Долгосрочный проект "Правильная речь - залог успеха"
проект по развитию речи
Предварительный просмотр:
ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ
«ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ – ЗАЛОГ УСПЕХА»
Н.И. Богайчук, Р. Г.-Г. Гайдарова
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №144», г. Саратов, Россия.
Аннотация. Данный проект рассчитан на детей 6-7 лет. Именно в этом возрасте возникает мотивация, интерес детей к расширению словарного запаса, к обучению грамоте, наблюдается резкий скачок в умении четко и правильно произносить слова. Дети с удовольствием участвуют в театральных постановках, эмоционально с большим интересом впитывают в себя произведения художественной литературы, поэзии. Это необходимо использовать для привития навыков и знаний в области всестороннего развития речи. [1] Проект будет реализовываться в нескольких направлениях: работа с детьми, достижение основной цели и решения основных задач; работа с родителями. Только с помощью родителей, можно добиться максимального эффекта. Проект подразумевает использование инновационных форм и методов преподнесения детям материала, это - рассказы и практические занятия, видео и фото материалы, словарные игры во время занятий, использование демонстрационного материала, дидактические игры, утренники, развлечения, индивидуальная работа, развивающие игры, синквейн, биоэнергопластика, сторителленг, «Сказки для язычка».
Ключевые слова: индивидуальная работа, развивающие игры, синквейн, биоэнергопластика, сторителленг.
Информационная карта проекта
Полное название - проекта «Правильная речь – залог успеха».
Вид, тип проекта- долгосрочный, творчески –обучающий.
Место проведения-- МДОУ «Детский сад № 144» (корпус 2)
Сроки проведения- октябрь 2021г. –апрель 2022г.
Участники проекта: воспитанники подготовительной группы, воспитатели, учитель-логопед, родители воспитанников.
Возраст детей 6-7 лет.
Актуальность
В настоящее время, в связи с повсеместным заселением электронными носителями информации, ребенка самого раннего возраста усаживают с телефоном, планшетом, ноутбуком и т.д. Отсюда проблема развития речи у детей стоят по-прежнему актуально. Проблемы с четким произношением слов, звуков. Неумение пересказывать текст, описывать предметы, вести диалоги, монологическая речь, не желание сосредоточиться на книге.
И именно в старшем дошкольном возрасте следует восполнять данные пробелы, прививая нужные навыки и знания. Часто можно встретить равнодушие и непонимание родителями важности данного вопроса. Игнорирование данной проблемы порождает в ребенке, постепенное падение познавательных навыков. Всё это скажется с приходом ребёнка в школу, на психическом и физическом уровне. Поэтому и был разработан данный проект «Правильная речь-залог успеха».
Данный проект, включает в себя ни с чем несравнимый разносторонний, познавательный эффект. Именно это в сочетании разных видов деятельности обеспечивают формирование полноценного развития детей старшего дошкольного возраста. Оно способствует развитию у них умения интересно и содержательно организовывать свой досуг; повышает мотивацию ребенка и его родителей на ведение интересного познавательного образа жизни.[1]
Подходы к реализации проекта:
- системно-деятельностный – разработка системы деятельности по формированию у дошкольников раннего возраста и их родителей знаний и умений природопользования;
- культурологический – организация поведения детей и их родителей в природе на основе формирования у них культурных отношений к природе, к окружающей среде.
Цель: опираясь на новые технологии, создавать условия для сохранения и укрепления интереса детей развитию своей речи.
Задачи:
- Совершенствовать и обогащать познавательный опыт детей в развитии речи
- Обучать детей знаниям и навыкам, используя новые приемы и методы
- Добиваться чёткой и правильной речи детей.
- Воспитывать и развивать в детях внимание, самостоятельность, мышление, память
Принципы
- принцип управляемости и целенаправленности – предполагает создание условий для формирования у детей знания по развитию речи
- принцип результативности – направлен на достижение интеллектуальных и практических результатов.
Ожидаемые результаты:
В развитии речи
- Умение сравнивать самостоятельно предметы между собой, называть несколько существенных признаков сходства и отличия.
- Самостоятельно составлять связанный рассказ не менее, чем 6-7 предложений.
- Составлять рассказы из личного опыта.
- Изменять слова, образуя новые.
- Пересказывать небольшие рассказы.
- Правильно употреблять трудные формы знакомых слов.
- Использовать в речи анонимы.
В обучении грамоте
- Определять количество слогов в словах.
- Определять количество звуков в словах.
- Определять место заданного звука в слове.
- Анализировать звуковой состав слова.
