мероприятие "В осеннем лесу"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Детям старшего дошкольного возраста зачастую сложно образовывать относительные и притяжательные прилагательные, согласовывать числительные с существительными в роде и числе и т.д. Представленный материал призван помочь в игровой форме обобщить лексико-грамматические категории по теме «Осень» и будет полезен учителям-логопедам, воспитателям, музыкальным работникам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
meropriyatie_v_osennem_lesu.docx | 26.35 КБ |
Предварительный просмотр:
СЦЕНАРИЙ ОБОБЩАЮЩЕГО МЕРОПРИЯТИЯ
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«В ОСЕННЕМ ЛЕСУ»
Махалик И.К. учитель-логопед
Аннотация. Детям старшего дошкольного возраста зачастую сложно образовывать относительные и притяжательные прилагательные, согласовывать числительные с существительными в роде и числе и т.д. Представленный материал призван помочь в игровой форме обобщить лексико-грамматические категории по теме «Осень» и будет полезен учителям-логопедам, воспитателям, музыкальным работникам.
Ключевые слова: осень, лес, листья, звери, помощь, грибы, овощи, фрукты.
Цель: в игровой форме развивать лексико-грамматические категории у дошкольников с общим недоразвитием речи
Задачи:
- систематизировать знания детей о времени года – осени, о приметах и явлениях в живой и неживой природе в этот период;
- активизировать словарный запас по теме «осень»;
- закреплять употребление в речи притяжательных прилагательных»
- формировать навыки элементарного анализа, синтеза и обобщения;
- развивать зрительное восприятие и слуховое внимание;
- воспитывать у детей самоконтроль за речью, интерес к познанию природы родного края.
Оборудование: оформление помещения плакатами с изображением осеннего леса; иллюстрации с изображением «жилья» лесных зверей; презентация со слайдами осенней тематики; «письмо» с изображением ушей и хвостов лисы, волка, зайца, медведя и белки; корзинка, в которой овощи и фрукты из пластмассы; листочки из ткани; игрушки-грибы; шишки (по количеству детей); костюмы для Осени, Лисы, Волка, Зайца, Медведя и Белки, музыка на флешке.
Ход мероприятия.
Звучит мелодия А.Вивальди из цикла «Осень».
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня на праздник придёт гостья. Кто она – вы скоро узнаете, когда загадку отгадаете.
Урожай с полей убрали,
Птиц на юг мы провожали.
Идут долгие дожди,
Тёплых дней уже не жди.
Дни стали короче,
Длинней стали ночи.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Осенью)
Воспитатель: А давайте песенку споём и Осень тогда к нам в гости придёт.
Дети исполняют песню «Осень в гости к нам идёт», слова и музыка Е.Гомоновой.
Осень (входит под музыку, с корзинкой): Здравствуйте, ребята! Я – Осень. Целый год я не виделась с вами. Вы так выросли! И многому, наверное, научились. Давайте проверим. Я называю слово. А вы добавляете к нему слова «осенний», «осенняя», «осенние», «осеннее».
Небо осенью (какое?) – осеннее.
Дождь (какой?) – осенний.
Дни и ночи (какие?) – осенние.
Погода (какая?) – осенняя.
Цветы (какие?) – осенние.
Трава (какая?) – осенняя.
Солнышко (какое?) – осеннее.
Осень: Молодцы, ребята! Но я, осень, очень переменчивой бываю. И погода у меня всегда разная.
Какая погода бывает осенью, когда идёт дождь? Дождливая.
А если дует ветер? Ветреная.
А когда пасмурно? Пасмурная.
А если светит солнце? Солнечная.
А если часто идут дожди и сыро? Сырая.
Осень: А что осенью делают листья? (желтеют, опадают, увядают…) А давайте мы с листочками потанцуем!
Танец с листочками («Песня осенних листочков», слова и музыка Л.Олифировой)
Осень: Ребята, а откуда листья берутся? (на деревьях растут)
А где больше всего деревьев растёт? (в лесу)
Осень: Конечно, в лесу. Ой, ребята, я чуть не забыла! Я письмо у вас под дверью нашла. (Достаёт конверт из корзинки). Тут написано «Осень! Приходи к нам в лес! Помоги нам к зиме приготовится! Ждём тебя и детей в гости!» И чьи-то уши и хвосты нарисованы. Чьи это уши и хвосты? (Показывает по очереди рисунки, дети называют: лисий хвост, лисьи уши, волчий хвост, волчьи уши, заячий хвост, заячьи уши, медвежий хвост, медвежьи уши, беличий хвост, беличьи уши). Молодцы. Ребята! Именно эти звери нас в лес приглашают!
Дети закрывают глаза и под музыку «перемещаются» в осенний лес. Осень ставит корзинку в сторону, «теряет».
