Занятие развитие грамматического строя речи у детей подготовительной к школе группы.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Касимова Фариза Кабдулахметовна

Цельразвитие грамматического строя речи у детей подготовительной к школе группы.

Задачи:

Образовательные:

-обогатить словарный запас детей по теме«Дикие животные» : вспомнить их названия, внешние признаки, повадки, чем питаются, как называется их жилище;

- упражнять в образовании однокоренных слов, притяжательных прилагательных от существительных и включать их в предложения.

- совершенствовать умение образовывать притяжательные прилагательные; упражнять в подборе определений к существительным; активизировать умение детей образовывать сложные прилагательные.

Развивающие :

развивать грамматически правильную речь, умение детей отвечать полными ответами;

развивать мышление, внимание, память, мелкую моторику.

Воспитательные:

- воспитывать у детей любовь к живой природе, желание охранять и беречь природу.

Предварительная работа:

На прогулке: наблюдение за живой природой, природными явлениями, осенними изменениями в природе.

В группе : беседа с детьми на тему«Животные наших лесов»; рассматривание картины, с изображением диких животных, отгадывание загадок; разучивание утреннего приветствия

Дидактические игры«Кто где живет?»«Назови маме детеныша»«Накорми диких животных».

Продуктивная деятельностьлепка«Животные нашего леса»рисование тычком«Заяц».

Словарная работа:

Жилище.

Материалы и оборудование:

Проектор, флешкарта, доска к слайдам, карточки с изображением животных, корма для животных и т. д., мольберт.

Форма организации деятельности:

групповая

Место проведения:

групповая комната.

 

 

 

Ход ООД:

Организационный момент:

(Дети заходят в групповую комнату, становятся полукругом)

Воспитатель: Здравствуйте ребята. Какой сегодня прекрасный день. Давайте поздороваемся с друг другом, с новым днем.

Доброе утро улыбчивым лицам!

Доброе утро солнцу и птицам!

Пусть каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро продлится до вечера! (проговаривают хором).

(Воспитатель приглашает воспитанников присесть на стульчики).

ВоспитательЗвук почты на телевизоре и слайд конверта

А что это нам пришло ребята? Это приглашение

Сейчас я вам его прочитаю«Дорогие ребята, приглашаем вас в гости в осенний лес. Как вы думаете кто нас мог пригласить к себе в гости?

Дети: лесные животныедикие животные.

Воспитатель: Но прежде чем отправится в лес нужно вспомнить правила поведения в лесу. Какие правила вы знаете?

Дети: в лесу нельзя шуметь, сорить, ломать деревья и кустарники.

Воспитатель: все верно, молодцы.

Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай прыгай и играй,

Только чур не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь,

Нельзя даже громко петь,

Испугаются зверюшки,

Убегут с лесной опушки.

Воспитатель: Ребята, мы отправимся в лес для того что бы узнать, как дикие животные обитают в лесу!

Воспитатель: готовы отправиться в путешествиеДавайте скажем вместе: «Раз, два, три, вокруг себя обернись. В лесу осеннем очутись(звучит аудиозапись леса).

Воспитатель: но вот мы и в лесу. Чтобы познакомится с обитателями леса я предлагаю вам отгадать мои загадки. Слайд 4

1. Хвост пушистый, мех золотистый

В лесу живёт, в деревне кур крадёт. (Лиса). Слайд 5

2. Хвост пушистою дугой, вам знаком зверек такой?

Острозубый, темноглазый, по деревьям любит лазать. (Белка.) Слайд 6

3. В серой шубке неприметен, осторожен, незаметен

Он идёт и лес примолк, знают все крадётся… (Волк) Слайд 7

4. Не барашек и не кот, носит шубку круглый год

Голубая, серая для лета, для зимы другого цвета. (Заяц) Слайд 8

5. Не голос – громкая труба, большая верхняя губа,

На нем - громадные рога, ему природа дорога,

В лесу крупнее зверя не нашлось, раз он – сохатый, значит – (Лось). Слайд 9

6. Он не отесан, зол и груб.

Из всех деревьев, любит дуб.

