Логоритмика как средство коррекционной работы логопеда с детьми 5-6 лет.
консультация по развитию речи (старшая группа)
Логоритмика представляет собой особую методику, направленную на решение целого комплекса проблем, связанных с речевыми, координационными и слуховыми навыками малыша
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logoritmika_kak_sredstvo_korrektsionnoy_raboty_logopeda.docx | 88.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Логоритмика как средство коррекционной работы логопеда
с детьми 5-6 лет.
Для гармоничного развития ребенка от рождения до школы важны очень многие факторы: режим, питание, двигательная активность, игры и занятия, развивающие мышление, память, внимание, речь, эмоции, координацию, творческие способности, навыки самообслуживания, чтения, счета, письма…
Задача любого родителя – помочь малышу развиваться гармонично и всесторонне. На помощь придет логоритмика для детей, достигших 2-3 лет, которая в дальнейшем перерастет в усложненные занятия с 4–6-летними дошкольниками. Подобные тренировки проводятся в игровой форме, поэтому они интересны детям и помогают улучшать ключевые навыки.
Логоритмика представляет собой особую методику, направленную на решение целого комплекса проблем, связанных с речевыми, координационными и слуховыми навыками малыша. Регулярные занятия помогут справиться с самыми распространенными проблемами и избавят ребенка от многих сложностей в дальнейшей жизни.
Логоритмика для детей – это игровой метод работы с малышами, при котором используются музыкальные, двигательные и словесные элементы. Конечно, подобные коррекционные занятия проводятся специалистами в детском саду, но родителям не стоит перекладывать всю ответственность на логопедов – важно заниматься дома, чтобы закрепить результат. Тем более что игровая форма интересна малышам.
Занятия по логоритмике – это игры или упражнения на подражание взрослому, сопровождаемые специально подобранной музыкой.
То есть ребенок слушает воспитателя или родителя, видит, что он делает, повторяет за ним сказанное и сделанное. Лучше всего маленькие дети реагируют на рифмованную речь, но это не обязательно: подойдут любые забавные, интересные истории.
Главное назначение логоритмики для детей – коррекция или развитие речевых навыков. С ее помощью можно избавить кроху от таких речевых проблем, как заикание, нарушение произношения, слишком медленная или слишком быстрая речь. При этом любая логопедическая игра развивает сразу несколько процессов.
Логоритмика включает три основных элемента: слово, ритм, движение.
За счет логоритмических занятий можно помочь малышу улучшить следующие важнейшие навыки:
-повышается ловкость, совершенствуются крупная и мелкая моторика;
-ребенок обретает навык правильного выдоха при говорении;
-улучшаются мимика, интонация и темп речи;
-развивается подвижность артикуляционных органов, благодаря чему улучшается дикция;
-слишком активные и подвижные малыши несколько успокаиваются, слишком медлительные – -наоборот, становятся более шустрыми и бодрыми;
-улучшается осанка малышей;
-раскрываются творческие способности, умение подражать, изображать разные эмоции;
Из сказанного понятно, что особенно показаны логоритмические игры в следующих случаях:
в возрасте от 2,5 до 4 лет, когда идет активное формирование речи;
при общем недоразвитии речи;
при заикании, а также при предрасположенности к нему;
деткам с ослабленным иммунитетом, часто болеющим;
при нарушениях звукопроизношения, а также детям со слишком быстрой, слишком медленной или прерывистой речью, с плохой интонацией;
детям, отстающим в развитии моторики и координации движений.
Такая методика включает в себя следующие аспекты.
Разные виды ходьбы, маршировки, прыжки, приседания. Они формируют у детей координацию движений рук и ног, учат ориентироваться в пространстве, понимать, где право и лево, что значит впереди, сзади, сверху, снизу. Обычно с таких упражнений начинают занятия.
Дыхательные и артикуляционные упражнения, которые развивают силу, выразительность, высоту голоса, а также мышцы артикуляционных органов.
Игры по коррекции речи (например, для развития фонематического слуха). Способствуют устранению имеющихся нарушений восприятия и произношения. Ребенку предстоит повторять сложные звуки, находить и распознавать их в словах.
Пение. Улучшает интонацию, помогает справиться с заиканием, скороговорением, да и просто доставляет ребенку удовольствие.
Упражнения на счет. Позволяют малышу запомнить порядковый счет предметов.
Пальчиковую гимнастику. Это дает прямую стимуляцию зон коры головного мозга, отвечающих за развитие речи.
Упражнения на развитие моторики: общей и мелкой. Способствуют развитию речевых и мыслительных процессов.
Игры на внимание, развитие памяти. Развивают навыки быстрого переключения между действиями.
Упражнения, направленные на нормализацию тонуса мышц речевого аппарата. Требуются деткам с дефектами речи, в частности заиканием.
