Занятие развитие грамматического строя речи у детей подготовительной к школе группы.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Цель: развитие грамматического строя речи у детей подготовительной к школе группы.
Задачи:
Образовательные:
-обогатить словарный запас детей по теме: «Дикие животные» : вспомнить их названия, внешние признаки, повадки, чем питаются, как называется их жилище;
- упражнять в образовании однокоренных слов, притяжательных прилагательных от существительных и включать их в предложения.
- совершенствовать умение образовывать притяжательные прилагательные; упражнять в подборе определений к существительным; активизировать умение детей образовывать сложные прилагательные.
Развивающие :
- развивать грамматически правильную речь, умение детей отвечать полными ответами;
- развивать мышление, внимание, память, мелкую моторику.
Воспитательные:
- воспитывать у детей любовь к живой природе, желание охранять и беречь природу.
Предварительная работа:
На прогулке: наблюдение за живой природой, природными явлениями, осенними изменениями в природе.
В группе : беседа с детьми на тему: «Животные наших лесов»; рассматривание картины, с изображением диких животных, отгадывание загадок; разучивание утреннего приветствия
Дидактические игры: «Кто где живет?», «Назови маме детеныша», «Накорми диких животных».
Продуктивная деятельность: лепка: «Животные нашего леса», рисование тычком: «Заяц».
Словарная работа:
Жилище.
Материалы и оборудование:
Проектор, флешкарта, доска к слайдам, карточки с изображением животных, корма для животных и т. д., мольберт.
Форма организации деятельности:
групповая
Место проведения:
групповая комната.
Ход ООД:
Организационный момент:
(Дети заходят в групповую комнату, становятся полукругом)
Воспитатель: Здравствуйте ребята. Какой сегодня прекрасный день. Давайте поздороваемся с друг другом, с новым днем.
Доброе утро улыбчивым лицам!
Доброе утро солнцу и птицам!
Пусть каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро продлится до вечера! (проговаривают хором).
(Воспитатель приглашает воспитанников присесть на стульчики).
Воспитатель. Звук почты на телевизоре и слайд конверта
А что это нам пришло ребята? Это приглашение
Сейчас я вам его прочитаю: «Дорогие ребята, приглашаем вас в гости в осенний лес.». Как вы думаете кто нас мог пригласить к себе в гости?
Дети: лесные животные, дикие животные.
Воспитатель: Но прежде чем отправится в лес нужно вспомнить правила поведения в лесу. Какие правила вы знаете?
Дети: в лесу нельзя шуметь, сорить, ломать деревья и кустарники.
Воспитатель: все верно, молодцы.
Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай прыгай и играй,
Только чур не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Нельзя даже громко петь,
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.
Воспитатель: Ребята, мы отправимся в лес для того что бы узнать, как дикие животные обитают в лесу!
Воспитатель: готовы отправиться в путешествие? Давайте скажем вместе: «Раз, два, три, вокруг себя обернись. В лесу осеннем очутись! (звучит аудиозапись леса).
Воспитатель: но вот мы и в лесу. Чтобы познакомится с обитателями леса я предлагаю вам отгадать мои загадки. Слайд 4
1. Хвост пушистый, мех золотистый
В лесу живёт, в деревне кур крадёт. (Лиса). Слайд 5
2. Хвост пушистою дугой, вам знаком зверек такой?
Острозубый, темноглазый, по деревьям любит лазать. (Белка.) Слайд 6
3. В серой шубке неприметен, осторожен, незаметен
Он идёт и лес примолк, знают все крадётся… (Волк) Слайд 7
4. Не барашек и не кот, носит шубку круглый год
Голубая, серая для лета, для зимы другого цвета. (Заяц) Слайд 8
5. Не голос – громкая труба, большая верхняя губа,
На нем - громадные рога, ему природа дорога,
В лесу крупнее зверя не нашлось, раз он – сохатый, значит – (Лось). Слайд 9
6. Он не отесан, зол и груб.
Из всех деревьев, любит дуб.
Ведь он в лесу, среди зверей,
Большой Любитель Желудей. (Кабан) Слайд 10
Воспитатель: молодцы ребята. Всех зверей отгадали, со всеми познакомились. Как можно назвать их одним или двумя словами?
