Нейропсихологические игры и упражнения в практике педагога-психолога ДОУ
картотека по развитию речи

Фоменко Наталья Игоревна

Нейропсихологические игры и упражнения в практике педагога-психолога ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx275.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №27 «Ласточка» с приоритетным осуществлением познавательно-речевого направления развития воспитанников» города Невинномысска

Нейропсихологические игры и упражнения в практике педагога-психолога ДОУ

Подготовила:

                                                                                      воспитатель Фоменко Н.И.

2024г.

Нейропсихологические игры – это специальные игровые комплексы, способствующие развитию психических процессов: памяти, внимания, мышления, развитию зрительно – моторной пространственной координации, активизация речи, повышению уверенности в своих силах.

Нейропсихологические упражнения помогают оптимизировать работу педагога, внося новые способы взаимодействия педагога и ребенка, для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют активизации нарушенных функций.

Нейропсихологические игры могут использовать не только специалисты на своих занятиях, но и родители в домашних условиях. Игры — это полезно и интересно для каждого. Дети развиваются играя. Им важно взаимодействовать со сверстниками, учиться работать в команде и за самого себя, видеть свои ошибки и делать выводы.

Рассмотрим подробнее нейропсихологические упражнения:

«Ухо-нос» — одновременно правая рука ребёнка дотрагивается до носа, а левая берется за ухо. Далее чередуются обе руки. Можно усложнить, добавив между движениями хлопок.

«Лезгинка» — ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой руки ребёнка. Одновременно меняется положение правой и левой руки — 6–8 раз.

«Коза-корова» - попеременно менять положение пальцев обоих рук с «козы» (указательный и средний палец не согнуты в кулак) на «корову»

Письмо в воздухе одновременно правой и левой рукой разных геометрических фигур, букв.

Раскроем следующие нейропсихологические игры:
Игра «Разноцветные пятнышки»

Цель: расставить стаканчики в нужном порядке, имея в распоряжении лишь одну свободную клетку.

Ход игры: расставьте стаканчики одинаково на каждом поле. Посередине произвольно выложите цветные круги. Стаканчики можно передвигать только на свободную клетку. По диагонали двигать нельзя. Побеждает тот, кто быстрее расставит стаканчики в нужном порядке.

 

 

Игра «Зеркальное рисование»

Цель: развитие межполушарного взаимодействия, точности и координации движений, формирование функции контроля, мелкой моторики

Ход игры: в этом задании на амбидекстрию нужно следовать кончиками пальцев по контуру или держа фломастеры в обеих руках одновременно.

 

Игра «Нейротаблица или покажи одновременно»

Цель: Развитие концентрации внимания, усидчивости, синхронизация работы левого и правого полушария, тренировка межполушарных связей оптимизация и улучшение мозговой деятельности в целом.

Ход игры: под диктовку ребенку необходимо одновременно двумя руками находить одинаковые предметы. Можно играть группой, можно делиться на команды, или играть индивидуально.

 

Игра «Сложи целое»

Цель: развитие двух полушарий головного мозга и активизации познавательных процессов.

Ход игры: предложить ребенку одновременно собрать двумя руками целую картинку из маленьких деталей. Для развития пространственных представлений и создание новых межполушарных связей в головном мозге лучше использовать многокомпонентные картинки. Игра усложняется тем, что детям не предлагался образец картинки.

Игра «Кто быстрее»

Цель: закрепить умение счета до 10, развивать дух дружеского соперничества, продолжать формировать навык игры в парах.

Ход игры: каждый из игроков вытягивает карточку с цифрой от 1 до 10 и на скорость каждому необходимо одновременно двумя руками лопнуть «пузырик» и вложить в него фасоль.

 

Игра «Рисунки на спине»

Цели: развитие тактильного восприятия, воображения.

Ход игры: нарисуйте на спине ребенка символ или фигуру, предложите угадать, что вы нарисовали и выбрать подходящую карточку. Рисовать надо медленно, четко, использовать для рисования всю поверхность спины.

 

 

Игра «Рисование двумя руками».

Цель: развитие межполушарного взаимодействия.

Ход игры: для занятий с детьми предлагаем рабочие листы, где нужно одновременно двумя руками обвести по линиям узоры и рисунки. Рисовать можно карандашами, фломастерами или ручкой.

 

 

Игра «Нейроладошки»

Цель: развитие пространственных представлений, развитие координации движения, развитие навыка употребления предлогов, выполнение инструкций, навык счета.

Ход игры: попросите малыша поставить руки на зелёные ладошки. Затем давайте задания: сдвинь руки на 2 ладошки вниз, на 1 ладошку вверх, на 1 ладошку влево и так далее. Ребёнок сдвигает руки и смотрит, где они оказались.

 

 

Литература:

1. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. -М.: Генезис, 2012 - 474с.

2. Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Дошкольники: Учебно-методическое пособие под ред. А.В. Семенович. – М.: Дрофа, 2014 – 240 с.

3. Сиротюк А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие.

4. Трясорукова Т. П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика.

5. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками — развиваем речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация проектов в практике педагога-психолога в рамках ФГОС

В данном материале приведены задачи, которые должен решить решить педагог-психолог в ходе работы в ДОУ....

Реализация проектов в практике педагога-психолога в рамках ФГОС

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. В течение года р...

ПРОЕКТ «УМ НА КОНЧИКАХ ПАЛЬЦЕВ ИЛИ ПРИМЕНЕНИЕ СУ-ДЖОК ТЕРАПИИ В ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПРАКТИКЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА»

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в позна...

Развивающие игры с природным материалом - камешками в практике педагога-психолога детского сада

Материал содержит игры, упражнения, физминутки, пальчиковую гимнастику, которые проводятся с использованием природного материала - необычных камешков  с рисунками. Рекомендую для педагогов-психол...

Нейропсихологические игры и упражнения в практике учителя-дефектолога ДОУ.

Определение нейропсихологии, задачи, функции. направления, виды игр и упражнений по нейропсихологии. Раскрывается значение нейропсихологических игр и упражнений в коррекционной работе учителя-дефектол...

Нейропсихологические игры и упражнения в практике учителя-дефектолога ДОУ.

Определение нейропсихологии, задачи, функции. направления, виды игр и упражнений по нейропсихологии. Раскрывается значение нейропсихологических игр и упражнений в коррекционной работе учителя-дефектол...

Нейропсихологические игры и упражнения в практике воспитателя коррекционной группы ДОУ.

Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков речи, чтения и письма.Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения л...