Картотека игр для развития речи дошкольников
картотека по развитию речи
Значение развития речи у детей в дошкольном возрасте
Развитие речи у детей многими взрослыми воспринимается как главный показатель интеллекта. Такой подход объясняется тем, что в высказываниях и разговоре прослеживается осведомленность и логика. Безусловно, мышление и речь как психические процессы тесно взаимосвязаны. Но речевое развитие является только частью интеллектуального уровня личности.
В то же время, для дошкольника речь – многофункциональное средство. С ее помощью он получает информацию и устанавливает контакт с окружающим миром. Слова помогают ребенку закрепить в сознании результат предметной деятельности. Благодаря речи дети приходят к восприятию и использованию образов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevye_igry.docx | 23 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры.
Игры, развивающие речевое дыхание
КОРАБЛИК
Цель: Вырабатывать длительное, направленное, плавное ротового выдоха. Активизировать мышцы губ.
Оборудование: Таз с водой и бумажные кораблики.
Ход: Таз с водой должен стоять так, чтобы ребенку было удобно дуть на кораблик. Воспитатель объясняет, что для того, чтобы кораблик двигался, на него нужно дуть плавно и длительно.
Ветерок, ветерок,
Натяни парусок!
Кораблик гони
До Волги-реки!
(Русская народная приговорка)
Игры, формирующие правильное звукопроизношение
АВТОМОБИЛЬ
Цель: Формировать правильное и отчетливое произношение звука «б» (бь), развивать умение произносить отдельные звукоподражания громко и тихо; ориентироваться в пространстве.
Оборудование: Картонные рули (по количеству детей), большая и маленькая машинки.
Ход: Воспитатель показывает машинки и спрашивает, как она гудят («би-и, би-и»). Затем показывает большую машину и говорит: «Большая машина гудит громко, послушай, как (произносит звукоподражание чуть громче обычного) «би-и, би-и», а маленькая гудит тихо (произносит вполголоса) «би-и, би-и». Ребенку предлагается повторить звукосочетания то громко, то тихо. Потом воспитатель предлагает детям самим покататься на машинах. Дети, изображая шоферов, бегают по группе с рулем в руках врассыпную, произнося: «би-и, би-и». (Рис.10)
Игры, способствующие пониманию и формированию грамматических конструкций
ГДЕ МАШИНА?
Цель: Учить детей понимать предложные конструкции.
Оборудование: Сюжетные картинки с изображением машины в разных местах.
Ход: Воспитатель раскладывает картинки перед детьми, затем просит показать картинку с изображением машины за деревом, около дома, не мосту и т.д. Активизирует речь малыша вопросом: «Где машина?».
Игры, способствующие развитию доброжелательного микроклимата в группе
ПАРОВОЗИК
Ход: Воспитатель предлагает детям покататься на поезде, говорит: «Паровозиком будет Илья, а мы все – вагончиками. Вагончики, вставайте за паровозиком». Дети встают друг за другом и передвигаются по группе, произнося имя мальчика, идущего впереди: «Илья, Илья, Илья…». Затем паровозиком назначается другой ребенок и игра повторяется.
Игры с использованием обобщающих слов
ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК
Цель: Уточнить и активизировать словарь по теме.
Оборудование: Игрушечные автобус, грузовик, легковая машина, самолет, кораблик в мешочке.
Ход: Воспитатель по одной достает машины из мешка. Вместе с ребенком рассматривает и обговаривает внешний вид машины (грузовика, автобуса и т.д.), цвет, материал, назначение. Уточняется название частей машины, их окраска и форма.
ПОКАТАЕМ В МАШИНЕ ИГРУШКИ
Цель: Активизировать речь по теме, уточнить понимание некоторых предлогов.
Оборудование: Большая грузовая машина, игрушечные пассажиры – кукла, мишка и др.
Ход: Воспитатель предлагает ребенку покатать в машине игрушки. Уточняется название частей машины, их цвет и форма. Ребенок усаживает «пассажиров» и катает их. Воспитатель задает вопросы: «Кто едет в машине? Что делает кукла? Что делает машина?». Затем он просит повозить машину около стола, у шкафа, за дверью и т.д.
