«УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ»
консультация по развитию речи (старшая группа)
«Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить» (Ф.А.Сохин).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_ustnoe_narodnoe_tvorchestvo_kak_sredstvo_razvitiya_rechi.docx | 20.97 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ:
«УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ»
Актуальным был и остается вопрос об овладении детьми родным языком. Овладение родным языком, развитие речи – самые важные приобретения ребенка в дошкольном детстве, но это сложнейшая задача дошкольного воспитания.
Психологи подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей. «Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить» (Ф.А.Сохин). Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связанно с усложнением детской деятельности и общения с окружающими людьми.
Можно ли научить детей 3 лет хорошо овладеть родным языком? И почему в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился? Да потому что с детьми все меньше и меньше разговаривают. Дети больше смотрят и слушают. Кроме того, наши дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики.
Одежда и обувь на липучках вместо шнурков и пуговиц. Пособия и книжки с наклейками вместо картинок для вырезания. Бытовые приборы и предметы, управляемые с помощью пульта.
Необходимо искать более эффективные, нетрадиционные методы обучения детей развитию речи. Эта работа должна быть непрерывной и задействовать всех взрослых, оказывающих влияние на речь детей, и в первую очередь родителей. Эффективный способ решения проблемы развития интеллекта и речи ребенка – фольклор, благодаря которому дети в доступной форме научаться общаться. Развивать речь детей можно, используя устное народное творчество:
- пересказывать хорошо знакомые сказки и рассказы, петь колыбельные, частушки, потешки;
-рассказывать по наглядному материалу (описание игрушек, рассказывание по картине);
- в индивидуальном общении рассказывать на темы из личного опыта (о любимых игрушках, о себе и семье, о том, как провели выходные и праздничные дни);
- через проведение праздников, досугов, сказочных представлений составлять высказывания повествовательного типа;
-играя развивать мелкую моторику пальцев рук;
- воспитывать любовь к устному народному творчеству.
Известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если движения пальцев рук соответствуют возрасту, речевое развитие находится в пределах нормы, если движения пальцев рук плохо развиты, задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Вот поэтому нас, педагогов, да и родителей, волнуют вопросы: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? Как подготовить его к школе? Один из аспектов этой проблемы – развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Руке посвящали стихи. Писали оды. А народная мудрость о значимости руки отразилась в загадках: а ну-ка отгадайте, что это за десять братьев, на которых двух шуб хватает? В пословицах: отбиться от рук; все дело в его руках; дать волю рукам; глаза боятся, а руки делают. Во всем этом отражаются психология, внутренний мир, состояние человека.
Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры. Что и активизирует речь. Развивая мелкую моторику пальцев, мы воздействуем на внутренние органы человека:
- большой палец отвечает за голову;
- указательный – за желудок;
- средний – за печень;
-безымянный – за почки;
- мизинец – за сердце.
Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму.
«Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, а то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов», - Дж. Бруно.
Педагог В.А.Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, а чем сложнее движения этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.
Итак, если будут развиваться пальцы рук, будут развиваться речь и мышление ребенка, отпадут проблемы обучения не только в первом классе, но и в дальнейшем. Поэтому нужно усиленно, систематически заниматься с детьми, сопровождая речь движениями, играя, разучивая:
- пальчиковые игры со стихами и скороговорками;
- частушки – топотушки;
- потешки – прихлопушки;
- игры – хороводы;
- колыбельные – убаюкивание кукол.
Работа по развитию речи дошкольников с использованием артикуляционной и пальчиковой гимнастики
Соединение движений артикуляционного аппарата с движением кисти руки получило название в исследованиях И.В. Курис – биоэнергопластика. Уже давно отмечена взаимосвязь речевой и моторной деятельности, стимулирующая роль тренировки мелкой моторики рук.
Предлагаю вашему вниманию упражнения сопряженной артикуляционной и пальчиковой гимнастики (биоэнергопластики).
Поляна ровная-ровная (дети прижимают кисти рук друг к другу, ладони повернуты вверх, язык свободно лежит на нижней губе).
Растет на опушке дикая яблоня.
Над ней плоды – яблоки (руки от локтей до запястья сводят вместе, кисти сжимают в кулаки, большие пальцы поднимают вверх. Язык тянут к носу).
Динамическое упражнение «Яблоки»
Дети проговаривают стихотворения с движениями.
Веточки на яблоньке повисли от печали.
(дети поднимают руки вверх, кисти опущены).
Яблоки на веточках весели и скучали.
(покачивают опущенными кистями).
Девочки и мальчики ветки раскачали.
(покачивают поднятыми вверх руками).
Яблоки о землю громко застучали.
(стучат кулаками по полу).
Артикуляционная пальчиковая гимнастика
Яблоки соберем в корзины.
(дети переплетают пальцы рук «корзинкой». Язык сгибают «чашечкой»).
Яблоки кислые! (Машут рукой - эх! Морщатся и слегка высовывают язык).
Дома сварим из яблок варенье (большой палец правой руки поднимают вверх – жест одобрения. Улыбаются и облизывают верхнюю и нижнюю губу).
