Методы и приемы словарной работы с детьми дошкольного возраста.
презентация к уроку по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа)
Методы и приемы словарной работы с детьми дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_i_priemy_slovarnoy_raboty_s_detmi_doshkolnogo_vozrasta_1.pptx | 132.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
методы накопления содержания детской речи; методы , направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны. Методы и приемы обогащения словаря детей дошкольного возраста
Способ ознакомления Введение новых слов в словарь детей Закрепление и активизация словаря Методы непосредственного ознакомления с окружающим миром и обогащения словаря рассматривание и обследование предметов рассматривание игрушек наблюдение за животными, растениями, за деятельностью взрослых рассматривание картин осмотры помещения детского сада, целевые прогулки дидактические игры с предметами и картинками словесные игры Методы опосредованного ознакомления с окружающим и обогащение словаря Показ картин незнакомого (малознакомого) содержания (малознакомого) содержания Лексические (словарные упражнения) Чтение и рассказывание литературных произведений загадывание и отгадывание загадок показ диа -, кино и видеофильмов, просмотр телепередач Составление детьми рассказов
Рассматривание и обследование предметов ( во всех группах ) Рассматривание предмета (обследование) – целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие предмета осязательно-двигательным и зрительным путём. Благодаря обследованию предмета у детей формируется представление о нём.
Наблюдение (во всех группах) используется в ряде занятий: осмотр помещений детского сада, экскурсия, рассматривание предметов (посуды, одежды, овощей и т. п.), наблюдения за каким-нибудь процессом (трудом взрослых, уходом за животными и т. п.); один и тот же предмет или явление могут быть объектом наблюдения детей разного возраста, но объем знаний и методы работы должны быть различным; готовясь к организации наблюдений с детьми, педагогу следует отобрать необходимый круг сведений, а так же слова, которыми дети должны овладеть во время наблюдения;
необходимо активизировать разнообразные а нализаторы (зрительные, слуховые, обонятельные, кожные, кинестетические) - дать детям возможность побегать по участку, по собирать листья, желуди, по- трогать кору деревьев и т.д.; помочь детям увидеть главное, для того, чтобы слово наполнилось соответствующим ему содержанием; звучание слова должно совпадать по времени с восприятием ребенком предмета или действия, которое оно обозначает ; не следует перегружать детей деталями, многочисленными подробностями – это отвлекает их от главного и быстро утомляет.
Осмотр помещения детского сада (со средней группы) С детьми младшего возраста организуются осмотры помещения, методику которых разработала Е. И. Тихеева. Это своеобразные экскурсии по помещению групповой комнаты, затем по всему зданию детского сада. Осмотры проводят живо, эмоционально, с применением игровых приемов . За один осмотр надо знакомить детей с какой-нибудь группой предметов, а не со всей обстановкой помещения. Длительность осмотров 5–7 мин, позднее она достигает 15 мин. Интересно начинать с игрового уголка (что эмоционально затрагивает ребенка) или с уголка природы. При этом вводятся новые слова и закрепляются уже имеющиеся в словаре детей.
Занятия с одним и тем же материалом могут повторяться несколько раз в том же виде и с усложнением. Например, осмотр помещения групповой комнаты проводится несколько раз, но при повторении используются разные игровые приемы. Дети показывают свою групповую комнату новой кукле или вновь пришедшему ребенку. Можно связать осмотр с игрой в поручения: «Кто найдет петушка? Найди ты, Настя. Где ты его нашла?» Е.И. Тихеева рекомендовала осмотры для уточнения ряда понятий (например «Какая у нас мебель»; «Что стоит в буфете»; «Наши кроватки»)
Целевые прогулки (со средней группы ) Целевые прогулки: проводятся за пределами ДОО; вносят разнообразие в жизнь детей ; обогащают их воображение; позволяют лучше узнать окружающую природу; проводятся не только с познавательной, но и познавательно-практической целью - сбор семян дикорастущих трав, растений для гербария, природного материала для ручного труда ; Объем программных задач, намечаемых для реализации на целевой прогулке, значительно меньше того, что предполагается экскурсией. Благодаря регулярности проведения можно проследить изменения в объектах природы, обнаружить их причины.