ДАЙ ЧТО СКАЖУ
Цель: Закрепить название транспорта, активизировать словарь.
Оборудование: Игрушечные автобус, грузовик, легковая машина, самолет, кораблик.
Ход: Игрушки стоят на столе или ковре. Ребенок находится на расстоянии 1-2 метров от стола. Воспитатель просит малыша: «Принеси автобус (самолет, грузовик и т.д.)». Если малыш затрудняется, то воспитатель уточняет: «Он красного цвета, стоит около самолета» или просто указывает на нужную игрушку. Затем задает вопросы, уточняя, что принес ребенок, какого цвета автобус, его величина; рассматривают части автобуса. Игра повторяется.
Игры с использованием предметных и сюжетных картинок
ПАРНЫЕ КАРТИНКИ
Цель: Учить детей находить две идентичные картинки среди множества (10-15) предложенных, активизировать словарь.
Оборудование: Наборы предметных картинок: «Одежда», «Посуда», «Мебель», «Транспорт», «Игрушки» и т.д. (по две штуки), две куклы.
Ход: Воспитатель показывает детям куклы, говорит, что они сестренки и предлагает обеим подарить по игрушке. Дети выбирают две картинки с изображением игрушек из всех предложенных. Затем, воспитатель говорит, что куклы хотят погулять, и предлагает помочь куклам найти свою одежду. Дети выбирают две картинки с изображением предметов одежды и т.д. При этом воспитатель побуждает детей отвечать на вопросы, активизируя их речь: «Что это? Для чего это нужно? Какого цвета? И т.п.».
Так же в этой игре можно использовать комплексные картинки. На одной такой картинке изображены, например, несколько предметов посуды, мебели, одежды и т.д.
НА ЧЕМ МЫ ЕЗДИМ?
Цель: Учить детей узнавать знакомые транспортные средства, обозначать их словами.
Оборудование: Предметные картинки «Транспорт».
Ход: Воспитатель показывает детям ту или иную картинку и спрашивает, что на ней нарисовано. Дети отвечают сами или с помощью воспитателя. Затем воспитатель предлагает рассмотреть картинку и отмечает, какого цвета, например, машина, вместе с детьми называет ее части и т.д. Игра повторяется.
Игру «На чем мы ездим?» можно проводить с использованием художественного слова. Тогда цель этой игры будет такая – научить детей узнавать и показывать транспортные средства на слух. Ход: Воспитатель читает детям стихотворение, затем спрашивает о чем в нем говориться и просит ребенка найти картинку с изображением этого транспорта.
ПАРОВОЗ
Загудел паровоз
И вагончики повез.
Чу-чу, чу-чу!
Я далеко укачу!
(Т. Волгина)
САМОЛЕТ
Самолет построим сами,
Понесемся над лесами.
Понесемся над лесами,
А потом вернемся к маме.
(А. Барто)
ГРУЗОВИК
Нет, напрасно мы решили
Прокатить кота в машине:
Кот кататься не привык –
Опрокинул грузовик.
(А. Барто)
ВЕРТОЛЕТ
Вертолет, вертолет!
Ты возьми меня в полет!
А в полете пусто,
Выросла капуста!
(дразнилка)
КОРАБЛИК
Матросская кепка, веревка в руке.
Везу я кораблик по быстрой реке
И скачут лягушки за мной по пятам,
И просят меня: «Прокати, капитан!».
(А. Барто)
ЛОТО
Цель: Учить узнавать и называть изображенные на картинках предметы, не зависимо от их цвета или величины; обобщать их по назначению и использованию.
Оборудование: Наборы предметных картинок: «Одежда», «Посуда», «Мебель», «Транспорт», «Игрушки» и т.д. (число картинок из каждой серии должно соответствовать количеству детей).
Ход: Воспитатель показывает детям картинку, на которой изображена, например, тарелка и говорит: «Что это? (дети отвечают). Правильно. Тарелка – это предмет посуды. Где еще нарисована посуда?». Дети, самостоятельно или с помощью воспитателя, ищут и показывают нужные картинки и называют, что на них нарисовано. Далее, воспитатель показывает детям картинку, на которой изображен, например, автомобиль и игра повторяется.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА "ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО”
Слово спряталось куда-то.
