Консультация для воспитателей и родителей «Формирование грамматического строя речи у детей подготовительной к школе группы»
консультация (старшая группа)
Речь – одна и основных форм психической деятельности, социальная по своему становлению и системная по строению. Речь перестраивает, организует и связывает все высшие психические функции. Она играет огромную роль в психическом развитии ребенка и формирует на основе восприятия окружающего предметного мира. Рост словаря напрямую соотносится с образованием различных связей между предметом-образом и словом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_6._konsultatsiya_dlya_pedagogov_po_leksigo-_grammaticheskomu_stroyu_rechi.docx | 19.29 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ Тогучинского района «Тогучинский детский сад№7»
Консультация для воспитателей «Коррекция лексико - грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста с ОНР"
Составила: учитель-логопед Ковалева А.И.
Г. Тогучин 2019г.
В настоящее время в массовых детских садах число детей с ОНР резко увеличилось. ОНР характеризуется нарушением основных компонентов речевой системы - звукопроизношение, фонематический слух, лексики и грамматического строя речи.
Эти нарушения затрудняют процесс полноценного овладения детьми программой детского сада, а в дальнейшем – и процесс школьного обучения.
Необходимо сказать о важности преодоления нарушений лексической системы именно в старшем дошкольном возрасте, так как, к этому возрасту, ребенок успевает усвоить все основные модели родного языка.
Под лексико-грамматической стороной речи понимают словарь и грамматически правильное его использование.
Словарь— это слова обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности.
Различают словарь пассивный и активный. Под пассивным словарем понимают возможность понимания слов, под активным — употребление их в речи.
Грамматический строй— это взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях (нарушение устной речи). Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы.
Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования, синтаксический — умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении.
По степени тяжести проявления дефекта условно выделяют четыре уровня общего недоразвития речи. Первые три уровня выделены и подробно описаны Розой .Евгениевной Левиной, четвертый уровень представлен в работах Татьяны Борисовны Филичевой.
Для детей I уровня характерна лепетная речь (и даже она может отсутствовать). У детей, имеющих зачатки речи, активный словарь состоит из лепетных слов, звукоподражаний и общеупотребительных слов. Структура слов нарушена. Пассивный словарь шире активного. Фразы нет. Свои желания дети выражают отдельными словами, жестами.
Коррекционная работа предполагает уточнение и расширение словаря, развитие слоговой структуры слов, формирование фразы (простое двусоставное предложение), большое внимание уделяется формированию понимания грамматических форм.
Игра «Кто как голос подает?»
Цель: учить подбирать действия к именам существительным по способу подачи голоса.
Описание: педагог предлагает назвать действие по подачи голоса.
Например: Лягушка как кричит: Ква-ква-ква.
Корова как кричит: му-му-му.
Собака как кричит: Гав-гав.
Кошка как кричит : Мяу-мяу ит.д.
Для детей II уровня характерна искажением слов, нарушением слогового образа слова, наблюдается перестановка и сокращение слогов.
Активный словарь беден, состоит из самых употребительных в быту слов. Предлоги дети не используют, произношение многих слов искажено. Работа над словом начинается с уточнения, расширения и активизация словаря.
Коррекционная работа над словом начинается с уточнения, расширения и активизации словаря, дети знакомятся со словоизменением и словообразованием, усвоению таких грамматических категорий, как число, падеж (родительный, дательный, творительный), род (женский, мужской).
Стул без чего?-без ножки, спинки; чайник без чего? – без носика, ручки; машина без чего?- без колеса и т.д.
Мальчик даёт корм кому? (кошке, собаке, гусю, петушку,)
Девочка нарисовала кого? (собаку, кошку, медведя, белку)
Словарь обогащается антонимами. Основной задачей на данном этапе является формирование фразовой речи: развитие структуры предложения, его грамматического и интонационного оформления. Переход от простого двусоставного нераспространенного предложения к распространенному идет постепенно.
У детей III уровня фразовая речь в целом сформирована, остаются элементы аграмматизма (искажение слов) в виде неправильного употребления множественного числа существительных и прилагательных в косвенном падеже, неправильного употребления существительных и прилагательных в сочетании с числительными. Остается несформированной связная речь.