Объектами наблюдения в ходе целевой прогулки могут быть : городской транспорт; улица , бульвар или парк; труд взрослых; огород на участке детского сада, лес, поле, луг. Целевые прогулки проводятся в разное время года, в разную погоду. Дети учатся называть словом предметы, явления неживой и живой природы, признаки предметов (цвет, форма, величина, вкус), правильно употреблять слова, обозначающие пространство, время (близко, далеко, скоро, долго, утром, днем, вечером). При ознакомлении с трудом взрослых обращается внимание на предметы и орудия труда, трудовые действия, их назначение, собственные действия детей. Одновременно в словарь вводятся соответствующие слова. Дети учатся отвечать на вопросы «что это?», «кто это?», «какой?», «что делает?», «что с ним можно делать?»
организовывать пешеходные прогулки с детьми, начиная со старшей группы, на расстояние не более 2 км, продолжительностью 25–30 мин в один конец (для подготовительной группы – 40–45 мин в один конец); осматривать одежду, обувь воспитанников на соответствие погодным условиям перед началом проведения целевой прогулки ; запастись свежей кипяченой водой в достаточном количестве для питья детям летом ; накануне целевой прогулки, заведующий ДОУ издает приказ, в котором оговариваются маршрут, сопровождающие детей лица, количество дошкольников в группе. Ответственные за сопровождение дошкольников проходят инструктаж с обязательной регистрацией в журнале инструктажей.
Основные правила: заранее наметить и проверить маршрут будущей прогулки, осмотреть участок; определить , как можно использовать природные условия для упражнения детей в разных видах движений, где правильно организовать отдых, игру, наблюдение; чередовать виды деятельности в зависимости от плана проведения прогулки для предотвращения переутомления, перегрева воспитанников; принять во внимание физические возможности всех детей;
Содержание и подбор игрушек определяются возрастными особенностями детей и задачами речевой работы. Для развития словаря используются различные категории игрушек: люди (фигурки детей, взрослых), жилища людей и их окружение, средства передвижения, животные, птицы, овощи, фрукты, грибы, орудия труда. Особое значение имеет предложенная Е.И. Тихеевой дидактически оборудованная кукла (платье, белье и обувь, постель, посуда, мебель, орудия труда), которая является средством закрепления и активизации бытового словаря в организованных играх и занятиях. Рассматривание игрушек (во всех группах)
Выбор игрушек для занятий : они должны привлекать к себе внимание детей ярко выраженными качествами (цвет, форма, размер); активизировать речь; создавать настроение. Игрушки могут быть одинаковыми по названию, но разными по внешнему виду (кукла большая в пальто и берете, кукла маленькая в одеяле и коляске; кошки белая и черная ). При рассматривании игрушек и предметов дети отвечают на вопросы по описанию игрушки (ее свойств, качеств и действий) и подводятся к составлению рассказов об игрушке. Сначала взрослый обращает внимание детей на особенности и характерные признаки предмета. При описании предмета он сначала называется (Это... зайчик), затем раскрываются его качества, свойства, назначение, цвет, форма, а затем особенности и характерные признаки предмета, а также его действия(объектами для описания могут быть игрушки, овощи, фрукты, одежда, дети, картинки, предметы быта)
Метод способствует росту пассивного словаря детей, они учатся видеть и понимать картину. Картина дает возможность лучше, внимательнее рассмотреть предмет, а также увидеть предмет в различных обстоятельствах и в разнообразных видах (изменение цвета, формы, величины, положения ). В детском саду используются предметные и сюжетные картины: Сюжетная картина: наталкивает ребенка на рассказ, поэтому используются при развитии связной речи. Предметные картины: располагают детей к занятиям, связанным с перечислением и описанием качеств и особенностей изображенного объекта, поэтому используются на занятиях по активизации, уточнению и обогащению словаря. Рассматривание картин (во всех группах)
Требования к картинам : художественность ; реалистичность ; ясность а отчетливость изображения; отсутствие нагромождения деталей, несущественных предметов. На занятиях, проводимых в старшей и подготовительной к школе группах, детей знакомят с репродукциями картин русских художников. Картина - важное средство эстетического и нравственного воспитания. При правильном его использовании воспитатель может значительно обогатить словарь детей.
В художественном тексте слова и их сочетания создают яркие образы . Изобразительные средства языка (эпитеты, сравнения, метафоры и пр.) метки, эмоциональны, оживляют речь, развивают мышление, совершенствуют словарь детей. Эпитет - образная характеристика какого-либо лица, явления, предмета обычно посредством выразительного метафорического прилагательного. Примеры эпитетов: «Румяная заря. Золотая тучка. Быстрые мысли. Человек кран . Легкое чтиво. Поющий костер. Девица-красавица. Печально льет свет .» Художественная литература ( во всех группах)
Сравнение - образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком, за счет которого усиливается художественное значение первого предмета. 1. Подобно ласковому зверю метель во двор к нам забралась. 2 . Огромные деревья похожи на лесных великанов. 3 . Горы, словно могучие великаны, окружили долину. 4 . Деревья склонились над ручьем и были похожи на большой зеленый шатер. 5 . Туча, словно большая черная птица, закрыла полнеба. Сравнения очень оживляют поэтическую речь и прозу. Иногда одного сравнения достаточно, чтобы дать емкую, четкую характеристику персонажа или явления .
