Занятие по развитию речи "Грибы и ягоды"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_individualnoe._griby.docx | 20.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по развитию речи
развитие лексико-грамматической стороны речи
Тема: «Грибы, ягоды».
Цель: закрепить знание ребенка о грибах и ягодах.
Задачи занятия:
Коррекционно-образовательные:
- учить различать съедобные и несъедобные грибы;
- учить образовывать и употреблять имена существительные в родительном падеже множественного числа.
Коррекционно-развивающие:
- закреплять употребление предлога в;
- упражнять ребенка в подборе обобщающих слов;
- развивать и активизировать словарный запас по теме.
Коррекционно-воспитательная:
— воспитывать у ребенка интерес к окружающей природе и бережное отношение к ней.
Оборудование: картинки с изображением: грибов, ягод, корзинка.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Игра «Назови одним словом».
Логопед: Рассмотри картинки. Послушай ряд слов. Как можно назвать их одним словом?
Подосиновик, подберезовик, маслята, мухомор. (Грибы.)
Малина, клюква, земляника, черника. (Ягоды.)
Грибы и ягоды расположены в двух выделенных зонах групповой комнаты.
Логопед: Сегодня я предлагаю тебе превратиться в туристов и отправиться на прогулку в лес, чтобы лучше рассмотреть грибы, ягоды которые там растут. Ты согласен? (Ответ ребенка.) А как должны вести себя туристы в лесу? (Ответ ребенка.)
2. Основная часть.
Логопед: Наше путешествие началось. С собой в лес мы взяли корзинку, а собирать в нее мы будем что? (Ответ ребенка.)
Да, конечно же, грибы. А настоящие грибники знают о грибах очень много. Вот послушай, какой рассказ о грибах я приготовила.
Грибы
Грибы — это растения, у которых нет цветков. Вместо семян у них споры. У грибов есть шляпка и ножка, но нет ни листьев, ни стебля, ни корней. Чтобы питаться, грибы выпускают в гниющие растения или навоз тоненькие волосики — нити грибницы. Нужно быть очень осторожным при сборе грибов: ведь они бывают съедобными и ядовитыми.
Сейчас мы будем «собирать» грибы, которые ты видишь, но будь осторожен, среди них есть один ядовитый — его класть в корзинку нельзя ни в коем случае.
Игра «Собери грибы в корзинку».
Совместно с логопедом ребенок называет грибы: маслята, белые грибы, опята, рыжики, мухоморы. Затем подходит к картинкам с изображением грибов и считает:
Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительными.
1 гриб, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...
1 лисичка, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...
1 опенок, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...
и кладет по одной картинке в корзинку, сопровождая речью свои действия: Я собрал пять маслят. Я собрал пять белых грибов. Я собрал пять опят. Я собрал пять рыжиков.
- Какой гриб растёт под берёзой? (Подберёзовик).
- Какой гриб растёт под осиной? (Подосиновик)
Упражнение «Какие грибы?»
Если грибы варят, то получатся грибы какие? (варёные).
Если грибы жарят, то это грибы… какие? как их можно назвать? (жареные).
Если грибы маринуют, то это грибы… какие? (маринованные)
Если грибы тушат, то получатся грибы… какие? (тушёные)
Если грыби сушат, то получаются грибы.. .какие? (сушёные)
Если грибы солят, то получатся какие грибы? (солёные).
Игра «Подбери слово».
- Что можно делать с грибами? (Искать, собирать, срезать, мыть, чистить, варить, жарить, сушить, солить, есть и т. д.)
Логопед: Почему мухомор ты не положил в корзинку? (Потому что это несъедобный гриб.)
Физминутка
За грибами
Все зверюшки на опушке
Ищут грузди и волнушки. (Дети идут в хороводе)
Белочки скакали, (Скачут вприсядку)
Рыжики срывали. (Срывают воображаемые грибы)
Лисичка бежала, (Бегут по кругу)
Лисички собирала. (Собирают воображаемые грибы)
Скакали зайчатки, (Скачут стоя)
Искали опятки. (Срывая воображаемые грибы)
Медведь проходил, (Идут вразвалку)
Мухомор раздавил. (Затем топают правой ногой)
Логопед: С полной корзинкой грибов мы отправляемся за ягодами. А почему люди так любят ягоды? Ответ на этот вопрос в моем рассказе.
Ягоды
Ягоды имеют самую разнообразную окраску. Это — богатый источник необходимых витаминов. Ягоды многих растений (клюква, брусника, черника и др.) используются в пищу, а некоторые из них (например, ягоды черники) — в медицине.
Растут они в лесах, на болотах и в садах. Ягодные растения имеют различную форму: это кустарники (крыжовник), лианы (ежевика), травы (земляника, клубника).
Посмотри внимательно, какие ягоды растут в лесу. Назови их. (При затруднениях логопед приходит на помощь ребенку: земляника, черника, брусника, ежевика, клюква, малина.)
Игра «Чего не стало?». Ребенок закрывает глаза, логопед убирает одну из картинок. Затем он открывает глаза и называет ягоду, которой не стало: «Не стало ежевики» и т.д. В конце игры логопед выкладывает на доску картинку с изображением клубники — ребенок должны сказать, какая ягода прибавилась.
Логопед: А почему эту ягоду ты не нашел в лесу? (Потому что клубника не растет в лесу. Ее выращивают люди.)
Что можно делать с ягодой? (Срывать, пробовать, есть, искать, варить) .
Игра «Что приготовим?»
- Из малины- малиновое варенье.
- Из клюквы- клюквенный морс.
- Из клубники- клубничный джем.
- Из земляники- земляничное варенье.
- Из грибов- грибной суп, соус.
Логопед: Теперь пора возвращаться в детский сад.
3. Итог занятия. Рефлексия
Логопед: Кем ты был на занятии? у
Что собирал в корзинку? Какие ягоды растут в лесу? Почему нельзя найти в лесу клубнику?
Что понравилось на занятии? Что показалось трудным? А что совсем было легко?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по развитию речи во второй младшей группе "Дары леса: грибы, ягоды".
Занятие обогащает представление детей об осенних дарах леса, активизирует словарный запас, формирует умение образовывать существительные при помощи суффиксов, развивает умение составлять небольшой рас...
Конспект занятия по развитию речи для детей младшей группы "Знакомство с ягодами"
Первый год обучения...
Грибы и ягоды. Логопедическое занятие по развитию речи.
Активизация словаря по теме «Лес. Ягоды. Грибы». Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Совершенствование грамматического строя речи...
Конспект занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи на тему: "Ягоды"
Тема: «Ягоды».Цели занятия:Коррекционно-образовательные:- учить различать ягоды;- учить образовывать и употреблять имена существительные в родительном падеже множественного числа.Коррекцио...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Грибы, ягоды"
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Грибы, ягоды"...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ «ГРИБЫ. ЯГОДЫ» (старшая группа).
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ «ГРИБЫ. ЯГОДЫ» (старшая группа)....
Занятие по развитию речи тема:"Ягоды"
Занятие по развитию речи тема:"Ягоды"...