Плакат повешать
Дети: звери. Дикие животные.
Воспитатель: а почему этих животных называют дикими?
Дети: они живут в лесу, без помощи человека. Это неприрученные животные.
Воспитатель: что общего у этих зверей?
Дети: морда, хвост, лапы, уши, туловище.
Воспитатель: как называются части тела разных животных? (показывает картинку с изображением животных и задает вопросы).
Дети: это лиса. Чья морда? - Лисья. Чей хвост? - Лисий.
Это волк. Чья морда? - Волчья. Чей хвост? – Волчий.
Это белка. Чья морда? – Беличья. Чей хвост? – Беличий
Это заяц. Чья морда? – Заячья. Чей хвост? – Заячий.
Воспитатель: сейчас наши животные хотят познакомить вас с своим жилищем. Как вы понимаете слово «жилище»? Картинка и приготовить карандаши
Дети: предлагают варианты лексического значения данного слова.
Воспитатель: правильно ребята. «Жилище — место обитания животных вдали от человеческого жилья». А вот как они выглядят, мы посмотрим. Давайте поиграем в игру: «Кто где живет». Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте полным предложением.
Где живет белка? Белка живет в дупле.
Где живет лиса? Лиса живет в норе.
Где живет волк? Волк живет в логове.
Где живет медведь? Медведь живет в берлоге.
Где живет заяц? Заяц живет под кустом.
Воспитатель: молодцы ребята. А лесные жители предлагают нам с ними поиграть.
Физминутка. «Звериная зарядка».
Раз – присядка, (присесть)
Два – прыжок. (подпрыгнуть)
Это заячья зарядка. (ладошки на голову – ушки на макушку)
А лисята как проснутся, (кулачками потереть глаза)
Любят долго потянутся (потягивание с отворотом рук)
Обязательно зевнуть, (зевнуть, перекрывая рот ладонью)
Ну и хвостиком вильнуть (движение бёдрами со стороны в сторону)
А волчата – спинку выгнуть (прогнуться в спине вперёд)
И легонечко подпрыгнуть (лёгкий прыжок вверх)
Ну а мишка косолапый (руки согнуты в локтях ладошки соединены ниже пояса)
Широко расставляя лапы (ноги на ширине плеч.
То одну, то обе вместе (переступание с ноги на ногу)
Долго топчется на месте (раскачивание туловищем из стороны в сторону)
А кому зарядки мало (развести руки в стороны)
Начинает всё сначала!
Воспитатель: Скажите ребята, чем бы вы угостили и накормили лесных жителей. Что едят лесные звери? Предлагаю вам угостить наших зверей, и поиграть в игру: «Чем питаются дикие животные». На круглом столе провести игру
Дети: (выбирают нужное угощение, проговаривают вслух. На столе карточки с изображением «корма», дети, берут карточки с изображением корма и крепят возле животного, употребляющего этот корм и т. д.)
Медведь - мёд, орехи, жёлуди, ягоды.
Белка – орехи, грибы, шишки.
Заяц - кору, ветки, листья.
Волк - мелких грызунов и др. животных.
Лиса - мышей, кур, зайцев.
Воспитатель: чем вы угостили животных?
Дети:
Медведя угостили медом, орехами, желудями, ягодами.
Белку угостили орехами, грибами, шишками.
Зайца угостили корой, ветками деревьев, листьями.
Волка угостили мелкими грызунами, животными.
Лису угостили мышами, курами, зайцами.
Воспитатель: звери остались довольны угощением. Но что-то наши звери вдруг загрустили. беда у них случилась, разбежались детеныши. Давайте мы поможем вернуть малышей домой.
(На столе у детей лежат картинка детенышей животных. Дети называют их и ставят рядом со взрослым животным).
Заяц – Зайчонок – Зайчата.
Белка – Бельчонок– Бельчата.
Медведь – Медвежонок – Медвежата.
Волк – Волчонок – Волчата.
Лиса – Лисенок – Лисята.