- Определять ударные слоги, ударные гласные.
- Различать согласные и гласные звуки.
- Различать твердые и мягкие звуки.
- Составлять предложения из 2-3 слов.
Звуковая культура речи
- Закреплять правильное произношение звуков.
- Отчетливо и точно произносить звуки с разной силой голоса.
- Дифференциация звуков в скороговорках, в чистоговорках.
- Театрализованная деятельность.
- Эмоциональное и эстетическое восприятие произведений.
- Приобщение к художественной литературе.
- Знакомство с фольклором. [4]
Модель «Совместная деятельность взрослого и ребёнка»
Интегрированные виды детской деятельности | Формы и методы | Средства |
Продуктивно-познавательная Познавательно-игровая Продуктивно-игровая Литературно-познавательная Физкультурно-оздоровительная деятельность | Беседа с использованием иллюстративного и раздаточного материала, наблюдения, игры (с готовыми правилами: игры-соревнования, игры состязания "Кто больше назовёт...!", и "Кто быстрее" и др. Дидактические: разнообразные головоломки; сюжетно-ролевые игры). Просмотр мультфильма из практического занятия в помещении. Магнитофон, мультимедиа | Мультимедийное видео Аудиотека Художественно-иллюстративный материал Библиотека Стимульный материал Раздаточный материал Демонстрационный материал |
для просмотра и прослушивания материала по теме проекта. Использование планшета для демонстрации приложения. Новейшие дидактические игры: «Слова в чашечках», «Дом, где живут слоги», «Story Cubes», |
Модель «Самостоятельная деятельность детей»
Интегрированные виды детской деятельности или интегрированные формы детской деятельности | Предметно-развивающая среда |
Познавательно-игровая Продуктивно-игровая Литературно-трудовая | Кабинет для логопедических занятий, Игровая зона (атрибуты и материалы для сюжетно-ролевой игры "Школа»,) театрализация. Знакомство с произведениями художественной литературы. Игры с карточками «слова – рифмы» |
Методическое сопровождение: информационная подборка иллюстраций, подбор художественной литературы по возрасту, подборка, набор дидактических игр по развитию речи, мультфильмов.
Использование планшета для демонстрации приложений по развитию речи.
Консультационный материал для родителей, ведение сайта для родителей.
Сотрудничество с родителями:
- сбор интересной информации по теме проекта
- совместная работа родителей и детей
- консультации учителя-логопеда
- Ресурсное обеспечение проекта: наглядный материал, музыкальное сопровождение, материал для изобразительной деятельности, монитор (для просмотра мультимедийного видео).
Организация деятельности участников проекта:
Работа над проектом включает деятельность педагогов и детей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта:
Этапы проекта | Деятельность педагога | Деятельность детей |
I этап Установочный | Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию. Формулирует задачу. | Вхождение в проблему. Вживание в игровую ситуацию. Принятие задачи. Обсуждение и дополнение задач проекта. |
II этап Проектировочный | Помогает в решении задачи. Помогает спланировать деятельность. Организует деятельность | Объединение детей в рабочие группы. Распределение амплуа. |
III этап Деятельностный | Практическая помощь (по необходимости). Направляет и контролирует осуществление проекта. | Выполнение всех необходимых действий, завершающихся созданием творческого продукта. |
IV этап Презентационный | Подготовка к презентации. Презентация. | Подготовка продукта деятельности к презентации. Представление зрителям или экспертам продукта деятельности. |
Примерный план работы педагога по подготовке проекта
- На основе изученных проблем детей постановка цели проекта.
- Разработка плана движения к цели (воспитатель обсуждает план с родителями)
- Составление плана – схемы проекта
- Сбор, накопление материала.
- Включение в план – схему проекта интегрированных видов детской деятельности
- Разработка этапа общественной презентации
Ожидаемые результаты и их оценка
Ожидаемые результаты | Оценка (диагностический инструментарий) |
Сформированы такие качества, как умение составлять связанный рассказ, с развитием сюжета, самостоятельность, организованность, отзывчивость, доброжелательность, любознательность. Умение ребенка вести как диалоговую речь, так и монолог. | Диагностическое задание: «Расскажи –ка мне историю» Цель. Выявить уровень знаний.
