Образовательные ситуаций по словарной работе с детьми дошкольного возраста 4-5 лет.
материал по развитию речи (средняя группа)

Хмелевская Татьяна Николаевна

Речевые ситуации для развития речи детей 4-5 лет, на темы: «Игрушки», «Зима. Зимние забавы», «Продукты», «Домашние животные», «Дикие животные», «Цветы».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательные ситуаций по словарной работе с детьми дошкольного возраста  4-5 лет.

Учитель-логопед - Детский сад №62 - г.Чита

  • расширение словарного запаса – активного (употребление) и пассивного (понимание) словаря;
  • обогащение словаря словами-признаками и словами-обобщениями;
  • развитие слухового восприятия, оперативной памяти, мышления – развитие операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации и др.

Тема «Игрушки».

        Тематический словарь: барабан, большая, вертолет, вертолетик, игрушечка, игрушки, коляска, кубик, кукла, куколка, маленькая, матрешка, машина, машинка, мягкая игрушка, мяч, мячик, неваляшка, пирамидка, пупсик, резиновая игрушка, робот, самолет, самолетик, скакалка, совок, флажок, шар, шарик, юла.

        Упражнение 1. Цель: упражнять в образовании уменьшительно-ласкательной формы существительных.

Назови ласково:

  • Кукла – куколка.
  • Мяч - …

Упражнение 2. Цель: упражнять в сравнении слоговой структуры слов.

        Какое слово самое длинное?

  • Мячик, шар, игрушка?

Упражнение 3. Цель: упражнять в подборе слова по лексической теме в контексте предложения.

Закончи предложение:

  • У девочки в руках был…
  • Мальчик подбросил вверх…

Упражнение 4. Цель: упражнять в нахождении смысловой ошибки в предложениях.

        Что не так?

  • Пирамидку нужно катать.
  • Дети не любят играть в игрушки.

Упражнение 5. Цель: упражнять в подборе антонимов.

Скажи наоборот:

  • Широкая - …
  • Мягкая - …

Упражнение 6. Цель: упражнять в классификации по заданным признакам.

Что лишнее?

  • Робот, юла, телевизор, совок.

Тема «Зима. Зимние забавы».

        Тематический словарь: белый, быстрый, ветер, ворота, вратарь, выпадать, вьюга, гол, декабрь, ездить, забросить, заливать, замерзать, застыть, зимний, иней, катать, кататься, каток, клюшка, коньки, кружиться, легкий, лед, лепить, лететь, липкий, лопата, лыжи, лыжный, льдинка, метель, мороз, морозный, оттепель, полозья, прозрачный, прорубь, пушистый, санки, скользить, скользкий, снег, снеговик, снежинка, снежный, снежки, сугроб, узор, упасть, февраль, хоккей, холод, шайба, январь.

        Упражнение 1. Цель: упражнять в образовании уменьшительно-ласкательной формы существительных.

Назови ласково.

  • Снег - снежок.
  • Санки…

Упражнение 2. Цель: упражнять в сравнении слоговой структуры слов.

        Какое слово самое короткое?

  • Сугроб, льдинка, снег, узор?

Упражнение 3. Цель: упражнять в подборе слова по лексической теме в контексте предложения.

Закончи предложение:

  • Ребята слепили…
  • На окнах мороз нарисовал красивый…

Упражнение 4. Цель: упражнять в нахождении смысловой ошибки в предложениях.

        Что не так?

  • Клюшка нужна для игры в футбол.
  • Январь – последний месяц зимы.

Упражнение 5. Цель: упражнять в подборе антонимов.

Скажи наоборот:

  • Холодный - …
  • Замерзнуть - …

Упражнение 6. Цель: упражнять в классификации по заданным признакам.

Что лишнее?

  • Лыжи, санки, велосипед, коньки.

Тема «Продукты».

        Тематический словарь: баранка, бублик, булка, грибной, грибы, заварка, какао, кекс, кисель, колбаса, компот, конфеты, кофе, кофейный, крупы, мармелад, молоко, молочный, мука, мясо, мясной, овощи, овощной, печенье, пирог, пирожные, пирожок, подсолнечное масло, сахар, сахарный, сироп, сливочное масло, сок, соленый, соль, сушка, сыр, торт, фруктовый, фрукты, хлеб, хлебный, шоколад, шоколадный, ягоды, яйца.

        Упражнение 1. Цель: упражнять в образовании уменьшительно-ласкательной формы существительных.

Назови ласково.

  • Пирог - ….

Упражнение 2. Цель: упражнять в сравнении слоговой структуры слов.

        Какое слово самое длинное?

  • Сыр, молоко, хлеб, сок?

Упражнение 3. Цель: упражнять в подборе слова по лексической теме в контексте предложения.

Закончи предложение:

  • Я люблю шоколадные…
  • На обед у нас был грибной…

Упражнение 4. Цель: упражнять в нахождении смысловой ошибки в предложениях.

        Что не так?

  • Компот варят из грибов.
  • Булки растут на деревьях.

Упражнение 5. Цель: упражнять в подборе антонимов.

Скажи наоборот:

  • Хлеб мягкий - …
  • Горячий чай - …

Упражнение 6. Цель: упражнять в классификации по заданным признакам.

Что лишнее?

  • Молоко, творог, компот, кефир.

Тема «Домашние животные».