Воспитатель: молодцы ребята, помогли животным найти своих детенышей. А теперь предлагаю вам поиграть и игра «четвертый лишний».
Воспитатель: ребята, животные хотят проверить внимательные ли мы, и предлагают нам поиграть в игру «Четвертый лишний».
(дети выбирают лишнее животное и объясняют почему).
1. Коза – волк – лиса – медведь.
2. Лиса – верблюд – волк – медведь.
3. Волк – лиса- петух – еж.
4. Лиса – медведь – волк – морж.
5. Волк- кошка- лиса-заяц.
Воспитатель: хорошо ребята, со всеми заданиями справились. Ну а нам пора возвращаться домой. Давайте встанем, возьмемся за руки закроем глаза: «Раз, два, три, вокруг себя обернись, в детском саду очутись!».
Воспитатель: вот мы в нашем детском саду. Сегодня мы свами побывали в лесу и познакомились с лесными животными. Что вам больше всего запомнилось в нашем путешествии. (ответы детей). И в настоящей природе человек должен помогать братьям меньшим, потому что человек самый сильный и самый умный житель нашей планеты.
Смайлики (Животных)
Воспитатель Ребята после вашего путешествия я хочу что бы вы выбрали себе смайлик который подходит вашему настроению. Можете его оставить себе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_attistatsiya.docx | 20.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: развитие грамматического строя речи у детей подготовительной к школе группы.
Задачи:
Образовательные:
-обогатить словарный запас детей по теме: «Дикие животные» : вспомнить их названия, внешние признаки, повадки, чем питаются, как называется их жилище;
- упражнять в образовании однокоренных слов, притяжательных прилагательных от существительных и включать их в предложения.
- совершенствовать умение образовывать притяжательные прилагательные; упражнять в подборе определений к существительным; активизировать умение детей образовывать сложные прилагательные.
Развивающие :
- развивать грамматически правильную речь, умение детей отвечать полными ответами;
- развивать мышление, внимание, память, мелкую моторику.
Воспитательные:
- воспитывать у детей любовь к живой природе, желание охранять и беречь природу.
Предварительная работа:
На прогулке: наблюдение за живой природой, природными явлениями, осенними изменениями в природе.
В группе : беседа с детьми на тему: «Животные наших лесов»; рассматривание картины, с изображением диких животных, отгадывание загадок; разучивание утреннего приветствия
Дидактические игры: «Кто где живет?», «Назови маме детеныша», «Накорми диких животных».
Продуктивная деятельность: лепка: «Животные нашего леса», рисование тычком: «Заяц».
Словарная работа:
Жилище.
Материалы и оборудование:
Проектор, флешкарта, доска к слайдам, карточки с изображением животных, корма для животных и т. д., мольберт.
Форма организации деятельности:
групповая
Место проведения:
групповая комната.
Ход ООД:
Организационный момент:
(Дети заходят в групповую комнату, становятся полукругом)
Воспитатель: Здравствуйте ребята. Какой сегодня прекрасный день. Давайте поздороваемся с друг другом, с новым днем.
Доброе утро улыбчивым лицам!
Доброе утро солнцу и птицам!
Пусть каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро продлится до вечера! (проговаривают хором).
(Воспитатель приглашает воспитанников присесть на стульчики).
Воспитатель. Звук почты на телевизоре и слайд конверта
А что это нам пришло ребята? Это приглашение
Сейчас я вам его прочитаю: «Дорогие ребята, приглашаем вас в гости в осенний лес.». Как вы думаете кто нас мог пригласить к себе в гости?
Дети: лесные животные, дикие животные.
Воспитатель: Но прежде чем отправится в лес нужно вспомнить правила поведения в лесу. Какие правила вы знаете?
Дети: в лесу нельзя шуметь, сорить, ломать деревья и кустарники.
Воспитатель: все верно, молодцы.
Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай прыгай и играй,
Только чур не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Нельзя даже громко петь,
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.
Воспитатель: Ребята, мы отправимся в лес для того что бы узнать, как дикие животные обитают в лесу!
Воспитатель: готовы отправиться в путешествие? Давайте скажем вместе: «Раз, два, три, вокруг себя обернись. В лесу осеннем очутись! (звучит аудиозапись леса).
