Развитие связной речи
консультация по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Под связной речью понимается развёрнутое изложение определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. По тому, как ребёнок строит свои выказывания, можно судить об уровне его речевого развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivaem_svyaznuyu_rech.docx | 18.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи.
Под общим недоразвитием речи понимают сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, фонематических функций, словаря, грамматического строя речи, связной речи.
Под связной речью понимается развёрнутое изложение определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. По тому, как ребёнок строит свои выказывания, можно судить об уровне его речевого развития.
Детям трёх лет доступна форма диалогической речи (ответы на вопросы), однако при этом малыш часто отвлекается от содержания вопроса.
В среднем дошкольном возрасте большое влияние на развитие связной речи оказывает активизация словаря, объём которого достигает к этому времени примерно 2,5 тыс. слов. Высказывания детей становятся более последовательными и развёрнутыми. В средней группе детей начинают обучать составлению небольших рассказов по картинам, игрушкам.
У детей старшего дошкольного возраста связная речь достигает довольно высокого уровня. На вопросы ребёнок отвечает достаточно точными, краткими или же развёрнутыми ответами.
На шестом году жизни ребёнок может довольно последовательно и чётко составить описательный и сюжетный рассказы на предложенную ему тему.
Существует несколько методик обучения детей основным видам рассказывания: рассказывание по картине, рассказы детей из опыта, творческие рассказы, пересказ.
Пересказ – это творческое воспроизведение литературного текста. На занятиях по пересказу дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают эмоциональные, образные слова и словосочетания, учатся владеть живым родным языком. В подготовительной к школе группе можно подводить детей к пересказу текстов описательного характера по сюжетным картинам. Занятие по пересказу состоит из нескольких частей:
- Вводной беседы; рассматривание художественной иллюстрации, вызывающий нужный эмоциональный настрой;
- Чтение литературного произведения. Перед первичным чтением не следует делать установку на запоминание текста - это может нарушить целостность восприятия художественного произведения. Очень важно выразительно прочитать текст, интонационно выделяя диалоги действующих лиц и этим помогая детям определять своё отношение к героям и событиям рассказа;
- Беседы по содержанию и форме прочитанного произведения;
- Повторное чтение литературного текста. Перед чтением даётся установка на внимательное прослушивание содержания и запоминание его;
- Пересказ произведения детьми. Основным в занятии по пересказыванию рассказа является сам пересказ. Рассказ можно рассказывать по частям.
Пересказ рассказа, с использованием сюжетных картин, обеспечивает наглядную опору, являющуюся основной для активного, продолжительного диалога взрослого и ребёнка, что позволяет стимулировать различные аспекты речевой и мыслительной деятельности ребёнка.
Учите детей рассказывать.
Рекомендации для родителей по обучению детей рассказыванию.
Большую роль в обучении рассказыванию играют родители, поэтому хочу дать рекомендации для родителей.
1. Рассказывание с использованием игрушек.
Детей учат описывать игрушки, предметы, используя распространенные предложения или высказывания, состоящие из двух трех предложений. Нужно рассмотреть игрушку, с помощью вопросов вычленить ее основные признаки и качества (форма, цвет, величина). Сначала взрослый предлагает внимательно рассмотреть игрушку ребенку. Если описания малыша вызывают затруднения, то взрослый воздействует речевым примером - сам описывает игрушку. Например: Грузовая машина с синим кузовом, красной кабиной и черными колесами. Можно поиграть с ребенком в игру «Магазин игрушек». Для этой игры могут быть подготовлены различные игрушки: куклы, машинки, кукольная посуда, мебель, одежда. В ходе игры покупатель – ребенок описывает выбираемый предмет, а продавец – родитель по описанию вручает его.
Затем можно одновременно показывать не одну, а две игрушки (грузовик и автобус, мячи разного цвета и размера, разных кукол). При этом усложняется структура предложения и увеличивается объем высказываний, так как ребенок строит описание на сравнении игрушек.
2. Рассказывание по картине.
