Картотека игр по развитию речи дошкольников
картотека по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Картотека игр по развитию речи дошкольников для всех возрастных групп
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr_po_razvitiyu_rechi.docx | 23.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры по развитию речи
Младшая группа
- «В магазине игрушек»
Цель: расширять и активизировать словарный запас детей, умение использовать предлоги для обозначения пространственного положения предметов
Инвентарь: Иллюстрация с набором игрушек
Описание: Предложить ребенку определить, что находится справа, слева, вверху, внизу от мишки, мячика и т. д.
- «Скажи наоборот»
Цель: активизация словарного запаса, развитие мышления, учить детей подбивать и называть антонимы- прилагательные.
Инвентарь: Мячик
Описание: дети сидят в кругу. Воспитатель катит мяч ребенку, называет слово, а ребенок катит мяч обратно и называет слово с противоположным значением: веселый — грустный, быстрый — медленный.
- «Кто где живет?»
Цель: активизировать в речи слова, обозначающие названия животных и птиц, их жилищ.
Инвентарь: Иллюстрации по теме
Описание: Дети по очереди называют животное или птицу, подбирают и называют его жилище.
- «Назови как можно больше предметов»
Цель: активизация предметного словаря.
Описание: Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать как можно больше предметов, которые их окружают (назвать только те, что находится в поле их зрения) Воспитатель следит, чтобы дети правильно и чётко произносили слова, не повторялись. Когда малыши не смогут больше ничего назвать сами, воспитатель может задавать им наводящие вопросы: «Что висит на стене?» и т.д.
Дидактические игры по развитию словаря
Средняя группа
- «Кто как голос подает?»
Цель: обогащать глагольный словарь по теме, развивать память и речь детей.
Игровой материал: карточки с изображением диких и домашних птиц, игрушка медвежонок.
Описание: Воспитатель: «Ребята, к нам из леса пришел в гости мишка. Ему в лесу сорока сказала, что наши детки не знают, какими голосами птицы разговаривают. Мы ведь знаем? Сейчас я вам раздам картинки с птицами. Мишутка к каждому из вас подойдет, и вы каждый скажете ему, как разговаривает его птица .Слова для обогащения словаря: o воробей – чирикает o ворона – каркает o голубь воркует o синица – свистит o утка – крякает, o соловей – поет o кукушка – кукует o петух – кукарекает.
- «Овощи»
Цель: обогащать словарь детей существительными множественного числа по теме «Овощи».
Инвентарь: кукла Маша, картинки с одним овощем и с нескольким количеством
Описание: Воспитатель показывает куклу Машу, говорит: «Маше подарили игру «Один овощ – много овощей», ей надо найти картинки с одинаковым изображением овощей. Например: одни лук – много лука».Слова для обогащения словаря:Лук – много лука;Картошка – много картошки;Свекла – много свеклы; Капуста – много капусты; Тыква – много тыквы; Кабачок – кабачки – много кабачков; Морковка – морковки – много морковок; Помидор – помидоры – много помидоров.
- «Угадай игрушку»
Цель: обогащать предметный словарь, словарь прилагательных, ориентируясь на его признаки и действия.
Инвентарь: игрушки: медвежонок, заяц, лиса, утенок.
Описание: Воспитатель приносит волшебную коробку с игрушками, показывает игрушки и называет их. Затем рассказывает о каждой игрушке, называя внешние признаки: «Это мягкая игрушка. Она серая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко». Аналогично описываются другие игрушки, дети называют их. Предложить ребенку описать одну из игрушек.
- «Кто, что делает?»
Цель: обогащать глагольный словарь детей.
Инвентарь: мяч.
Описание: Взрослый бросает мяч ребенку и называет профессию, ребенок возвращает мяч и говорит, что делает представитель этой профессии. Слова для обогащения словаря: Врач — лечит. Учитель — учит. Продавец — продает. Маляр — красит.
- «Деревья и их плоды»
Цель: обогащать словарь детей подбирать плоды деревьев, развивать зрительную память, внимание.
Инвентарь: иллюстрации деревьев (ель, рябина, каштан, липа, клен); картинки (шишка, рябина, каштан, липовое семян, кленовая крылатка).
Описание: Воспитатель загадывает загадку:
Утром мы во двор идем -
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят,
И летят, летят, летят. (Осень)
Воспитатель: «Ребята о чем эта загадка? Про какое время года? А вы хотели бы узнать больше о деревьях и о плодах? Предлагаю отправиться в сад, где растут деревья». Рассматривают, проговаривают названия деревьев, затем находят их плоды.
Дидактические игры по развитию словаря
Старшая группа
- «Кто кем был?»
Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.
Описание: педагог, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект: Цыплёнок – яйцом, Хлеб – мукой, Лошадь – жеребёнком, Шкаф – доской
- Кто где живёт?
Цель: развитие словаря, закрепление знаний детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».
Описание: Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает. Кто живёт в дупле? - Белка. Кто живёт в скворечнике? - Скворцы. Кто живёт в гнезде? - Птицы.
- «Подскажи словечко»
Цель: обогащение словаря, развитие мышления, быстроты реакции.