Метафора — это литературный приём, который выражает употребление слова, либо словосочетания в переносном значении и способствует усилению эмоциональной выразительности речи. Например : «лёгкая улыбка», «мягкий вкус», «ледяное сердце», «железные нервы», «глаз-алмаз», «заяц» (о безбилетном пассажире).
Основными приемами работы над изобразительными средствами языка являются: обнаружение в тексте «образных слов»; объяснение педагогом значений слов и оборотов речи; специальные упражнения на подбор сравнений, эпитетов; воссоздание образа по вопросу педагога: «Какую картину вы себе представляете?»; словесное рисование; подготовка к выразительному чтению стихотворений (отработка интонации, силы голоса и пр.) и т.д .
Дидактические игры созданы для обучения через игру. Главная особенность - задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют навыки действий с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и со взрослыми. Дидактические игры для детей можно разделить на три группы: словесные игры; настольные игры; игры с предметами (игрушками, природным материалом) Дидактические игры с предметами и картинками (во всех группах)
Словесные игры - это игры, построенные на словах и действиях играющих. В словесных играх дети углубляют свои знания и представления о предметах, открывают что-то новое. В игре дети находят: признаки сходства и различия предметов; группируют их по различным свойствам; описывают предметы; отгадывают предметы по описанию; выделяют характерные признаки и т.д
Игры с предметами : в них можно использовать как игрушки, так и реальные предметы. Играя в игры, ребенок сравнивает предметы, устанавливает их сходство и различие. С помощью игры ребенок знакомится с признаками предметов: цветом, формой, величиной, узнает свойства предметов (мягкий-жесткий, мокрый, сухой и т.д.) В играх с предметами дети учатся устанавливать последовательность, сравнивать, классифицировать.
Обязательный компонент дидактической игры - правила. Правила служат тому, чтобы организовать поведение ребенка и его действия. Правила делают игру напряженной и интересной, ставят запреты и предписания, которым должен следовать ребенок в процессе игры. Для соблюдения правил ребенок должен учиться преодолевать отрицательные эмоции, которые проявляются из-за неудачных результатов, учиться прилагать усилия воли . Дидактические игры для детей разного возраста отличаются разным содержанием и обучающими задачами.
Игровая задача словарных упражнений заключается в быстром подборе точного слова – ответа ведущему. Упражнения должны быть кратковременными . На первых занятиях упражнения проводятся в медленном темпе, т. к. педагогу приходится часто исправлять ответы детей, подсказывать нужное слово, объяснять. В дальнейшем упражнение может стать игрой, в которой участники получают фишки за удачный ответ или выбывают из игры. В такой игре можно использовать мяч, который ведущий бросает по своему усмотрению любому участнику игры. Лексические словарные упражнения ( во всех группах, чаще в старших)
Загадка - образное, картинное описание характерных признаков предметов и явлений. Ценность метода: позволяет эффективно упражнять ум; развивать мыслительные способности; углублять и уточнять знания о предметах и явлениях; загадки (как и другие малые формы фольклора) помогают детям проникнуть в образный строй русской речи; овладеть выразительными средствами языка Загадывание и отгадывание загадок ( во всех группах)
Требования к применению загадок : загадыванию загадок должно предшествовать ознакомление детей с предметами, их характерными признаками; загадки должны быть доступны детям с точки зрения как содержания, так и формы; сначала дети отгадывают загадки, построенные на прямом описании характерных признаков («Длинное ухо, комочек пуха, прыгает ловко, грызет морковку»), постепенно вводятся загадки, содержащие метафору, т.е. такие, в которых описание предмета дается через сравнение с другими предметами («Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает»); обучение отгадыванию загадок должно осуществляться на наглядном материале и на основе соотнесения словесного образа с реальным предметом (рассматривание предметов); отгадывание загадок должно сопровождаться рассуждениями и доказательствами, объяснениями образного описания; придумывание загадок самими детьми должно основываться на большой предварительной работе по рассматриванию и описанию предметов, отгадыванию готовых загадок; загадывание и отгадывание загадок следует проводить в игровой форме.