Очень важно целенаправленно упражнять ребенка в умении составлять высказывания из нескольких предложений несложной конструкции. С этой целью в процессе рассматривания сюжетной картины рекомендуется выделать те или иные объекты для развернутого описания их, не нарушая в тоже время целостности восприятия. Сначала взрослый дает пример стройного, лаконичного, точного и выразительного высказывания. Ребенок с помощью вопросов и указаний взрослого пробует, справится с описаниями следующего объекта, опираясь при этом на речевой образец. Высказывание, относящиеся к тому или иному объекту будет органически входить в беседу о картине в целом. Например: рассказывание по картине «Кошка с котятами».Взрослый показывает картину обращается к ребенку: «Кого ты видишь на картине? Правильно: кошку с котятами. Внимательно посмотри на кошку и расскажи о ней. Рассказывать начну я, а ты продолжишь. «Кошка пушистая с черной шерстью на спине и на голове. У нее черный хвост, а кончик хвоста беленький. Где еще у кошки белая шерстка? Расскажи об этом». Ребенок, используя речевой образец, продолжает. У кошки белая шерсть на боках и на грудке, лапки у нее тоже беленькие». Взрослый заканчивает описание: «У кошки зеленые глаза и острые ушки, кошка лежит – лапку одну поджала». Затем аналогично переходят к описанию котят. Взрослый заканчивает описание обобщающим рассказом.
3. Пересказ.
Развивая связную монологическую речь, важно научить ребенка пересказывать короткие литературные тексты (сказки с несложным сюжетом (курочка ряба, колобок, репка)).Входе пересказа взрослый помогает ребенку - сам начинает сказку, подсказывает нужное слово, исправляет речевые ошибки. Ребенок включается в рассказ взрослого, повторяя слово или целое предложение «Посадил дед: -«Репку». «Выросла репка большая …-«Пребольшая». Можно малышу предложить сыграть сказку, показать, как дед тянул репку, как ему помогала бабка и т.д. взрослый сопровождает действие чтением текста. Таким образом, упражняясь в пересказе знакомых сказок, ребенок накапливает первоначальный опыт литературных текстов. В дальнейшим детям становится доступным пересказ коротких рассказов. Например: пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Гуси». Взрослый сначала читает рассказ, неторопливо и выразительно с выделением абзацев, с логическими ударениями. После чтения проводится краткая беседа, в ходе которой, взрослый задает вопросы.
Первый вопрос - «Как хозяюшка манила гусей домой, как звала их?» - позволяет упражнять детей в интонационно выразительной прямой речи (предлагает ребенку говорить громче, чтобы гуси могли слышать; произнести слова с лаской в голосе – ведь хозяйка ласково зовет гусей.
Второй вопрос – «А что гуси сделали хозяюшке»? – побуждает ребенка пересказывать близко к тексту.
Третий вопрос – «Что сделала хозяйка, чтобы гусей домой погнать»? Для того, чтобы ответить на этот вопрос ребенок должен не только воспроизвести содержание заключительной части рассказа, но и вспомнить все что было усвоено раньше. Дети не редко воспроизводят текст с существенными пропусками. Поэтому надо учить их давать описание ближе к тексту и более полно.
Ребенку помогают овладеть умением пересказывать различные зрелища – кукольный театр, драматизация сказки, спектакли. Они эмоционально настраивают ребенка, развивают желание передавать свои впечатления в рассказе.
Дети 5 - го года жизни уже могут рассказывать о некоторых событиях из личного опыта, взрослый побуждает ребенка вспомнить, как ходили на новогодний праздник, что он видел интересного на прогулке. Перед ребенком четко ставится задача: «Расскажи, что ты видел на празднике». Здесь можно использовать образец: «Сначала послушай, что я видел на новогоднем празднике, а потом ты будешь рассказывать». Рассказ взрослого должен быть близок к детскому опыту, четко построен, иметь ясный конец, язык рассказа должен быть живым и эмоциональным.
Постепенно дети отучатся от копирования образца и подходят к самостоятельному рассказу, обучение которому начинается после 5- ти лет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-пратикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)
Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)...
Консультация на тему: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста»Что такое связная речь? Связная речь - смысловое развёрнутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Св
Консультация на тему: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста»Что такое связная речь? Связная речь - смыслов...
Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)
Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчу...
Краткосрочный проект для детей 4-5 лет группы №7 «Развитие связной речи дошкольников средствами моделирования и мнемотехники. Работа по развитию связной речи дошкольников
В работе по развитию связной речи дошкольников мы используем современные технологии. Технология моделирования и мнемотехники помогает ребенку зрительно представить понятия слово, предложение....
Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)
Приняла участие на семинаре – практикуме по теме: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развит...
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок.(Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок....
Мастер-класс для родителей «Игры на развитие связной речи» «Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи»
Мастер-класс для родителей «Игры на развитие связной речи» «Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи»Форма проведения: семинар - практикумАуди...