Слово спряталось и ждет.
"Пусть найдут меня ребята
Ну-ка кто меня найдет?”
Дом на рельсах тут как тут
Всех умчит он в пять минут.
Ты садись и не зевай –
Отправляется ... (трамвай)
Не поедет без бензина
Ни автобус, ни ... (машина)
Едет он на двух колесах,
Не буксует на откосах,
И бензина в баке нет –
Это мой ... (велосипед)
Рано утром вдоль дороги
На траве блестит роса.
По дороге едут ноги
И бегут два колеса.
У загадки есть ответ.
Это мой ... (велосипед)
На рояль я не похож,
Но педаль имею тоже.
Кто не трус и не трусиха,
Прокачу того я лихо.
У меня мотора нет.
Как зовусь? ... (велосипед)
Бежит при ветре споро
Без весел и мотора ... (парусник)
Самосвалом я зовусь,
Сам я сваливаю ... (груз)
Накорми меня бензином,
На копытца дай резины,
И тогда, поднявши пыль,
Бежит .... (автомобиль)
Прицепившись к задней шине,
Мишка едет на ... (машине)
Весь мир прочитал
Сообщенье в газетах,
Что Белка и Стрелка
Летали в ... (ракетах)
Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает.
Отправляется в полет
Винтокрылый ... (вертолет)
В этом доме тишина,
Много окон, дверь одна.
Дом летит под небеса.
За окошком вся страна.
Дом отправился в полет.
Значит это ... (самолет)
Мимо рощи, мимо яра,
Мчит без дыма, мчит без пара
Паровоза сестричка ...
Кто такая? ... (электричка)
Вез водитель в магазин
Много метел и корзин.
Как приятно было Зине
Вместе с ним сидеть в ... (кабине)
Создавать я начал флот.
Превратилась губка в ... (плот)
Тучек нет на горизонте,
Но раскрылся в небе зонтик.
Через несколько минут,
Опустился ... (парашют)
СТИХИ, ПРИБАУТКИ, ЗАГАДКИ ДЛЯ УПРАЖНЕНИЯ В ПРАВИЛЬНОМ ПРОИЗНОШЕНИИ РАЗЛИЧНЫХ ЗВУКОВ
ЗВУК Ц
Нам шагать по лестнице
Незачем с тобой –
Лестница-чудесница
Бежит сама собой.
***
Вьется по улице
Легкая пыль,
Мчится по улице
Автомобиль
ЗВУК Р
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
Детский сад
Мы приходим в детский сад,
Там игрушки стоят:
Паровоз, пароход
Дожидаются ребят.
Машинист
Папа Костика и Розы –
Машинист на паровозе.
Он в большие города
Быстро водит поезда.
***
Тридцать три вагона в ряд
Тараторят, тарахтят.
ЗВУК С И З Песенка машиниста
Спят ли волки?
Спят. Спят.
Спят ли пчелки? Спят. Спят.
Спят ли птички?
Спят. Спят.
А лисички? Спят. Спят.
Все на свете спят. Спят.
Только я и паровоз –
Мы не спим, мы не спим.
И летит до самых звезд
К небу дым.
***
Сеня вез воз сена.
***
Едем на грузовике.
По флажку у нас в руке.
Светофора красный глаз
Не пускает дальше нас!
ЗВУК Ж
Мчится, мчится железный конек,
По железу железо гремит.
Пар клубится, несется дымок,
Мчится, мчится железный конек.
РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ С ДВИЖЕНИЕМ
Поезд
Вагончики зеленые
Бегут, бегут, бегут.
А круглые колесики
Все тук, да тук, да тук.
Дети встают в колонну и мерно двигаются (идут друг за другом), одновременно делая движения руками подобно рычагам паровозных колес. Эти движения можно выполнять и под другие стихи.
Загудел паровоз
И вагончики повез
Чох-чох, чох-чох, чу-чу
Я далеко укачу.
Ракета
В небо ракета стрелою взлетела,
В ней космонавт сильный и смелый.