Ведь он в лесу, среди зверей,

Большой Любитель Желудей. (Кабан) Слайд 10

Воспитатель: молодцы ребята. Всех зверей отгадали, со всеми познакомились. Как можно назвать их одним или двумя словами?

Плакат повешать 

 

Дети: звери. Дикие животные.

Воспитатель: а почему этих животных называют дикими?

Дети: они живут в лесу, без помощи человека. Это неприрученные животные.

Воспитатель: что общего у этих зверей?

Дети: морда, хвост, лапы, уши, туловище.

Воспитатель: как называются части тела разных животных? (показывает картинку с изображением животных и задает вопросы).

Дети: это лиса. Чья морда? - Лисья. Чей хвост? - Лисий.

Это волк. Чья морда? - Волчья. Чей хвост? – Волчий.

Это белка. Чья морда? – Беличья. Чей хвост? – Беличий

Это заяц. Чья морда? – Заячья. Чей хвост? – Заячий.

Воспитатель: сейчас наши животные хотят познакомить вас с своим жилищем. Как вы понимаете слово «жилище»? Картинка и приготовить карандаши

Дети: предлагают варианты лексического значения данного слова.

Воспитатель: правильно ребята. «Жилище — место обитания животных вдали от человеческого жилья». А вот как они выглядят, мы посмотрим. Давайте поиграем в игру«Кто где живет». Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте полным предложением.

Где живет белка? Белка живет в дупле.

Где живет лиса? Лиса живет в норе.

Где живет волк? Волк живет в логове.

Где живет медведь? Медведь живет в берлоге.

Где живет заяц? Заяц живет под кустом.

Воспитатель: молодцы ребята. А лесные жители предлагают нам с ними поиграть.

Физминутка. «Звериная зарядка».

Раз – присядка, (присесть)

Два – прыжок. (подпрыгнуть)

Это заячья зарядка. (ладошки на голову – ушки на макушку)

А лисята как проснутся, (кулачками потереть глаза)

Любят долго потянутся (потягивание с отворотом рук)

Обязательно зевнуть, (зевнуть, перекрывая рот ладонью)

Ну и хвостиком вильнуть (движение бёдрами со стороны в сторону)

А волчата – спинку выгнуть (прогнуться в спине вперёд)

И легонечко подпрыгнуть (лёгкий прыжок вверх)

Ну а мишка косолапый (руки согнуты в локтях ладошки соединены ниже пояса)

Широко расставляя лапы (ноги на ширине плеч.

То одну, то обе вместе (переступание с ноги на ногу)

Долго топчется на месте (раскачивание туловищем из стороны в сторону)

А кому зарядки мало (развести руки в стороны)

Начинает всё сначала!

Воспитатель: Скажите ребята, чем бы вы угостили и накормили лесных жителей. Что едят лесные звери? Предлагаю вам угостить наших зверей, и поиграть в игру«Чем питаются дикие животные». На круглом столе провести игру

Дети: (выбирают нужное угощение, проговаривают вслух. На столе карточки с изображением «корма», дети, берут карточки с изображением корма и крепят возле животного, употребляющего этот корм и т. д.)

Медведь - мёд, орехи, жёлуди, ягоды.

Белка – орехи, грибы, шишки.

Заяц - кору, ветки, листья.

Волк - мелких грызунов и др. животных.

Лиса - мышей, кур, зайцев.

Воспитатель: чем вы угостили животных?

 

Дети:

Медведя угостили медом, орехами, желудями, ягодами.

Белку угостили орехами, грибами, шишками.

Зайца угостили корой, ветками деревьев, листьями.

Волка угостили мелкими грызунами, животными.

Лису угостили мышами, курами, зайцами.

Воспитатель: звери остались довольны угощением. Но что-то наши звери вдруг загрустили. беда у них случилась, разбежались детеныши. Давайте мы поможем вернуть малышей домой.

(На столе у детей лежат картинка детенышей животных. Дети называют их и ставят рядом со взрослым животным).

Заяц – Зайчонок – Зайчата.

Белка – Бельчонок– Бельчата.

Медведь – Медвежонок – Медвежата.

Волк – Волчонок – Волчата.