|
Календарный план реализации проекта
Месяц | Форма организации | Название, задача | Участники, ответственные |
Октябрь 2021 г. | Цикл бесед | «Народы мира – традиции» | Учитель-логопед: Гайдарова Р.Г.-Г. Воспитатель: Богайчук Н.И. Дети. Родители. |
Цикл бесед | «На огороде» | ||
Речевые игры | «Логический поезд», «Это кто и это что» по классификации | ||
Развитие речи | «Лес это богатство» Сформировать представление о том, что красота природы бесценна и её надо беречь и охранять. | ||
Литературная гостиная – интегрированное. | «Четыре желания» К.Ушинский | ||
В течении месяца –логопедические игры | В течении месяца сборник сказок «Веселый язычок» | ||
Нетрадиционные пальчиковые игры | Картотека игр | ||
Сторителлинг Кубикстори «STORY CUBES» | «Когда – то давным-давно…» «Садитесь поближе, я вам расскажу» | ||
Обучение грамоте. | Найди букву», «Посчитай слоги», «Закончи предложение» | ||
Речевые игры. | Дидактическая игра «Слова в чашечках» , игры на развитие фонетического слуха | ||
Консультация для родителей | «Развитие речи у детей 6,7 лет» | ||
Развлечение | «День знаний» | ||
Лепка | «Пластилиновая азбука в картинках» | ||
Чтение художественной литературы | В течении проекта «Синичкин календарь» Бианки, сказки народов мира | ||
Ноябрь 2021г. | Артикуляционная гимнастика | «Веселый язычок» сборник сказок | |
Нетрадиционные пальчиковые игры | Картотека игр | ||
Сторителлинг | «Сочини историю», «В некотором царстве, в некотором государстве» | ||
Кубикстори «STORY CUBES» | «Это произошло темным и дождливым вечером» | ||
Речевые игры | «Логический поезд», «Расскажи – ка», «Кубики стори», «Слова наоборот» | ||
Обучение грамоте | «Игры в буквы», «Слова в чашечках» | ||
Консультация для родителей. | «Как научить ребенка придумывать историю», «Вот такая история» | ||
Экскурсия по экологической тропе (на территории детского сада) | «Внимательные глазки» изучение природы в естественных условиях, отражение в речи. | ||
Развлечение | «День матери» | ||
Декабрь 2021г. | Цикл бесед на развитие фантазии, знаний о встречи нового года в разных странах мира | «Новогодние истории», «Чудеса в новогоднюю ночь», «Зима», «Птицы наши друзья» | |
Артикуляционная гимнастика в течении месяца | «Весёлый язычок- новогодняя сказка» «Как поют птицы» звукоимитация | ||
Нетрадиционные пальчиковые игры | Картотека игр | ||
Сторителлинг | Что я жду от нового года?» интервью | ||
Кубикстори «STORY CUBES» | «А что было бы… если…» на развитие фантазии | ||
Речевые игры | «Придумай загадку», «Узнай по описанию», «Я начну- ты продолжи» «Мир вокруг нас- классификация» из серии «Расскажи-ка», | ||
Консультация для родителей. | «День рождение ДЕДА МОРОЗА». | ||
Чтение художественной литературы | «Зима» цикл рассказов, «Новогодние стихи» | ||
Экскурсия по зимнему лесу | Изучение природы в естественных деятельности уметь составлять коллективный рассказ. Наблюдение за объектами природы в естественных условиях и их отражение в речи. | ||
Театрализованное новогоднее представление | «Летучий корабль» | ||
Январь 2022г. | Театрализация для малышей | «Теремок» | |
Тематические беседы | «Путешествие в прошлое книги» | ||
Занятие из серии развитие речи с элементами игры «Друдлы» | «Литературная викторина», | ||
Артикуляционная гимнастика в течении месяца | С использованием биоэнергопластики. | ||
Сторителлинг | «Дед Мороз в опасности» | ||
Кубикстори «STORY CUBES» | «Зимние истории», «Кто, где трудится, и что интересного там может произойти» на развитие фантазии «Придумай- сочини» | ||
Речевые игры | Лексические игры и упражнения. Игры с мячом по классификации. «Не зевай, кто это называй» | ||
Обучение грамоте | «Слова в чашечках», ребусы, нарисуй по клеточкам | ||
Консультация для родителей. | «Чем занять ребенка дома» | ||
Экскурсия | Катание на горке в зимнем лесу, поход на городскую новогоднюю площадь, катание с горок. Экскурсия в городскую детскую библиотеку | ||
В течении месяца сборник сказок «Веселый язычок» | Картотека игр | ||
Февраль 2022г. | Тематические беседы | «В мире профессии» знакомить детей с новыми профессиями, «Пословицы и поговорки о труде и лени» | |
