"Моя семья"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект НОД в старшей группе "Моя семья"

 Цель: формировать у детей представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.

Задачи:
Образовательные:
- Формировать представления о родственных отношениях;
- Закрепить с детьми представление о семье; учить составлять связный рассказ с помощью мнемотаблицы;
-Побуждать детей к высказыванию в виде полных предложений.
Развивающие:
- Развивать внимание, память, воображение, логику, мышление;
- Развивать умение собирать целое из частей.
Воспитательные:
- Продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающим;
- Воспитывать желание заботиться о своих близких.

Предварительная работа:
-составление рассказов о своей семье
-знакомство и разучивание пословиц о семье
-разучивание стихотворений детьми
-беседа с детьми о семье
-рассматривание семейных фотографий
-составление семейных деревьев

Словарная работа:
родословная, семья-семейный, рассудительный, смышлёный, ответственный.
Словообразование: какой?, какая?

Материал к НОД: мольберты, магнитофон, цветок-ромашка с лепестками из картона, кружки из картона красного и черного цветов на каждого ребенка, схема для составления рассказа о семье, семейные деревья, выполненные детьми и родителями.


Ход НОД:
Воспитатель:        Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро»!
Доброе утро! – солнцу и птицам,
Дети:                Доброе утро!
Воспитатель:                Доброе утро нашим гостям, их улыбчивым лицам.
Дети:                Доброе утро!
Воспитатель:        И каждый становится добрым, доверчивым…
                                 Пусть доброе утро длится до вечера.
Воспитатель читает стихотворение
Если в чудо веришь ты,
Мы о нём расскажем.
Если в чудо веришь ты,
Мы его покажем.
Чудеса повсюду есть –
Всех их и  не перечесть.
Сегодня мы собрались все вместе поговорить об одном таком чуде – о семье. Что такое семья?
Ответы детей
Воспитатель:                Ребята, а какой должна быть семья?
Дети:        Дружная, большая,  спортивная,   счастливая, крепкая, улыбчивая.
Воспитатель:          Ребята, а какой цветок является символом семьи?
Дети:        Ромашка!
Воспитатель: Ребята, я для вас приготовила сегодня сюрприз – волшебную ромашку. Посмотрите на мольберт. (На мольберте ромашка без лепестков) Куда же подевались все лепестки? Это ветер унес их.  Не волнуйтесь, ребята. Наша ромашка волшебная. Все лепестки появятся, как только вы   расскажете, все, что вы знаете о  своей семье и самых важных ее ценностях.
Воспитатель: семья родилась очень давно, ребята. Русским народом сложено очень много пословиц о семье. Мне нравится одна такая пословица: «При солнышке тепло, при матери – добро». Вы тоже знаете пословицы. Давайте скажем так, чтобы услышали все. Дети говорят пословицы:
- «Дома и стены помогают»;
- «Дружная семья гору сдвинет»;
- «Вся семья вместе так и душа на месте»;
- «Добрые детки дому венец, плохие детки – дому конец»;
- «В родной семье и каша гуще»;
- «Золото и серебро не стареют, мать и отец цены не имеют»;
- «Дома вместе тесно, а врозь – скучно»;
- «В гостях хорошо, а дома лучше»;
- «Нет милее дружка, чем родная матушка».
Воспитатель: как вы понимаете пословицу «Добрые детки дому венец, плохие детки – дому конец»? (ответы детей).
Воспитатель: почему так говорят «Вся семья вместе так душа на месте»? (ответы детей). Вот и появился на нашей ромашке первый лепесток.
Воспитатель: Ребята, а чтобы появился следующий лепесток нужно отгадать загадки! Послушайте их и назовите мне отгадки.
Кто пришёл ко мне с утра?
Кто сказал: «Вставать пора»?
Кашу кто успел сварить?
Чаю — в пиалу налить?
Кто косички мне заплёл?
Целый дом один подмёл?
Кто цветов в саду нарвал?
Кто меня поцеловал?
Кто ребячий любит смех?
Кто на свете лучше всех? (мама)
***
 Шкаф тяжелый кто подвинет?
Кто розетки нам починит,
Кто все полочки прибьет,
В ванной утром кто поет?
Кто в машине за рулем?
На футбол мы с кем пойдем? (папа)
***
Кто носки внучатам свяжет,
Сказку старую расскажет,
С медом даст оладушки? –
Это наша… (бабушка)
***
Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед —
Мой родной, любимый... (дед)
***
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная... (семья)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вот появился и второй лепесток.

