Конспект по речевому развитию на тему: "Зинькины загадки для умных ребят".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Кузнецова Екатерина Сергеевна

Тема: Зинькины загадки для умных ребят

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_3_zainkiny_zagadki_dlya_umnyh_rebyat.docx28.9 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект №1. октябрь

Тема: «Зинькины загадки для умных ребят» (Осень)

Программные задачи:

  • поддерживать проявление субъектной позиции ребёнка в речевом общении со взрослыми и сверстниками;
  • поддерживать использование в речи средств языковой выразительности: антонимов, синонимов, многозначных слов, метафор, образных сравнений, олицетворений;
  • развивать речевое творчество, учитывая индивидуальные способности и возможности детей;
  • продолжать развивать у детей интерес к изменениям, происходящим в природе;
  • развивать умение находить в литературном тексте признаки осени и умение анализировать содержание и форму произведения, развивать литературную речь;
  • активизировать речевую и мыслительную деятельность;
  • совершенствовать умение отвечать на поставленные вопросы;
  • развивать диалогическую и монологическую формы речь;
  • развивать интерес к творчеству;
  • учить договариваться и доводить начатое дело до конца;
  • прививать  бережное отношение к родной природе.

Предварительная работа:

  • беседы об осени, её первых признаках;
  • чтение произведения В. Бианки «Синичкин календарь» (осенние месяцы);
  • загадывание и отгадывание загадок по данной теме;
  • рассматривание репродукций с осенними пейзажами русских художников;
  • изготовление кормушек для зимующих птиц в группе и вместе с родителями;
  • разучивание стихов об осени.

Осень

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила:

Пожелтел орешник и зарделись клёны,

В пурпуре осеннем только дуб зелёный.

Утешает осень:

- Не жалейте лето!

Посмотрите – роща золотом одета!

З. Федоровская

Дождь по улице идёт,

Мокрая дорога,

Много капель на стекле,

А тепла немного.

Как осенние грибы,

Зонтики мы носим,

Потому что на дворе

Наступила осень.

В. Семернин

Материалы и оборудование: книга с текстом сказки В. Бианки «Синичкин календарь»; подбор репродукций русских художников с изображением осенних признаков в природе; подборка загадок, пословиц об осенних явлениях в природе; листочки из бумаги (берёзовые – жёлтого цвета, кленовые – красного, тополиные – зелёного); карточки – схемы, обозначающие предметы осени.

Ход ситуации

Педагог приглашает детей удобно расположиться на ковре и начинает беседу об осени с чтения стихотворения Е. Благининой.

Воспитатель. 

Листья золотые падают, летят,

Листья золотые устилают сад.

Много на дорожках листьев золотых,

Мы букет хороший сделаем из них,

Мы букет поставим посреди стола,

Осень золотая в гости к нам пришла.

О каком времени года рассказывается в этом стихотворении?

Дети. Об осени.

Воспитатель. О какой осени в нём говорится?

Дети. В этом стихотворении говорится о золотой осени.

Воспитатель. Почему раннюю осень называют золотой?

Дети. Листья на деревьях становятся жёлтыми.

Воспитатель. Часто ли идут осенью дожди?

Дети. Очень часто.

Воспитатель.

Дождь по улице идёт,

Мокрая дорога,

Много капель на стекле,

А тепла немного.

Что осенний ветер делает с листьями?

Дети. Ветерок их кружит, заставляет летать, а потом медленно падать на землю.

Воспитатель читает строки стихотворения М. Исаковского.

Воспитатель.

Осенний старательный ветер

Листву по дорогам разнёс…

Воспитатель. Как называется это явление в природе?

Дети. Листопад.

Воспитатель.

Опавшей листвы разговор

Еле слышен:

- Мы с клёнов…

- Мы с яблонь…

- Мы с вишен…

- С осинки…

- С черёмухи…

- С дуба…

- С берёзы….

Везде листопад:

На пороге морозы!

Это стихотворение Ю. Капотова так и называется – «Листопад».

Помните, мы развешивали кормушки, которые вы сделали в группе и дома с родителями? Сегодня утром по дороге в наш детский сад возле одной кормушки я увидела маленькую птичку-синичку, рядом с кормушкой лежал букет из осенних листьев, а в букете было письмо. Синичка села на плечо, а потом, взмахнув крылышками, подлетела к букету и быстро от меня улетела! Это была очень знакомая птичка. Мне показалось, что она что-то хотела мне рассказать, но не смогла. А я не могу вспомнить, где я могла с ней встретиться.