Ситуационные беседы | «Что значит быть мужчиной» «Мужчина это…» | ||
Артикуляционная гимнастика | Картотека игр | ||
Нетрадиционные пальчиковые игры | С использованием биоэнергопластики. | ||
Сторителлинг | «Что произойдет, если весна не придет», | ||
Кубикстори«STORY CUBES» | «В деревне у бабули и дедули», «Вот что случилось в армии…» «Однажды в деревне…» «Однажды в зимнюю пору…» на развитие речи и фантазии | ||
Речевые игры | Диалоговая речь по вопросам: «Какой он папа», «Мужчина умеет», «Почему мужчина защитник», «Назови одним словом», «Важные слова», | ||
Обучение грамоте | Игры на развитие фонетического слуха | ||
Консультация для родителей. | «Традиции, быт и обычаи наших предков» | ||
Экскурсия по лесу Беседа «как просыпается природа» | «Конец зимы» наблюдать и отражать в речи изменения, а природе. «Правила друзей природы» | ||
В течении месяца сборник сказок «Веселый язычок» | Упражнения из сборника | ||
Март 2022г. | Тематические беседы «Моя мама» | «Мамина забота», «Самый добрый человек», «Бабушкины руки» | |
Безопасность (папка передвижка) | «Осторожно гололед», «Какую опасность может принести весна?» | ||
Артикуляционная гимнастика в течении месяца | С использованием биоэнергопластики. | ||
Нетрадиционные пальчиковые игры | С использованием биоэнергопластики. | ||
Сторителлинг | Комплексное «Однажды я попал…» | ||
Кубикстори «STORY CUBES» | «Разговор по телефону», | ||
Обучение грамоте | «Найди, что опишу», «Чудо стихи» на развитие рифмы. «Закончи предложение», «Когда это бывает» | ||
Речевые игры | Картотека, разрезные картинки, пазлы. «Логическая цепочка» | ||
Чтение художественной литературы | Е.Благинина «Посидим в тишине», А. Барто «Как Вовка бабушек выручил», Русо «Моя мама» | ||
Апрель 2022г. | Тематическая беседа | « Без чего не возможна жизнь?» Формирование целостной картины мира, расширение кругозора. | |
Чтение художественной литературы | Н.Носов « Незнайка на луне» А.Хайт « По порядку все планеты…», « На луне жил звездочет» | ||
Консультация для родителей | «Осторожно – клещ» | ||
Оформление папки | «Первый полет в космос» | ||
Развлечение | Космическое путешествие « Познаем космос» | ||
Презентация проекта Итоговое мероприятие | «Что? Где? Когда?» |
Список литературы:
- В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» Мозаика –Сити Москва, 2014г.-112 с.
- А.В. Аджи «Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе» Воронеж ТЦ «учитель»,2006 -333с.
- Н.С. Голицина «Конспекты комплексно- тематических занятий» -М. «Скрипторий», 2013г.-568 с.
- Л.В. Управлеева «Подготовка к школе в детском саду. Счёт, чтение, речь, мышление» Ярославль. Академия развития, 2007-224
- Т.С. Комаровой, Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой «Комплексные занятия» -Волгоград-2014г.-415с.
- Детская хрестоматия для детей 6-7 лет.
- Интернет ресурсы «Сторителлинг».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Мастер класс для родителей" Речь - залог успеха.
Родители главные помошники, главные учителя для своих детей.В презентации представлены игры - упражнения для развития мелкой моторики и для развития мыщц языка "Научимся говорить правильно"....
Красивая речь - залог успеха
Консультация...
Мастер-класс для педагогов "Красивая речь - залог успеха"
Мастер-класс для педагогов "Красивая речь - залог успеха"...
Консультация для родителей «Правильная речь — залог успеха»
Родителям на заметку!Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок став взрослым, добился в жизни успехов, состоялся как личность, сделал прекрасную карьеру. Для этого необходимо развив...
Речь - залог успеха малыша!
Речь как успех ребенка, почему наличие речи так важно в раннем возрасте?, Как формируется речь?...
ПРОЕКТ по речевому развитию детей подготовительной к школе группы «Правильная речь – залог успеха».
Цель: Формирование у детей коммуникативно-языковой компетентности, грамматического строя речи.Задачи проекта: • формировать у детей стремление говорить грамматически правильно.• развива...
ГРАМОТНАЯ РЕЧЬ – ЗАЛОГ УСПЕХА. ПОЧЕМУ РЕБЁНОК ПРОПУСКАЕТ БУКВЫ НА ПИСЬМЕ. ПИШЕТ, КАК СЛЫШИТ… И КАК ЕМУ ПОМОЧЬ
Консультация для родителей...