Лиса – Лисенок – Лисята.

Воспитатель: молодцы ребята, помогли животным найти своих детенышей. А теперь предлагаю вам поиграть и  игра «четвертый лишний».

Воспитатель: ребята, животные хотят проверить внимательные ли мы, и предлагают нам поиграть в игру «Четвертый лишний».

(дети выбирают лишнее животное и объясняют почему).

1. Коза – волк – лиса – медведь.

2. Лиса – верблюд – волк – медведь.

3. Волк – лиса- петух – еж.

4. Лиса – медведь – волк – морж.

5. Волк- кошка- лиса-заяц.

Воспитатель: хорошо ребята, со всеми заданиями справились. Ну а нам пора возвращаться домой. Давайте встанем, возьмемся за руки закроем глаза«Раз, два, три, вокруг себя обернись, в детском саду очутись!».

Воспитатель: вот мы в нашем детском саду. Сегодня мы свами побывали в лесу и познакомились с лесными животными. Что вам больше всего запомнилось в нашем путешествии(ответы детей). И в настоящей природе человек должен помогать братьям меньшим, потому что человек самый сильный и самый умный житель нашей планеты.

 Смайлики (Животных)

 Воспитатель Ребята после вашего путешествия я хочу что бы вы выбрали себе смайлик который подходит вашему настроению. Можете его оставить себе

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_attistatsiya.docx20.13 КБ

Предварительный просмотр:

Цельразвитие грамматического строя речи у детей подготовительной к школе группы.

Задачи:

Образовательные:

-обогатить словарный запас детей по теме«Дикие животные» : вспомнить их названия, внешние признаки, повадки, чем питаются, как называется их жилище;

- упражнять в образовании однокоренных слов, притяжательных прилагательных от существительных и включать их в предложения.

- совершенствовать умение образовывать притяжательные прилагательные; упражнять в подборе определений к существительным; активизировать умение детей образовывать сложные прилагательные.

Развивающие :

развивать грамматически правильную речь, умение детей отвечать полными ответами;

развивать мышление, внимание, память, мелкую моторику.

Воспитательные:

- воспитывать у детей любовь к живой природе, желание охранять и беречь природу.

Предварительная работа:

На прогулке: наблюдение за живой природой, природными явлениями, осенними изменениями в природе.

В группе : беседа с детьми на тему«Животные наших лесов»; рассматривание картины, с изображением диких животных, отгадывание загадок; разучивание утреннего приветствия

Дидактические игры«Кто где живет?»«Назови маме детеныша»«Накорми диких животных».

Продуктивная деятельностьлепка«Животные нашего леса»рисование тычком«Заяц».

Словарная работа:

Жилище.

Материалы и оборудование:

Проектор, флешкарта, доска к слайдам, карточки с изображением животных, корма для животных и т. д., мольберт.

Форма организации деятельности:

групповая

Место проведения:

групповая комната.

Ход ООД:

Организационный момент:

(Дети заходят в групповую комнату, становятся полукругом)

Воспитатель: Здравствуйте ребята. Какой сегодня прекрасный день. Давайте поздороваемся с друг другом, с новым днем.

Доброе утро улыбчивым лицам!

Доброе утро солнцу и птицам!

Пусть каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро продлится до вечера! (проговаривают хором).

(Воспитатель приглашает воспитанников присесть на стульчики).

ВоспитательЗвук почты на телевизоре и слайд конверта 

А что это нам пришло ребята? Это приглашение

Сейчас я вам его прочитаю«Дорогие ребята, приглашаем вас в гости в осенний лес. Как вы думаете кто нас мог пригласить к себе в гости?

Дети: лесные животныедикие животные.

Воспитатель: Но прежде чем отправится в лес нужно вспомнить правила поведения в лесу. Какие правила вы знаете?

Дети: в лесу нельзя шуметь, сорить, ломать деревья и кустарники.

Воспитатель: все верно, молодцы.

Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай прыгай и играй,

Только чур не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь,

Нельзя даже громко петь,

Испугаются зверюшки,

Убегут с лесной опушки.

Воспитатель: Ребята, мы отправимся в лес для того что бы узнать, как дикие животные обитают в лесу!