Ребята, может быть, вы мне поможете вспомнить, где мы встречались с этой синичкой?

Дети. Это, наверное, наша знакомая синичка из книги Виталия Бианки «Синичкин календарь».

Воспитатель. Почему автор назвал своё произведение «Синичкин календарь»?

Дети. Синички осенью к нам прилетают, чтобы зимовать.

Воспитатель. А как звали синичку?

Дети. Зиничка, или Зинька.

Воспитатель. Что вы ещё можете рассказать о птичке-синичке? Какая она была?

Педагог внимательно выслушивает короткие рассказы-воспоминания детей, поощряет их желание выражать свои мысли полными предложениями. Когда все желающие выскажутся, педагог предлагает детям поиграть.

Игра «Огородник и воробей». Выбираются «огородник» и «воробей», остальные ребята берутся за руки, образуя круг. «Огородник» поёт: «Эй, воробей, не клюй моих конопель, ни моих, ни своих, ни соседовых. Я за ту коноплю тебе ножку перебью». «Огородник» бежит ловить «воробья». Дети впускают «воробья» в круг и выпускают, «огородник» может ловить  его только за кругом. Поймав «воробья», «огородник» меняется местами, или выбираются новые «огородник» и «воробей».

После игры продолжается беседа, в основе которой – рассказ воспитателя.

Воспитатель. Ребята, я взяла букет из листьев и принесла в группу. Посмотрите, какой красивый осенний букет! (Дети рассматривают букет.) Послушайте, я прочитаю вам письмо от Зиньки: «Ребята, все мои друзья-синички и даже старый воробей благодарят вас за хорошие кормушки, которые вы сделали. Теперь все птицы, оставшиеся зимовать, не умрут с голода в холодные дни. Возьмите от нас на память листья из осеннего леса и вспомните ещё раз, как хорошо в осеннем лесу. Ваша синичка Зиничка».

Воспитатель. Это вам Зинькин подарок из осеннего леса. Возьмите листочки – кому какие нравятся.

Дети разбирают разноцветные листочки, которые им понравились.

Воспитатель. Сегодня мы ещё раз вспомним об осени, осенних явлениях в природе и о том, что происходило с Зинькой в осеннем лесу. Но сначала отгадайте  загадки.

Летом вырастают,

А осенью опадают.

Дети. Листья.

Воспитатель.

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю.

Дети. Осень.

Воспитатель.

Он длиннющий!

Он большущий!

Он от тучи до земли…

Пусть идёт он пуще, пуще,

Чтоб грибы скорей росли!

Дети. Дождь.

Воспитатель.

Летит орлица

Через тридевять земель,

Крылья распластала,

Солнышко застлала.

Дети. Туча.

Воспитатель. А ещё Зинька в своём письме рассказала о том, что она увидела в осеннем лесу. Только я ничего не поняла. Вот послушайте, что у неё получилось.

Педагог зачитывает детям деформированный текст на тему «Что увидела Зинька (синичка) в осеннем лесу». При повторном чтении взрослый построчно читает текст, дети также построчно его исправляют, например:

Воспитатель. Дует, осень, ветер, холодный.

Дети. Осенью дует холодный ветер.

Воспитатель. Желтеют, на, листья, деревья.

Дети. На деревьях желтеют листья.

Воспитатель. Земля, трава, на, увядает.

Дети. На земле увядает трава.

Воспитатель. Улетают, юг, на, птицы.

Дети. Птицы улетают на юг.

Воспитатель. Мелкий, осень, часто, моросит, дождь.

Дети . Осенью часто моросит мелкий дождь.

Воспитатель. Звери, зима, к, готовятся.

Дети. Звери готовятся к зиме.

Воспитатель. Какое природное явление бывает только осенью?

Дети. Листопад.

Воспитатель.  Предлагаю поиграть в игру.

Игра «Дождик». Дети встают в круг и выполняют движения согласно тексту.

К нам на длинной тонкой ножке          Дети выполняют прыжки на одной ножке

Скачет дождик по дорожке.

В лужице – смотри, смотри! –         Выполняют приседания.

Он пускает пузыри.

Стали мокрыми кусты,         Поднимают руки вверх, потряхивая           кистями.

