесу! Я для вас задание приготовила,. Справитесь? «Скажи наоборот» называется.

Добрый – злой.

Умный – глупый.

Сытый – голодный.

Толстый – худой.

Высокий – низкий.

Длинный – короткий.

Тихий – громкий.

Ранняя – поздняя.

Тёплая – холодная.

Дождливая – сухая.

Радостная – грустная.

Лиса: Молодцы, с заданием справились, и со сказками мне помогли. Спасибо вам! А я пока побегу по делам. До свидания!

Лиса убегает. Под музыку входит Белка.

Белка: Здравствуй, Осень! Здравствуйте, ребята! Помогите мне! Я к зиме готовлюсь, орешки и грибы насобирала, а сосчитать не могу.

Считаем орешки и грибы (игрушки)  до 5, правильно произносим окончания слов).

Один орех, два ореха, три ореха, четыре ореха, пять орехов.

Один гриб, два гриба, три гриба, четыре гриба, пять грибов.

Белка: Спасибо, ребята! Я в благодарность за помощь вам одну историю, которая в нашем лесу произошла, расскажу и покажу. Давайте, за мной повторяйте!

Уронила белка шишку,                          поднимаем руки вверх и опускаем вниз

Шишка стукнула зайчишку.                  хлопаем себя ладонью по лбу

Тот пустился наутёк,                              бег на месте

Чуть не сбил медведя с ног.                  «шатаемся» влево-вправо

Под корнями старой ели                        приседаем

Размышлял медведь полдня:                 упираемся кулачком в подбородок

- Что-то зайцы осмелели,                      «грозим» пальцем

Нападают на меня!                                 разводим руки в стороны

Белка: Молодцы, ребята! Ну, мне пора дальше к зиме готовится!

Белка уходит. Под музыку входит Медведь.

Медведь: Здравствуй, Осень! Здравствуйте, ребята! Спасибо, что пришли в наш осенний лес! Помогите мне. Стар я стал, многое забываю. Вот забыл, как дома наших лесных жителей называются.

У волка – логово,

у медведя – берлога,

у лисы – нора,

у зайца – кустик,

у белки – дупло.

Медведь: Спасибо, ребята! А может, напомните мне, как семьи наших животных называются?

Лис – лиса – лисёнок - лисята.

Волк – волчица – волчонок – волчата.

Заяц – зайчиха – зайчонок – зайчата.

Белка – бельчонок – бельчата.

Медведь – медведица – медвежонок – медвежата.

Медведь: Спасибо, ребята! Осень, а ты ничего не теряла?

Осень: Ой, ребята, а я, пока мы по лесу ходили, кажется, корзинку потеряла!

Медведь: Не волнуйся, я её нашёл! (отдаёт корзинку, осень его благодарит) а сейчас мне в берлогу пора. До свидания! (уходит)

Осень: А нам, ребята, пора назад, в детский сад!

Под музыку все «перемещаются» в детский сад.

Осень: Ребята, я ведь к вам шла не с пустыми руками, я вам свои осенние дары принесла. Что это за дары? (Показывает яблоко и морковь, дети их называют, говорят, что это овощи и фрукты). Сейчас я вам буду их показывать. А вы их называйте. Но называйте ласково, хорошо?

Перец – перчик, морковь - морковочка, картошка – картошечка, капуста – капусточка, лук – лучок, чеснок – чесночок, помидор – помидорчик, огурец – огурчик, баклажан – баклажанчик

Яблоко – яблочко, апельсин – апельсинчик, мандарин – мандаринчик, груша – грушка, лимон – лимончик, абрикос – абрикосик, лимон – лимончик

Осень: Молодцы, ребята! Я свои дары оставляю вам! Будете в группе играть и меня вспоминать! А ещё вас в группе от меня ждёт вкусное угощение – яблочки наливные!

Воспитатель: Спасибо, Осень! А мы тебе на прощание песенку споём.

Дети поют песню об осени «Падают листья» (слова М.Ивенсен, музыка М.Красева)

Осень: Спасибо, ребята! До свидания! (уходит)

Воспитатель: До свидания, Осень! Вот и осень пошла дальше по своим делам. И нам пора в группу, нас ждёт угощение.

Дети под музыку идут в группу.

ЛИТЕРАТУРА

Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий. М., 2009

Гуськова А.А. Малые фольклорные жанры в формировании звуковой культуры речи// Логопед. 2008. №5

Новиковская О.А. 350 логопедических упражнений. - М. Издательство АСТ, 2021.- 255с.

Сидорова У.М. Учим слова и предложения. Речевые игры и упражнения для детей 5-6 лет: В 3 тетрадях. Тетрадь 1. – М.: ТЦ Сфера, 2019.- 32с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздничного мероприятия для средней группы "Сказка в осеннем лесу"

Сценарий праздничного мероприятия для средней группы "Сказка в осеннем лесу" решает программные задачи в области "Музыка"....

Спортивное мероприятие совместно с родителями в старшей группе «Прогулка в осеннем лесу»

Спортивное мероприятие совместно с родителями в старшей группе в области «Физическая культура» на тему: «Прогулка  в осеннем  лесу»...

конспект итогового открытого мероприятия "Осенние звуки в лесу"

Прививать любовь к классической музыке, к тврорчеству П.И.Чайковского, углубление восприятия музыки через интеграцию различных видов искусств.Формирование различных умений и навыков. необходимых дошко...

Конспект образовательного мероприятия по художественно-эстетическому развитию (аппликация) "Ежик в осеннем лесу"

Цель: расширить знания об обитателе леса - ежике, учить пользоваться кисточкой для клея, аккуратно наносить клей на осенние листочки....

Конспект игрового мероприятия "Прогулка в осеннем лесу" с использованием мягких модулей

Перед тем как отправиться в лес они собирают угощения для жителей леса. Затем преодолевают полосу препятствия. Угощают жителей леса. Играют в подвижную игру. Дети после отдыхают. И возвращаются в де...

Методическая разработка физкультурно-оздоровительного мероприятия «Приключения в осеннем лесу»

Цель: закреплять знания детей о временах года, о труде людей осенью, повышая познавательную, игровую, творческую активность, обогащая и расширяя кругозор посредством интеграции образовательных областе...

Фотоотчет о проведённом мероприятии "Праздник осеннего леса"

Развлечение "Праздник осеннего леса". Ребята играли в игры, пели песни и танцевали. Так же прошла выставка осенних букетов. Осенние букеты — это удивительные композиции, которые способ...