Воспитатель: готовы отправиться в путешествиеДавайте скажем вместе: «Раз, два, три, вокруг себя обернись. В лесу осеннем очутись(звучит аудиозапись леса).

Воспитатель: но вот мы и в лесу. Чтобы познакомится с обитателями леса я предлагаю вам отгадать мои загадки. Слайд 4

1. Хвост пушистый, мех золотистый

В лесу живёт, в деревне кур крадёт. (Лиса). Слайд 5

2. Хвост пушистою дугой, вам знаком зверек такой?

Острозубый, темноглазый, по деревьям любит лазать. (Белка.) Слайд 6

3. В серой шубке неприметен, осторожен, незаметен

Он идёт и лес примолк, знают все крадётся… (Волк) Слайд 7

4. Не барашек и не кот, носит шубку круглый год

Голубая, серая для лета, для зимы другого цвета. (Заяц) Слайд 8

5. Не голос – громкая труба, большая верхняя губа,

На нем - громадные рога, ему природа дорога,

В лесу крупнее зверя не нашлось, раз он – сохатый, значит – (Лось). Слайд 9

6. Он не отесан, зол и груб.

Из всех деревьев, любит дуб.

Ведь он в лесу, среди зверей,

Большой Любитель Желудей. (Кабан) Слайд 10

Воспитатель: молодцы ребята. Всех зверей отгадали, со всеми познакомились. Как можно назвать их одним или двумя словами?

Плакат повешать  

Дети: звери. Дикие животные.

Воспитатель: а почему этих животных называют дикими?

Дети: они живут в лесу, без помощи человека. Это неприрученные животные.

Воспитатель: что общего у этих зверей?

Дети: морда, хвост, лапы, уши, туловище.

Воспитатель: как называются части тела разных животных? (показывает картинку с изображением животных и задает вопросы).

Дети: это лиса. Чья морда? - Лисья. Чей хвост? - Лисий.

Это волк. Чья морда? - Волчья. Чей хвост? – Волчий.

Это белка. Чья морда? – Беличья. Чей хвост? – Беличий

Это заяц. Чья морда? – Заячья. Чей хвост? – Заячий.

Воспитатель: сейчас наши животные хотят познакомить вас с своим жилищем. Как вы понимаете слово «жилище»? Картинка и приготовить карандаши

Дети: предлагают варианты лексического значения данного слова.

Воспитатель: правильно ребята. «Жилище — место обитания животных вдали от человеческого жилья». А вот как они выглядят, мы посмотрим. Давайте поиграем в игру«Кто где живет». Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте полным предложением.

Где живет белка? Белка живет в дупле.

Где живет лиса? Лиса живет в норе.

Где живет волк? Волк живет в логове.

Где живет медведь? Медведь живет в берлоге.

Где живет заяц? Заяц живет под кустом.

Воспитатель: молодцы ребята. А лесные жители предлагают нам с ними поиграть.

Физминутка. «Звериная зарядка».

Раз – присядка, (присесть)

Два – прыжок. (подпрыгнуть)

Это заячья зарядка. (ладошки на голову – ушки на макушку)

А лисята как проснутся, (кулачками потереть глаза)

Любят долго потянутся (потягивание с отворотом рук)

Обязательно зевнуть, (зевнуть, перекрывая рот ладонью)

Ну и хвостиком вильнуть (движение бёдрами со стороны в сторону)

А волчата – спинку выгнуть (прогнуться в спине вперёд)

И легонечко подпрыгнуть (лёгкий прыжок вверх)

Ну а мишка косолапый (руки согнуты в локтях ладошки соединены ниже пояса)

Широко расставляя лапы (ноги на ширине плеч.

То одну, то обе вместе (переступание с ноги на ногу)

Долго топчется на месте (раскачивание туловищем из стороны в сторону)

А кому зарядки мало (развести руки в стороны)

Начинает всё сначала!

Воспитатель: Скажите ребята, чем бы вы угостили и накормили лесных жителей. Что едят лесные звери? Предлагаю вам угостить наших зверей, и поиграть в игру«Чем питаются дикие животные». На круглом столе провести игру

Дети: (выбирают нужное угощение, проговаривают вслух. На столе карточки с изображением «корма», дети, берут карточки с изображением корма и крепят возле животного, употребляющего этот корм и т. д.)