Стали мокрыми цветы.         Выполняют наклоны, опустив руки к полу  и потряхивая кистями.

Мокрый серый воробей         Встают прямо, руки вдоль тела, слегка

Сушит пёрышки скорей.         потряхивая кистями.

Воспитатель. Давайте вспомним признаки осени. Вам нужно подобрать слово к тому слову-действию, которое я назову.

Дети встают в круг, взрослый – в середине круга. Педагог бросает мяч ребёнку и называет слово-действие, а ребёнок, возвращая мяч, должен закончить фразу, например:

Моросит…(дождь).

Дует…(ветер).

Вянет…(трава).

Желтеют…(листья).

Льёт…(дождь).

Опадают…(листья).

Созревают…(овощи, фрукты).

Собирают…(урожай).

Улетают…(птицы).

Меняют свою шкурку…(звери).

Белки сушат…(грибы).

Игра «Мы осенние листочки» (с листочками, подаренными синичкой Зинькой).

Воспитатель заранее, перед игрой, разбрасывает по одному жёлтому, красному, зелёному листочку по группе. Предлагает детям разбежаться по «лужайке» и подбежать к листочкам того же цвета, что и у них. Дети выполняют движения согласно тексту.

Мы – осенние листочки,

Мы на веточках сидели,

Ветер дунул – полетели.

Мы летали, мы летали,

А потом опять устали.

Перестал дуть ветерок –

Мы присели все в кружок.

Ветер снова вдруг подул

И листочки быстро сдул.

Все листочки полетели,

На лужайки свои сели.

Воспитатель: Зинька приготовила для вас еще и очень трудные задания.

Воспитатель предлагает детям подобрать родственные слова к предложенным словам, например «лес».

Дети (по очереди). Лесной, лесовичок, лесник, лесок, лесовик, подлесок, пролесок.

Воспитатель: Гриб

Дети (по очереди). Грибок, грибной, грибочек, грибище, грибница, грибы, грибник.

Воспитатель: Дождь

Дети: Дождик, дождить, дождичек, задождить, дождище, дождливый, дождинка, дождевик…

Педагог предлагает детям подойти к столам, где для них приготовлено новое задание от Зиньки.

Воспитатель: Ребята, на каждом столе лежит карточка- схема, на которой изображены небо, дождь, день, ночь, ветер, деревья, птицы, насекомые, звери, люди, листья.

Педагог предлагает детям внимательно рассмотреть карточки- схемы и составить по ним рассказ о приметах осени, например: «Осенью солнце мало светит и греет. Небо закрыто тучами. Часто идет дождь. По ночам дует сильный ветер. Листья на деревьях желтеют и опадают. Насекомые спрятались. Звери готовятся к зиме, каждый по своему. Люди делают на зиму заготовки».

Когда дети придумают рассказы, то желающие по очереди начинают рассказывать, а остальные слушают.

В конце занятия педагог благодарит детей от себя и от имени синички Зиньки за активное участие в ИОС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НОД «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» Старшая разновозрастная группа (от 5 до 7 лет) Тема: Игра «Какой». Игра «Загадки»

Программные задачи: • Подбор прилагательных к существительному.• Развитие слухового внимания; обучение умению составлять связное монологическое высказывание (толкование загадок)• в...

План - конспект нод по образовательной области – речевое развитие Тема: «Мудрая сова в гостях у ребят»

v  способствовать развитию речи, познавательных интересов, мыслительных операций (внимание, память, мышление), умение составлять рассказ по схеме; умение различать на слух и отчетливо произносить...

. Результативность речевого развития детей в проекте «Книга – лучший друг ребят»

Отчёт. Результативность речевого развития детей в проекте "Книга - лучший друг ребят"....

НОД конспект по речевому развитию " Весенние загадки"

Тема: "Весенние загадки". Цель: Обобщить знания детей о приметах весны, о жизни птиц и животных в этот период года.Задачи:1.Закрепить знания детей о весне....

Конспект НОД по речевому развитию. Тема: Чтение рассказа Н. Тихонова «Умный танк»

Учить детей понимать смысл рассказа, идейное содержание. Уточнить представления детей об особенностях рассказа, отличии от других литературных жанров....

Конспект НОД по развитию речи в «Путешествие в страну Умных Гномов»

Конспект занятия по развитию речи разработан в рамках календарно – тематического планирования,  лексическая тема «Домашние животные». При планировании занятия были учтены возрас...