Рассказывание об игрушке; Рассказывание по картине; Рассказывание по серии картинок; Составление рассказа на основе собственного опыта. Составление детьми рассказов ( средняя и старшая группа)
Приемы словарной работы Приемы обогащения словаря Приемы активизации словаря Приемы уточнения значения слов •Показ и называние •Многократное повторение слова педагогом в разных грамматических формах •Использование художественного слова •Поручения («Скажи», «Повтори») •Упражнения в использовании слова •Подсказка нужного слова •Вопросы •Хоровое повторение •Поручения («Скажи», «Повтори») •Игры •Толкование слов •Объяснение этимологии слов •Словообразовательные упражнения •Упражнения на классификацию
1 . Называние (или образец произношения) нового или трудного слова. Для того, чтобы дети обращали на это слово внимание, восприняли его без искажений мы произносим слово с подчеркнуто чёткой дикцией, медленно. Используем интонирование голоса, паузу перед словом и прямое словесное указание: «Послушайте ещё раз это трудное слово ». 2.Часто называние сопровождаем показом объекта. «Посмотрите, внутри плиты большая духовка». Открываем дверцу духовки и показываем жестом. 3 . Называние слова сопровождаем толкованием (пространным толкованием, заменой знакомым словом или сопоставлением со знакомым синонимом, сравнение со знакомым антонимом). Например, аквариум - стеклянный ящик, в нем живут рыбки, через стекло нам их хорошо видно.
4. Называние слова сопровождаем толкованием через практический показ детей. Например, птицы летят клином. Предлагаем детям самим выстроиться клином. 5 . Мы применяем включение слова в предложение, показываем его сочетание с другими словами. Например: В задние двери автобуса входят пассажиры; В автобусе едут пассажиры; Автобус едет по дороге. 6. Для запоминания используем повторение слова самим воспитателем, неоднократно в течение занятия, отдельными детьми с места, в младшем возрасте повторение хором. 7 . Для усиления интереса к слову объясняем происхождение (этимологию) слова. Например, ребята, почему так говорят, грузовой автомобиль-грузовик. Мы поощряем вопросы детей о происхождении слов.
8. Также используем такой приём, как вопрос. Задаём прямые вопросы и подсказывающие (справа или слева игрушка?). 9 . Применяем игровые приёмы, используем эмоциональность, интригующую интонацию голоса при вопросе, шутливые вопросы, небылицы, игровые персонажи. 10 . Вызываем интерес и увеличиваем внимание детей элементом соревнования («Кто скажет больше слов?»), красочностью и новизной атрибутов. 11 . Используем приём сравнения, а также группировки предметов по определённому признаку. 12 . Всегда применяем поощрительные приёмы (похвала, вручение фишек, медалей за старания детей).
Литература Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Издательский центр « Академия » Конина М. М. Роль картинки в обучении родному языку детей старшего дошкольного возраста (словарная работа) // Известия АПН РСФСР.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему:"Словарная работа с детьми дошкольного возраста"
"Словарная работа с детьми дошкольного возраста...
Методы и приемы словарной работы с детьми раннего возраста
Словарная работа в каждой группе проводится на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей словаря, психического развития в целом, а также текущих воспитательных задач....
Словарная работа с детьми дошкольного возраста, её значение для общего и речевого развития ребёнка
В общей системе речевой работы в детском саду обогащение словаря, его закрепление и активизация занимают очень большое место. И это закономерно. Слово — основная единица языка, и совершенствование реч...
Методы словарной работы с детьми дошкольного возраста .
Средний дошкольный возраст – это качественно новая ступень в развитии ребенка. На этом этапе происходит дальнейшее обогащение словаря, развивается способность к обобщению, это связано в первую очередь...
Образовательные ситуаций по словарной работе с детьми дошкольного возраста 4-5 лет.
Речевые ситуации для развития речи детей 4-5 лет, на темы: «Игрушки», «Зима. Зимние забавы», «Продукты», «Домашние животные», «Дикие животные&raqu...
Образовательные ситуаций по словарной работе с детьми дошкольного возраста 6-7 лет.
Развитие словаря; освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение, детей 6-7 лет. Развитие словаря; освоение ...
Мастер – класс «Применение нейропсихологических методов и приемов в работе с детьми дошкольного возраста с различными нарушениями развития»
Увеличение уровня познаний педагогов об использовании нейропсихологических технологий, обеспечение возможности их применения в образовательном процессе, пропаганда и распространение нестандартных спос...