Воспитатель: но вот мы и в лесу. Чтобы познакомится с обитателями леса я предлагаю вам отгадать мои загадки. Слайд 4
1. Хвост пушистый, мех золотистый
В лесу живёт, в деревне кур крадёт. (Лиса). Слайд 5
2. Хвост пушистою дугой, вам знаком зверек такой?
Острозубый, темноглазый, по деревьям любит лазать. (Белка.) Слайд 6
3. В серой шубке неприметен, осторожен, незаметен
Он идёт и лес примолк, знают все крадётся… (Волк) Слайд 7
4. Не барашек и не кот, носит шубку круглый год
Голубая, серая для лета, для зимы другого цвета. (Заяц) Слайд 8
5. Не голос – громкая труба, большая верхняя губа,
На нем - громадные рога, ему природа дорога,
В лесу крупнее зверя не нашлось, раз он – сохатый, значит – (Лось). Слайд 9
6. Он не отесан, зол и груб.
Из всех деревьев, любит дуб.
Ведь он в лесу, среди зверей,
Большой Любитель Желудей. (Кабан) Слайд 10
Воспитатель: молодцы ребята. Всех зверей отгадали, со всеми познакомились. Как можно назвать их одним или двумя словами?
Плакат повешать
Дети: звери. Дикие животные.
Воспитатель: а почему этих животных называют дикими?
Дети: они живут в лесу, без помощи человека. Это неприрученные животные.
Воспитатель: что общего у этих зверей?
Дети: морда, хвост, лапы, уши, туловище.
Воспитатель: как называются части тела разных животных? (показывает картинку с изображением животных и задает вопросы).
Дети: это лиса. Чья морда? - Лисья. Чей хвост? - Лисий.
Это волк. Чья морда? - Волчья. Чей хвост? – Волчий.
Это белка. Чья морда? – Беличья. Чей хвост? – Беличий
Это заяц. Чья морда? – Заячья. Чей хвост? – Заячий.
Воспитатель: сейчас наши животные хотят познакомить вас с своим жилищем. Как вы понимаете слово «жилище»? Картинка и приготовить карандаши
Дети: предлагают варианты лексического значения данного слова.
Воспитатель: правильно ребята. «Жилище — место обитания животных вдали от человеческого жилья». А вот как они выглядят, мы посмотрим. Давайте поиграем в игру: «Кто где живет». Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте полным предложением.
Где живет белка? Белка живет в дупле.
Где живет лиса? Лиса живет в норе.
Где живет волк? Волк живет в логове.
Где живет медведь? Медведь живет в берлоге.
Где живет заяц? Заяц живет под кустом.
Воспитатель: молодцы ребята. А лесные жители предлагают нам с ними поиграть.
Физминутка. «Звериная зарядка».
Раз – присядка, (присесть)
Два – прыжок. (подпрыгнуть)
Это заячья зарядка. (ладошки на голову – ушки на макушку)
А лисята как проснутся, (кулачками потереть глаза)
Любят долго потянутся (потягивание с отворотом рук)
Обязательно зевнуть, (зевнуть, перекрывая рот ладонью)
Ну и хвостиком вильнуть (движение бёдрами со стороны в сторону)
А волчата – спинку выгнуть (прогнуться в спине вперёд)
И легонечко подпрыгнуть (лёгкий прыжок вверх)
Ну а мишка косолапый (руки согнуты в локтях ладошки соединены ниже пояса)
Широко расставляя лапы (ноги на ширине плеч.
То одну, то обе вместе (переступание с ноги на ногу)
Долго топчется на месте (раскачивание туловищем из стороны в сторону)
А кому зарядки мало (развести руки в стороны)
Начинает всё сначала!
Воспитатель: Скажите ребята, чем бы вы угостили и накормили лесных жителей. Что едят лесные звери? Предлагаю вам угостить наших зверей, и поиграть в игру: «Чем питаются дикие животные». На круглом столе провести игру
Дети: (выбирают нужное угощение, проговаривают вслух. На столе карточки с изображением «корма», дети, берут карточки с изображением корма и крепят возле животного, употребляющего этот корм и т. д.)