«Кто чем питается?» — наборы картинок с изображением животных, птиц и их корма (употребление существительных в творительном падеже);
«Кто чем защищается?» — картинки, изображающие животных, птиц и части тела (употребление существительных в творительном падеже);
«Кто у кого?» — картинки с изображением животных, птиц и их детенышей (употребление существительных в родительном падеже, составление сложносочиненных предложений);
«Что из чего?» — набор картинок с изображением предметов без какой-либо детали (употребление существительных ед. и мн. числа в родительном падеже).
У детей 4 уровня– незначительная, остаточная несформированность фонетико-фонематических и лексико-грамматических процессов. Все пробелы в развитии языковых компонентов выражены в нерезкой форме: страдает правильное воспроизведение слогового образа сложных слов, артикуляция звуков, фонематическое восприятие, словоизменение и словообразование, связная речь.
Коррекционная работа по лексико-грамматическому строю речи у детей с ОНР – одна из основных задач коррекционного обучения и воспитания детей.
Логопедическая работа по развитию лексико-грамматического строя речи ведется по 3 направлениям: накопление словаря, формирование фразы и включение её в связную речь.
1)обогащение словаря;
2)формирование словоизменения;
3)формирование словообразования.
Работа над словарем осуществляется на материале имен существительных, прилагательных, глаголов, наречий, местоимений, числительных, служебных частей речи, начиная со слов, наиболее часто употребляющихся в речевой практике, с постепенным переходом к менее употребительным. Уточнение и расширение словарного запаса проводится с опорой на тематические циклы: «Посуда», «Продукты питания», «Животные и их детеныши», «Зима», «Новый год» и т. д.
В процессе усвоения предметного словаря продолжается знакомство детей с различными способами словообразования. Необходимо уточнить знания детей о различных материалах и их свойствах, продуктах питания и растениях. Привлекается внимание детей к образованию новых слов с помощью суффиксов, при этом подчеркиваются звуковые и смысловые различия между ними. Например, стол деревянный – он из дерева, кораблик бумажный – он из бумаги. Детей учат понимать обобщенное понятие слова. Только после этого предлагается самостоятельно образовать относительные прилагательные от существительных со значениями соответственности с продуктами питания (молочный, шоколадный), растениями (дубовый, сосновый).
Таким образом, развитие у детей, имеющих речевые нарушения, лексико-грамматической стороны речи, является одной из центральных задач коррекционной педагогики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр по теме: «Комплекс игр по формированию грамматического строя речи для детей подготовительной к школе группе».
В данной картотеке представлены игры на:- образование новых слов с помощью суффикса;- согласование существительных с числительными в роде, числе и падаже;- образование относительных прилагательн...
Комплекс игр по формированию грамматического строя речи для детей подготовительной к школе группы
Основные цели грамматических игр: научить детей употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности; практически применять знания по грамматике, создать естественную ситуац...
Консультация для воспитателей детского сада: «Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста».
Грамматика - это наука о строе языка, о его законах, Грамматика, по словам К.Д. Ушинского, - логика языка.Вместе с лексикой (словарным составом языка) и фонетикой (звуковым составом языка) грамма...
Картотека игр по теме: «Комплекс игр по формированию грамматического строя речи для детей подготовительной к школе группе».
Работа по формированию грамматического строя речи в подготовительной группе охватывает решение задач из области морфологии, словообразования, синтаксиса детской речи. Она направлена на обогащени...
"Картотека игр по формированию грамматического строя речи для детей подготовительной к школе группе"
Картотека игрпо формированию грамматического строя речи для детей подготовительной к школе группе....
Комплекс игр по формированию грамматического строя речи для детей подготовительной к школе группе
Комплекс игр по формированию грамматического строя речи...
Занятие развитие грамматического строя речи у детей подготовительной к школе группы.
Цель: развитие грамматического строя речи у детей подготовительной к школе группы.Задачи:Образовательные:-обогатить словарный запас детей по теме: «Дикие животные»...