А еще испечем пирог.
Динамическое и дыхательное упражнения
Мы поставим в печь пирог
(дети вытягивают по одной руке в стороны ладонями наверх).
Очень ароматный,
(делают вдох-выдох).
Из трубы идет дымок.
(вращают кистями, поднимают руки вверх).
Он такой приятный!
(делают вдох-выдох).
Там за лесом, у реки…
(делают волнообразные движения рукой).
Пекарь Булочка живет.
(показывают руками большой живот).
По утрам печет пирог он.
(переворачивают ладони вверх-вниз).
В гости всех к себе завет.
(делают манящие движения руками к себе).
Артикуляционная и пальчиковая гимнастика
Под яблоней растут грибы.
(дети делают языком упражнение «грибок»: присасывают язык к небу).
У одних грибов ножки толстые…
(щепотью одной руки показывают толстую ножку, ладонью другой – шляпку. Меняют положение рук).
Соберем грибы в корзины.
(пальцы рук переплетают «корзинкой». Язык «чашечкой».
Упражнение на развитие речевого аппарата, координации слова с движением.
Зайка в травке скок-скок.
(дети делают четыре прыжка, руки соединяют перед грудью).
Зайка прыг за кусток.
(приседают).
Смелый зайка не боится.
(четыре прыжка).
Не поймать его лисице.
(показывают отрицательный жест указательным пальцем).
Медведь.
Мишка любит сладкий мед.
(дети делают круговые движения рукой по животу).
Мишка мед у пчел берет.
(движения руками к себе).
Тем еще он знаменит,
(движения указательным пальцем).
Что зимою крепко спит.
(наклоняют голову на сложенные вместе ладони).
Белка.
Белка прыгает по веткам.
(дети прыгают, сложив руки перед грудью).
Гриб несет бельчатам-деткам.
Еж.
Без тропинок, без дорожек
(дети двигаются вокруг себя в полуприседе, сделав круглые спинки).
Катится колючий ежик.
Динамическое упражнение
( с помощью рук и пальчиков расскажем осеннюю сказку).
Лучики осеннего солнца освещают лесную поляну, скользят по веточкам деревьев, по разноцветным листьям.
(дети поднимают руки вверх, пальцы правой, левой руки поочередно сжимают и выпрямляют).
Подул прохладный осенний ветер, ветки деревьев закачались, зашумели своей листвой.
(качают руками верху вправо-влево).
Ветер усилился, стал холоднее, деревья закачались сильнее, листья зашумели громче.
(делают наклоны туловищем, качают руками вверху вправо-влево).
Вот небо нахмурилось, заморосил осенний дождь. Капли стекают по веткам, листьям деревьев и падают на землю.
(руки согнуты в локтях, пальцы рук сжимают и выпрямляют).
И вот первый листок оторвался от ветки и, кружась в танце, скользнул по земле.
(руки подняты вверх, одну руку опускают в сторону и вниз, вращая кистью).
Следом за ним в воздухе закружился второй.
(другую руку опускают в сторону и вниз, вращая кистью).
И все листья опали.
(приседают, руки внизу, выпрямляют ладони параллельно полу).
Артикуляционная и пальчиковая гимнастика
Через лес вышли к реке.
(дети переплетают пальцы рук, делают плавные волнообразные движения руками перед собой).
Увидели лодку, сели в нее и поплыли домой.
(складывают ладони «лодочкой», руками двигают вперед-назад, язык складывают «лодочкой», вытягивают язык вперед и убирают назад.
Приплыли к берегу, вышли из лодки.
Ритмическое упражнение «Капли»
Начался дождь.
(дети похлопывают пальцами одной руки по ладони другой. Повторяют движения и слова за педагогом).
Капля – раз! Капля – два!
Капли медленно сперва.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
До свиданья, лес густой!
Побежим скорей домой!
Дождь становится тише, еще тише. Вот последняя капля упала, и дождь закончился. Вот и мы оказались в наших теплых и уютных домах.
(соединяют кончики пальцев «домиком» над головой).
Устное народное творчество даёт прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребёнку успешнее овладевать родным языком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста.
Актуальным был и остается вопрос об овладение детьми родным языка. Овладение родным языком, развитие речи – самые важные приобретения ребенка в дошкольном детстве, но это сложнейшая задача...
План самообразования на 2014-2015г. по теме "Устное народное творчество как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста"
В 2014-2015учебном году наша творческая группа"Наследие" работает над темой "Роль устного народного творчества в развитии детей дошкольного возраста". В наше время...
Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста
Актуальным был и остается вопрос об овладение детьми родным языка. Овладение родным языком, развитие речи – самые важные приобретения ребенка в дошкольном детстве, но это сложнейшая задача...
Статья "Устное народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"
В статье раскрывается роль устного народного творчества в развитии детей младшего дошкольного возраста....
Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15337124","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"363","width":"480"}}]]"Народные сказки способствуют усвоению всех форм языка ,к...
Использование элементов устного народного творчества как средство развития речи детей дошкольного возраста.
Статья для родителей ...
Устное народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Консультация для педагогов....