ГРАМОТНАЯ РЕЧЬ – ЗАЛОГ УСПЕХА. ПОЧЕМУ РЕБЁНОК ПРОПУСКАЕТ БУКВЫ НА ПИСЬМЕ. ПИШЕТ, КАК СЛЫШИТ… И КАК ЕМУ ПОМОЧЬ
консультация

Бабаева Елена Геннадьевна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл marafon.docx20.39 КБ

Предварительный просмотр:

 ГРАМОТНАЯ РЕЧЬ – ЗАЛОГ УСПЕХА. ПОЧЕМУ РЕБЁНОК ПРОПУСКАЕТ БУКВЫ НА ПИСЬМЕ, ПИШЕТ, КАК СЛЫШИТ… И КАК ЕМУ ПОМОЧЬ

Когда  на прием к логопеду приходят дети, которые уже  учатся во втором, в третьем классе и родители приносят тетради  с письменными работами детей, то логопед анализирует ошибки. Они разные и разная причина этих ошибок. Есть ошибки, которые основаны на незнании правил  и орфограмм русского языка. Здесь логопед не поможет – надо просто учить правила правописания.  Есть стойкие ошибки (одинаковые, повторяющиеся),  не зависящие от орфограмм языка. Вот с этой проблемой надо обратиться  к логопеду. Все ошибки можно разделить на три группы.

  1. Ребёнок медлителен и не успевает  за темпом  урока:

- не успевает вовремя записать;

- не понял инструкцию и не успел спросить;

- не услышал инструкцию, потому что ему мешали…

- многоступенчатая инструкция в классе, есть технология, которая готовит ребёнка к многоступенчатой инструкции в школе

2.         Неразборчивый почерк ребёнка, неаккуратно пишет:

-  ребёнок не может проверить то, что сам написал, не может увидеть ошибку

-  учителю трудно проверять письменные работы

3.        Наличие  стойких ошибок, таких как:

-  пропуск букв;

- путает буквы по принципу звонкости-глухости при написании  (б/п, г/к, д/т, з/с, в/ф)

- путает письменные буквы, которые похожи по написанию (п – т,  д – з – у, г – и – ш…)

- переставляет буквы и слоги

- не видит конца предложения

- пишет слова слитно с предлогами и с другими словами…

Во втором полугодии даже в первом классе дети пишут письменные работы по 3-5 предложений. Очень часто родители упускают момент, когда надо прийти к логопеду. Сделал ребёнок 2 ошибки, мама не обратила внимание. Учитель тоже… Чем больше объём письма, тем больше будет ошибок. Ошибки нужно анализировать сразу. Если не может учитель по разным причинам (по загруженности), это должны делать родители, чтобы вовремя их исправить.

 Если вы увидели стойкие, повторяющиеся ошибки, то необходимо обратиться к логопеду, даже если у ребёнка нет нарушений звукопроизношения.

Дисграфия – стойкая неспособность овладеть навыками письма по правилам, несмотря на достаточный уровень интеллектуального и речевого развития и отсутствие грубых нарушений зрения и слуха

Основа грамотной речи – это развитое слуховое и зрительное восприятие. Прежде, чем ребёнок запомнит букву и напишет слово,  он должен сначала услышать звук, который потом обозначит данной буквой. Ребёнок перекодирует звук  (фонема)  в букву, звуки – в слог, слово.  Если вы начали учить ребёнка читать до школы, то используйте пособия, которые рекомендованы министерством образования РФ (букварь Надежды Сергеевны Жуковой)

Я предлагаю вам несколько простых игровых упражнений, которые помогут определить, нужна ли помощь логопеда ребёнку в дошкольный период

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ

1. Игра «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук М (П, К, А…)» 

Инструкция: Я буду произносить разные звуки, а когда ты услышишь М, то хлопни в ладоши

Условия игры: взрослый произносит ряд звуков без призвуков гласных (не МЭ, ПЭ, а М, П интервал между звуками 1 секунда)

Игра «Хлопни, когда услышишь звук М (П, К…) в слове»

Майка, окно, забор, сумка, белка, шапка, дым…

 Игра «Назови первый гласный звук в слове»

Инструкция: Я говорю слово, а ты скажи, какой в этом слове первый звук: Аня, Оля, Ира, аист, осы, утка, иней

Условия  игры: Первый звук в слове ударный, и взрослый произносит его четко

Игра «Назови первый и последний звук в слове»

Инструкция: Я говорю слово, а ты назови первый звук…, последний звук в этом слове: ДЫМ, МАК, КОТ, ЛАНДЫШ, САМОЛЁТ

Условия игры: Взрослый называет только те слова, в которых первый и последний звуки не нарушены у ребёнка. Звуки ребёнок должен произнести без призвуков гласных, то есть ДОМ – первый звук Д, последний М

P.S. Родителей должно насторожить, если ребёнок при определении первого звука в слове ДОМ произносит  - ДЭ, ДО; последний звук – МЭ. В этом случае необходима консультация логопеда

2. Игры  «Разговор инопланетян», «Учим иностранный язык»

Инструкция:  Я сейчас буду говорить на незнакомом языке, а ты попробуй повторить:

 ПА-ПА-БА-ПА, ТА-ДА-ТА-ДА, КА-КА-ГА-ГА, МЯ-МА-МА-МЯ

P.S. Если ребёнок не слышит разницу между звонкими и глухими, между твердыми и мягкими согласными и произносит их, не соблюдая различие, то необходима помощь логопеда

3. Игры «Придумай слова на заданный звук», «Найди предметы на данный звук»

Инструкция:

Назови слова, которые начинаются на звук М (К, А…)

Назови продукты питания (одежду, игрушки, животных…), которые начинаются  на К, С, М…

Игра «Назови звуки в слове по порядку»

Инструкция: Я скажу слово, а ты назови звуки по порядку: ДЫМ,  ВАЗА, КОШКА, ВОЛК


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Мастер класс для родителей" Речь - залог успеха.

Родители главные помошники, главные учителя для своих детей.В презентации  представлены игры - упражнения для развития мелкой моторики и для развития мыщц языка "Научимся говорить правильно"....

Мастер-класс для педагогов "Красивая речь - залог успеха"

Мастер-класс для педагогов "Красивая речь - залог успеха"...

Консультация для родителей «Правильная речь — залог успеха»

Родителям на заметку!Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок став взрослым, добился в жизни успехов, состоялся как личность, сделал прекрасную карьеру. Для этого необходимо развив...

Речь - залог успеха малыша!

Речь как успех ребенка, почему наличие речи так важно в раннем возрасте?, Как формируется речь?...

ПРОЕКТ   по речевому развитию детей подготовительной к школе группы   «Правильная речь – залог успеха».

Цель: Формирование у детей коммуникативно-языковой компетентности, грамматического строя речи.Задачи проекта: • формировать у детей стремление говорить грамматически правильно.• развива...

Консультация для родителей "Грамотная речь-залог успеха"

ПОЧЕМУ РЕБЁНОК ПРОПУСКАЕТ БУКВЫ НА ПИСЬМЕ, ПИШЕТ, КАК СЛЫШИТ… И КАК ЕМУ ПОМОЧЬ...