Образовательные ситуаций по словарной работе с детьми дошкольного возраста 4-5 лет.
материал по развитию речи (средняя группа)
Речевые ситуации для развития речи детей 4-5 лет, на темы: «Игрушки», «Зима. Зимние забавы», «Продукты», «Домашние животные», «Дикие животные», «Цветы».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnye_situatsiy_po_slovarnoy_rabote_s_detmi_doshkolnogo_vozrasta_4.docx | 53.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательные ситуаций по словарной работе с детьми дошкольного возраста 4-5 лет.
- расширение словарного запаса – активного (употребление) и пассивного (понимание) словаря;
- обогащение словаря словами-признаками и словами-обобщениями;
- развитие слухового восприятия, оперативной памяти, мышления – развитие операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации и др.
Тема «Игрушки».
Тематический словарь: барабан, большая, вертолет, вертолетик, игрушечка, игрушки, коляска, кубик, кукла, куколка, маленькая, матрешка, машина, машинка, мягкая игрушка, мяч, мячик, неваляшка, пирамидка, пупсик, резиновая игрушка, робот, самолет, самолетик, скакалка, совок, флажок, шар, шарик, юла.
Упражнение 1. Цель: упражнять в образовании уменьшительно-ласкательной формы существительных.
Назови ласково:
- Кукла – куколка.
- Мяч - …
- …
Упражнение 2. Цель: упражнять в сравнении слоговой структуры слов.
Какое слово самое длинное?
- Мячик, шар, игрушка?
- …
Упражнение 3. Цель: упражнять в подборе слова по лексической теме в контексте предложения.
Закончи предложение:
- У девочки в руках был…
- Мальчик подбросил вверх…
- …
Упражнение 4. Цель: упражнять в нахождении смысловой ошибки в предложениях.
Что не так?
- Пирамидку нужно катать.
- Дети не любят играть в игрушки.
- …
Упражнение 5. Цель: упражнять в подборе антонимов.
Скажи наоборот:
- Широкая - …
- Мягкая - …
- …
Упражнение 6. Цель: упражнять в классификации по заданным признакам.
Что лишнее?
- Робот, юла, телевизор, совок.
- …
Тема «Зима. Зимние забавы».
Тематический словарь: белый, быстрый, ветер, ворота, вратарь, выпадать, вьюга, гол, декабрь, ездить, забросить, заливать, замерзать, застыть, зимний, иней, катать, кататься, каток, клюшка, коньки, кружиться, легкий, лед, лепить, лететь, липкий, лопата, лыжи, лыжный, льдинка, метель, мороз, морозный, оттепель, полозья, прозрачный, прорубь, пушистый, санки, скользить, скользкий, снег, снеговик, снежинка, снежный, снежки, сугроб, узор, упасть, февраль, хоккей, холод, шайба, январь.
Упражнение 1. Цель: упражнять в образовании уменьшительно-ласкательной формы существительных.
Назови ласково.
- Снег - снежок.
- Санки…
Упражнение 2. Цель: упражнять в сравнении слоговой структуры слов.
Какое слово самое короткое?
- Сугроб, льдинка, снег, узор?
Упражнение 3. Цель: упражнять в подборе слова по лексической теме в контексте предложения.
Закончи предложение:
- Ребята слепили…
- На окнах мороз нарисовал красивый…
Упражнение 4. Цель: упражнять в нахождении смысловой ошибки в предложениях.
Что не так?
- Клюшка нужна для игры в футбол.
- Январь – последний месяц зимы.
- …
Упражнение 5. Цель: упражнять в подборе антонимов.
Скажи наоборот:
- Холодный - …
- Замерзнуть - …
- …
Упражнение 6. Цель: упражнять в классификации по заданным признакам.
Что лишнее?
- Лыжи, санки, велосипед, коньки.
- …
Тема «Продукты».
Тематический словарь: баранка, бублик, булка, грибной, грибы, заварка, какао, кекс, кисель, колбаса, компот, конфеты, кофе, кофейный, крупы, мармелад, молоко, молочный, мука, мясо, мясной, овощи, овощной, печенье, пирог, пирожные, пирожок, подсолнечное масло, сахар, сахарный, сироп, сливочное масло, сок, соленый, соль, сушка, сыр, торт, фруктовый, фрукты, хлеб, хлебный, шоколад, шоколадный, ягоды, яйца.
Упражнение 1. Цель: упражнять в образовании уменьшительно-ласкательной формы существительных.
Назови ласково.
- Пирог - ….
- …
Упражнение 2. Цель: упражнять в сравнении слоговой структуры слов.
Какое слово самое длинное?
- Сыр, молоко, хлеб, сок?
Упражнение 3. Цель: упражнять в подборе слова по лексической теме в контексте предложения.
Закончи предложение:
- Я люблю шоколадные…
- На обед у нас был грибной…
Упражнение 4. Цель: упражнять в нахождении смысловой ошибки в предложениях.
Что не так?
- Компот варят из грибов.
- Булки растут на деревьях.
- …
Упражнение 5. Цель: упражнять в подборе антонимов.
Скажи наоборот:
- Хлеб мягкий - …
- Горячий чай - …
- …
Упражнение 6. Цель: упражнять в классификации по заданным признакам.
Что лишнее?
- Молоко, творог, компот, кефир.
- …
Тема «Домашние животные».