Медведь - мёд, орехи, жёлуди, ягоды.
Белка – орехи, грибы, шишки.
Заяц - кору, ветки, листья.
Волк - мелких грызунов и др. животных.
Лиса - мышей, кур, зайцев.
Воспитатель: чем вы угостили животных?
Дети:
Медведя угостили медом, орехами, желудями, ягодами.
Белку угостили орехами, грибами, шишками.
Зайца угостили корой, ветками деревьев, листьями.
Волка угостили мелкими грызунами, животными.
Лису угостили мышами, курами, зайцами.
Воспитатель: звери остались довольны угощением. Но что-то наши звери вдруг загрустили. беда у них случилась, разбежались детеныши. Давайте мы поможем вернуть малышей домой.
(На столе у детей лежат картинка детенышей животных. Дети называют их и ставят рядом со взрослым животным).
Заяц – Зайчонок – Зайчата.
Белка – Бельчонок– Бельчата.
Медведь – Медвежонок – Медвежата.
Волк – Волчонок – Волчата.
Лиса – Лисенок – Лисята.
Воспитатель: молодцы ребята, помогли животным найти своих детенышей. А теперь предлагаю вам поиграть и игра «четвертый лишний».
Воспитатель: ребята, животные хотят проверить внимательные ли мы, и предлагают нам поиграть в игру «Четвертый лишний».
(дети выбирают лишнее животное и объясняют почему).
1. Коза – волк – лиса – медведь.
2. Лиса – верблюд – волк – медведь.
3. Волк – лиса- петух – еж.
4. Лиса – медведь – волк – морж.
5. Волк- кошка- лиса-заяц.
Воспитатель: хорошо ребята, со всеми заданиями справились. Ну а нам пора возвращаться домой. Давайте встанем, возьмемся за руки закроем глаза: «Раз, два, три, вокруг себя обернись, в детском саду очутись!».
Воспитатель: вот мы в нашем детском саду. Сегодня мы свами побывали в лесу и познакомились с лесными животными. Что вам больше всего запомнилось в нашем путешествии. (ответы детей). И в настоящей природе человек должен помогать братьям меньшим, потому что человек самый сильный и самый умный житель нашей планеты.
Смайлики (Животных)
Воспитатель Ребята после вашего путешествия я хочу что бы вы выбрали себе смайлик который подходит вашему настроению. Можете его оставить себе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр по теме: «Комплекс игр по формированию грамматического строя речи для детей подготовительной к школе группе».
В данной картотеке представлены игры на:- образование новых слов с помощью суффикса;- согласование существительных с числительными в роде, числе и падаже;- образование относительных прилагательн...
Комплекс игр по формированию грамматического строя речи для детей подготовительной к школе группы
Основные цели грамматических игр: научить детей употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности; практически применять знания по грамматике, создать естественную ситуац...
Консультация для воспитателей и родителей «Формирование грамматического строя речи у детей подготовительной к школе группы»
Речь – одна и основных форм психической деятельности, социальная по своему становлению и системная по строению. Речь перестраивает, организует и связывает все высшие психические функции. О...
Картотека игр по теме: «Комплекс игр по формированию грамматического строя речи для детей подготовительной к школе группе».
Работа по формированию грамматического строя речи в подготовительной группе охватывает решение задач из области морфологии, словообразования, синтаксиса детской речи. Она направлена на обогащени...
"Картотека игр по формированию грамматического строя речи для детей подготовительной к школе группе"
Картотека игрпо формированию грамматического строя речи для детей подготовительной к школе группе....
Методическая разработка учителя-логопеда Поповой М.Б. на тему: «Развитие лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного к школе возраста с ОНР в ходе ознакомления с малыми фольклорными формами». Тема: «Птицы вокруг нас»
Методическая разработка учителя-логопеда Поповой М.Б. на тему: «Развитие лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного к школе возраста с ОНР в ходе ознакомления с малыми фольклор...
Комплекс игр по формированию грамматического строя речи для детей подготовительной к школе группе
Комплекс игр по формированию грамматического строя речи...