Воспитатель: Есть семьи, в которых живёт несколько поколений - это мама, папа, бабушка и дедушка. Все члены семьи связаны друг с другом как будто невидимыми ниточками – родственными отношениями. Сейчас мы проверим, знаете ли вы, кто в семье кому и кем приходится.
• Я тебе мама, значит ты мне (сын, дочь) .
• Я тебе бабушка – ты мне (внук, внучка) .
• Я тебе сестра – ты мне (брат, сестра) .
• Я тебе тётя – ты мне (племянник, племянница) .
• Я тебе жена – ты мне (муж) .
Молодцы, хорошо вы разбираетесь в родственных отношениях. Возвращаем на ромашку третий лепесток.
Воспитатель: Ребята, в семье вас любят, заботятся о вас. А ваши поступки могут радовать или огорчать близких вам людей. Ребята, а как вы думаете, что нужно делать, чтобы в вашей семье у всех было радостное настроение?
Ответы детей.
Игра «Радость или огорчение? »
У меня два кружка: красный и чёрный. Как вы думаете, какой из них обозначает радость (радость -красный, огорчение- чёрный)
Сейчас я вам раздам кружки, и мы поиграем: я называю поступок, а вы с помощью кружка показываете, порадует или огорчит этот поступок ваших близких.
• Вы съели на завтрак всю кашу
• Вы подрались с другом
• Разбросали по комнате все игрушки
• Помогли маме вымыть посуду
• Нагрубили бабушке
• Нарисовали и подарили папе красивый рисунок
• Перед сном пожелали всем «спокойной ночи»
• Порвали новую книжку
• Хорошо вели себя в детском саду
Вижу, что вы знаете, какие поступки могут огорчить ваших близких. И надеюсь, что впредь вы будете совершать только хорошие поступки. В награду за правильные ответы ещё один лепесток.
Воспитатель: А теперь ребята, покажем, какие вы помощники.
Физминутка «Мамины помощники» под музыку.
Вот и еще лепесток.
Воспитатель: приглашаю вас встать в наш семейный круг.
Вам удобно? Закройте глаза и представьте себе, что вы в кругу своей семьи. Представьте рядом своих самых близких членов семьи. Представили? А теперь откройте глаза. Сядьте .
Дидактическая игра "Подбери признаки"
- А какие же они, родные и дорогие нам люди?
Подберите как можно больше слов, которые помогут рассказать о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.
Мама (какая?) - добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная:
Папа - строгий, умный, сильный:
Бабушка - старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая:
Дедушка - старый, мудрый, седой:
Сестра - весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая:
Брат - сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный
Молодцы, ребята. Присаживайтесь на свои места. А к нашей ромашке возвращается ещё один лепесток.
Посмотрите, многие из вас вместе с родителями сделали семейные древа. Дерево – это родословная нашей семьи, показывает как все мы связаны друг с другом.  (Дети рассматривают выставку, рассказывают, кто на них изображен, выслушать одного-двух ребят). В награду за прекрасный сад из семейных деревьев вот еще один лепесток.
Воспитатель: А для того, что бы рассказ «Моя семья» был полным и интересным вам поможет схема с опорными символами (напомнить детям, что обозначают символы на схеме – представить себя и членов семьи, где живем, как относимся друг к другу, о маме, о папе, чем занимаемся вместе в свободное время).
Рассказы детей. И еще один лепесток можно вернуть на ромашку.
Воспитатель: А теперь, давайте послушаем стихи, которые приготовили нам ребята.
Дети читают стихотворение «Что такое семья»
Что такое семья? Вам скажу по секрету -
Это папа и мама всех дороже на свете!
Это с ними прогулки, поездки на море,
Это брат и сестра, та с которой я в ссоре.
Это бабушка с дедом, пирожки и конфеты,
Но конечно люблю их я совсем не за это!
Что такое семья? Вот оно мое счастье!
Где я нужен всегда, где добро и участие,
Где меня понимают, ждут в любую погоду.
Вас люблю я сильней с каждым днем год за годом!
Вот и еще один последний лепесток. Вот она волшебная ромашка, её цветок будет хранить дружественные семейные отношения и в нашей группе, ведь мы с вами тоже одна большая семья.
Звучит песня о семье (запись). Воспитатель просит детей поднять красный или черный кружок как результат занятия. Уточнить у некоторых детей, почему они подняли тот или иной кружок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Plain text icon moya_semya.txt14.88 КБ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Что такое семья"."Роль семьи в формировании здорового образа жизни"«История моей семьи», статья, раздел «Работа с родителями»

Что такое семья?Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.В теории семейного права сем...

«Воспитательно-развлекательное мероприятие «Семью семь», как форма взаимодействия ДОУ с семьей»

  Цели:Создание живого творческого союза взрослых и детей для полноценного развития ребенка и самореализации взрослых. Задачи:Научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, вид...

План проведения открытого мероприятия по работе с семьей Мы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем!

План проведения открытого мероприятияпо работе с семьейМы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем! Цель:  создание условия для успешного взаимодействия детского сада и семьи.Задачи: ...

конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"

конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"...

Взаимодействие семьи и ДОУ в рамках мероприятий клуба молодых семей "Молодая семья"

Создание условий, направленных на формирование в молодых семьях здорового образа жизни, морально-психологического климата, необходимого для успешного развития личности ребёнка....