Тематический словарь: баран, буренка, бык, высиживать, гуси, гусята, доить, жеребята, играть, индюк, индюшонок, кабан, коза, козел, конь, кормить, корова, кот, котята, кошка, крольчата, куры, кусаться, ласкаться, лаять, ловкий, лошадь, мычать, мяукать, наседка, нахохлиться, неуклюжий, овца, охранять, пасти, пастись, пес, плавать, подковать, поросята, пушистый, рогатый, рычать, свинья, собака, стадо, сторожить, табун, телята, упрямый, утки, утята, хрюкать, цыплята, щенки, ягнята.
Упражнение 1. Цель: упражнять в образовании уменьшительно-ласкательной формы существительных.
Назови ласково.
- Корова - коровка
- Лошадь - …
Упражнение 2. Цель: упражнять в сравнении слоговой структуры слов.
Какое слово самое длинное?
- Бык, баран, коза, теленок.
- …
Упражнение 3. Цель: упражнять в подборе слова по лексической теме в контексте предложения.
Закончи предложение:
- У лошади - жеребенок
- У курицы - …
Упражнение 4. Цель: упражнять в нахождении смысловой ошибки в предложениях.
Что не так?
- Собака громко замяукала.
- У крольчихи родились утята.
- …
Упражнение 5. Цель: упражнять в подборе антонимов.
Скажи наоборот:
- Рогатый - …
- Голодный - …
Упражнение 6. Цель: упражнять в классификации по заданным признакам.
Что лишнее?
- Хрюкать, мычать, лаять, разговаривать.
- Поросята, ягнята, медвежата, щенки.
Тема «Дикие животные».
Тематический словарь: барсук, барсучата, белка, бельчата, бобр, бобрята, бурый, бродить, волк, волчата, выдра, длинноухий, еж, ежата, енот, загонять, зайчата, заяц, злой, кабан, клыки, колоться, колючий, копыта, косолапый, красться, куница, лапы, лиса, лисята, лось, лосята, медведь, медвежата, нагонять, олень, оленята, ондатра, подстерегать, полосатый, прыгать, пушистый, рога, рыжий, рысь, рычать, серый, сохатый, трусливый, хвост, хитрая, ходить.
Упражнение 1. Цель: упражнять в образовании уменьшительно-ласкательной формы существительных.
Назови ласково.
- Белка - ….
- …
Упражнение 2. Цель: упражнять в сравнении слоговой структуры слов.
Какое слово самое короткое?
- Еж, заяц, медвежонок, олень.
- …
Упражнение 3. Цель: упражнять в подборе слова по лексической теме в контексте предложения.
Закончи предложение:
- Медведь живет в …
- У оленя - ветвистые…
Упражнение 4. Цель: упражнять в нахождении смысловой ошибки в предложениях.
Что не так?
- Лисенок – это детеныш лосихи.
- …
Упражнение 5. Цель: упражнять в подборе обобщающего слова.
Подбери обобщающее слово:
- Волк, белка и олень - это…животные.
- Клыки, рога, копыта, хвост - это…
- …
Упражнение 6. Цель: упражнять в классификации по заданным признакам.
Что лишнее?
- Красться, загонять, подстерегать, рисовать.
- …
Тема «Цветы».
Тематический словарь: аромат, ароматный, астры, бутон, василек, вянуть, гвоздики, герань, гиацинт, гладиолусы, горшок, живые, запах, кактус, клумба, колокольчик, комнатные, ландыш, лейка, лист, луг, луговые, мак, мать-и-мачеха, нарцисс, незабудка, отцветать, первоцвет, пересаживать, подснежник, поливать, поле, полевые, примула, распускаться, растение, расти, ромашка, розы, сад, садовые, садовник, сажать, стебель, тюльпан, удобрять, фиалка, фикус, цвести, цветник, цветок.
Упражнение 1. Цель: упражнять в образовании множественного числа существительных.
- Сосчитай до пяти:
- Одна клумба – много…
- Один бутон – много…
Упражнение 2. Цель: упражнять в сравнении слоговой структуры слов.
Какое слово самое длинное?
- Мак, подснежник, незабудка, тюльпан.
- …
Упражнение 3. Цель: упражнять в подборе слова по лексической теме в контексте предложения.
Закончи предложение:
- Гладиолусы и астры зацветают в конце…
- Розы - садовые…
Упражнение 4. Цель: упражнять в нахождении смысловой ошибки в предложениях.
Что не так?
- Фокус – комнатное растение.
- Лейка – ездовая собака.
- …
Упражнение 5. Цель: упражнять в подборе признаков сходства и отличия.
Что общего и чем отличаются друг от друга?
- Ромашка и астра.
- Аромат и запах.
- …
Упражнение 6. Цель: упражнять в классификации по заданным признакам.
Что лишнее?
- Цветок, цветник, бутон, лист.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗРАБОТКА И ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
о применении мультимедийных электронных образовательных ресурсов...
Доклад на тему:"Словарная работа с детьми дошкольного возраста"
"Словарная работа с детьми дошкольного возраста...
Словарная работа с детьми дошкольного возраста, её значение для общего и речевого развития ребёнка
В общей системе речевой работы в детском саду обогащение словаря, его закрепление и активизация занимают очень большое место. И это закономерно. Слово — основная единица языка, и совершенствование реч...
Методы словарной работы с детьми дошкольного возраста .
Средний дошкольный возраст – это качественно новая ступень в развитии ребенка. На этом этапе происходит дальнейшее обогащение словаря, развивается способность к обобщению, это связано в первую очередь...
Образовательные ситуаций по словарной работе с детьми дошкольного возраста 6-7 лет.
Развитие словаря; освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение, детей 6-7 лет. Развитие словаря; освоение ...
Методы и приемы словарной работы с детьми дошкольного возраста.
Методы и приемы словарной работы с детьми дошкольного возраста....