Звучит музыка, вбегает Волк.
Волк: Здравствуйте, ребята! Здравствуй, Осень! Помогите мне! Лиса загадки мне загадала, а я отгадок не знаю. Поможете?
Девица пришла, дожди принесла.
Листья опадают, шелестят.
Птицы на юг летят. (осень)
Растут – зеленеют, упадут – пожелтеют,
полежат – почернеют. (листья)
В дупле живёт да орешки грызёт. (белка)
Летом серенький, зимой беленький (заяц)
Хвост пушистый, рыжий мех.
В лесу живёт, в деревне кур крадёт. (лиса)
Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (волк)
Бурый, косолапый, сосёт в берлоге лапу. (медведь)
Волк: Спасибо, ребята! А листики мне поможете посчитать?
Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал: (плавно кружимся)
Вот дубовый, вот кленовый, (загибаем по одному пальчику на обеих руках)
Вот рябиновый резной,
Вот с берёзки золотой.
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку. (плавно приседаем)
Волк: Спасибо! Мне домой пора, волчата ждут. До свидания!
Волк убегает. Под музыку входит Заяц.
Заяц: Осень, ребята, здравствуйте! Помогите мне! У меня шерсть серая выпадать начала, линяю я! Может, я заболел?
Осень: Ребята, что с зайчиком происходит? (ответы детей). Правильно, заяц шубку меняет. Она сейчас серая, а зимой станет белой, под цвет снега.
Заяц: Спасибо, ребята! Вы так мне помогли! А давайте с вами поиграем! В лису и зайцев.
Тили-тили, тили-тили. хлопаем в ладоши
Зайцы по воду ходили. прыгаем медленно на месте
По дороге так скакали, прыгаем быстро
Что всю воду расплескали. стоим на месте, руки разводим в стороны
А за ними шла лисица идём «лисьей» походкой
По лесной дороге.
Наступила в ту водицу, «отряхиваем лапки»
промочила ноги.
И стоит, ругается: «грозим» пальчиком
- Погодите, зайцы!
Раз, два, три, четыре, пять топаем на месте
Я бегу вас догонять! «бегаем» на месте
Заяц: Ещё раз спасибо, ребята! А мне бежать пора, лиса близко!
Заяц убегает. Под музыку входит Лиса.
Лиса: Здравствуй, Осень! Здравствуйте, ребята! (Принюхивается). Что-то Зайцем пахнет! Вы Зайца не видели? Ох, быстрый какой, опять от меня убежал! Но мне сейчас не до него. Помогите мне, пожалуйста! Я тут слыхала, что обо мне много сказок люди сочинили, да ни одной не знаю! Может, вы мне поможете?
Осень: Поможем Лисе? (Дети называют сказки – «Заюшкина избушка», «Лиса и волк», «Лисичка со скалочкой» и т.д.)
Лиса: Спасибо, ребята! Обо мне и правда много сказок сочинили. Наверное, потому сочинили, что я самая умная в лесу! Я для вас задание приготовила,. Справитесь? «Скажи наоборот» называется.
Добрый – злой.
Умный – глупый.
Сытый – голодный.
Толстый – худой.
Высокий – низкий.
Длинный – короткий.
Тихий – громкий.
Ранняя – поздняя.
Тёплая – холодная.
Дождливая – сухая.
Радостная – грустная.
Лиса: Молодцы, с заданием справились, и со сказками мне помогли. Спасибо вам! А я пока побегу по делам. До свидания!
Лиса убегает. Под музыку входит Белка.
Белка: Здравствуй, Осень! Здравствуйте, ребята! Помогите мне! Я к зиме готовлюсь, орешки и грибы насобирала, а сосчитать не могу.
Считаем орешки и грибы (игрушки) до 5, правильно произносим окончания слов).
Один орех, два ореха, три ореха, четыре ореха, пять орехов.
Один гриб, два гриба, три гриба, четыре гриба, пять грибов.
Белка: Спасибо, ребята! Я в благодарность за помощь вам одну историю, которая в нашем лесу произошла, расскажу и покажу. Давайте, за мной повторяйте!
Уронила белка шишку, поднимаем руки вверх и опускаем вниз
Шишка стукнула зайчишку. хлопаем себя ладонью по лбу
Тот пустился наутёк, бег на месте
Чуть не сбил медведя с ног. «шатаемся» влево-вправо
Под корнями старой ели приседаем
Размышлял медведь полдня: упираемся кулачком в подбородок
- Что-то зайцы осмелели, «грозим» пальцем
Нападают на меня! разводим руки в стороны
Белка: Молодцы, ребята! Ну, мне пора дальше к зиме готовится!
Белка уходит. Под музыку входит Медведь.
