Доклад на тему "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения"
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Доклад на тему
«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения»
Подготовила: Алексеева Н.В.
Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему общаться с другими людьми, познавать окружающий мир, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Младший дошкольный возраст (3-4 года) благоприятный период для развития речи детей. В этот период значительно возрастает речевая активность детей, увеличивается запас активного словаря. Дети правильно называют предметы ближайшего окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель. Шире начинают использовать прилагательные, наречия, предлоги. Улучшается произносительная сторона речи.
Однако в ней имеются нарушения: часть детей говорят недостаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки и слова. Наиболее типичными являются пропуск и замена звуков, перестановка звуков и слогов, нарушение слоговой структуры. Дети овладевают фразовой речью, их речевые высказывания удлиняются и усложняются, превращаясь в рассказы. Ребенок может пересказать небольшую по объему и хорошо знакомую сказку. Однако речь детей однотипна : все глаголы в настоящем времени: предложения похожи друг на друга.
Дидактическими называют игры с правилами, которые создаются взрослыми в целях воспитания и развития детей.
Воспитательно-образовательное значение дидактической игры не проявляется открыто, оно реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.
Дидактическая игра имеет свою структуру, включающую развивающую (дидактическую) задачу, игровую задачу, игровые действия и правила.
Дидактическая задача – основной элемент дидактической игры. Она воплощается в содержании игры и реализуется с помощью игровых действий. Например, в играх ставятся такие развивающие задачи:
- научить детей различать и правильно называть цвета («Салют», «Цветные коврики») или геометрические фигуры («Ледоход»),
- уточнить представления о столовой посуде («Кукла обедает») или одежде («Кукла идет на прогулку») и т.п.
Для детей дидактическая задача формулируется как игровая.
Игровые действия – это способы проявления активности ребенка в игровых целях. Они меняются в зависимости от возраста и уровня развития детей.
Правила обеспечивают реализацию игрового содержания. Они направляют поведение и познавательную деятельность детей; определяют характер и условия выполнения игровых действий, устанавливают их последовательность; регулируют отношения между играющими. В некоторых играх есть правила, запрещающие какие-то действия; ограничивающие двигательную активность детей (закрыть глаза, держать игрушку только в правой руке). Соблюдение правил в игре требует от детей контроля за своим поведением, умения обращаться со сверстниками, определенных усилий воли.
Все компоненты дидактической игры связаны между собой. Развивающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и задачу.
Ребенка привлекает в игре не дидактическая задача, которая в ней заложена, а возможность выполнить игровые действия, выиграть. Активное участие и выигрыш в игре зависят от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые определяются ее развивающей задачей. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания.
По характеру используемого материала дидактические игры принято условно делить на игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные [2 – стр.13].
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Ценность этих игр в том, что дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач.
Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнить и расширить представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.
Среди дидактических игр для дошкольников преобладают игры, в основе которых лежит подбор картинок по парам. Сначала детям предлагают из множества картинок найти пары совершенно одинаковых (две варежки, два яблока). Затем задача усложняется: картинки надо объединить по смыслу (найти две машины, из которых одна легковая, а другая – грузовая).
Игры на запоминание состава, количества и расположения картинок направлены на закрепление знаний детей о количественном и порядковом счете, о пространственном расположении картинок на столе, умение связно рассказать о тех изменениях, которые произошли с картинками.
Дидактические игры с наглядным материалом знакомят детей со свойствами предметов и их признаками, закрепляют знания о цвете, пространстве, времени, счете.
Например, игра «Чудесный мешочек» может служить методом активизации словаря у детей младших групп. Согласно методике игры дети должны внимательно рассмотреть предметы или игрушки, выделить их качества.
В игре «Угадай, что изменилось?» активизируются существительные, числительные, прилагательные, наречия, предлоги. Например, карандаши были в коробке, теперь на коробке; были две длинные ленты, теперь одна длинная, одна короткая.
Основное дидактическое правило игр с куклой – закрепление последовательности бытовых процессов, которые сами дети совершают в жизни.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них.
В младшей группе игры со словом направлены на уточнение, закрепление и активизацию словаря.
Словарные дидактические игры помогают развитию видовых и родовых понятий, освоению слов в их обобщающих значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуацию, когда он вынужден использовать приобретенные знания и словарь в новых условиях. Игровые действия в словарных играх дают возможность активизировать имеющийся запас слов.
Кроме дидактических игр используются пальчиковые и лексические упражнения, служащие для закрепления знаний ребенка в области лексики. Материалом для них являются слова и устойчивые словосочетания, функционирующие в речи: антонимы, синонимы, паронимы, фразеологические средства языка. Лексические упражнения знакомят дошкольников со смысловой стороной слова, содействуют формированию умения свободно пользоваться лексическими средствами языка, создают условия для активного отбора слов.
В отличие от дидактических игр лексические упражнения не имеют игровых правил. Игровая задача словарных упражнений состоит в быстром подборе соответствующего слова.
Основным содержанием лексических упражнений являются различные виды классификации слов: по родовому признаку (по группам: овощи, фрукты, посуда); по родовому и подродовому признакам (животные, домашние животные, дикие животные); по свойствам (цвет, вкус, величина, материал); подведение слов видового значения под родовое понятие (автобус, трамвай, такси), составление словосочетаний и предложений с антонимами, многозначными словами.
В методической литературе подробно освещены упражнения на подбор прилагательных (что бывает деревянным, красным, кислым), на подбор слов, обозначающих время («Когда это бывает?). Для активизации глаголов применяется упражнение «Кто что делает?» (повар варит, печет, жарит; врач – лечит, ставит градусник, осматривает).
При руководстве играми детей 3-4 лет педагогу необходимо знать, что решение развивающей задачи в дидактической игре требует от ребенка большой устойчивости внимания, усиленной мыслительной деятельности. Поэтому важным условием обучения детей является его занимательность, то есть использование разнообразных игровых приемов, ярких, интересных игрушек, повышающих интерес ребенка к игре. В ходе игры педагог обращает внимание детей на точность их ответов, добиваясь активизации намеченных слов.
Таким образом, дидактические игры различаются по задачам, содержанию, оформлению. В практике детских садов широко распространены игры, направленные на формирование словаря дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие с родителями по активизации словаря детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения
В работе раскрывается дидактическая игра представляющая собой многоплановое, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой об...
Программа по самообразованию «Формирование ориентировки в пространстве у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения ».
Актуальность исследования. Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон жизни человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с окружающим миром, и представля...
Развитие слухового восприятия у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения.
Развитие слухового восприятия у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения....
План работы по самообразованию в средней группе по теме: "Формирование речи детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения"
Цель: Создать условия для развития речи детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры, упражнения и чтение художественной литературы...
«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения»
В этой статье говориться о понятиях сенсорного развития в психологии, об особенностях сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста. О роли дидактических игр в сенсорном развитии детей младш...
ПЛАН РАБОТЫ по самообразованию по познавательно – речевому развитию в средней группе Тема: «Формирование речи детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения»
Актуальность темыВ настоящее время особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.Развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого...
План по самообразованию "Формирование речи детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения"
План по самообразованию Адамовой Е.В. на 2023г учебный год "Формирование речи детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения"...