        Тематический словарь: баран, буренка, бык, высиживать, гуси, гусята, доить, жеребята, играть, индюк, индюшонок, кабан, коза, козел, конь, кормить, корова, кот, котята, кошка, крольчата, куры, кусаться, ласкаться, лаять, ловкий, лошадь, мычать, мяукать, наседка, нахохлиться, неуклюжий, овца, охранять, пасти, пастись, пес, плавать, подковать, поросята, пушистый, рогатый, рычать, свинья, собака, стадо, сторожить, табун, телята, упрямый, утки, утята, хрюкать, цыплята, щенки, ягнята.

        Упражнение 1. Цель: упражнять в образовании уменьшительно-ласкательной формы существительных.

Назови ласково.

  • Корова - коровка
  • Лошадь - …

Упражнение 2. Цель: упражнять в сравнении слоговой структуры слов.

        Какое слово самое длинное?

  • Бык, баран, коза, теленок.

Упражнение 3. Цель: упражнять в подборе слова по лексической теме в контексте предложения.

Закончи предложение:

  • У лошади - жеребенок
  • У курицы - …

Упражнение 4. Цель: упражнять в нахождении смысловой ошибки в предложениях.

        Что не так?

  • Собака громко замяукала.
  • У крольчихи родились утята.

Упражнение 5. Цель: упражнять в подборе антонимов.

Скажи наоборот:

  • Рогатый - …
  • Голодный - …

Упражнение 6. Цель: упражнять в классификации по заданным признакам.

Что лишнее?

  • Хрюкать, мычать, лаять, разговаривать.
  • Поросята, ягнята, медвежата, щенки.

Тема «Дикие животные».

        Тематический словарь: барсук, барсучата, белка, бельчата, бобр, бобрята, бурый, бродить, волк, волчата, выдра, длинноухий, еж, ежата, енот, загонять, зайчата, заяц, злой, кабан, клыки, колоться, колючий, копыта, косолапый, красться, куница, лапы, лиса, лисята, лось, лосята, медведь, медвежата, нагонять, олень, оленята, ондатра, подстерегать, полосатый, прыгать, пушистый, рога, рыжий, рысь, рычать, серый, сохатый, трусливый, хвост, хитрая, ходить.

        Упражнение 1. Цель: упражнять в образовании уменьшительно-ласкательной формы существительных.

Назови ласково.

  • Белка - ….

Упражнение 2. Цель: упражнять в сравнении слоговой структуры слов.

        Какое слово самое короткое?

  • Еж, заяц, медвежонок, олень.

Упражнение 3. Цель: упражнять в подборе слова по лексической теме в контексте предложения.

Закончи предложение:

  • Медведь живет в …
  • У оленя - ветвистые…

Упражнение 4. Цель: упражнять в нахождении смысловой ошибки в предложениях.

        Что не так?

  • Лисенок – это детеныш лосихи.

Упражнение 5. Цель: упражнять в подборе обобщающего слова.

Подбери обобщающее слово:

  • Волк, белка и олень - это…животные.
  • Клыки, рога, копыта, хвост - это…

Упражнение 6. Цель: упражнять в классификации по заданным признакам.

Что лишнее?

  • Красться, загонять, подстерегать, рисовать.

Тема «Цветы».

        Тематический словарь: аромат, ароматный, астры, бутон, василек, вянуть, гвоздики, герань, гиацинт, гладиолусы, горшок, живые, запах, кактус, клумба, колокольчик, комнатные, ландыш, лейка, лист, луг, луговые, мак, мать-и-мачеха, нарцисс, незабудка, отцветать, первоцвет, пересаживать, подснежник, поливать, поле, полевые, примула, распускаться, растение, расти, ромашка, розы, сад, садовые, садовник, сажать, стебель, тюльпан, удобрять, фиалка, фикус, цвести, цветник, цветок.

        Упражнение 1. Цель: упражнять в образовании множественного числа существительных.

  • Сосчитай до пяти:
  • Одна клумба – много…
  • Один бутон – много…

Упражнение 2. Цель: упражнять в сравнении слоговой структуры слов.

        Какое слово самое длинное?

  • Мак, подснежник, незабудка, тюльпан.

Упражнение 3. Цель: упражнять в подборе слова по лексической теме в контексте предложения.

Закончи предложение:

  • Гладиолусы и астры зацветают в конце…
  • Розы - садовые…

Упражнение 4. Цель: упражнять в нахождении смысловой ошибки в предложениях.

        Что не так?

  • Фокус – комнатное растение.
  • Лейка – ездовая собака.

Упражнение 5. Цель: упражнять в подборе признаков сходства и отличия.

Что общего и чем отличаются друг от друга?

  • Ромашка и астра.
  • Аромат и запах.

Упражнение 6. Цель: упражнять в классификации по заданным признакам.

Что лишнее?

  • Цветок, цветник, бутон, лист.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему:"Словарная работа с детьми дошкольного возраста"

"Словарная работа с детьми дошкольного возраста...

Словарная работа с детьми дошкольного возраста, её значение для общего и речевого развития ребёнка

В общей системе речевой работы в детском саду обогащение словаря, его закрепление и активизация занимают очень большое место. И это закономерно. Слово — основная единица языка, и совершенствование реч...

Методы словарной работы с детьми дошкольного возраста .

Средний дошкольный возраст – это качественно новая ступень в развитии ребенка. На этом этапе происходит дальнейшее обогащение словаря, развивается способность к обобщению, это связано в первую очередь...

Образовательные ситуаций по словарной работе с детьми дошкольного возраста 6-7 лет.

Развитие словаря; освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение, детей 6-7 лет. Развитие словаря; освоение ...

Методы и приемы словарной работы с детьми дошкольного возраста.

Методы и приемы словарной работы с детьми дошкольного возраста....