Конспект ОД " Волшебный город звуков и букв"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Колоденко Юлия Михайловна

Конспект занятия в подготовительной группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                    «Путешествие в волшебный город звуков и букв».

Цель: повторить сформированные у детей знания, умения и навыки.

Задачи:

  • Закрепить знания об основных понятиях : буква, звук, слог, слово.
  • Закрепить умение  выделять нужный звук в слове, выполнить звукобуквенный анализ слова;
  • Развивать память, внимание, воображение ;

Материалы и оборудование: сюжетные картинки ;конверты с заданиями; доска с магнитами; дидактические игры; разрезные слоги, буквы.

Ход занятия

1.Психогимнастика:

Встанем дружно мы в кружок

За руки возьмёмся.

А теперь, мои друзья,

Друг другу улыбнёмся.(дети «дарят» улыбки друг другу и пожимают руки).

 2.«Вот теперь мы готовы продолжить наше путешествие в Страну Знаний в волшебный город Звуков и букв».

 

- Что вы знаете о звуках родного языка? (Звуки бывают гласные и согласные.)

- Что вы знаете о гласных звуках? (гласные звуки бывают первого и второго ряда).

- Что вы знаете о согласных звуках? (Согласные звуки бывают звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими).

Собрались животные жарких стран написать письмо диким животным, чтобы узнать, как им живется в лесу. Долго они спорили, кому именно написать? Зайцу - он трусливый, лиса – хитрая, волк – злой, медведь и еж зимой спят, белка – хлопотунья, она всегда занята. Решили написать мудрому оленю. Животные знали буквы, но не все.

Взяли они знакомые буквы и написали слово ОЛЕН (логопед выкладывает на магнитной доске). Слон сказал: «Не правильно. В слове олень звук Н – мягкий, а у нас твердый. Задумались звери и решили обратиться за помощью к буквам.

- Я умею обозначать мягкость согласных, - сказала буква И, пристраиваясь в конце слова. Стали звери читать - ОЛЕНИ.

- Опять не правильно,- возмутилась мартышка,- это же когда много оленей!

- Лучше стану я, - сказала буква Я. Стали читать - ОЛЕНЯ. Пробовала помочь буква Е, получилось ОЛЕНЕ.

Расстроились звери, и тут к ним вышла незнакомая буква, которая ничего не умела говорить, а только смягчала согласные. Звали букву мягкий знак.

Позвали звери букву Ь к себе. Мягкий знак с радостью согласился помочь и быстро стал в конце слова. ОЛЕНЬ - громко прочел слон. – Получилось!- запрыгала от радости мартышка. И все звери пошли сочинять письмо мудрому оленю.

Мягкий знак, мягкий знак,

Не звучит  совсем никак.

Но есть правило простое,

Мы легко его усвоим –

Если знак к согласной встанет,

Буква сразу мягкой станет.

Физкульминутка:         

А — начало алфавита

Тем она и знаменита.

А узнать ее легко:

Ноги ставит широко.

В алфавите, в букваре, (Хлопки в ладоши.)

Проживала буква Е.

Как-то раз она шагала (Ходьба на месте.)

По тетрадке не спеша,

Замечталась и упала,(Приседания.)

Превратилась в букву Ш...

Школьник был, конечно, рад:

(Наклоны туловища влево-вправо.)

Вот так буква-акробат! (Хлопки в ладоши.)

Буквой Л расставим ноги,

 Словно в пляске — руки в боки.

Наклонились влево, вправо, Влево, вправо...

Получается на славу. Молодцы!

Загадка:

Белый камешек растаял,

На доске следы оставил.( мел)

В: Предлагаю разобрать это слово.

-Назови первый звук. Какой он?

-Назови второй звук. Какой он?

- Назови третий звук. Какой он?

- Сколько всего звуков в этом слове?

- Сколько согласных?

- Сколько гласных?

- Какой по счету гласный звук?

- Какой по счету согласный мягкий?

- Какой по счету согласный твердый?

В: Посмотрите, последний твердый звук [л] я превращу в мягкий.

 Как теперь прозвучит это слово?

Д: Мель.

В: Получилось новое слово. Что такое “мель”?

Д: Мелкое место. Где не глубоко, где мало воды…

В: Да, мель – это неглубокое место в водоеме.

Д: В слове “мел” последний звук – твердый согласный, а в слове “мель” - мягкий.

В: А чем эти слова похожи?

Д: Всего по три звука, первые два одинаковые.

(Один ребенок работает у доски.)

-Вот оказывается, какой секрет у буквы Ь.

 Мягкий знак - волшебник, он ставится после согласной буквы, чтобы показать, что ее следует читать мягко и помогает поменять  смысл слова.

Буква “ь” не обозначает звука сама по себе, а только подсказывает, как читать согласный звук. (Объяснение дается в том случае, если дети затрудняются сами сформулировать этот вывод).

На что похожа буква Ь?

Буква Р перевернулась-

Мягким знаком обернулась.

Мягкий знак – хитрый знак:

Не назвать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Почему у дома угол

Превратился сразу в уголь,

Без пожара, просто так?

Это буква Ь.

Давайте напишем эту букву:

Нарисуем мягкий знак

Нежно капелькой вот так

Букву капелька смягчит,

Слово мягко прозвучит.

( Дети пишут букву вместе с воспитателем в воздухе, пальчиком на парте, на листочках)

Игра « Измени слово».

СОЛ,ДЕН,РОЛ,КОН,ЛЕН,НОЛ

В: Чтобы слово отгадать, нужно смягчить последний звук.

3.Заключительная.

- Что сегодня узнали нового?

- С какой буквой познакомились?

- Для чего она нужна?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Город звуков и букв

Данная статья предназначена для воспитателей и родителей детей подготовительной к школе группы....

Конспект непосредственно образовательной деятельности "На улицах города. Звук и буква "Т"

Дети помогают Незнайке познакомиться с правилами поведения в общественном транспорте. Знакомятся со звуком "Т" и упражняются в звуковом анализе слова. Занятие является седьмым в соответствии с перспек...

Город звуков и букв

"Приготовьте ваши ушки, и вы услышите, приготовьте ваши глазки, и вы увидите ..." Таким образом, чуть загадочно пробуждаете интерес, способствуя концентрации детского внимания, так учителя-логопеды ст...

Консультация "Город ЗВУКОВ и БУКВ"

В статье рассказывается о том, как лучше начать обучать ребенка чтению....

Методическая разработка на тему: «Обучение грамоте детей дошкольного возраста с нарушениями речи с использованием наглядно-дидактического пособия «Город звуков и букв».

В данной статье представлено авторское наглядно-дидактическое пособие "Город звуков и букв", которое используется для закрепления у детей характеристик звуков и букв русского языка, для разв...