Медведь: Здравствуй, Осень! Здравствуйте, ребята! Спасибо, что пришли в наш осенний лес! Помогите мне. Стар я стал, многое забываю. Вот забыл, как дома наших лесных жителей называются.
У волка – логово,
у медведя – берлога,
у лисы – нора,
у зайца – кустик,
у белки – дупло.
Медведь: Спасибо, ребята! А может, напомните мне, как семьи наших животных называются?
Лис – лиса – лисёнок - лисята.
Волк – волчица – волчонок – волчата.
Заяц – зайчиха – зайчонок – зайчата.
Белка – бельчонок – бельчата.
Медведь – медведица – медвежонок – медвежата.
Медведь: Спасибо, ребята! Осень, а ты ничего не теряла?
Осень: Ой, ребята, а я, пока мы по лесу ходили, кажется, корзинку потеряла!
Медведь: Не волнуйся, я её нашёл! (отдаёт корзинку, осень его благодарит) а сейчас мне в берлогу пора. До свидания! (уходит)
Осень: А нам, ребята, пора назад, в детский сад!
Под музыку все «перемещаются» в детский сад.
Осень: Ребята, я ведь к вам шла не с пустыми руками, я вам свои осенние дары принесла. Что это за дары? (Показывает яблоко и морковь, дети их называют, говорят, что это овощи и фрукты). Сейчас я вам буду их показывать. А вы их называйте. Но называйте ласково, хорошо?
Перец – перчик, морковь - морковочка, картошка – картошечка, капуста – капусточка, лук – лучок, чеснок – чесночок, помидор – помидорчик, огурец – огурчик, баклажан – баклажанчик…
Яблоко – яблочко, апельсин – апельсинчик, мандарин – мандаринчик, груша – грушка, лимон – лимончик, абрикос – абрикосик, лимон – лимончик…
Осень: Молодцы, ребята! Я свои дары оставляю вам! Будете в группе играть и меня вспоминать! А ещё вас в группе от меня ждёт вкусное угощение – яблочки наливные!
Воспитатель: Спасибо, Осень! А мы тебе на прощание песенку споём.
Дети поют песню об осени «Падают листья» (слова М.Ивенсен, музыка М.Красева)
Осень: Спасибо, ребята! До свидания! (уходит)
Воспитатель: До свидания, Осень! Вот и осень пошла дальше по своим делам. И нам пора в группу, нас ждёт угощение.
Дети под музыку идут в группу.
ЛИТЕРАТУРА
Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий. М., 2009
Гуськова А.А. Малые фольклорные жанры в формировании звуковой культуры речи// Логопед. 2008. №5
Новиковская О.А. 350 логопедических упражнений. - М. Издательство АСТ, 2021.- 255с.
Сидорова У.М. Учим слова и предложения. Речевые игры и упражнения для детей 5-6 лет: В 3 тетрадях. Тетрадь 1. – М.: ТЦ Сфера, 2019.- 32с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий праздничного мероприятия для средней группы "Сказка в осеннем лесу"
Сценарий праздничного мероприятия для средней группы "Сказка в осеннем лесу" решает программные задачи в области "Музыка"....
Спортивное мероприятие совместно с родителями в старшей группе «Прогулка в осеннем лесу»
Спортивное мероприятие совместно с родителями в старшей группе в области «Физическая культура» на тему: «Прогулка в осеннем лесу»...
конспект итогового открытого мероприятия "Осенние звуки в лесу"
Прививать любовь к классической музыке, к тврорчеству П.И.Чайковского, углубление восприятия музыки через интеграцию различных видов искусств.Формирование различных умений и навыков. необходимых дошко...
Конспект образовательного мероприятия по художественно-эстетическому развитию (аппликация) "Ежик в осеннем лесу"
Цель: расширить знания об обитателе леса - ежике, учить пользоваться кисточкой для клея, аккуратно наносить клей на осенние листочки....
Конспект игрового мероприятия "Прогулка в осеннем лесу" с использованием мягких модулей
Перед тем как отправиться в лес они собирают угощения для жителей леса. Затем преодолевают полосу препятствия. Угощают жителей леса. Играют в подвижную игру. Дети после отдыхают. И возвращаются в де...
Методическая разработка физкультурно-оздоровительного мероприятия «Приключения в осеннем лесу»
Цель: закреплять знания детей о временах года, о труде людей осенью, повышая познавательную, игровую, творческую активность, обогащая и расширяя кругозор посредством интеграции образовательных областе...
Фотоотчет о проведённом мероприятии "Праздник осеннего леса"
Развлечение "Праздник осеннего леса". Ребята играли в игры, пели песни и танцевали. Так же прошла выставка осенних букетов. Осенние букеты — это удивительные композиции, которые способ...