Медведь - мёд, орехи, жёлуди, ягоды.

Белка – орехи, грибы, шишки.

Заяц - кору, ветки, листья.

Волк - мелких грызунов и др. животных.

Лиса - мышей, кур, зайцев.

Воспитатель: чем вы угостили животных?

Дети:

Медведя угостили медом, орехами, желудями, ягодами.

Белку угостили орехами, грибами, шишками.

Зайца угостили корой, ветками деревьев, листьями.

Волка угостили мелкими грызунами, животными.

Лису угостили мышами, курами, зайцами.

Воспитатель: звери остались довольны угощением. Но что-то наши звери вдруг загрустили. беда у них случилась, разбежались детеныши. Давайте мы поможем вернуть малышей домой.

(На столе у детей лежат картинка детенышей животных. Дети называют их и ставят рядом со взрослым животным).

Заяц – Зайчонок – Зайчата.

Белка – Бельчонок– Бельчата.

Медведь – Медвежонок – Медвежата.

Волк – Волчонок – Волчата.

Лиса – Лисенок – Лисята.

Воспитатель: молодцы ребята, помогли животным найти своих детенышей. А теперь предлагаю вам поиграть и  игра «четвертый лишний».

Воспитатель: ребята, животные хотят проверить внимательные ли мы, и предлагают нам поиграть в игру «Четвертый лишний».

(дети выбирают лишнее животное и объясняют почему).

1. Коза – волк – лиса – медведь.

2. Лиса – верблюд – волк – медведь.

3. Волк – лиса- петух – еж.

4. Лиса – медведь – волк – морж.

5. Волк- кошка- лиса-заяц.

Воспитатель: хорошо ребята, со всеми заданиями справились. Ну а нам пора возвращаться домой. Давайте встанем, возьмемся за руки закроем глаза«Раз, два, три, вокруг себя обернись, в детском саду очутись!».

Воспитатель: вот мы в нашем детском саду. Сегодня мы свами побывали в лесу и познакомились с лесными животными. Что вам больше всего запомнилось в нашем путешествии(ответы детей). И в настоящей природе человек должен помогать братьям меньшим, потому что человек самый сильный и самый умный житель нашей планеты.

 Смайлики (Животных)

 Воспитатель Ребята после вашего путешествия я хочу что бы вы выбрали себе смайлик который подходит вашему настроению. Можете его оставить себе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр по теме: «Комплекс игр по формированию грамматического строя речи для детей подготовительной к школе группе».

В данной картотеке  представлены игры на:- образование новых слов с помощью суффикса;- согласование существительных с числительными в роде, числе и падаже;- образование относительных прилагательн...

Комплекс игр по формированию грамматического строя речи для детей подготовительной к школе группы

Основные цели грамматических игр: научить детей употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности; практически применять знания по грамматике, создать естественную ситуац...

Консультация для воспитателей и родителей «Формирование грамматического строя речи у детей подготовительной к школе группы»

Речь – одна и основных форм психической деятельности, социальная по своему становлению и системная по строению. Речь перестраивает, организует и связывает все высшие психические функции. О...

Картотека игр по теме: «Комплекс игр по формированию грамматического строя речи для детей подготовительной к школе группе».

Работа по формированию грамматического строя речи в подготовительной группе охватывает решение задач из области морфологии, словообразования, синтаксиса детской речи. Она направлена  на обогащени...

"Картотека игр по формированию грамматического строя речи для детей подготовительной к школе группе"

Картотека игрпо формированию грамматического строя речи для детей подготовительной к школе группе....

Методическая разработка учителя-логопеда Поповой М.Б. на тему: «Развитие лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного к школе возраста с ОНР в ходе ознакомления с малыми фольклорными формами». Тема: «Птицы вокруг нас»

Методическая разработка учителя-логопеда Поповой М.Б. на тему: «Развитие лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного к школе возраста с ОНР в ходе ознакомления с малыми фольклор...