Конспект ОД " Волшебный город звуков и букв"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект занятия в подготовительной группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_od_v_podgotovitelnoy_gruppe_volshebnyy_gorod_zvukov_i_bukv.docx | 20.23 КБ |
Предварительный просмотр:
«Путешествие в волшебный город звуков и букв».
Цель: повторить сформированные у детей знания, умения и навыки.
Задачи:
- Закрепить знания об основных понятиях : буква, звук, слог, слово.
- Закрепить умение выделять нужный звук в слове, выполнить звукобуквенный анализ слова;
- Развивать память, внимание, воображение ;
Материалы и оборудование: сюжетные картинки ;конверты с заданиями; доска с магнитами; дидактические игры; разрезные слоги, буквы.
Ход занятия
1.Психогимнастика:
Встанем дружно мы в кружок
За руки возьмёмся.
А теперь, мои друзья,
Друг другу улыбнёмся.(дети «дарят» улыбки друг другу и пожимают руки).
2.«Вот теперь мы готовы продолжить наше путешествие в Страну Знаний в волшебный город Звуков и букв».
- Что вы знаете о звуках родного языка? (Звуки бывают гласные и согласные.)
- Что вы знаете о гласных звуках? (гласные звуки бывают первого и второго ряда).
- Что вы знаете о согласных звуках? (Согласные звуки бывают звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими).
Собрались животные жарких стран написать письмо диким животным, чтобы узнать, как им живется в лесу. Долго они спорили, кому именно написать? Зайцу - он трусливый, лиса – хитрая, волк – злой, медведь и еж зимой спят, белка – хлопотунья, она всегда занята. Решили написать мудрому оленю. Животные знали буквы, но не все.
Взяли они знакомые буквы и написали слово ОЛЕН (логопед выкладывает на магнитной доске). Слон сказал: «Не правильно. В слове олень звук Н – мягкий, а у нас твердый. Задумались звери и решили обратиться за помощью к буквам.
- Я умею обозначать мягкость согласных, - сказала буква И, пристраиваясь в конце слова. Стали звери читать - ОЛЕНИ.
- Опять не правильно,- возмутилась мартышка,- это же когда много оленей!
- Лучше стану я, - сказала буква Я. Стали читать - ОЛЕНЯ. Пробовала помочь буква Е, получилось ОЛЕНЕ.
Расстроились звери, и тут к ним вышла незнакомая буква, которая ничего не умела говорить, а только смягчала согласные. Звали букву мягкий знак.
Позвали звери букву Ь к себе. Мягкий знак с радостью согласился помочь и быстро стал в конце слова. ОЛЕНЬ - громко прочел слон. – Получилось!- запрыгала от радости мартышка. И все звери пошли сочинять письмо мудрому оленю.
Мягкий знак, мягкий знак,
Не звучит совсем никак.
Но есть правило простое,
Мы легко его усвоим –
Если знак к согласной встанет,
Буква сразу мягкой станет.
Физкульминутка:
А — начало алфавита
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко:
Ноги ставит широко.
В алфавите, в букваре, (Хлопки в ладоши.)
Проживала буква Е.
Как-то раз она шагала (Ходьба на месте.)
По тетрадке не спеша,
Замечталась и упала,(Приседания.)
Превратилась в букву Ш...
Школьник был, конечно, рад:
(Наклоны туловища влево-вправо.)
Вот так буква-акробат! (Хлопки в ладоши.)
Буквой Л расставим ноги,
Словно в пляске — руки в боки.
Наклонились влево, вправо, Влево, вправо...
Получается на славу. Молодцы!
Загадка:
Белый камешек растаял,
На доске следы оставил.( мел)
В: Предлагаю разобрать это слово.
-Назови первый звук. Какой он?
-Назови второй звук. Какой он?
- Назови третий звук. Какой он?
- Сколько всего звуков в этом слове?
- Сколько согласных?
- Сколько гласных?
- Какой по счету гласный звук?
- Какой по счету согласный мягкий?
- Какой по счету согласный твердый?
В: Посмотрите, последний твердый звук [л] я превращу в мягкий.
Как теперь прозвучит это слово?
Д: Мель.
В: Получилось новое слово. Что такое “мель”?
Д: Мелкое место. Где не глубоко, где мало воды…
В: Да, мель – это неглубокое место в водоеме.
Д: В слове “мел” последний звук – твердый согласный, а в слове “мель” - мягкий.
В: А чем эти слова похожи?
Д: Всего по три звука, первые два одинаковые.
(Один ребенок работает у доски.)
-Вот оказывается, какой секрет у буквы Ь.
Мягкий знак - волшебник, он ставится после согласной буквы, чтобы показать, что ее следует читать мягко и помогает поменять смысл слова.
Буква “ь” не обозначает звука сама по себе, а только подсказывает, как читать согласный звук. (Объяснение дается в том случае, если дети затрудняются сами сформулировать этот вывод).
На что похожа буква Ь?
Буква Р перевернулась-
Мягким знаком обернулась.
Мягкий знак – хитрый знак:
Не назвать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Почему у дома угол
Превратился сразу в уголь,
Без пожара, просто так?
Это буква Ь.
Давайте напишем эту букву:
Нарисуем мягкий знак
Нежно капелькой вот так
Букву капелька смягчит,
Слово мягко прозвучит.
( Дети пишут букву вместе с воспитателем в воздухе, пальчиком на парте, на листочках)
Игра « Измени слово».
СОЛ,ДЕН,РОЛ,КОН,ЛЕН,НОЛ
В: Чтобы слово отгадать, нужно смягчить последний звук.
3.Заключительная.
- Что сегодня узнали нового?
- С какой буквой познакомились?
- Для чего она нужна?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Город звуков и букв
Данная статья предназначена для воспитателей и родителей детей подготовительной к школе группы....
Конспект непосредственно образовательной деятельности "На улицах города. Звук и буква "Т"
Дети помогают Незнайке познакомиться с правилами поведения в общественном транспорте. Знакомятся со звуком "Т" и упражняются в звуковом анализе слова. Занятие является седьмым в соответствии с перспек...
Конспект НОД «Путешествие в Волшебный город Звуков и Букв» образовательная область: речевое развитие
НОД по образовательной области: речевое развитие в старшей группе...
Город звуков и букв
"Приготовьте ваши ушки, и вы услышите, приготовьте ваши глазки, и вы увидите ..." Таким образом, чуть загадочно пробуждаете интерес, способствуя концентрации детского внимания, так учителя-логопеды ст...
Домашнее задание. Тема Наш город. Звук и буква Гг.
Игры для выполения дома....
Консультация "Город ЗВУКОВ и БУКВ"
В статье рассказывается о том, как лучше начать обучать ребенка чтению....
Методическая разработка на тему: «Обучение грамоте детей дошкольного возраста с нарушениями речи с использованием наглядно-дидактического пособия «Город звуков и букв».
В данной статье представлено авторское наглядно-дидактическое пособие "Город звуков и букв", которое используется для закрепления у детей характеристик звуков и букв русского языка, для разв...