Танцы. Учат чувству ритма, улучшают пластику и осанку малыша, дают выход энергии у слишком непоседливых детей.
Упражнения на развитие мимики. Незаменимы для детей с нарушениями речи. Часто их лицевые мышцы малоподвижны. Невыразительная мимика делает невыразительным и произношение, поэтому требуется коррекция.
Релаксацию. Такие упражнения обычно завершают занятия по логоритмике. Они нужны, прежде всего, детям с гиперактивностью и подобными нарушениями в работе нервной системы, когда накопленная энергия выплескивается с трудом.
Когда малышу исполнилось 5-6 лет, занятия логоритмикой переходят на новый уровень. В картотеке логоритмических занятий для детей этого возраста должны быть активные, подвижные игры, упражнения, требующие большой физической отдачи. Ходьба теперь происходит со сменой направлений, сложными перестроениями; полезно совмещать ее с другими действиями (идти и петь или считать).
Теперь логарифмика выполняет следующие задачи:
помогают пополнить запас известных слов;
совершенствуют мелкую моторику;
стимулируют развитие творческих способностей;
улучшают речь и позволяют скорректировать ошибки в произношении отдельных звуков;
помогают сформировать правильную осанку.
В этом возрасте ведется активная подготовка детей к школе, поэтому упражнения становятся более сложными.
Когда малышу исполнилось 5-6 лет, занятия логоритмикой переходят на новый уровень. В картотеке логоритмических занятий для детей этого возраста должны быть активные, подвижные игры, упражнения, требующие большой физической отдачи. Ходьба теперь происходит со сменой направлений, сложными перестроениями; полезно совмещать ее с другими действиями (идти и петь или считать).
Теперь логарифмика выполняет следующие задачи:
помогают пополнить запас известных слов;
совершенствуют мелкую моторику;
стимулируют развитие творческих способностей;
улучшают речь и позволяют скорректировать ошибки в произношении отдельных звуков;
помогают сформировать правильную осанку.
В этом возрасте ведется активная подготовка детей к школе, поэтому упражнения становятся более сложными.
Логопедическая ритмика положительно влияет на ребёнка. Замечено, что дети, с которыми регулярно проводят занятия, умеют выразительно двигаться, ритмичны и грациозны, хорошо поют. Кроме того, логоритмические упражнения:
§ нормализуют психическое состояние малыша;
§ развивают у него музыкальный и фонематический слух;
§ тренируют все виды памяти: зрительную, слуховую, речевую, музыкальную;
§ обогащают словарный запас ребёнка;
§ способствуют приобретению им красивой осанки и походки.
Список литературы:
1. Акименко В. М. Развивающие технологии в логопедии. Р-н/Д., Феникс, 2011
2. Беляковская Н. Н. Учим ребенка говорить: здоровьесозидающие технологии. М.
Сфера, 2009
3 .Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет.
М. Сфера, 2006
4. Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно. СПБ., 2001.
5. Лопухина И. С. Логопедия- речь, ритм, движение. СПБ. : Дельта, 2003
6. Микляева Н. В. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. М. Айрис-пресс. 2004
7. Поваляева М. А. Нетрадиционные методики в коррекционной педагогике. Р-н/Д., 2006.
8. Репина З. А. Уроки логопеда. Игры для развития речи. М. : ЭКСМО 2004
9. Свистунова Е. В. Разноцветное детство: игротерапия, сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия. М. : Форум, 2012.
10. Сиротюк А. Л. Программа нейропсихологического развития и коррекции детей с СДВГ.
11. Узорова О. В. Пальчиковая гимнастика. М., 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логоритмика, как средство коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения
логоритмика в работе с детьми на музыкальных занятиях...
Педагогический проект "Фитбол-гимнастика - как средство коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи"
Слабость развития двигательной координации, обусловленная особенностями мозговой деятельности, более всего выражается в низкой способности к удержанию равновесия, как в статическом, так и в динамическ...
Дыхательные упражнения как средство коррекционной работы с детьми дошкольного возраста
Материал адресован педагогам дошкольных образовательных учреждений, также работающим в группах компенсирующей направленности....
Статья "Рисование песком как средство коррекционной работы с детьми с ОВЗ"
В статье описываются возможности использования рисования песком для коррекционной работы с детими с ОВЗ...
Дыхательная гимнастика как эффективное средство коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Вырастить здоровых, социально адаптированных, психически и физически развитых детей, пожалуй, самая важная задача современного общества. Здоровье - важный фактор р...
Музыкотерапия как средство коррекционной работы с детьми с нарушением зрения
Тезисы1. История развития представлений о музыкальной терапии2. Музыкальное воспитание - одна из составных частей общей системы обучения и воспитания детей с ОВЗ3. Сложности работы с детьм...