Описание: педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает:– Ворона каркает, а сорока?
Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить: – Сорока стрекочет.
Примеры вопросов: Сова летает, а кролик? Корова ест сено, а лиса? Крот роет норки, а сорока?
- «Горячий – холодный»
Цель: обогащение словаря, закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.
Описание: педагог, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч , называет другое – с противоположным значением.
(Горячий – холодный, Хороший – плохой, Умный – глупый)
- «Что происходит в природе?»
Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.
Описание: педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам.
Пример: Тема «Весна»
Солнце – что делает? -Светит, греет. Ручьи – что делают? -Бегут, журчат. Снег – что делает? -Темнеет, тает.
Дидактические игры по развитию словаря
Подготовительная группа
- «Собери пять»
Цель: обогащение словарного запаса, научить относить единичные предметы к определенным тематическим группам.
Описание: Для игры надо заготовить набор предметных картинок, состоящий из нескольких тематических групп (одежда, посуда, игрушки, мебель и т.д.) Играет несколько человек, по количеству тематических групп. Картинки лежат на столе изображениями вниз. Каждый берёт по одной картинке, называет её и родовое понятие, к какому относится данная картинка. Таким образом, устанавливается, какую группу будет собирать каждый участник. Если выбраны одинаковые группы, открывают ещё по одной картинке. Затем ведущий показывает играющим по одной картинке, а они должны просить себе ту или иную картинку: «Мне нужна кукла, потому что я собираю игрушки». Выигрывают тот, кто первый собрал свою группу картинок (количество картинок в каждой группе должно быть одинаковым, например, по шесть картинок).
- «Эстафета»
Цель: обогащение словарного запаса, активизация глагольного словаря.
Ход игры: Играющие стоят в кругу. У ведущего палочка-эстафета. Он произносит какое-нибудь слово и передаёт эстафету рядом стоящему ребёнку. Тот должен подобрать подходящее слово- действие и быстро передать палочку дальше. Когда эстафета вернётся к ведущему, он задаёт новое слово, но палочку передаёт в другом направлении. Если кто-то затрудняется назвать слово или подбирает неподходящее слово, ему дают штрафное очко. После того как игрок набрал три штрафных очка, он выходит из игры. Выигрывает тот, у кого в конце игры будет меньше штрафных очков. (собака – лает, кусает, бежит, сторожит, скулит, воет; кошка – мурлыкает, охотится, играет, дремлет, мяукает, царапается.)
- «Кто больше знает»
Цель: обогащение словарного запаса, развивать память детей; обогащать их знания о предметах, воспитывать такие качества личности, как находчивость, сообразительность.
Игровое правило. Вспомнить и назвать, как один и тот же предмет может быть использован.
Описание: Дети вместе с воспитателем садятся на стулья (на ковёр) в кружок. Давайте поиграем. Я буду называть различные предметы, а вы вспомните и назовите, что с ними можно делать. Постарайтесь сказать, как можно больше. Воспитатель говорит:
- У меня в руках стакан. Кто скажет, как и для чего его можно использовать? Дети отвечают:
- Пить чай, поливать цветы, измерять крупу, накрывать рассаду, ставить карандаши.
- Правильно, - подтверждает воспитатель и если нужно, дополняет ответы ребят.
- «Многозначные слова»
Цель: Познакомить со словами, объяснить значение слов, составить с ними предложения, обогащение словарного запаса
Описание: воспитатель говорит многозначное слово «Иголки». Они бывают разные: швейная иголка, машинная иголка, вязальная иголка, у шприца, у ёлки, у сосны, иголки у ежа, иголки у кактуса.
Какие щётки вы знаете? Назовите их.
Этой щёткой чищу зубы. Этой щёткой – башмаки, этой щёткой – чищу брюки, все три щетки мне нужны.
- Игра «Сплетем венок из предложений»
Цель: Упражнять детей в составлении предложений, объединенных тематически, воспитывать речевое внимание, обогащение словарного запаса
Описание: Воспитатель произносит предложение. Дети называют последнее слово и с ним же придумывают новое предложение. Например: Сережа читает книгу. Книга лежит на столе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр
Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....
Картотека игр по развитию речи дошкольников.
Картотека игр по развитию речи дошкольников....
Картотека игр по развитию речи дошкольников
В картотеке подобраны игры по звуковой культуре речи; игры на развитие словаря, на формирование грамматического строя речи, на развитие связной речи....
Картотека игр по развитию речи дошкольников.
Картотека игр по развитию речи дошкольников:Речевые игры. 1.«Лето – зима», «Весна – осень».Цель: Обогащение словаря путем подбора слов по данной теме....
Картотека Игры по развитию речи дошкольников старшего возраста
КартотекаИгры по развитию речи дошкольников старшего возраста...
картотека игр на развитие речи дошкольников
подборка игр ,которые направлены на речевое развитие детей,вэти игры могут поиграть родители со своими детьми по дороге домой....
Картотека скороговорок для развития речи дошкольников
Скороговорки учат четко и внятно говорить, помогают овладеть техникой речи, тренируют память, развивают артикуляционный аппарат....