Дети встают в колонну (можно врассыпную), поднимают вверх руки, делая их "лодочкой” вверх (острие ракеты направлено в небо) и так шагают друг за другом на время полета.
Самолет
Самолет летит, летит,
Летчик смелый в нем сидит.
Дети встают в колонну, разведя руки в стороны (крылья) и бегут друг за другом.
Лодочка
А теперь с тобой вдвоем
Мы на лодочке плывем.
Ветер по морю гуляет,
Ветер лодочку качает.
Весла в руки мы берем,
Быстро к берегу гребем.
К берегу пристала лодка
Мы на берег спрыгнем ловко.
И поскачем по лужайке
Будто зайки, будто зайки.
Дети встают врассыпную, вытянув руки в стороны, качаясь вправо-влево и вверх-вниз. Изображают, как гребут веслами. Останавливаются, приседают. Прыгают вперед, скачут как зайцы.
Легковой автомобиль
Мы ехали, ехали,
К мосту подъехали
Въехали, съехали
Снова поехали
Ехали, ехали
К яме подъехали
Яму объехали
И к дому поехали.
Дети встают в колонну, идут друг за другом, имитируя руками вращение руля, опускают руки вниз, поднимают их вверх, тянутся, приседают, "едут”, приседают, делают поворот, "едут”, останавливаются.
Пароход
Пароход большой плывет,
Капитан его ведет.
Дети встают врассыпную, ставят руки перед грудью, вперед, ладони соединяют как "ковшик” (обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты, а большие пальцы подняты вверх) и двигаются свободно по группе.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
а) "Лодочка” (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыть их).
б) "Пассажиры в автобусе” (скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук вверх, большие пальцы вытянуть вверх).
в) "Лодка”. Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик).
Лодочка плывет по речке,
Оставляя на воде колечки.
г) "Пароход”.
Пароход плывет по речке
И пыхтит он, словно печка.
Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх.
д) "Поездка” (сказка пальчиков). Ладони поставить домиком, кисть руки или сложенные кисти продвигать вперед по поверхности стола (гараж, машина). Ладони поставить на ребро навстречу друг к другу, согнуть пальцы под прямым углом до соприкосновения (из гаража, ворота закрыты).
Кисть или сложенные кисти рук крепче прижать к столу (машина стоит перед воротами - Биб! Ту-ту!).
Закрытые ворота изобразить вновь. Медленно выпрямить пальцы (ворота открываются).
Кисть или сложенные кисти рук продвигать вперед (машина едет).
Волнообразным движением имитировать течение реки (машина едет к реке).
Локти на ширине плеч поставить на стол, пальцы согнуть под прямым углом до соприкосновения. Снова изобразить движение машины (это мост, по нему едет машина).
Ладони поставить на ребро и соединить пальцы обеих рук под острым углом, как нос корабля, и плавно продвигать вперед (под мостом проплывает корабль).
Снова изобразить движение машины (машина съехала с моста).
Снова ладонями показать домик (ехали, ехали и домой приехали).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр по развитию речи дошкольников.
Картотека игр по развитию речи дошкольников....
Картотека игр по развитию речи дошкольников
В картотеке подобраны игры по звуковой культуре речи; игры на развитие словаря, на формирование грамматического строя речи, на развитие связной речи....
Картотека игр по развитию речи дошкольников.
Картотека игр по развитию речи дошкольников:Речевые игры. 1.«Лето – зима», «Весна – осень».Цель: Обогащение словаря путем подбора слов по данной теме....
Картотека Игры по развитию речи дошкольников старшего возраста
КартотекаИгры по развитию речи дошкольников старшего возраста...
картотека игр на развитие речи дошкольников
подборка игр ,которые направлены на речевое развитие детей,вэти игры могут поиграть родители со своими детьми по дороге домой....
Картотека скороговорок для развития речи дошкольников
Скороговорки учат четко и внятно говорить, помогают овладеть техникой речи, тренируют память, развивают артикуляционный аппарат....
Картотека игр по развитию речи дошкольников
Картотека игр по развитию речи дошкольников для всех возрастных групп...